Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линейная организационная структура управления




КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Под организационной структурой управления понимают совокуп­ность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчи­ненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Организационную структуру управления обычно изображают в виде схемы. Если на схеме кроме управленческих структур отражены и структурные подразделения (цехи, участки), то такая схема пред­ставляет собой организационную структуру предприятия.

В рамках организационной структуры осуществляется управлен­ческий процесс, базирующийся на разделении и кооперации труда управленческих работников.

Схема структуры управления организацией состоит из трех ключе­вых элементов: звено, связь, уровень.

Звено — графическое изображение подразделения, работника или выполняемой функции.

Связь — графическое изображение траектории взаимодействия ра­ботников или подразделений.

Уровень — это вертикальное расположение звена относительно выс­шего для данной организации органа управления или должностно­го лица. Различают верхний, средний и низший уровни управле­ния.

Структуру управления обычно характеризуют с помощью таких по­нятий или характеристик, как сложность, уровни формализации и централизации, ме­ханизмы координации.

Сложность структуры определяется числом отделов, бюро, групп, высококвалифицированных специалистов и уровней иерархии.

Формализация характеризует масштабы использования норм и пра­вил регулирования поведения работников.

Централизация характеризует распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а уровень централи­зации показывает, в какой мере члены организации привлекаются к принятию управленческих решений.

Координация базируется на использовании механизмов интегра­ции разделенных ресурсов и действий. В качестве такого механиз­ма, например, может рассматриваться подход к разделению задач по иерархии управления, дающий право любому менеджеру соби­рать необходимую информацию, анализировать ее и составлять ско­ординированный план действий.

 

Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм. Назовем некото­рые из них.

Механистические организационные структуры управления: ли­нейная; линейно-функциональная; линейно-штабная; дивизиональная.

Органические (адаптивные) организационные структуры управ­ления: проектные, матричные, бригадные и др.

Основные характеристики рациональной бюрократии:

- четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифи­цированных специалистов на всех участках деятельности организации;

- наличие иерархических уровней управления со строгой системой подчи­нения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему;

- система общепринятых формальных правил и стандартов, согласован­ных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанно­стей и координацию действий сотрудников при решении различных задач;

- независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц, иными словами - обезличенность выполнения обязанностей должно­стными лицами;

- прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям, а также увольнение по причинам, в первую очередь, должностного несоответствия либо по другим объек­тивным причинам.

Однако бюрократическая структура не является идеальной и не ли­шена недостатков. К их числу следует отнести в первую очередь недос­таточную гибкость, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам.

Недостаточная гибкость обусловлена жесткой регламентацией деятельно­сти персонала специальными нормами и правилами.

Корпоративный тип организации, или корпорацияэто объединение на принципах:

1) единых ресурсов (с централизованным их распределением);

2) централизации и авторитарнос­ти руководства;

3) приоритета организационных целей над лич­ностными («человек для работы»);

4) монополии на информацию;

5) «суверенитета организации» и коллективной ответственности.

Индивидуалистская организацияэто свободное, откры­тое объединение людей для совместной деятельности. Индиви­дуалистская организация основана на принципах:

1) личная соб­ственность — часть коллективной;

2) децентрализация на де­мократических принципах;

3) «суверенитет личности», свобода развития творческой инициативы;

4) индивидуальная ответ­ственность;

5) «принцип меньшинства» при принятии решений (при высокой культуре организации);

6) приоритет профессиона­лизма.

 

Рис. 37. Классификационная схема современных организационных структур управления


В современных условиях развивающихся рыночных от­ношений принципы индивидуалистской организации способству­ют повышению в целом ее конкурентных преимуществ, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса, но эффективны и для крупных организаций.

Линейная организационная структура управления характеризу­ется тем, что во главе каждого звена любого уровня находится ру­ководитель-единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему на­чальнику. В результате складывается соподчиненность руководи­телей всех уровней по вертикали, которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно (рис. 38).

Рис. 38. Схема линейной структуры управления

 

Достоинства и недостатки линейной организационной структу­ры можно свести к следующим. Достоинства:

- простота построения;

- получение непротиворечивых заданий;

- полная персональная ответственность за результаты ра­боты;

- быстрота реакции на прямые указания.

Недостатки:

- эффективна только для малых предприятий;

- слож­ность координации процессов управления (волокита);

- необходи­мость широты знаний и опыта руководителя в ущерб специаль­ным знаниям по отдельным функциям;

- перегрузка менеджеров верхнего уровня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.