Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Командно-административная система управления советским обществом: исторические корни, структура и проблема эффективности




Россия (а с конца декабря 1922 г. СССР) называлась Республикой Советов. Так было записано в первых советских Конституциях 1918 и 1924 гг. Это должно было означать, что данные органы народного представительства формируют и контролируют правительство, на их основе создаётся власть снизу доверху. Но на деле такая политическая конструкция просуществовала не боле 3-х лет и то с динамикой на уменьшение власти Советов. Уже в начале 20-х гг. был завершён процесс превращения большевистской партии в главное звено политической системы. Наиболее важные, значимые решения принимались только партийными съездами, а между ними - Центральным Комитетом РКП (б) -ВКП (б). Но и эти органы не были фактическими хозяевами в стране, их роль тоже постепенно (хотя и медленно) падала. Все более или менее значимые вопросы обсуждались вначале в тесном кругу большевистских лидеров, а по сути - реальных руководителей страны. Это было Политическое бюро (Политбюро). Его состав периодически менялся, но только одни человек был несменяемым - И.В. Сталин.

Уже в 20-е гг. был завершён процесс централизации власти, который фактически сопровождался слиянием государственного и партийного аппарата. Периодические «чистки» в партии и в госаппарате позволяли руководству страны избавляться от неугодных и «социально чуждых» и держать в страхе всех чиновников, всех партийных функционеров. Но в целом партия, установившая свою безраздельную власть, оказалась лишь инструментом власти в руках И. Сталина. Централизация достигла своего апогея с середины 30-х гг., когда все, даже самые мелкие и частные вопросы решал сам вождь. От его мнения зависела оценка художественных произведений, содержание снимаемых фильмов, правильность или вредность той или иной научной концепции и т.д.

В начале 20-х гг. была уничтожена политическая оппозиция. В феврале 1921 г. были арестованы лидеры меньшевиков, а через год был проведен процесс против 47 руководителей эсеров, завершившийся вынесением ряда смертных приговоров. Но их исполнение было отложено ввиду многочисленных протестов за рубежом, особенно социалистического движения. По той же причине руководство страны не рискнуло провести открытый процесс против меньшевиков, но зато была организована идеологическая травля в печати бывших соратников по социал-демократической партии. Слово "меньшевик" было тяжким политическим обвинением. Лидеры этой партии (Ю. Мартов и др.) были высланы за границу, а те, кто остался в стране, были убиты в период террора.

Политический режим, сложившийся ещё в годы НЭПа, можно с полным правом назвать авторитарным. Авторитаризм выражался в централизации власти, командном методе руководства, безусловном выполнении воли правящей партии, присвоившей себе право обладать истиной в последней инстанции. Построением "самого справедливого общества" оправдывались любые (иногда сомнительные) эксперименты власти. Роль Советов как представительных органов власти была номинальной в условиях полного господства партийного аппарата. В стране насаждалось идеологическое единомыслие, была фактически упразднена свобода слова и печати. Любая, в том числе справедливая, критика власти оценивалась как антисоветская деятельность или пропаганда. Для этого типа политической системы была характерна особая роль лидера - харизматического вождя. Таким вождём, непререкаемым авторитетом, который всё знает и совершает только правильные поступки, был до 1924 г. В.И. Ленин.

Опорой советского режима всё больше становились карательные органы. Созданная ещё 7 декабря 1917 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) и в условиях НЭПа, т.е. после разгрома белогвардейцев и социалистической оппозиции, продолжает оставаться главнейшим государственным институтов. Её реорганизация в 1921-1922 гг. и переименование в Главное политическое управление (ГПУ, затем ОГПУ) привела лишь к изменению приоритетов в работе, но не к уменьшению роли карательных органов. Опыт репрессий, накопленный в годы Гражданской войны, активно использовался и в период стабилизации советского строя. Важным элементом перевоспитания (и уничтожения) противников режима (да и случайных людей) стали концлагеря типа знаменитого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), созданного ещё в начале 20-х гг. В 30-е гг. сеть лагерей опутала всю страну, в них содержались миллионы людей.

