КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможность и действительность. Содержание — это элементы, из которых состоит вещь, форма — совокупность связей между ними, или, иначе
Форма и содержание
Содержание — это элементы, из которых состоит вещь, форма — совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Рассматриваемая в аспекте элементов и структуры, вещь в целом называется системой. Содержанием атома являются ядро и электроны, формой, или структурой, — совокупность связей между ними. Содержанием способа производства материальных благ выступают люди (как главные элементы) и средства производства, формой — совокупность связей между ними, прежде всего между людьми. Различение формы и содержания относительно. Так, производственные отношения, выступая в качестве формы по отношению к производительным силам, являются содержанием по отношению к политическим, правовым и другим взглядам и отношениям. Материальный мир — это предметный мир, поэтому наиболее четкое различение формы и содержания осуществлено по отношению к вещам. «Сдвигая» эти категории от вещей к их проявлениям и связям, мы получаем зависимые от исходного (вещественного) планы этих категорий. Так, производственные отношения могут рассматриваться как элементы содержания, а политические отношения — как их организация или форма. В немарксистской философии получила широкое распространение абсолютизация формы (гилеморфизм Платона, Ф. Аквината, неотомизма; «форма форм» Аристотеля, теория эмерджентной эволюции, холизм). Выражением формализма в политической деятельности и управлении является бюрократизм. Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Примат содержания перед формой объясняется тем, что форма, структура, или совокупность связей между элементами, есть выражение природы этих элементов, ибо элементы вступают в связи друг с другом, образуя тем самым форму, или структуру. Связи ядра или электронов определяются природой этих составляющих атома. Производственные отношения, образующие экономическую форму общества, — это отношения людей, производимые самими людьми. Определяемая содержанием, форма находится в соответствии с ним. При этом содержание может быть выражено в некотором многообразии форм. Так, переход от капитализма к социализму должен происходить в многообразных формах. Иногда полагают, что многообразие — это прерогатива формы, в то время как содержание остается одним и тем же. Однако это неверно. Многообразие форм всегда связано с многообразием содержания, постоянным в этом многообразии является не содержание, а наиболее общая сущность вещи. Переход от капитализма к социализму имеет одну и ту же наиболее общую сущность, а содержание и форма его могут быть весьма различными. Сущность — это наиболее важное, основное в содержании и форме, явление включает определенную сторону как содержания, так и формы. Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность. Экономическая форма — необходимое условие и активный фактор общественной жизни. Она является непременным условием развития производительных сил, может его ускорять или замедлять. В процессе развития содержание и форма находятся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет в конечном счете определяющую роль. При этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью. Выражая основные тенденции содержания, форма может опережать в своем развитии отдельные консервативные элементы содержания. В конечном счете противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешается посредством скачка — сбрасывания старой формы и переделки содержания. Учет диалектики взаимодействия формы и содержания необходим для глубокого понимания природных и социальных процессов и управления ими. Из диалектики следует, например, что товарная форма социалистического производства не может быть полностью тождественна товарной форме капиталистического производства.
Действительность — то, что существует, возможность — тенденция, заложенная в действительности. Существование возможного и действительного как необходимых сторон реального мира обусловлено его развивающимся характером: мир не является полностью «ставшим», законченным, абсолютно неизменным, вопреки известным метафизическим представлениям. Различают реальную, абстрактную и формальную возможность. Реальной выступает та возможность, для которой имеются основные условия превращения в действительность. Это не означает, однако, что реальная возможность автоматически превращается в действительность. В ближайшие годы возможность полета человека на Марс станет реальной. В длительной перспективе существует реальная возможность построения коммунизма. Абстрактной называют возможность, для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности. Формальная возможность — крайне маловероятная возможность, когда не существует никакого «запрета» на возникновение какого-либо события, но оно практически оказывается все же невозможным. Не существует никакого физического закона, который делал бы невозможным спонтанное возникновение ЭВМ в космическом скоплении элементарных частиц, однако ожидать это было бы абсурдом. Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Бытие имеет поэтому сложную, многоуровневую структуру: оно содержит в себе собственно действительное, т. е. уже ставшее и определенное, и возможное, тенденции в будущее. В силу сложности и противоречивости действительность содержит множество возможностей, которые нередко исключают друг друга. Это определяет многообразие, многовариантность путей развития вещи. В 1917 г. в России существовали, по-видимому, четыре реальных возможности: анархического бунта, кровавой буржуазной диктатуры, буржуазно-демократического развития, социалистической революции. При активнейшем участии наиболее организованной политической силы, опиравшейся на научную теорию общественного развития, — коммунистической партии реализовалась наиболее перспективная возможность — социалистический путь развития. Многообразие возможностей не является неограниченным, оно обусловлено качественной определенностью вещи, закономерностями ее развития и всегда определенным образом «канализировано», т. е. находится в определенном русле развития. Возможность не является чем-то только будущим и, следовательно, несуществующим, она представляет собой действительность, реальность в двух отношениях. Во-первых, возможность есть реально существующая тенденция развития, т. е. действительна. Во-вторых, возможность — это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток. Возможность социализма, заложенная в недрах капитализма, уже есть некоторая «частица» социализма, выраженная в непосредственно общественном характере труда (в рамках отдельных предприятий), в солидарности трудящихся, в идее социализма, основных принципах научного социализма. В процессе закономерного развития реализованная возможность превращается в новую, более сложную действительность, которая несет в себе более широкие возможности дальнейшего развития. Заложенная в действительности возможность представляет собой нечто более сложное, чем действительность. Потенциально действительность в этом смысле «сложнее самой себя». Возможность превращается в действительность на основе объективной необходимости. Однако отсюда не следует, что необходимость автоматически, фатально приводит к реализации какой-то определенной возможности. Необходимость, как известно, пробивает себе дорогу через массу случайностей. Какая из возможностей побеждает в сложном процессе развития зависит от того, насколько необходимость пробила себе дорогу в данный момент сквозь игру случайностей. В силу определенности и закономерности развития возможности развития далеко не равноценны, в конечном счете в развитии побеждают глобальные возможности, выражающие закономерные тенденции развития. Действительность, как мы определили, это существующее, но — как существующее: в данный миг, вчера или в следующую секунду? Можно ли считать действительностью то, что уже было, хотя бы и секунду назад, или то, что будет лишь через мгновение? Не превращается ли действительность в ничтожно малый миг времени, а все остальное погружается для нас в небытие? Временные параметры действительности определяются природой вещи, процесса, их устойчивыми признаками, определенностью. Так, современной эпохой мы называем не исчезающе малый момент времени, а период, охватывающий годы и даже десятилетия, характеризующийся устойчивыми чертами. С точки зрения антропологии «современный человек» существует уже десятки тысяч лет. Иерархия форм материи бесконечного мира определяет иерархию периодов действительности. Аналогично этому существует также иерархия возможностей. Наиболее общие и фундаментальные возможности заложены в природе материи. Это прежде всего возможность бесконечного развития, которая непрерывно реализуется в ходе действительного развития материи. К числу всеобщих возможностей Энгельс относил возможность появления жизни и мыслящих существ, заложенную «в самой природе» материи. Углубляя теоретическую картину развивающегося мира, категории действительности и возможности позволяют понять место и роль человека в бесконечном мире, смысл его существования. Мир, в котором существует возможность появления человека, не является чуждым человеку, он, фигурально выражаясь, человечен по своей природе. Мир, как единство действительного и потенциального, делает возможным изменение, преобразование вещей, обусловливает человеческую деятельность, ее направленность от простого к сложному. Сущность человеческого существования, рассматриваемая в известном аспекте, заключается в создании бытия (вещей и самого человека), которое само по себе не существует в действительности, является возможным. Человек возникает как фактор превращения наиболее сложных возможностей, заложенных в материи, в действительность. Человеческое существование развертывается, таким образом, в протяжении от действительного к возможному и новой действительности. Успех человеческой деятельности определяется тем, насколько человек исходит из действительности и заложенных в ней реальных (или могущих стать реальными) возможностей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |