Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление полетами авиации при выполнении боевых задач




Типовая обобщенная структура системы боевого управления авиационного компонента ОГВ [7] представлена на рисунке 4.8. Руководство группировкой авиации на ТВД осуществляется в соответствии с указаниями командующего ОГВ. При этом командир авиационной группировки может выполнять роль либо командира авиационного компонента ОГВ JFACC (Joint Force Air Component Commander), либо начальника зоны управления воздушным движением ACA (Airspace Control Authority) и/либо командира зоны ПВО AADC (Area Air Defense Commander). В любом случае он будет осуществлять планирование, координацию и проведение операции авиационного компонента ОГВ и другие связанные с этим обязанности, используя систему управления авиацией на ТВД «Такс» (TACS), которая позволяет осуществлять централизованное планирование и управление и децентрализованное исполнение приказов.

Объединенный штаб авиационной группировки на ТВД осуществляет свои функции с помощью системы управления «Такс». Даже в том случае, когда функции командира авиационного компонента ОГВ выполняет командир другого компонента ОГВ (например, командир группировки ВМС), авиационная группировка ВВС, дислоцированная на ТВД, все равно будет выполнять свои задачи, используя систему управления «Такс».

Система управления авиацией на ТВД «Такс» (рисунок 4.9) включает ЦУТА, являющийся ключевым звеном «Такс», другие органы управления и контроля воздушного пространства, органы взаимодействия/связи и КП авиационных крыльев WOC (Wing Operations Center).

Система управления авиацией на ТВД целенаправленно построена для централизованного планирования и управления и децентрализованного исполнения приказов. Нижестоящие звенья «Такс» решают задачи связи, планирования, координации, мониторинга, контроля воздушного пространства, управления полетами и руководства боевыми действиями. Основными элементами системы, участвующими в управлении полетами и выполнении задач ПВО являются система дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) «Авакс», ЦУО и радиолокационные посты (РЛП). ЦУТА, пункт управления воздушными перевозками, воздушный пункт управления ВзПУ, ЦБУ авиацией, КУТА, КП авиационных крыльев и система радиолокационного наблюдения и целеуказания «Джистарс» являются теми элементами системы «Такс», которые непосредственно задействованы в выполнении боевых задач в интересах наземных сил.

Рисунок 4.8 — Типовая обобщенная структура системы боевого управления
авиационного компонента ОГВ

Система ДРЛОУ «Авакс», обеспечивающая радиолокационный контроль воздушного пространства на ТВД может также выполнять функции запасного пункта наведения (ПН) или в ограниченном объеме функций КП авиационной группировки ОГВ.

Центр управления и оповещения представляет собой главный элемент подсистемы радиолокационного обеспечения (РЛО) системы управления «Такс». Он управляет действиями авиации по обеспечению ПВО ТВД, осуществляет управление полетами и руководит работой подчиненных пунктов наведения и оповещения (ПНО) и РЛП. ПНО расширяет зоны радиолокационного покрытия и управления и может выполнять функции запасного (вспомогательного) ЦУО. РЛП размещаются вблизи линии боевого соприкосновения войск с целью расширения зоны радиолокационного покрытия и обеспечивают раннее радиолокационное обнаружение низколетящих воздушных целей. Они являются подчиненными по отношению к ЦУО и ПНО элементами подсистемы РЛО.

Рисунок 4.9 — Система управления авиацией на ТВД «Такс»

Центр управления тактической авиацией укомплектован личным составом и необходимым оборудованием (комплексами средств автоматизации и связи) для осуществления планирования, координации, исполнения, управления, контроля и непосредственного руководства боевыми действиями авиации на ТВД. Структура ЦУТА уточняется в соответствии с конкретными задачами, вытекающими из плана кампании ОГВ. При этом ЦУТА осуществляет оперативный контроль деятельности подчиненных и приданных сил, а также планирование и выполнение боевых задач, поставленных перед авиационной группировкой командующим ОГВ. В состав ЦУТА обычно входят отделы боевого планирования, оперативный и разведывательный, а также центр боевого и тылового обеспечения. Как правило, ЦУТА работает одновременно над тремя планами полетов на боевое применение АТО (Air Tasking Order): исполняет план АТО текущих суток, координирует разработку и рассылает план АТО следующих суток и осуществляет координацию предварительной разработки плана АТО на последующие сутки. Оперативный и разведывательный отделы контролируют ход и обеспечивают децентрализованное исполнение плана полетов подчиненными частями и подразделениями, а также приданными силами и средствами всех компонентов ОГВ. ЦУТА должен иметь устойчивую и защищенную связь с оперативными и разведывательными отделами, а также со службами тылового (материально-технического) обеспечения вышестоящих и взаимодействующих штабов, подчиненными частями и нижестоящими звеньями системы управления авиацией на ТВД. Должностные лица ЦУТА в интересах ВВС осуществляют следующие мероприятия:

— разрабатывают оперативные планы по обеспечению операции ОГВ;

— распределяют цели и назначают средства их поражения;

— разрабатывают рекомендации по распределению ресурса авиации;

— в соответствии с принятыми командующим ОГВ решениями назначают ресурс самолето-вылетов для выполнения конкретных боевых задач, а также координируют распределение выделенного для обеспечения операции ОГВ ресурса самолето-вылетов авиационных группировок других (взаимодействующих) компонентов ОГВ;

— разрабатывают и рассылают исполнителям суточный план АТО;

— осуществляют обработку, анализ и использование полученной разведывательной информации с целью составления и эффективного выполнения планов АТО, а также предоставляют разведывательные аналитические материалы для целеуказания и оценки степени угрозы объектов противника подчиненным авиационным частям и подразделениям для непосредственного планирования боевых вылетов;

— руководят исполнением плана полетов на боевое применение АТО в соответствии с требованиями руководящих документов ВВС, обеспечивая быстрое реагирование на заявки по непосредственной авиационной поддержке, эффективное управление авиацией и согласованное применение авиационных средств поражения с целью полной интеграции боевых действий авиации с целями единой операции ОГВ;

— оценивают успешность выполнения боевых задач на основе донесений экипажей и данных разведки с целью определения результативности уничтожения объектов противника и необходимости повторных ударов;

— осуществляют связь с другими компонентами ОГВ через офицеров-направленцев;

— обеспечивают средствами АСУ и связи офицеров-направленцев на другие компоненты ОГВ. На ЦУТА могут быть также развернуты органы взаимодействия союзных сил (офицеры-направленцы), а также элементы системы управления авиацией многонациональных сил;

— формулируют и доводят до исполнителей процедуры управления полетами в зоне ответственности и координируют деятельность по управлению воздушным движением (УВД), если она осуществляется с пункта управления начальника зоны УВД;

— обеспечивают общее руководство ПВО в соответствии с указаниями начальника зоны ПВО, включая раннее радиолокационное обнаружение и перехват крылатых и баллистических ракет тактического назначения;

— обеспечивают общее руководство действиями поисково-спасательной службы (ПСС), включая координацию поисково-спасательных операций с соответствующими службами других компонентов и объединенного центра ПСС ОГВ.

Пункт управления воздушными перевозками является специализированным органом, осуществляющим руководство воздушными перевозками на ТВД, дозаправкой в воздухе, а также контролирующим и координирующим воздушные перевозки в интересах ВВС вне ТВД. Начальник аэромобильных сил, используя центр воздушных перевозок, осуществляет мониторинг и руководит выполнением этих задач. Центр воздушных перевозок должен тесно взаимодействовать с ЦУТА, который сохраняет за собой основную ответственность за руководство авиацией, координацию использования воздушного пространства, разработку плана АТО и правил (порядка) полетов и перелетов в зоне ТВД. Начальник аэромобильных сил обычно выделяет в состав боевого расчета ЦУТА дежурных офицеров по управлению транспортными самолетами и самолетами-заправщиками с целью интеграции действий самолетов ВТА и танкеров в рамках единой воздушной операции. Офицеры-направленцы обеспечиваемых компонентов ОГВ взаимодействуют с аэромобильным центром с целью осуществления необходимых перевозок по воздуху.

Воздушный пункт управления является специализированным органом управления с ограниченными возможностями по управлению боевыми действиями ударной авиации. Мобильность и возможность управления самолетами тактической авиации с воздуха позволяет ВзПУ, взаимодействуя с наземными элементами системы управления авиацией на ТВД «Такс», существенно расширить зону действия последней. ВзПУ предоставляет возможность быстрого развертывания системы управления авиацией на начальном этапе развития кризисной ситуации или в обстановке, препятствующей развертыванию наземных элементов системы управления авиацией на ТВД «Такс». Будучи органичным расширением ЦУТА и других органов управления авиацией, ВзПУ может быть наделен правом перенацеливать самолеты ударной авиации на высокоподвижные цели. Он также может выступать в роли координатора действий авиации или выполнять специальные задания. ВзПУ может служить также временным или вспомогательным ЦБУ авиацией.

КП авиационного крыла является пунктом управления каждого авиационного крыла ВВС. Командир крыла и офицеры штаба получают приказы, директивы и указания от вышестоящих командиров и органов управления. Они управляют боевыми действиями и распределением ресурсов сил и средств авиакрыла с данного КП. Он является ключевым звеном процесса реализации плана полетов на боевое применение АТО. КП авиакрыла имеет связь с обеспечиваемыми и приданными частями, а также с самолетами в воздухе в пределах прямой радиовидимости.

Система радиолокационного наблюдения и целеуказания «Джистарс» обеспечивает обнаружение радиолокационно-контрастных наземных целей с воздуха. «Джистарс» используется для оценки обстановки на поле боя и целеуказания в реальном масштабе времени. Система состоит из самолета-носителя Е-8, оснащенного многорежимным радиолокатором бокового обзора, и мобильных наземных приемных пунктов GSM (Ground Station Modules). Информация об обнаруженных наземных целях в реальном масштабе времени по закрытым линиям передачи данных с самолета Е-8 поступает на наземные мобильные приемные пункты, располагаемые вблизи КП командиров наземных частей или на КП авиацией.

ЦБУ авиацией является элементом системы «Такс», отвечающим за направление и исполнение поступающих заявок по непосредственной авиационной поддержке и разведывательному обеспечению наземных сил. Он является органом оперативного управления авиацией ВВС, функционирующим под оперативным контролем (с ЦУТА) командования авиационной группировки ВВС на ТВД и размещается, как правило, на КП армейского корпуса. ЦБУ авиацией координирует и направляет ресурс самолето-вылетов, выделенный в плане АТО на непосредственную авиационную поддержку в соответствии с указаниями командира компонента сухопутных войск ОГВ командиру армейского корпуса и далее по указанию последнего перераспределяет его подчиненным соединениям, частям и подразделениям. Главной задачей ЦБУ авиацией является обеспечение быстрого реагирования на срочные заявки сухопутных войск по авиационной поддержке. ЦБУ авиацией постоянно информирует ЦУТА о необходимых для обеспечения потребностей наземного компонента ОГВ силах и средствах тактической авиации. Он может запрашивать выделение дополнительного ресурса самолето-вылетов, если требования наземных сил превышают ресурс, выделенный в соответствии с суточным планом АТО. Ресурс самолето-вылетов разведывательной авиации обычно не доводится до ЦБУ авиацией, а распределяется с ЦУТА. ЦБУ авиацией располагается, как правило, вблизи основного КП армейского корпуса.

Команда управления тактической авиацией обычно выделяется в оперативное подчинение штабов сухопутных войск от уровня корпуса до батальона включительно. КУТА осуществляет непосредственное взаимодействие с обеспечиваемой частью/подразделением наземных войск и должны постоянно находиться в распоряжении армейских командиров в готовности к интеграции и синхронизации огня и маневра ударной авиации с действиями наземных сил. Офицер-направленец на ВВС, выделенный в распоряжение штаба обеспечиваемой части/подразделения, одновременно является и начальником КУТА, приданной данной части/подразделению. КУТА на уровне «корпус — бригада» выполняет главным образом консультативные функции. Должностные лица этих команд выступают в роли экспертов от ВВС в ходе планирования и управления боевыми действиями сухопутных войск. Они также выступают в роли координаторов местной ПВО наземных сил и руководителей полетов в зоне ответственности обеспечиваемых наземных войск. Их особая функция заключается в оказании содействия операторам армейских штабов в подготовке и синхронизации авиационных ударов с действиями наземных сил и подготовке армейского плана непосредственной авиационной поддержки. Они согласовывают предварительно запланированные и текущие заявки по непосредственной авиационной поддержке и помогают в координации выполнения боевых задач с соответствующими органами управления авиацией сухопутных войск. КУТА батальонного звена придаются офицеры-направленцы на ВВС, а также передовые авианаводчики из числа унтер-офицеров. При необходимости КУТА батальонного звена могут усиливаться за счет бригадного звена. Они осуществляют окончательное наведение самолетов ударной авиации на цели. КУТА и ЦУТА согласовывают свои действия посредством сети радиосвязи ВВС и аэромобильных сил.

Другие органы управления авиацией системы «Такс». Система «Такс» может включать также и другие воздушные и наземные элементы управления и оповещения, которые используются группировкой ВВС на ТВД для управления воздушным движением или в целях организации ПВО.

Командир авиационной группировки на ТВД, как правило, выделяет авиационных офицеров-направленцев для организации взаимодействия с группировкой сухопутных войск от уровня корпуса до батальона. Офицер-направленец на ВВС при штабе корпуса является прямым представителем командира авиационной группировки при командире корпуса. Он становится начальником ЦБУ авиацией в том случае, когда ЦБУ авиацией размещается в боевых порядках обеспечиваемого корпуса. Офицеры-направленцы на ВВС, которые являются старшими авиационными начальниками каждой КУТА, отвечают за деятельность подчиненного звена управления авиацией.

ВВС вносят свой вклад в воздушно-наземную систему ТВД (TAGS — Theater Air Ground System) троекратно. Во-первых, группировка ВВС овладевает воздушно-космическим боевым пространством, выполняет другие боевые задачи и осуществляет боевое обеспечение компонентов ОГВ в ходе выполнения ими боевых задач. Во-вторых, планирует, координирует и управляет блокированием противника с воздуха и непосредственной авиационной поддержкой в интересах наземных сил и ОГВ в целом. В-третьих, применяет автоматизированную систему боевого управления и связи на ТВД, которая обеспечивает доведение боевых задач до назначенных сил и средств авиационной группировки. Авиационная группировка выделяет органы взаимодействия (офицеров-направленцев) в другие компоненты ОГВ. Специалисты, осуществляющие эти функции, должны иметь высокий уровень подготовки к выполнению своих обязанностей. Именно они являются ключевым звеном эффективного планирования и координации действий воздушно-наземной системы ТВД TAGS.

По взглядам руководства вооруженных сил США одним из наиболее радикальных методов повышения эффективности боевого применения имеющихся сил и средств является комплексная автоматизация процессов управления на всех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом [8]. Особое внимание при этом уделяется бесшовному сопряжению систем АСУ и связи разнородных сил, принимающих участие в единой воздушно-наземной операции ОГВ. Для преодоления существующего отставания в автоматизации систем боевого управления ВВС России необходимо внимательное изучение и использование опыта наиболее развитых в этом отношении стран мира, и, в первую очередь, США.

Контрольные вопросы

1. Назовите типы АСУ П и ВД, функционирующие в настоящее время на аэродромах государственной и гражданской авиации, их предназначение и задачи.

2. Назовите типы и характеристики средств наблюдения, связи, навигации и посадки, обеспечивающие управление ВС в аэродромном ВП.

3. Назовите существующие АСУ ВД во внеаэродромном ВП, состав их функциональных подсистем и решаемые задачи.

4. Приведите типы средств наблюдения, связи и навигации, обеспечивающие управление ВД во внеаэродромном ВП.

5. Покажите направления модернизации и создания новых АСУ П и ВД в аэродромном и во внеаэродромном ВП.

6. Укажите перспективные средства наблюдения, навигации и связи.

7. Поясните сущность «Авиационной подвижной системы передачи данных».

8. Поясните назначение и задачи фиксированной спутниковой связи и авиационной подвижной спутниковой связи.

9. Дайте определение термину «Автоматическое зависимое наблюдение» (АЗН) и его реализацию в космических технологиях.

10. Назовите состав наземных и бортовых средств, реализующих метод АЗН.


Заключение

Изложенный в учебном пособии материал является основой для изучения и усвоения важных вопросов предметной области, какой является область управления авиацией наземными средствами и системами, в которых значительная часть первоочередных и важных задач автоматизирована. В ближайшей перспективе следует ожидать внедрение в системы управления средств цифровой воздушной и наземной связи в режимах передачи данных и телефонных сообщений, а также реализацию в системах управления авиацией оптимизационных методов решения управленческих задач и методов искусственного интеллекта при принятии решения. Потребности экономики страны и других областей деятельности авиации ставят перед органами управления авиацией задачи по изменению структуры воздушного пространства путем ввода новых внутренних и трансконтинентальных воздушных трасс и маршрутов полета воздушных судов со средствами обслуживания воздушного движения, изменения норм эшелонирования воздушных судов в аэродромном и во внеаэродромном воздушном пространстве; перехода от разрешительного порядка использования воздушного пространства к уведомительному и реализации в определенных элементах воздушного пространства концепции «свободного полета воздушных судов».

Состояние и перспективы развития систем управления авиацией, изложенные в учебном пособии, являются основой для повышения своего профессионального образования и практического использования знаний в области управления авиацией Российской Федерации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.