Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертная система




Эвристика

Экспертные системы в технологии как класс интеллектуальных систем

Когда человек профессионально выполняет какую-либо работу, он использует ряд приемов, облегчающих получение качественного результата. Говорят, что специалист овладел навыками своей профессии. Навык — это способность что-то хорошо делать, не контролируя этот процесс с помощью сознания. Но кроме навыков специалист овладевает и другими приемами работы. Эти знания он может сообщить другому человеку, научить его делать ту работу, которую он умеет делать сам. Именно такие приемы решения тех или иных задач, опирающиеся на человеческие знания, и называют эвристиками. Между навыками и эвристиками нет строгой границы. Можно сказать, что навык — это еще не сформулированная на уровне словесного описания эвристика.

Эвристика не есть точный метод, как, например, методы решения задач, предлагаемые математикой. Поэтому эвристики не всегда приводят к получению нужного результата. В них может содержаться какая-то доля неверной информации. Но именно эвристики содержат тот богатейший опыт человеческого умения, который специалисты в области искусственного интеллекта хотели бы передать роботам и другим интеллектуальным системам. Для того чтобы суметь это сделать, надо научиться извлекать навыки и эвристики из анализа процессов решения задач специалистами и формализовать их для представления в интеллектуальных системах. Потом эти знания, правила и приемы используются для решения задач в экспертных системах.. Методы решения задач, опирающиеся на эвристики, называют эвристическими методами.

Эвристические методы используются и тогда, когда точные методы не могут быть использованы из-за необходимости проведения громадных по объему вычислений. Используя эвристические методы, надо помнить, что они не всегда приводят к результату и часто дают не точный, а приблизительный ответ на поставленный вопрос. Поэтому там, где это возможно, надо прибегать к точным методам решения. Эвристические методы широко применяются в системах искусственного интеллекта, при управлении сложными системами, в игровых программах и т. п.

Экспе́ртная систе́ма (ЭС, expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление.

В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.

Экспертная система — наиболее известный и распространенный вид интеллектуальных систем. Можно указать ряд особенностей, которые присущи только экспертным системам.

Первая особенность экспертных систем состоит в том, что они предназначены для пользователей, сфера деятельности которых далека от искусственного интеллекта, программирования, математики, логики. Для таких пользователей экспертная система выступает как некая система, помогающая им в повседневной работе.

Само название этих систем указывает на то, что они должны хранить в себе знания профессионалов-экспертов в некоторой предметной области и передавать их тем, у кого таких знаний нет. Для этого в экспертной системе предусмотрены средства общения между системой и специалистами и средства доведения хранимых в системе знаний до специалиста вместе с необходимыми пояснениями и разъяснениями.

Рассмотрим типовую структуру экспертной системы, показанную на рис. 3. В этой структуре четыре основных блока. Экспертная система является типичной человеко-машинной системой, поэтому в ее состав включен блок, названный "интеллектуальный интерфейс". Его задача — обеспечить диалог с пользователем на привычном ему языке. В состав интеллектуального интерфейса могут входить средства визуализации, с помощью которых на экране дисплея формируются необходимые образы, используемые в процессе общения пользователя с системой (чертежи, схемы, рисунки и т. п.).


Рис. 3. Общая схема экспертной системы

Общение с пользователем происходит в режиме "вопрос-ответ", вопросы могут задавать как пользователь, так и система. Поддерживать диалог с пользователем экспертной системе помогает схема управления диалогом. Она хранится в логическом блоке, и именно он осуществляет все необходимые манипуляции с репликами пользователя, информацией из базы знаний и выдаваемыми ответными репликами.

Специфическим именно для экспертных систем является наличие блока объяснений. После консультации с экспертной системой решение, полученное пользователем, может показаться ему либо неприемлемым, либо не лучшим. Происходит это потому, что часть рассуждений экспертная система делает самостоятельно, используя свой сценарий и те знания, которыми она располагает. Пользователю кажется, что в логике получения решения имеются "провалы", "перескоки", не обоснованные шагами диалога.

Во всех подобных случаях пользователь может обратиться к блоку объяснений. Последний на вопрос "Как получилось именно это решение?" дает все необходимые объяснения, используя информацию, которая в процессе выработки решения накапливается в логическом блоке. Как правило, сценарий предусматривает несколько путей; среди них возможны тупиковые пути, не ведущие к нужной цели. Оказавшись на дороге в тупик, система может автоматически вернуться к той "развилке", где она сделала неверный выбор. Неудачные попытки в памяти логического блока не сохраняются, и в результате к концу поиска решения в нем запоминается лишь результативный путь — трек, ведущий от начальной ситуации к решению. Этот трек используется блоком объяснения для ответа на запрос пользователя.

В системах оперативного управления знания, хранящиеся в базе знаний, могут быть и меньшими, чем у специалиста, работающего в паре с системой. Но зато быстрота и точность реакции системы значительно выше, чем у человека.

Есть еще один класс систем, не имеющих собственного названия и поэтому часто называемых экспертными. В отличие от классических экспертных систем, они рассчитаны не на пользователя, являющегося новичком или средним специалистом в некоторой области деятельности, а на самих экспертов-профессионалов. Для таких специалистов нужна не консультирующая или советующая система, а система, способная помочь им в научной работе. Системы такого рода называют системами автоматизации научных исследований. Примером могут быть системы, способные на основании частных знаний эксперта обнаружить в эмпирическом материале скрытые связи и закономерности.

Исходя из вышеизложенного, сформулируем одно из наиболее устойчиво используемых в специальной литературе определений экспертной системы.

Экспертной системой называют вычислительную систему использования знаний эксперта и процедур логического вывода для решения проблем, которые требуют проведения экспертизы и позволяют дать объяснение полученным результатам.

ЭС обладает способностями к накоплению знаний, выдаче рекомендаций и объяснению полученных результатов, возможностями модификации правил, подсказки пропущенных экспертом условий, управления целью или данными. ЭС отличают следующие характеристики:

· интеллектуальность;

· простота общения с компьютером;

· возможность наращивания модулей;

· интеграция неоднородных данных;

· способность разрешения многокритериальных задач при учете предпочтений лиц, принимающих решения (ЛПР);

· работа в реальном времени;

· документальность;

· конфиденциальность;

· унифицированная форма знаний;

· независимость механизма логического вывода;

· способность объяснения результатов.

Можно выделить следующие основные сферы применения ЭС: диагностика, планирование, имитационное моделирование, предпроектное обследование предприятий, офисная деятельность, а также некоторые другие.

По сравнению со статическими ЭС гораздо больший эффект дают ЭС, используемые в динамических процессах (экспертные системы реального времени). Они применяются в управлении непрерывными процессами (химические производства, фармацевтическая промышленность, атомная энергетика и т. д.).

В задачу этого направления входят исследование и разработка программ (устройств), использующих знания и процедуры вывода для решения задач, являющихся трудными для людей-экспертов. ЭС могут быть отнесены к системам ИИ общего назначения — системам, которые не только исполняют заданные процедуры, но на основе метапроцедур поиска генерируют и применяют процедуры решения новых конкретных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.