Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное право и бюджетные правоотношения




 

Общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регулируются особым разделом (подотраслью) финансового права – бюджетным правом. Бюджетное право – главный раздел особенной части финансового права, связанный со всеми его разделами и институтами, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его центральной ролью, состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах. Именно бюджетное право является основным связующим звеном между налоговым правом и правоотношениями по поводу обязательного страхования, государственного и банковского кредитов, денежного и валютного обращения и т.д.

Бюджетное право РФ – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. [128]

Бюджетное право закрепляет и регулирует следующие нормы:

· бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

· структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

· компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

· бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

Бюджетное право развивает присущие финансовому праву принципы федерализма и местного самоуправления, посредством которых происходит формирование бюджетов различных уровней. Принцип федерализма в бюджетном праве означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов Федерации как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Федерации, реализовать которые призван федеральный бюджет. Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета в целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством Федерации и субъектов РФ.

Необходимо отметить и разграничить материальные и процессуальные нормы, проявляемые в бюджетном праве.

Материальные нормы закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. Основной материальной нормой является право на соответствующий бюджет. Необходимо отметить, что право на соответствующий бюджет принадлежит Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию, а не государственному (муниципальному) органу власти. Это является реализацией конституционного положения о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации является ее народ.[129] Право на бюджет привело к появлению других материальных бюджетных прав, которые будут рассмотрены ниже.

Процессуальные нормы регулируют порядок прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, формы взаимоотношений органов государственной власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе. В бюджетном праве процессуальные нормы выделены отдельно. Они определяют порядок осуществления бюджетного процесса, очередность вступления в бюджетный процесс государственных и муниципальных органов власти. Различными процессуальными правами и обязанностями наделены представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Разграничение материальных и процессуальных норм в бюджетном праве закреплено как в Бюджетном кодексе РФ: материальные нормы – часть вторая; процессуальные нормы – часть третья,[130] так и в региональных законодательных актах.[131]

Указанные выше процессуальные нормы бюджетного права закрепляют круг субъектов данного права, которые могут участвовать в бюджетных правоотношениях.

Субъектами бюджетного права могут быть:

· государство и его территориальные подразделения;

· органы государственной власти и местного самоуправления;

· получатели бюджетных средств, к которым относятся и бюджетные учреждения.

Необходимо отметить, что для большей части субъектов бюджетного права характерно слияние их прав и обязанностей в едином полномочии. Взаимодействуя между собой в ходе бюджетного процесса, субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения, являющиеся частью финансовых правоотношений и возникающих на основе норм бюджетного права.[132]

К бюджетным правоотношениям относятся: [133]

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

 

6.3. Источники бюджетного права

 

Основным источником бюджетного права РФ является Конституция РФ [134] – ст. 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов Федерации; ст. 101, 104, 106 и 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением; ст. 132 говорит о бюджетных правах органов местного самоуправления и т.д. В целом конституционные нормы определяют принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов субъектов бюджетного права. К этой же группе источников можно отнести конституции и уставы субъектов Федерации, которые содержат нормы бюджетного права, устанавливающие права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений на региональном уровне.

В качестве второго основного источника бюджетного права необходимо отметить Бюджетный кодекс РФ. [135] Он закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирования бюджетов всех уровней, основы бюджетной классификации, бюджетный процесс в отношении федерального бюджета и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. В одну группу с Бюджетным кодексом РФ можно включить законы субъектов Федерации и решения местного самоуправления, закрепляющие порядок бюджетного процесса.

В третью группу необходимо поместить ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете,[136] бюджетах субъектов Федерации[137] и местных бюджетах.[138]

Следующую группу источников бюджетного права составляют законодательные акты, уточняющие отдельные нормы, закрепленные в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, Конституциях и Уставах субъектов Федерации. К ним можно отнести Федеральные законы «О бюджетной классификации Российской Федерации»,[139] «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,[140] и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».[141] С 1 января 2006 года два последних федеральных закона заменяются новым Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[142]

Пятую группу источников бюджетного права составляют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которыми регулируются отдельные вопросы бюджетной деятельности государства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.