КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассмотрим структуру школьного учебника « Право» Л.Н. Боголюбова для 10—11 кл. (Профильный уровень обучения)
За последнее десятилетие произошли большие изменения в оценке роли и места правового образования в массовом сознании российских граждан, что отразилось в резком возрастании престижа юридических специальностей, в увеличении- спроса на юридическую литературу, значительном повышении интереса к правовым знаниям и к правовой информации. На уровне государственной политики в области образования общественная потребность в правовом знании была учтена при разработке федерального компонента государственного образовательного стандарта по праву. Если изучение права на базовом уровне может быть обеспечено путем включения соответствующего обязательному минимуму правового содержания в интегральный учебник «Обществознание», то в классах социально-гуманитарного и социально-экономического направления предусмотрен самостоятельный профильный курс права, что потребовало создания учебника, отвечающего задачам этого курса. В издательстве «Просвещение» выходит в свет первая часть профильного курса «Право» — учебник для учащихся 10-х классов. Его разработка была осуществлена авторским коллективом, в который вошли научные сотрудники лаборатории обществоведческого образования Института содержания и методов обучения РАО (руководитель лаборатории академик РАО Л.Н. Боголюбов) и Института государства и права РАН (руководитель группы авторов — член-корреспондент РАН Е.А. Лукашова). Среди авторов хорошо известные учителям по другим учебникам обществознания ученые-педагоги: кандидаты педагогических наук А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова, Е.С. Королькова, Т.Е. Лискова, которые не только написали ряд параграфов, но и полностью разработали методический аппарат учебника. Значительная часть параграфов написана учеными-юристами. В частности, академиком РАН В.Н. Кудрявцевым, членом-корреспондентом РАН Е.А. Лукашовой, доктором юридических наук, профессором В.А. Карташкиным, доктором юридических наук, профессором Г.В. Мальцевым и другими. При создании учебников учитывалась практика преподавания правовых знаний в общеобразовательной школе в контексте интегрированного курса «Человек и общество», ранее написанного сотрудниками лаборатории обществоведческого образования Института содержания и методов обучения РАО под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова. Обеспечена преемственность по отношению к правовым знаниям, предусмотренным обязательным минимумом для основной школы. Согласно авторской программе в 10-м классе учащиеся, изучающие профильный курс, получают знания о теоретических основах права, предусмотренных Государственным образовательным стандартом, а знания об отраслевом праве представлены в учебнике для 11-го класса, который планируется к выпуску в следующем учебном году. В главе I «Право и государство» даются знания о социальных нормах, их глубоких исторических корнях, эволюции важнейших социальных регуляторов и выделении института права, его исторической связи с институтом государства. В этой же главе учащиеся знакомятся с современным пониманием права, его признаками. Важными вопросами для уяснения сущности права являются вопросы о сущности государства. Именно поэтому два параграфа первой главы посвящены таким вопросам, как сущность государства и формы государства, изучая которые, десятиклассники углубляют имеющиеся у них знания о публичной политической власти, ее механизмах, а также о формах правления, формах государственного устройства', политическом режиме и функциях государства. Заключает главу параграф о взаимодействии гражданского общества, права и государства, в котором дается понятие «гражданское общество», анализируются элементы гражданского общества, и рассматривается вопрос о роли гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Глава II «Форма и структура права» посвящена вопросам, связанным с характером, сущностью правовой нормы как социального регулятора. Следует отметить, что в этой главе даются новые для учащихся общеобразовательной школы знания. Например, школьники профильных классов познакомятся с социальными и техническими нормами, узнают о корпоративных нормах, о структуре правовой нормы, о судебном прецеденте, действии нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Вместе с тем, значительно глубже раскрывается содержание уже известных учащимся понятий: социальная норма, система источников права, нормативно-правовые акты, предмет и метод правового регулирования, частное и публичное право. Интересный и новый для школьников материал дается в параграфе «Правовые системы современности», из которого они узнают не только об основных видах правовых систем, их возникновении и эволюции, но и о том, что в современном мире в результате процессов интеграции и глобализации государства воспринимают правовой опыт друг друга, что приводит к сближению различных правовых систем. В главе III «Правотворчество и правореализация» дается более интересный, более глубокий и значительно расширенный материал по сравнению с материалом курса основной школы и учебников для старшей школы, в которых право представлено на базовом уровне. Так, например, углубляются знания учащихся о правоотношениях, правосознании и правовой культуре, правонарушении и юридической ответственности, преступлении как наиболее тяжком виде правонарушений. Расширение правовых знаний учащихся происходит за счет введения нового материала, который касается вопросов правотворчества и реализации права, законности и правопорядка, механизма правового регулирования, эффективности действия права. Четвертая глава учебника для учащихся 10-х классов называется «Право и личность». В процессе ее изучения школьники значительно углубят свои знания о понятии и сущности прав человека, их естественном неотчуждаемом характере, становлении и развитии идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Значимым для формирования гражданской и правовой культуры десятиклассников станет изучение таких вопросов, как: -правовой статус личности, -различие правового статуса человека и гражданина, -Президент — гарант защиты прав человека, -парламентский уполномоченный по правам человека, -судебная система защиты прав человека, -конституционная жалоба, -административно-правовые способы защиты, -правозащитные общественные организации и другие. Расширению знаний учащихся о возможных способах защиты прав человека будет способствовать практически незнакомый школьникам материал, представленный в параграфе «Международная защита прав человека», из которого они узнают о полномочиях универсальных и региональных органов защиты прав человека, международных конвенциях по правам человека и полномочиях, учрежденных ими контрольных органов и региональной системе защиты прав человека. Учебник заканчивается главой «Основы конституционного права Российской Федерации». Это единственная отрасль права, представленная в учебнике для 10-го класса. Наличие данного материала объясняется не только тем, что конституционное право является ведущей отраслью российской правовой системы, но и тем, что это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, являющиеся основными для российского общества и государства. Таким образом, глава V, раскрывая вопросы: понятие конституционного права, сущность, особая юридическая сила Конституции РФ, основы конституционного строя РФ, система органов государства, система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ, гражданство Российской Федерации и другие, с одной стороны, способствует определенному обобщению материала, изученного ранее, а с другой, создает платформу для перехода в к изучению отраслевого права в 11 -м классе. Методический аппарат учебника способствует решению задач формирования учебных умений, предусмотренных стандартом для изучения права на профильном уровне. Поэтому многие задания носят творческий, поисковый, практико-ориентированный характер и одновременно направлены на реализацию такого требования стандарта, как «формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей». Для формирования осмысленного и целостного восприятия правовых знаний некоторые вопросы и задания направлены на реализацию внутрикурсовых связей, побуждая учащихся привлекать знания, полученные из других параграфов учебника, а также знания, полученные при изучении курса «Обществознание» в основной школе. Другая часть вопросов и заданий выходит на межпредметный уровень, требуя опоры на знания, полученные из курсов истории, географии и других предметов гуманитарного цикла. На изучение профильного курса в десятом классе отводится 70 часов учебного времени. Учебник содержит 30 параграфов, поэтому учитель вместе со школьниками имеет возможность отработать учебный материала на двух уровнях: теоретическом и действенно-практическом. Возможность использовать на изучение каждого параграфа двух учебных часов позволяет широко использовать различные формы проведения учебных занятий: лекции, диспуты, дискуссии, написание рефератов, решение задач, составление конспектов и множество других активных и интерактивных методик. Различные виды учебной деятельности в совокупности с учебным материалом параграфов и методическим аппаратом, позволяющим отработать разнообразные учебные умения, — все это будет способствовать качественному и глубокому усвоению профильного курса «Право».
ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |