Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АСУ воздушным движением во внеаэродромном воздушном пространстве




В настоящее время в различных регионах РФ функционирует ряд разнотипных районных (трассовых) АС УВД. Среди них есть как зарубежные АС типа «Теркас», так и отечественные АС типа «Стрела», «Альфа», «Строка-Ц» и другие. Эти системы обеспечивают решение основных задач управления воздушным движением:

— автоматизированный сбор от пользователей воздушного пространства заявок на его использование;

— автоматизированное составление сводного суточного плана ИВП и рассылка его взаимодействующим и обеспечивающим органам УВД;

— автоматизированную корректировку планов ИВП в процессе текущего планирования и оповещение о корректировке взаимодействующих и обеспечивающих служб УВД;

— автоматизацию процессов сбора, обработки и отображения данных о воздушной и наземной обстановке и плановой информации с помощью КСА и АРМ должностных лиц пунктов и центро управления;

— контроль выполнения планов ИВП и управление ВС при полетах по ВТ, МП, МВЛ;

— доведение режимов ИВП до органов УВД и пользователей ВП.

Структурно-функциональные схемы районных АС УВД были приведены в главе 2. Существующие КСА зональных центров ЕС ОрВД с правом непосредственного управления состоят из следующих подсистем:

— подсистемы радиолокационных постов (позиций), развернутых на площади района УВД, и удаленных от центра управления на сотни километров;

— подсистемы центра УВД, оснащенного комплексами обработки координатной и полетной информации о ВС, находящихся в радиолокационном поле района УВД, и комплексами обработки и рассылки заявочной информации по ИВП органам УВД, обеспечивающими отображение воздушной и наземной обстановки на экранах АРМ диспетчеров;

— подсистемы комплекса средств воздушной и наземной связи для обмена телефонными и телеграфными сообщениями, а также другой информацией с экипажами ВС и органами УВД;

— подсистемы электроснабжения центра управления воздушным движением и радиолокационных постов.

Основные ТТХ ряда существующих районных АС УВД и места их развертывания приведены в таблице 4.2. Аэроузловые АС УВД функционируют на базе районных АС УВД в полном или сокращенном составе.

Т а б л и ц а 4.2

Тип районной АС УВД «Теркас» «Стрела» «Альфа» КАРМ «Строка-Ц»
Место развертывания Москва (Внуково) Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Вологда, Иркутск Волгоград
Сопряжение с РЛС, АРП, РСБН, ВРЛ С любыми РЛС и ТРЛК С любыми РЛС и ТРЛК 1-РЛ-139, ТРЛК-11, АРП, РСБН 1-РЛ-139, ТРЛК-11, АРП, РСБН 1-РЛ-139, ТРЛК-11, АРП, РСБН
Представление информации о ВО Аналогово-цифровое Аналогово-цифровое Аналогово-цифровое Аналогово-цифровое Аналогово-цифровое
Вторичная обработка радиолокационной информации По всем ВС по ПРЛ и ВРЛ По всем ВС по ПРЛ и ВРЛ По всем ВС по ПРЛ и ВРЛ По всем ВС по ПРЛ и ВРЛ По всем ВС по ПРЛ и ВРЛ
Третичная обработка радиолокационной информации До 8 радиолокационных позиций До 5 радиолокационных позиций До 10 РЛС и АРП До 10 РЛС и АРП «Мозаика», до 5 РЛС
Количество сопровождаемых ВС До 300 До 200 До 600 До 300 До 72 на РМ
Сопряжение с AFTN, обработка плановой информации СП-3000, ТП-600 СП-3000, ТП-600 AFTN, отображение плановой информации AFTN, отображение плановой информации AFTN, отображение плановой информации
Планирование для сектора УВД вне ВТ + + + 2-я фаза текущего планирования
Наличие сопряжения с действующими системами связи + + + +
Сопряжение с другими АС УВД На уровне AFTN + На уровне AFTN
Сопряжение с АСУ МО РФ + + С помощью выносного РМ
Наличие ЛВС + + +
Эксплуатант ГС, ВС ГС, ВС ГС, ВС ГС ГС

Примечание: ГС — гражданский сектор; ВС — военный сектор

Техническими средствами наблюдения за воздушной обстановкой в системах управления ВД различного уровня автоматизации являются круговые (обзорные) радиолокационные станции, вторичные радиолокаторы (ВРЛ) и автоматические радиопеленгаторы. Радиолокационные станции по виду получаемой информации о воздушном судне в виде эхо-сигнала, несущего информацию о наклонной дальности до него и его азимуте, получили название первичных РЛС (ПРЛС).

В районных АС УВД в качестве обзорных трассовых РЛС (ОРЛС-Т) используются ПРЛС различных типов: подвижные П-35М, П-37 (1-РЛ-139), стационарные РЛС типа «Утес» и «Скала». Дальности обнаружения ВС находятся в пределах 250…400 км. Поскольку РЛС работают в дециметровом диапазоне радиоволн, то минимальная дальность обнаружения ВС Dmin в зависимости от высоты его полета H определяется дальностью прямой радиовидимости:

Dmin[км]» 130,

а максимальная дальность определяется энергетикой станции, которая зависит от излучаемой мощности передатчика и чувствительности приемника РЛС. На смену названным ПРЛС приходят новые станции ПРЛС типа «Скала‑М» и подвижные ПРЛС типа «Скала‑МПР» с улучшенными техническими характеристиками и дальностью обнаружения не менее 450 км.

Дальность обнаружения ВС этими ВРЛ составляет 400…450 км и более, так как они работают в режиме активного ответа. Вторичные радиолокаторы выдают в цифровой форме третью координату (барометрическую высоту ВС) и другую полетную информацию, необходимую авиационным диспетчерам для контроля и управления ВС.

Антенны ПРЛС и ВРЛ вращаются синхронно и запускаются на зондирование (запрос) одним импульсом. В качестве ВРЛ используются станции «Корень» и «Лист». ПРЛС и ВРЛ на радиолокационных позициях объединяются в радиолокационные комплексы (РЛК). В малоавтоматизированных районных системах УВД в РЛК входят ПРЛС П-37, «Утес» и ВРЛ типа «Корень».

В АС УВД с высоким уровнем автоматизации существуют два типа трассовых РЛК (ТРЛК): ТРЛК‑10, включающий ПРЛС «Скала-М», ВРЛ «Корень» и АРП-9, и ТРЛК‑11, включающий ПРЛС «Скала-МПР», ВРЛ «Лист», АРП‑11.

Некоторые характеристики ТРЛК и ВРЛ приведены в таблице 4.3.

При работе в составе ТРЛК характеристики ВРЛ улучшаются благодаря реализации дискретно-адресного запроса о выдаче с ВС полетной информации только с конкретного ВС. Автоматические радиопеленгаторы определяют магнитный пеленг на ВС в момент радиотелефонной связи с экипажем. Информация от ПРЛС, ВРЛ и АРП обрабатывается аппаратурой обработки и передачи информации (АПОИ) РЛК и выдается в виде кодограммы, содержащей координатную и полетную информацию о ВС, в центр управления районной АС УВД.

Т а б л и ц а 4.3

Тип ТРЛК-10 ВРЛ «Корень» ВРЛ «Лист»
Максимальное число обслуживаемых ВС      
Темп обновления информации, с      

 

В настоящее время полем ПРЛС перекрыто около 90…94% воздушного пространства на воздушных трассах. Станциями ВРЛ оснащены 13 районных центров из 80. Всего лишь 28% протяженности воздушных трасс обслуживается РЛК с ВРЛ, что составляет только 8% территории РФ […]. Имеются значительные участки (до 800 км) в районе Сибири и Дальнего Востока, не охваченные радиолокационным контролем по причине их труднодоступности и суровых климатических условий.

Средствами воздушной связи в районных АС УВД являются радиостанции УКВ и КВ диапазонов. С помощью УКВ радиостанций метрового и дециметрового диапазонов организуется радиосвязь с экипажами ВС в воздухе. В районных АС УВД используются УКВ радиостанции Р‑845, Р‑844 и Р‑831. Минимальная дальность связи определяется дальностью прямой радиовидимости, а максимальная дальность связи определяется излучаемой мощностью передатчика и чувствительностью приемника станции. На высоте полета ВС около 10 км дальность связи составляет 400…450 км. Поскольку протяженность района УВД может быть до 1000 км и более, то для связи диспетчеров центра управления с экипажами ВС в воздухе УКВ радиостанции размещаются на радиолокационных позициях, которые удалены от центра управления на сотни километров. Управление радиостанциями осуществляется по кабельным или радиолиниям связи. Радиостанции КВ диапазона используются для дальней связи с ВС, при этом связь производится по радиотелефону или слуховым телеграфированием. Дальность связи составляет до 10…12 тыс. км. Радиостанции КВ диапазона используются для связи с ВС при полете на маловысотных эшелонах (вне УКВ поля). Радиостанции КВ диапазона используются также для наземной связи с органами УВД как резервные. Для связи используются КВ радиостанции Р‑137 и Р‑140, а также радиоприемники типа П‑870 и Р‑871.

В качестве проводных средств связи в районных АС УВД используются стационарные кабельные линии связи, с помощью которых организованы телеграфные и телефонные каналы связи.

Районные АСУ УВД высокого уровня автоматизации отличаются от неавтоматизированных и малоавтоматизированных систем управления ВД тем, что в их составе имеются средства автоматизированной обработки координатной и полетной информации о большом количестве ВС, средства автоматизированного отображения динамической и статической информации на рабочих местах диспетчеров центров УВД, а также средства автоматизированного приема, обработки и отображения плановой информации. По составу функционирующих в настоящее время районных АС УВД можно отслеживать эволюцию развития элементной базы КСА и архитектуры ЭВМ и вычислительных комплексов. В малоавтоматизированных системах УВД «Знак», «Строка» и «Страница» в качестве устройства обработки данных о воздушной обстановке используются специализированные вычислительные устройства с ограниченной вычислительной производительностью. В АС УВД «Теркас» в состав КСА центра управления входят четыре вычислительных комплекса, из которых два обрабатывают координатную, полетную и другую информацию в зоне УВД и выдают ее на различные средства отображения диспетчеров, другие два комплекса принимают и обрабатывают плановую информацию, результаты расчетов выдают на средства отображения и регистрации АРМ диспетчеров. В каждом из двух вычислительных комплексов один находится (работает) в горячем резерве. В состав КСА этой АС УВД входят более 30 специализированных пультов (АРМ) диспетчеров. В вычислительные комплексы входят специализированные ЭВМ на элементной базе 80-х годов прошлого века. В АС УВД «Стрела» в КСА входит 4 универсальных ЭВМ типа ЕС‑1060, из которых две ЭВМ обрабатывают информацию о воздушной и наземной обстановке, а две другие — плановую информацию. Из двух ЭВМ в каждой группе одна находится в горячем резерве, то есть дублирует работу основной ЭВМ. В состав КСА центра управления входит значительная группа специализированных АРМ диспетчеров.

Комплексы средств автоматизации районной АС УВД нового поколения типа «Альфа» и «КАРМ» имеют современную элементную базу и принципиально новую архитектуру: ЭВМ и АРМ составляют локальную вычислительную сеть с серверами и рабочими станциями на базе ПЭВМ. Технические характеристики КСА нового поколения районной АС УВД в целом выше, чем у КСА со специализированными ЭВМ и АРМ.

Аэроузловые АСУ ВД «Теркас», «Спектр» и «Буран» предыдущих поколенй имеют КСА аналогичные комплексам районной АС УВД по задачам и архитектуре. Новое поколение КСА аэроузловых АСУ в основе своей архитектуры имеют структуру ЛВС.

Информационное обеспечение районных АС УВД реализовано в виде баз данных, которые имеют сложную структуру и включают в себя:

— параметры инфраструктуры района УВД (секторы УВД, их номера, названия и географические координаты ПОД, аэродромы, стандартные маршруты полетов, ВТ с координатами характерных точек и другие данные);

— ТТХ ВС (тип, крейсерская скорость, время набора высоты и другие характеристики);

— коды ответчиков;

— картографические данные;

— стандартные планы полетов;

— кратковременные планы полетов;

— метеоинформация;

— состояние ВПП и другие данные.

Математическое обеспечение районных АС УВД включает в себя математические модели, методы и алгоритмы, предназначенные для решения всех функциональных задач обработки и представления данных в необходимой для диспетчеров форме. В районных АС УВД реализованы методы вторичной обработки координатной информации о ВС с целью их автозахвата и автосопровождения (завязки траекторий). В районных АС реализованы методы третичной обработки информации о воздушной обстановке, позволяющие объединить информацию об одном и том же воздушном судне, но полученную от нескольких разнесенных радиолокационных постов (РЛП), а также представить итоговую информацию о воздушной обстановке на экранах АРМ должностных лиц. К третичной обработке информации о воздушной обстановке в КСА РЦ УВД можно отнести и пересчет координат из местных прямоугольных систем координат РЛП, удаленных от центра УВД на десятки и сотни километров, в прямоугольную систему координат, привязанную к местоположению центра УВД, с целью отображения обобщенной воздушной обстановки в районе УВД на экранах коллективного и индивидуального пользования.

Рассмотрим каким образом производится такой пересчет. Точки стояния РЛП задаются географическими координатами jРЛП, lРЛП. Оси антенн РЛС ориентированны вдоль истинного меридиана в точках стояния РЛП на север для отсчета азимутов на ВС bВС — первой координаты ВС. Второй координатой является наклонная дальность до ВС DВС. Центр УВД находится в точке с координатами jЦУ, lЦУ. Отображение воздушной обстановки и элементов наземной обстановки в центре УВД производится в прямоугольной системе координат, начало которой совмещается с точкой метоположения центра УВД. Ось Y находится в плоскости меридиана, проходящего через точку метоположения центра управления, направлена на север и касается точки стояния цетра УВД. Ось X перпендикулярна оси Y, направлена на восток, касается параллели в точке местоположения центра УВД. Таким образом плоскость системы координат центра УВД нормальна к радиусу-вектору, направленному из центра Земли в точку местоположения центра УВД. Аналогичные прямоугольные системы координат приняты на РЛП: плоскости систем координат перпендикулярны радиусам-векторам, направленным из центра Земли в точки стояния РЛП. Задача стоит в пересчете координат ВС из системы координат РЛП в систему координат центра УВД (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 — Пересчет координат ВС из системы координат РЛП
в систему координат центра УВД

Ось Y РЛП по отношению к оси Y центра УВД развернута на угог, равный углам сближения меридианов в точке стояния РЛП:

sРЛП = (lЦУ - lРЛП) sinjРЛП.

Полярные координаты ВС DВС, bВС в АПОИ РЛП перессчитываются в прямоугольную систему координат

XВСРЛП = DВС´sinbВС; YВСРЛП = DВС´cosbВС,

и совместно с полетной информацией о ВС (номер ВС, высота полета ВС, остаток топлива в процентах и др.) в цифровой форме передаются по телефонным каналам связи в центр УВД. В вычислительном комплексе центра УВД производится пересчет координат ВС из плоскостной системы координат РЛП в плоскостную систему координат центра УВД. Эти плоскости находятся под различными углами друг к другу. Формулы пересчета координат определяются методами проекции точек в системе координат РЛП в картинную плоскость центра УВД. Существует несколько методов проекции. Приведем формулы пересчета координат при использовании ортографической проекции (рисунок 4.2 а).

Рисунок 4.2 — Ортографическая (а) и центральная (б) проекции
точек Земли на картинную плоскость

Шаг 1. Поворот системы координат РЛП на угол sРЛП, таким образом, чтобы ось Y РЛП была параллельной оси Y центра УВД. Координаты ВС при первом повороте рассчитываются следующим образом:

XВС(1 = XВСРЛП´cossРЛП +YВСРЛП´sinsРЛП;

YВС(1 = YВСРЛП´cossРЛП -XВСРЛП´sinsРЛП.

Шаг 2. Поворот плоскости системы координат РЛП относительно оси Y на угол Dl = (lЦУ - lРЛП), а затем — относительно оси Х на угол Dj = (jРЛП - jЦУ). Такие повороты сделают плоскость системы координат РЛП параллельной плоскости системы координат центра УВД. Координаты ВС при повороте рассчитываются следующим образом:

XВС(2 = XВС(1´cos(lЦУ - lРЛП);

YВС(2 = YВС(1´cos(jЦУ - jРЛП).

Шаг 3. Перессчитывают географические координат точек стояния РЛП (jРЛП, lРЛП) в прямоугольные координаты системы координат центра УВД:

XРЛПЦУ = RЗ´cosjРЛП´sin(lЦУ - lРЛП);

YРЛПЦУ = RЗ´sin(jРЛП - jЦУ).

Шаг 4. Координаты ВС в системе координат центра УВД определяются по формулам:

XВСЦУ = XРЛПЦУ + XВС(2 = RЗ´cosjРЛП´sin(lЦУ - lРЛП) + XВС(1´cos(lЦУ - lРЛП);

YВСЦУ = XРЛПЦУ + XВС(2 = RЗ´sin(jРЛП - jЦУ) + YВС(1´cos(jРЛП - jЦУ).

Так вычисляются координаты всех воздушных судов в воздушном пространстве в любой момент времени XВСЦУ(t), YВСЦУ(t) по переменным XВСРЛП(t), YВСРЛП(t). По координатам воздушных судов в системе координат центров УВД производится вторичная обработка радиолокационной информации с целью автосопровождения ВС и отображения точки ВС совместно с формуляром на совмещенном плановом индикаторе воздушной и наземной обстановки АРМ диспетчера.

Пересчет координат ВС из системы координат РЛП в систему координат центра УВД может производиться также и методом центральной проекции точек координат ВС на картинную плоскость системы координат центра УВД (рисунок 4.2 б). Формулы пересчета координат в этом случае будут отличаться от формул пересчета координат при использовании ортографической проекции, рассмотренных выше.

Программное обеспечение КСА центра УВД строится по модульному принципу и реализует соответствующее математическое обеспечение в виде комплекса программных модулей, обеспечивающих решение соответствующих задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.