Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 1662 г.в Москве произошло новое восстание - Медный бунт




Население оказалось неплатежеспособным из-за чеканки обесцененной медной монеты, которой выдавалось жалованье стрельцам и посадским людям, в то время как налоги собирались серебром. За один серебряный рубль брали двадцать медных. Восстание было жестоко подавлено, однако правительство было вынуждено прекратить чеканку медной монеты.-

В 1670-1671 гг. разрозненные социальные движения в южных районах России переросли в крестьянскую войну под руководством СТ. Разина. Первые походы Степана Разина «за зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем и в Персию (1668-1669) ничем не отличались от многих прочих, целью которых были грабежи казенных и купеческих караванов. Однако новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крупномасштабную крестьянскую войну, в которой участвовали казаки, русские крестьяне и народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. Весной 1670 г. отряды восставших овладели Царицыным, в начале лета - Астраханью. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Без боя сдались Саратов и Самара. По всему Поволжью расходились «прелестные письма» Разина с призывами истреблять бояр, воевод, приказных людей. Крепостные крестьяне, холопы, посадские люди, старообрядцы, страдавшие от поборов и притеснений, видели в Разине «доброго царя». После неудачной попытки осады Симбирска в сентябре 1670 г., повстанцы были разбиты правительственными войсками; Разин ушел на Дон, где в апреле 1671 г. был схвачен богатыми казаками и выдан правительству. После его казни в Москве в июне 1671 г. восстание было подавлено.

Мощными социальными потрясениями сопровождалась и церковная реформа, инициатором которой выступил патриарх Никон.

Важным институтом, выполнявшим функции социального контроля Руси, была православная церковь. Она имела определенную автономию в системе Российского государства: свои административное устройство и суд и особую систему налогов для духовенства. Политическое значение Русской православной церкви основывалось, как известно, на ее идеологическом господстве, а экономическое - на крупных земельных владениях. Уже в XVI и особенно в XVII вв. намечается тенденция к ограничению влияния духовенства на царскую власть и практику управления. Однако открытый конфликт церкви и государства произошёл как следствие Смутного времени во второй половине XVII в.

К этому времени после бурных событий Смуты участие церкви и особенно ее главы - патриарха в государственных делах возросло. Отец основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича – патриарх Филарет был в течение ряда лет (1619-1633) не только патриархом Руси, но фактически - главой государства. В результате наметилась определенная тенденция восприятия патриарха как «согосударя», занимавшего самостоятельное положение в стране. В годы правления Алексея Михайловича большое влияние приобрел патриарх Никон, носивший, как и Филарет, титул «великого государя». В приговорах Боярской думы возникает даже специальная формула - «Святейший патриарх указал и бояре приговорили».

В 1652 г. умный, властолюбивый Никон стал патриархом. Он начал проводить церковную реформу, которая была вызвана рядом причин. Усиление церковно-политических связей России с южнославянскими странами требовало унификации обрядов. Существовали многочисленные разночтения в церковной литературе, связанные с местными особенностями. В 1653 г. Никон распорядился привести иконы и богослужебные книги в полное соответствие с греческими образцами, внести изменения в обряды православной церкви (заменить при богослужении земные поклоны поясными, креститься тремя перстами вместо двух и др.). Однако большое количество людей восприняли изменение церковных обрядов как измену православию.

В 1656 г. защитники старых обрядов были отлучены от церкви. Религиозное движение раскола приобрело социальную окраску. Преследования правительства и церкви вынудили старообрядцев уйти в глухие места - на север, в Заволжье, Сибирь. Многие из них погибли в кострах массовых «гарей» (самосожжений).

Во второй половине XVII в. государство попыталось ограничить независимость церкви. Первая попытка ограничения влияния церкви была произведена в 1649 г. - в период становления абсолютизма в России, путем учреждения Монастырского приказа, но она оказалась неудачной -церковь решительно выступила в защиту своего особого положения в системе Российского государства. Однако на Соборе вселенских патриархов 1666/67 гг. светской власти удалось провести решения, приведшие к прекращению роста влияния патриаршей власти и способствовавшие ее дельнейшему сокращению.

Основной вопрос, стоявший на Соборе, был о соотношении «царства и священства». Собор осудил Никона, лишил его звания патриарха и отправил в заточение в далекий Ферапонтов монастырь. Потеря церковью значительной части своей автономии также свидетельствует о начале становления абсолютной монархии в России.

Таким образом, вторая половина XVII в. стала важным этапом в истории развития русского общества, подготовившим почву для прошникновения и распространения новых идей в управлении государством. И это время в основных чертах определился дальнейший путь России: и место сословно-представительной монархии наметилось движение к монархии абсолютной, вместо органов самоуправления с избираемой местной администрацией вводится практика назначения воевод.

К середине XVII в. в России окончательно сложилось самодержавие. 11ервые Романовы в своей внутренней политике, опираясь на дворянство, организовали высшее управление страной и развили широкую законодательную деятельность в Земских соборах, усилили центральное управление через приказы, реорганизовали финансовую систему, окончательно отменили местничество. Исчерпав возможности для развития самодержавия, Россия пошла по пути становления абсолютной монархии, что явилось закономерным результатом социально-экономического и политического развития страны. В конце XVII в. в стране сложились основные предпосылки для петровских преобразований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.