Важнейшей чертой политической системы 20-30-х гг. была борьба с инакомыслием. Эту функцию выполняли прежде всего органы ОГПУ-НКВД, но организатором и вдохновителем этой борьбы была партия, её центральные и местные органы. Осуждению и отторжению подлежали все несогласные и сомневающиеся, даже если они и не были оппозиционерами. Эффективным инструментом борьбы против иных (не обязательно оппозиционных) взглядов стала резолюция X съезда РКП (б) "О единстве партии", которая запрещала создание фракций и даже выражение коллективного несогласия с решением партийных органов. Обвинения во фракционной деятельности позволили И. Сталину, Г. Зиновьеву и Л. Каменеву отстранить от дел Л. Троцкого. Сходные обвинения Сталин вскоре предъявил недавним союзникам - Г. Зиновьеву и Л. Каменеву, а затем и Н. Бухарину. Последний вообще не был ни в какой оппозиции и лишь робко возражал против чрезмерно жестокого проведения коллективизации, но не ставил под сомнение власть И. Сталина.

Характерной чертой политического режима и, возможно, его сильной стороной было постоянное и довольно эффективное идеологическое воздействие на население. Советская власть достаточно умело и настойчиво сочетала широкую пропаганду и репрессии. Идеологи большевизма ещё в годы Гражданской войны охотно прибегали к демагогии, фальсификации фактов, заведомо неисполнимым обещаниям. Всё это делалось для того, чтобы убедить, доказать, опровергнуть критиков. Затем пропаганда приобрела фактически ритуальный характер, стала обрядом, а не средством реальной политики. При этом на всех этапах целью пропаганды было убедить народ в том, что осуществляемая в настоящий момент политика (даже если она сильно смахивала на преступление) проводится именно в интересах народа. Так было в период «большого террора» во второй половине 30-х гг., когда людей убеждали, что вокруг враги и что все проблемы в стране - от нехватки хлеба до плохих дорог - это всё происки врагов. Убеждали миллионы крестьян, что колхозы - это большое благо и что уничтожение кулаков это для их же пользы. Пропаганда навязчиво убеждала, что И. Сталин великий вождь, «друг пионеров» и вообще всех людей, что он «денно и нощно» думает и заботится о проблемах простых людей. Он самолёт присылает за больным ребёнком, и папанинцев не бросил на расколовшейся льдине, и цены снижает, он вникает во все дела и всё знает и вообще он всегда прав.

Политический режим, который не совсем справедливо называют тоталитаризм, привёл к извращению многих моральных, общечеловеческих ценностей. Он держался на невежестве, фанатизме, страхе, а также на честолюбии, тщеславии, готовности делать карьеру за счёт несчастий окружающих. Партийный или советский чиновник часто радовался аресту своего начальника и, надеясь, что ему такое не грозит (он-то честно служит партии), занимал вожделенное место. Доблестью стали считаться донос, предательство близких.

В условиях НЭПа обострилась борьба внутри руководства партии. Одной из причин была смерть В.И. Ленина в январе 1924 г. и стремление ряда лидеров (И. Сталин, Л. Троцкий, Г. Зиновьев, в меньшей степени Н.И. Бухарин и другие) занять его место. Личные амбиции и прошлые заслуги мешали им договориться и выдвинуть единого кандидата в вожди. Поэтому решили остановиться на коллегиальном управлении. Но такая ситуация в принципе не могла продолжаться долго, ибо амбиции лидеров не уменьшились. Кроме того, в партии большевиков не было традиции коллективного руководства, да и каждый лидер имел многочисленных сторонников, на которых он мог опереться в своей борьбе. Началась упорная «подковёрная» борьба, которую выиграл не самый авторитетный, «служенный и подходящий на роль вождя человек - И. Сталин. Он победил своих оппонентов по очереди благодаря большей хитрости, изворотливости, беспринципности и аморальности. Присвоив себе функции главного блюстителя ленинизма, насаждая культ В.И. Ленина, И. Сталин тем самым, с одной стороны, укреплял вождистские настроения в партии и обществе, с другой - как бы автоматически переносил на себя и ленинский авторитет, и те качества, которыми он сам не обладал. Важно было найти и врагов, для борьбы с которыми можно было сплотить сторонников. Последними не обязательно должны быть сторонники или друзья Сталина, главное - они должны быть врагами и противниками вначале Л. Троцкого, затем троцкистско-зиновьевского блока, затем правого уклона и т.д. Причём обычно сторонники по коалиции, по борьбе с очередным мифическим противником вскоре сами оказывались противниками и врагами. Так было с Л. Каменевым и Г. Зиновьевым, с которыми И. Сталин вместе боролся в середине 20-х гг. против Л. Троцкого, так было с Н. Бухариным, А. Рыковым и М. Томским с которыми он вместе боролся против Л. Каменева и Г. Зиновьева. Друзья и соратники И. Сталина постепенно переходили в ранг оппозиционеров, а потом, во второй половине 30-х годов, и в разряд врагов, которых надо уничтожать. Их и уничтожили в годы «большого террора».

Первой мерой в этом направлении был так называемый «ленинский призыв в партию». Целью этой акции Сталин провозгласил выполнение «ленинского желания» о привлечении в партию пролетариев, «рабочих от станка». С февраля по август 1924 г. в партию было принято 203 тыс. человек, что увеличило её состав в полтора раза. Интеллектуальный уровень партии резко упал. Это создало трудности для компетентного решения политических проблем, облегчало развитие авторитарных тенденций, возможность повернуть массы в нужную сторону.

Острое столкновение произошло на XIV съезде партии, где «новая оппозиция» во главе с Г.Е. Зиновьевым обвинила руководство партии в перерождении и преклонении перед западным капитализмом. Поднимался и назревший вопрос об отрыве руководства от масс, говорилось о буржуазном перерождении. Отчасти критика была правильной, но основные обвинения съезд отверг, «новая оппозиция» потерпела поражение. Но Л. Каменева и Г. Зиновьева поддержал Л. Троцкий, снятый к тому времени с важнейших постов председателя РВС и военного и морского министра (наркома). Сложился так называемый «троцкистско-зиновьевский блок», который был также разгромлен на XV съезде, лидеры «оппозиционеров» были выведены из руководящих партийных и советских органов.

В широком историческом контексте формирование в СССР системы
«государственного социализма» вписывалось в переживавшийся миром
болезненный, переломный этап в глобальной структурной перестройке -
переходе к регулируемому рыночному хозяйству. Он представлял собой
один из «крайних» экстремальных вариантов общественного развития, а
именно - ультралевый (в отличие от ультраправого - фашистского и в
противоположность неолиберальному "центристскому"- североамериканскому и западноевропейскому). На выбор Россией данного варианта развития повлияли не только конкретная обстановка в стране и в мире в 20-30-е гг., обусловившая необходимость ускоренной технологической модернизации экономики, а следовательно, возрастание роли государства как ведущей силы развития. Большую роль играли также революционные (особенно военно-коммунистические) и многовековые российские традиции, связанные с гипертрофированной ролью государства, с преобладанием в массовом сознании уравнительно-коллективистских начал. По существу были воспроизведены характерные черты самодержавно-государственно-крепостнического строя (деспотическая власть, опирающаяся на бюрократию, определяющая роль государства и пр.).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите причины Гражданской войны в России.

2. Каковы основные направления внешней политики СССР в
ЗО-е гг.? В чем проявился ее противоречивый характер?

3. В чём состояли главные причины политики коллективизации
сельского хозяйства в СССР и каковы её результаты?

4. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией? Если да, то какая?

5. Каковы были цели и методы политики раскулачивания?

6. Как проходил процесс подготовки первого пятилетнего плана?
В какие годы осуществлялась первая пятилетка? Каковы ее итоги?

7. Каковы особенности экономического развития страны в годы
второй и третьей пятилеток? В какие годы они осуществлялись?

8. Чем принципиально отличалась индустриализация в СССР от
опыта западных стран в решении этой задачи?

9. Что означала плановая модель экономики, утвердившаяся в
СССР в ходе выполнения довоенных пятилеток?

10. При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е гг. в состоянии повышенной мобилизационной готовности?

11. Существовали ли объективные предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР? Свой ответ аргументируйте.

12. В чём проявлялась идеологизированность режима 30-х гг. XX в.?

 

ГЛАВА 9. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.