КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Линейная организационная структура управления
КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ Под организационной структурой управления понимают совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Организационную структуру управления обычно изображают в виде схемы. Если на схеме кроме управленческих структур отражены и структурные подразделения (цехи, участки), то такая схема представляет собой организационную структуру предприятия. В рамках организационной структуры осуществляется управленческий процесс, базирующийся на разделении и кооперации труда управленческих работников. Схема структуры управления организацией состоит из трех ключевых элементов: звено, связь, уровень. Звено — графическое изображение подразделения, работника или выполняемой функции. Связь — графическое изображение траектории взаимодействия работников или подразделений. Уровень — это вертикальное расположение звена относительно высшего для данной организации органа управления или должностного лица. Различают верхний, средний и низший уровни управления. Структуру управления обычно характеризуют с помощью таких понятий или характеристик, как сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации. Сложность структуры определяется числом отделов, бюро, групп, высококвалифицированных специалистов и уровней иерархии. Формализация характеризует масштабы использования норм и правил регулирования поведения работников. Централизация характеризует распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а уровень централизации показывает, в какой мере члены организации привлекаются к принятию управленческих решений. Координация базируется на использовании механизмов интеграции разделенных ресурсов и действий. В качестве такого механизма, например, может рассматриваться подход к разделению задач по иерархии управления, дающий право любому менеджеру собирать необходимую информацию, анализировать ее и составлять скоординированный план действий.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм. Назовем некоторые из них. Механистические организационные структуры управления: линейная; линейно-функциональная; линейно-штабная; дивизиональная. Органические (адаптивные) организационные структуры управления: проектные, матричные, бригадные и др. Основные характеристики рациональной бюрократии: - четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на всех участках деятельности организации; - наличие иерархических уровней управления со строгой системой подчинения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему; - система общепринятых формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанностей и координацию действий сотрудников при решении различных задач; - независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц, иными словами - обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами; - прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям, а также увольнение по причинам, в первую очередь, должностного несоответствия либо по другим объективным причинам. Однако бюрократическая структура не является идеальной и не лишена недостатков. К их числу следует отнести в первую очередь недостаточную гибкость, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам. Недостаточная гибкость обусловлена жесткой регламентацией деятельности персонала специальными нормами и правилами. Корпоративный тип организации, или корпорация — это объединение на принципах: 1) единых ресурсов (с централизованным их распределением); 2) централизации и авторитарности руководства; 3) приоритета организационных целей над личностными («человек для работы»); 4) монополии на информацию; 5) «суверенитета организации» и коллективной ответственности. Индивидуалистская организация — это свободное, открытое объединение людей для совместной деятельности. Индивидуалистская организация основана на принципах: 1) личная собственность — часть коллективной; 2) децентрализация на демократических принципах; 3) «суверенитет личности», свобода развития творческой инициативы; 4) индивидуальная ответственность; 5) «принцип меньшинства» при принятии решений (при высокой культуре организации); 6) приоритет профессионализма.
Рис. 37. Классификационная схема современных организационных структур управления В современных условиях развивающихся рыночных отношений принципы индивидуалистской организации способствуют повышению в целом ее конкурентных преимуществ, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса, но эффективны и для крупных организаций. Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого звена любого уровня находится руководитель-единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. В результате складывается соподчиненность руководителей всех уровней по вертикали, которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно (рис. 38).
Рис. 38. Схема линейной структуры управления
Достоинства и недостатки линейной организационной структуры можно свести к следующим. Достоинства: - простота построения; - получение непротиворечивых заданий; - полная персональная ответственность за результаты работы; - быстрота реакции на прямые указания. Недостатки: - эффективна только для малых предприятий; - сложность координации процессов управления (волокита); - необходимость широты знаний и опыта руководителя в ущерб специальным знаниям по отдельным функциям; - перегрузка менеджеров верхнего уровня.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |