КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
«Новое время» - это особый этап всемирно-исторического процесса, эпоха, создавшая мир современной европейской цивилизации. Следует отметить, что грань, отделяющая ее от средневековья, достаточно хорошо заметна. По мнению выдающегося русского философа Н.А.Бердяева, «вся новая история есть ренессансный период истории. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека, духовной децентрализации всех сфер общественной и культурной жизни, когда все области человеческой культуры становятся автономными... Переход от средневековой истории к новой означает некоторый поворот от Божьего к человеческому.... Понять новый гуманистический дух - значит понять самое существо новой истории, значит понять всю судьбу человека в новой истории». В социально-экономическом развитии наиболее развитых в промышленном отношении стран (Англия, Нидерланды) главной чертой рассматриваемой эпохи является разложение феодального способа производства и зарождение капиталистических отношений. В Западной Европе капиталистические отношения складывались разновременно. В Англии, Нидерландах и Франции имелись стабильные предпосылки для возникновения новых форм производства и обмена; в Германии, Италии, Испании, Португалии развитию капиталистических отношений долгое время мешала территориальная раздробленность земель. Историческими предпосылками капитализма в Западной Европе стали развитое товарное производство и товарное обращение. Преддверием буржуазных отношений явился период так называемого первоначального накопления капитала. Основу этого процесса составляло обезземеливание крестьянства, его насильственная экспроприация. Одновременно с этим шел процесс «размывания» третьего сословия (мелких городских и сельских ремесленников, торговцев), которых купцы и ростовщики разоряли долговыми обязательствами, постепенно превращая их в наемных рабочих. С процессом первоначального накопления капитала в Европе тесно связаны Великие географические открытия XV - XVII вв. X. Колумб, итальянец, находящийся на службе у испанской королевы, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку (1498). В 1499-1502 гг. итальянец Америго Веспуччи исследует побережье Южной Америки («Нового Света»). В 1507 г. весь континент в его честь будет называться Америкой. В 1498 г. португалец Васко да Гама, обогнув Америку, открыл Индию. В 1519-1522 гг. португальский мореплаватель Ф. Магеланн совершает первое кругосветное путешествие и открывает пролив, названный его именем. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пути теперь пролегли через океаны, связывая между собой континенты. Благодаря Великим географическим открытиям началась первая фаза создания глобальной цивилизации. Новые торговые пути и страны, ограбление вновь открытых земель (Америка, Индокитай, Африка) положили начало созданию колониальной системы, складыванию мирового рынка. В Европу из заокеанских колоний потянулись караваны судов, груженых золотом и пряностями (первенство в этом первоначально было за Испанией и Португалией, а затем Голландией и Англией). Золото и другие сокровища, добытые в колониях за счет порабощения аборигенов и их рабского труда, доставлялись в метрополии и здесь превращались в капитал. Формационнообразующей категорией капитализма стала мануфактура (в пер. с лат. «рука» и «изделие»). Это мастерская, владельцем которой являлся богатый купец или предприниматель, обладавший капиталом и средствами производства. Несмотря на то, что мануфактура базировалась на ручном труде, она знаменовала собой переход от мелкого к крупному производству. Благодаря разделению труда производительность выросла в десятки и сотни раз. В этих условиях мелкий ремесленник, работающий прежними методами, естественно, не мог выдержать конкуренции с мануфактурой. В ряде европейских стран во второй половине XVI в. эволюция простого товарного хозяйства достигла высокого уровня, воспроизводство велось уже не на традиционной натуральной, а на товарной основе. Наиболее динамично капиталистические отношения в сельском хозяйстве развивались в Англии, где экспроприация земель у крестьян (т.н. «огораживания») была проведена в сжатые сроки и в жесткой форме. В результате английские дворяне, а также представители крупной буржуазии, скупившие значительную часть монастырских земель, сосредоточили в своих руках огромные владения. Часть из них была превращена в пастбища для разведения овец, другая - в крупные хозяйства, в которых работали наемные сельскохозяйственные рабочие. Большую часть земли ее собственники сдавали крестьянам в аренду, плата за которую значительно превышала размер феодальной ренты. Появление в феодальном обществе буржуазных отношений не могло не повлиять на культуру и мировоззрение европейцев. Возрождение (по- французски «Ренессанс») - это термин, впервые введенный в XVI в. архитектором Джорджо Вазари, для определения исторической эпохи, по времени совпадающей с периодом первоначального накопления капитала в Западной Европе (XIV-XVI вв.). Культура Возрождения, связанная прежде всего с появлением в обществе буржуазии, зародилась в Италии, на родине античности. Она носит гуманистический характер, поскольку именно человек становится главной темой литературы и искусства. Гуманисты отстаивали такие ценности, как активная жизненная позиция человека, служение обществу и личное достоинство. Так, гуманист и предприниматель Маттео Пальмьере считал, что главными достоинствами человека являются смелость и сила. Благодаря произведениям гуманистов рядом с христианской формировалась конкурентная ей, но не агрессивная мирская система ценностей, включающая в себя и политику с экономикой. В 1462 г., по инициативе ученого-гуманиста М. Фичино и при материальной поддержке семьи Медичи, во Флоренции было основано учебное заведение нового типа -Академия, в котором преподавали лучшие ученые эпохи Возрождения -Пико дела Мирандола, Анжело Полициано и др. В целом, для людей эпохи Возрождения характерна активная жизненная позиция и разносторонние интересы (так, в частности, Леонардо да Винчи был не только гениальным живописцем, но и скульптором, изобретателем, анатомом, а немецкий художник А. Дюрер помимо живописи усовершенствовал технику гравирования и написал трактат о пропорциях человеческого тела). Интересную характеристику эпохи Возрождения дал Ф. Энгельс, назвав людей этого времени титанами «по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы дальних путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках...». Втягивание различных стран и континентов в мировой рынок содействовало разрушению феодальных форм производства и определило изменение форм государственного устройства - в XVI в. началась эпоха абсолютных монархий. Власть монарха становится неограниченной и приобретает известную самостоятельность по отношению к феодальным сословиям и формирующейся буржуазии. Абсолютный монарх опирается на постоянную армию, подвластный лично ему государственный аппарат управления (бюрократию), систему регулярных налогов и подчиняет целям своей политики церковь. По средневековой традиции короли являлись гарантами религиозного единства государства и защитниками католичества от ересей. Появление протестантизма, связанного прежде всего с книгами Мартина Лютера (1483-1546) в Германии и Жана Кальвина (1509-1564) во Франции, а затем в Швейцарии, застало правительства врасплох. Протестантизм в Европе быстро распространялся, вызвав движение Реформации. Изначально это движение представляло собой попытку преобразования католической церкви, но оно дало толчок мощным религиозным и политическим потрясениям, приведшим к возникновению протестантских церквей и глубокому расколу всего христианского мира. В ряде случаев Реформация сопровождалась мощными социальными или национально-освободительными движениями. Так, например, в Нидерландах протестанты длительно и упорно боролись за свою независимость от католической Испании (1568-1648). Это социальное движение вошло в историю как Нидерландская революция. Во Франции борьба католической группировки во главе с герцогами Гизами с протестантами (гугенотами), которых возглавляли принц Конде и Генрих, король Наваррский (впоследствии Генрих IV), вылилась в гражданскую войну, длившуюся с 1562 по 1598 г. XVII в. явился переломным как для стран Западной Европы, так и России. Прежде всего к этому времени произошли глубокие изменения в общественном сознании, отразившиеся во взглядах на природу, на общество и государство. В XVII в. в Западной Европе происходят научные открытия, утвердившие рациональное мировоззрение как выражение идеологии нового класса - буржуазии. Два века Возрождения и гуманизма (XV-XVI) расшатали средневековую теологическую мировоззренческую систему, внесли в сознание людей много новых понятий, идей, нравственных и эстетических принципов. Труды Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Галилея, И. Ньютона и др. провозгласили разум и опыт главным источником знаний о природе. Английский философ Т. Гоббс в трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» впервые рассмотрел государство не как результат божественного промысла, а как следствие общественного договора, в основе которого лежали идеи естественного равенства всех людей. Философия рационализма Нового времени открывала возможности конструирования идеального государства, опровергала непоколебимость власти монарха, освященной «божьей милостью». Практическим применением новых взглядов на государство был суд над Карлом I, свершившийся в ходе Английской буржуазной революции. Вместе с тем XVII в. - это время завершения контрреформации в Западной Европе, в результате которой началась Тридцатилетняя война (1618-1648). Война закончилась заключением Вестфальского мира в 1648 г. По нему угроза католического диктата империи Габсбургов в Европе окончательно исчезла, ослабло влияние Испании, возросло значение Франции как абсолютной монархии. Автократическое правление Людовика XIV служило примером для других европейских монархов. Процесс формирования капиталистических отношений, зародившийся в Западной Европе, в XVII в. вступил в завершающую стадию. В конце XVI в. первая буржуазная революция в Нидерландах закончилась образованием буржуазной республики Голландии. В середине XVII в. произошла буржуазная революция в Англии. В результате этих изменений определяющим фактором общественного развития в Западной Европе явился процесс развития капиталистических отношений. В России вопросы общественного и социально-экономического развития, в XVI-XVII вв. развивались не менее драматично. 4.2. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 8496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |