КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хеттская цивилизация 1 страница
1. Анатолия центр цивилизационного развития
Все цивилизации древнего мира отличаются степенью и характером своей воинственности, которая объяснялась сложным комплексом конкретно-исторических обстоятельств внутренних и внешних. Воинственность любой цивилизации, прежде всего, обусловлена особым сочетанием ее природно-географических, экономических, социальных, политических и религиозных компонентов. Она является средством и способом адаптации человека к не самым благоприятным условиям. На протяжении всей истории человечества цивилизация и война неразрывно связаны друг с другом. Обычность войны была особенностью жизни древних обществ. Еще от первобытных охотников сохранилось представление о законности приобретения силой средств для жизни. Захват добра, нажитого иноплеменниками, кстати, как и их самих, считался одним из видов опасной промысловой деятельности. С появлением первых ирригационных цивилизаций все большее значение стало приобретать разрешение военным путем политических задач. Это и увеличение подвластных территорий, и обеспечение безопасности торговых путей. К тому же успешное военное ограбление других народов всегда считалось высшим проявлением доблести правителя.
Война одно из средств расширения пределов одной цивилизации за счет другой. Тенденция к созданию все более крупных государственных образований стала проявляться на самых начальных этапах развития ранних цивилизаций. Но лишь во II тыс. до н.э. отдельные цивилизации пытаются распространить свою постоянную власть за пределы их естественных границ. К ним относилась, в частности, развивающаяся Хеттская цивилизация. Затем, в I тыс. до н.э. появляются первые военные империи Ассирийская и Персидская державы. Они возникли как результат насильственного объединения в государственное целое самых разнородных и отдаленных друг от друга территорий.
Что же объединяет цивилизации древних хеттов, ассирийцев и персов, и чем они отличаются друг от друга?
В центре Малой Азии в первой половине II тыс. до н.э. сложилась Хеттская цивилизация, отличительные черты которой обусловлены в значительной мере прогрессом в военном деле. В бурную эпоху II тысячелетия, когда Восток был потрясен завоеванием Египта гиксосами, Вавилонии касситами, и казалось, что эти великие цивилизации рушатся, хетты, благодаря своему военному превосходству, объединили под своей властью малоазийские, сирийские и верхнемесопотамские регионы, создав здесь военное государство, свою военную цивилизацию.
Хетты начали занимать свое место в истории Передней Азии в то время, когда в Египте и Месопотамии цивилизации уже давно сложились. Новые пришельцы хетты стояли на более низкой ступени развития, и длительность их исторической жизни оказалась гораздо короче. Великое Хеттское государство возникло в процессе борьбы за гегемонию между отдельными племенами и раннегосударственными образованиями. Она привела к подчинению одних другими, выдвижению царского рода и военной прослойки. Военное превосходство хеттов и распространение у них коня, боевых колесниц и, наконец, кавалерии, сделали возможным создание мощной армии, предназначенной для ведения постоянных, завоевательных войн.
Регион Центральной Малой Азии (Анатолии), где возникла цивилизация хеттов, своеобразен по своим природным условиям. Он представляет собой плато, окруженное горами, которые отделяют его от Черного и Средиземного морей. Это горное плато в виде безлесной степи покрыто травой, обеспечивающей прокорм только для мелкого рогатого скота. Для поседения были пригодны лишь небольшие равнины в горах и предгорьях, отделенные друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными реками. Рек в Малой Азии немного, и хотя они играли важную роль в хозяйственной жизни, но не стали творцами цивилизации как реки Египта и Месопотамии. Они были неудобны для судоходства и искусственного орошения. Горные районы, богатые лесом, хранили в своих недрах металлы медь, серебро, свинец, железо. Камень, кедровый лес и железо природное богатство земли хеттов. Во II тыс. до н.э. хетты были монополистами производства железа, что давало им немалые доходы. Железо стоило в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз дороже золота. Хеттские правители строго оберегали монополию, а племена хранили в тайне районы месторождения железа.
На территории Анатолии, где сформировалось Хеттская цивилизация, обитали различные <племена. Их этнический состав был столь же пестрым, как и в любой другой области Передней Азии. Наряду с древнейшим населением хаттами (или протохеттами), говорившими на языках, родственных, вероятно, языкам Кавказа, здесь жили племена хурритов.В начале II тыс. до н.э. началось первое Великое переселение народов миграция индоевропейских племен. Одна часть их двинулась в Индию, другая в Малую Азию. Новые племена, появившиеся в районе города Неса (к югу от реки Галиас) и названные неситами, впоследствии завоевали всю Малую Азию. По языку они резко отличались от хатти. На севере Малой Азии индоевропейцы поселились в районе Пала (палийцы), а на юге и юго-западе в Лувии (лувийцы). В результате смешения индоевропейских неситов с аборигенными племенами хатти в Анатолии образовался этнос хеттов. Длительное общение хаттов с неситами привело к победе языка неситов. Впоследствии, когда Хеттская держава заняла почти весь полуостров Малая Азия и часть Сирии, неситский язык был вытеснен родственным ему лувийским, который и стал языком Хеттской цивилизации.
2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
Каковы корни Хеттской цивилизации? На какой основе происходило ее формирование? Уже в VIII-IV тыс. до н.э. на территории Малой Азии возникли центры раннеземледельческих культур, где человек занимался не только земледелием и скотоводством, но строил прочные сначала глинобитные, а затем кирпичные дома, делал нарядную расписную керамику. Атмосфера устойчивости и надежного, благоустроенного по меркам того времени быта царила на поселениях Чатал-Хююка и Хаджилара. Взлет хозяйственной жизни и прикладного искусства достиг довольно высокого уровня. Ранние земледельцы пользовались яркой керамикой с геометрическими мотивами, которые наносились красным красителем по кремовому фону или белым по красному. Почти в каждом доме имелись фигурки обнаженных женщин стоящих на коленях, лежащих, сидящих с подогнутыми ногами. Этот мир покоя, однако, неоднократно нарушался межплеменными столкновениями, ибо повсюду располагались рассеянные по горным долинам завистливые соседи. Конфликтам способствовал также пестрый этнический состав и довольно высокая плотность населения. На многих поселениях VI-IV тыс. до н.э. сохранились следы разрушений и пожаров. И они буквально забиты древним оружием.
В таких условиях развитие цивилизации шло медленно, однако в III тыс. до н.э. жителями Малой Азии был совершен значительный прорыв в двух областях. Первая бурный подъем ремесленного производства, главным образом в металлургии и металлообработке, а также в ювелирном деле. При этом стали активно использоваться природные богатства Малой Азии, ее золотой фонд металлов меди, свинца, серебра, золота и даже метеоритного железа. III тыс. до н.э. период военного напряжения. И малоазийские мастера, специализируясь на изготовлении оружия, стали делать мечи, кинжалы, боевые топоры, шлемы. Процветало ювелирное ремесло, были созданы произведения, не уступающие лучшим образцам тогдашней эпохи, например, золотые ушные подвески из Трои.
Второй сферой, где был осуществлен значимый для развитии цивилизации прорыв, стало появление в Малой Азии городов-государств. Эти укрепленные пункты стали центрами экономической, политической и культурной жизни племен. При некоторых городах-государствах образовались колонии чужеземных торговцев в основном из Ашшура и Северной Сирии. Эти торговые фактории обладали некоторой самостоятельностью. Колония, или, как ее называли, порт, возглавлялась домом города. Торговали шерстью и металлами. Восточные купцы поставляли олово, необходимое для изготовления полноценной бронзы, в производстве которой были заинтересованы все, ибо железо пока являлось драгоценным металлом. Ввозили также изысканные ткани, хитоны. Все эти товары в Анатолию доставляли караваны дамасских ослов. Торговля сыграла важную роль в становлении Хеттской цивилизации. В нее было втянуто практически все население Анатолии. Внутри общин возникли имущественные различия и социальное неравенство. Росло богатство вождей и различия в распределении богатств между племенами, которые стали превращать свои поселения в крепости.
На рубеже III-II тыс. до н.э. были известны такие города-государства как Пурусханда, Куссара, Хаттуса, Каниш и др. Между ними шла постоянная борьба за политическую гегемонию. Первоначально ведущую роль играл город-государство Пурусханда, позднее ситуация изменилась в пользу Куссары. В XVIII в. до н.э. его правители Питхана и Анитта, проводя завоевательную политику, покорили Пурисханду и создали мощное политическое объединение Куссарское царство. Оно предшествовало образованию Хеттского государства (Хатти), которое было создано в XVII в. до н.э. Его историю условно делят на три периода: Древнее (1650-1500 гг. до н.э.), Среднее (1500-1400 гг. до н.э.), Новое (1400-1200 гг. до н.э.) царства.
3. Этапы истории Хеттской державы
Правители Древнего царства Лабрана, Хаттусили I, Мурсили I силой оружия покорили ряд соседних областей, сделали город Хаттусу (совр. Богазкёй, возле Анкары) столицей, совершили успешные военные походы в Северную Сирию и Вавилон, заложив тем самым основы могущественной военной Хеттской державы. Основная цель войн на этом этапе расширение территорий и захват материальных ценностей. Это выступало как символ побед хеттских царей. Уже в древнехеттский период был создан Дом печати царская сокровищница, куда поступал в том числе и доход от военных экспедиций, дань от покоренных соседей.
После 30-летнего энергичного правления Мурсили I наступило смутное время. Мурсили I был убит мужем сестры, и для хеттов началось полоса неурядиц из-за борьбы за власть и новых убийств на почве родовой мести. На исходе Древнехеттского царства его правителю Телепину удалось положить конец смуте отказом от участия в родовой мести. Изгнав узурпатора, он не мстил его родственникам. Было издано законодательство о престолонаследии, в котором Телепин провозгласил: Они мне сделали зло, а я им не сделал зла. Вместо мести предлагалось довольствоваться возмещением. Телепин добился передачи власти только сыновьям царя по старшинству. Право на престол сохранилось не за родом царя, а за его семьей. Тем самым исключалась борьба претендентов, что сильно укрепило царскую власть, став важным этапом развития Хеттской цивилизации.
Пока остается неясным, как развивалась история хеттов в эпоху Среднего царства, но через 100 лет в Новохеттский период их держава стояла на равных с Египтом, Вавилоном и Ассирией. История Хатти это история многочисленных войн и громких побед, которых оно добилось в XIV в. до н.э., находясь на вершине своего могущества. Самые удачные военные кампании хеттов проводились знаменитым царем Суппилулиумой I. Они позволили распространить влияние хеттов в районе Восточного Средиземноморья вплоть до Египта. Суппилулиума I положил конец могуществу Митанни, а при его преемнике Мурасили II хетты вышли к берегам Эгейского моря. После укрепления позиций хеттов в Сирии стало неизбежным их столкновение с Египтом. Противостояние двух великих держав завершилось признанием стратегического паритета, но войны с египтянами все же подорвали силы Хатти. В 1296 г. до н.э. Хаттусили III и Рамзес II заключили мирный договор, скрепленный династическим браком Рамзеса II с дочерью хеттского правителя, после чего военное противостояние двух цивилизаций прекратилось навсегда. Война, столетиями служившая хеттам удачным промыслом, привела в XIII в. до н.э. к кризису цивилизации. Непрерывность военных экспедиций сильно ослабила экономику страны, подрывая самые различные отрасли хозяйства. И хотя союз с Египтом позволил хеттам дать отпор усиливающейся Ассирии, Хеттское государство продолжало угасать. В XII в. до н.э. оно погибло в вихре переселения народов моря коалиции средиземноморских племен.
4. Война и мир Хатти
Война в жизни хеттов, несомненно, играла важную роль, однако она все же являлась дополнительным промыслом. Основы хозяйства составляли земледелие и особенно ценившееся в обществе ремесло. Хатти аграрная страна, для которой зерно, вино и оливковое масло были основными продуктами. Хетты занимались и скотоводством разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот, преуспели в коневодстве. Было высоко развито ремесло металлургия бронзы, изготовление орудий из нее, гончарное дело. Престиж ремесленной деятельности в хеттском обществе был значительно выше, чем у торговли, которая давала большую выгоду, но не пользовалась таким почетом и уважением.
Как велось управление в Хатти, в чем его своеобразие? Каковы особенности военного компонента в структуре Хеттской цивилизации?
Хеттская цивилизация развивалась под сильным влиянием Вавилонии и Египта. Во главе всего государства стоял царь, носивший титул табрана (великий царь). Восточная концепция царя, наделенного сверхчеловеческими силами, отразилась в обращении мое Солнце. Существовал культ духов умерших царей, о которых говорили, что после смерти они стали богами. Царь имел важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Венные и религиозные обязанности он должен был исполнять лично. Другая своеобразная черта хеттского государственного устройства высокий статус царицы, которая могла носить титул тавананна, если была матерью царя или наследника престола. Она являлась верховной жрицей, имела свой дворец, прислугу и доходы, не зависимые от царской казны. Как правило, хаттские царицы оказывались довольно неприятными личностями. Власть царя и царицы во многом сохраняла сакральный характер, способствуя благополучию всего населения Хатти.
Власть хеттских царей, однако, не была деспотичной. Хатти представляла собой чисто внешнее объединение мелких царств, которые управлялись либо родственниками царя, либо представителями местных царских родов. С расширением военной экспансии хеттские цари не особенно заботились о создании относительно тесных связей между завоеванными территориями. Долгое время важную роль играло народное собрание всех воинов панкус (толпа). По мере роста территории Хатти, оно превратилось в совет, куда входили граждане-воины столицы и все мужчины-родичи царя, его телохранители, военная элита и высшие сановники. Таким образом, рыхлая структура государства, большая роль родовой знати и крепкие позиции земледельческой общины отличительные особенности Хеттский цивилизации.
Хеттское общество имело ставшую традиционной для восточных обществ социальную структуру. О ней мы узнаем из хеттских законов, тексты которых обнаружены на клинописных табличках в столичном архиве Богазкёя (ран. Хаттуса). Основу пирамиды общественной иерархии составляли непосредственные производители материальных благ, т.е. те, кто самостоятельно вел свое хозяйство и платил государству налоги. На следующей ступеньке находились служилые люди, люди службы: рядовые воины, ремесленники, торговцы, низший слой жречества, низшие члены административного аппарата. Они, как правило, за свою работу получали от царя вознаграждение и мелкие привилегии. Среди людей службы выделялась военно-служилая знать, которая составляла верхушку общества крупные сановники, представители высшей царской администрации, военачальники, высшее жречество. Вершину пирамиды занимал царь, его род и приближенные.
Государство Хатти, будучи сильно военизированным, опиралось на регулярное войско и ополчение. Армия состояла из колесничего войска и тяжеловооруженной пехоты. Конные отряды элита хеттской армии, ее ударная сила. Хетты предпочитали воевать не верхом на лошади, а в боевых колесницах. Их преимущество экипаж из трех воинов (воин с копьем, прикрывавший его щитоносец и возничий). Конные отряды, как правило, решали исход сражения, как это было, например, в битве у Кадама, где участвовало 2500 колесниц. Изготовление колесниц процесс трудоемкий и дорогостоящий (особые породы дерева, кожа, металл). Их изготовляли централизованно, под строгим контролем царской администрации. По специальной методике готовили и лошадей для колесниц. На клинописных табличках сохранились наставления некоего хуррита Киккули, который, видимо, был приглашен для выучки лошадей. Пехота хеттской армии, вооруженная железными мечами с серповидным лезвием, численно превосходила конные отряды и в открытом бою играла вспомогательную роль.
Сезон военных походов начинался весной и длился до поздней осени. Между походами регулярные силы размещались на зимних квартирах в специальных военных лагерях. Хетты талантливые воины древнего мира и, судя по Кадешскому сражению, мастера стратегии и тактики, осады и обороны. Примечательно, что у них отсутствовала страсть к жестокости и пыткам. В ходе войн захваченные города либо разрушались, материальные ценности забирались, а население уводилось в плен, либо жители завоеванных городов брались в подданство с обязательством поставлять Хатти военные контингенты. Невыполнение обязательств каралось новым нападением. Пленные представляли экономическую ценность, так как в Хатти всегда не хватало рабочих рук для разработки месторождений металлов.
Военные успехи хеттской армии закреплялись мирными договорами и династическими браками. Дипломатия хеттов была основана на существовавших в древнем мире нормах взаимоотношений между правителями (царями, вождями племен), которые определяли и учитывали соотношение сил сторон. Международными делами занималось специальное ведомство при царской канцелярии одно из древнейших министерств иностранных дел. Оно осуществляло направление и прем послов, обмен подарками и вело международную переписку. Хетты считались искусными дипломатами, которые стремились укрепить авторитет и влияние Хеттской державы в других государствах.
5. Достижения цивилизации хеттов
Каковы основные достижения Хеттской цивилизации, определяющие ее неповторимый индивидуальный облик?
Хеттская цивилизация вписала любопытную главу в историю человечества. Было создано военно-паразитическое государство, которое не столько занималось организацией экономической жизни, сколько выполняло функции завоевателя и политического властителя. Впервые в истории человечества хетты создали военную империю, общество которой было слабо дифференцированным, а городская культура оставалась на втором плане. Присоединяя к своему царству все новые и новые территории и наследуя традиции других цивилизаций, хетты не проложили путь в новую историческую эпоху. История Хеттской цивилизации яркий пример недолговечности и обреченности образования, основанного на военной силе.
Достижения Хеттской цивилизации порождают впечатление двойственности. Не имея своей письменности, хетты создали богатую литературу, мифы, легенды, перевели на хеттский язык ряд произведений народов Ближнего востока (аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше, хурритские мифы). Используя силу, как доминирующее средство создания и укрепления державы, хетты составили свод законов, статьи которого отличаются мягкостью и кажутся бессистемным собранием казусов.
В самобытной монументальности хеттского изобразительного искусства поражает недоработанность, незавершенность. В районе Богазкёя сохранилась высеченная в скале скульптурная галерея Язылыкая (надписная скала). В этом святилище под открытым небом представлена картина шествия богов и жрецов, идущих навстречу друг другу. Это сцена встречи богов природы, сцена весеннего обновления после суровой зимы, величайший праздник народа скотовода и земледельца. В рельефах на камне мастера как будто не заботились о создании законченного произведения, но в глубоко скрытом укромном ущелье только напоминали, что скала естественный монумент, посвященный культу богов. Хеттские ремесленники мастера бронзолитейного дела, но зачастую дорогой материал заменяли глиной, имитируя в керамике бронзовые сосуды (посуда из Алишара).
Повышенная способность адаптировать достижения других цивилизаций для своих нужд отличительная черта хеттов. Они способствовали распространению боевых колесниц, методики разведения и выучки лошадей, практики законодательных предписаний.
Существовала тысяча богов Хатти, среди которых были божества хеттского, индоевропейского, хурритского, ассиро-вавилонского и другого происхождения. Хетты постоянно воюющий народ в вопросах религии отличались терпимостью, создавая в державе достаточно умеренный религиозный климат. Бог руководил ими на протяжении всей жизни, вступая с каждым в контакт посредством оракулов, снов, гаданий. Бог отец и мать человека Хеттской цивилизации, отношения с которым строились на принципах взаимности. В повседневной жизни хеттов не было места и времени для размышлений о справедливости и несправедливости богов, так же, как о смысле существования. Этот народ с оружием в руках даже не интересовался проблемами жизни и смерти. Хетты не дали миру ни особо великих творений искусства и литературы, ни великих открытий, но их традиции не исчезли, что подтверждается историей Ассирийской цивилизации.
Ассирийская цивилизация 1. Природные условия и население
Более трех тысяч лет назад на севере Месопотамии начала формироваться Ассирийская цивилизация, историческая судьба которой подтвердила на определенном этапе истории цивилизация, империя и война могут развиваться совместно. Примерно за тысячелетие Ассирия проделала путь от раннего протогосударства до мировой империи. Пособницей первых шагов Ассирийской цивилизации стала война как средство существования. Многое в этой цивилизации помогает понять географическая характеристика ее месторазвития.
Само название Ассирия появилось в XIV в. до н.э. и прилагалось к области в средней части долины Тигра (северо-восток совр. Ирака), где находился один из крупнейших торговых центров Передней Азии город-государство Ашшур. Субарту, как в древности называли этот район, представлял собой плоскогорье, примыкающее к долинам Тигра и его притоков Большого и Малого Заба. С запада от него располагалась населенная кочевыми племенами сирийско-месопотамская степь, на севере Армянское нагорье, с северо-востока отроги гор Загра. Ассирия гористая страна, неудобная для земледелия, которым можно было заниматься только в небольших долинах Тигра и Заба, стесненных с востока горами. Масштабы искусственного орошения здесь не могли быть такими, как в Вавилонии и, тем более, в Египте. Но была построена сеть каналов, а также использовались дождевые, ручьевые и колодезные воды. На несколько месяцев предгорье покрывалось травой, обеспечивающей прокорм мелкого рогатого скота, который в засушливое время года перегонялся на горные летние пастбища. В горах с древних времен имелись различные породы камня, залежи полезных ископаемых и среди них железная руда. Долгое время Ассирия снабжала ведущую сельскохозяйственную страну Передней Азии Вавилонию лесом и металлом, которых та совершенно не имела.
Поседения в Субарту существовали уже в глубокой древности. Этническая карта этого региона была довольно пестрой. Здесь обитали горные племена субари, шумеры, восточные семиты, хурриты. С конца III тыс. до н.э. в Северной Месопотамии стали появляться амореи западносемитские скотоводческие племена, среди которых выделялись диданы и ханейцы. Господствующим языком Ассирийской цивилизации стал северный диалект аккадского языка. Длительное влияние Шумера, культурное воздействие Вавилона и Митанни, последовательная семитизация хурритов отразились на населении Ассирии, создав здесь т.н. арменоидный тип ассирийца.
2. Древнейший период истории
Все города Ассирии, кроме Ашшура, расположены за Тигром у предгорий Загра и легко доступны для вторжений. Узкие русла Евфрата и Тигра слабо защищали от набегов соседей. Поэтому ассирийцы постоянно должны были находиться в боевой готовности. В XXII-XXI в. до н.э. Ашшур подчинялся III династии Ура. В XX в. до н.э. его правители вели упорную борьбу с аморитами, основавшими Вавилонское царство. Дальнейшим возвышением довольно бедная Ассирия была обязана весьма выгодному географическому положению. Здесь пересекались караванные пути, по которым через Ассирию оптом везли металлы (медь, серебро, свинец, золото), лес, ткани, продукты ремесел и сельского хозяйства. Древнейшие обитатели Ашшура были ростовщиками и купцами (тамкарами). Они достигало районов Малой Азии и Сирии, где создали целую систему торговых поселений с центром в Канише. Ашшурские купцы составляли наиболее сплоченную и активную группу торговцев-профессионалов. Их связи были обширны и действовали они оперативно, поставляя товары туда, где на них был спрос. Купцы Ашшура торговали и сами получали товар в кредит. Используя клинопись, велся строгий учет векселей. Несмотря на огромные расходы, ибо часть товаров отдавалась правителям городов, расположенных по торговому пути, чистая прибыль от торговли доходило до 200%. При малейшем намеке на опасность торговля сворачивалась. Караванные пути считались небезопасными и зачастую купцы вынуждены были браться за оружие.
Торговые караваны в Северную Сирию, Малую Азию, в финикийские города, а оттуда в Египет, в Закавказье и Среднюю Азию шли через Ашшур или так близко от него, что рождался соблазн захвата их для ассирийских купцов. Так Ашшур постепенно создавал в древнем мире свой военный образ государства-захватчика. Войны и грабежи со временем превратились для ассирийцев в самоцель. Начало этому было положено в конце XIX начале XVIII вв. до н.э. Шамши-Ададом, который создал большое государство, перегородившее все пути по Тигру, Евфрату, предгорьям Загроса, тем самым нарушив структуру торговли по всему Ближнему Востоку. Эта держава, по сути своей вовсе не ассирийская, фактически заблокировала все важнейшие магистрали, по которым купцы Ашшура везли свои товары.
Выходец из западносемитского племени ханейцев, Шамши-Адад стремился создать обширное государство по образу и подобию напоминающее державу Саргона Древнего. Он впервые объявил себя царем множеств, стремясь к установлению своей единоличной власти. Вся Северная Месопотамия, включая Ашшур, была разделена на 14 военных округов, возглавляемых царскими администраторами. Общинная администрация сохранялась, но при условии лояльности Шамши-Ададу. Фактически общинное самоуправление было парализовано. Проблема рабочей силы в царском хозяйстве решалась за счет обращения в рабство военнопленных. Угон рабов стал одной из главных целей военных экспедиций. При формировании войска предпочтение оказывалось ханейцам, соплеменникам царя. Войско для походов состояло из постоянного царского полка и ополченцев из общинников. Шамши-Адад никогда не считал себя правителем Ашшура, но говорил о том, что укрепил страну между Евфратом и Тигром. Он занимался также строительной деятельностью, о чем свидетельствуют надписи в ашшурских храмах богов Ашшура и Адада. Как правитель он заботился о храмах, но все же главным для него оставалось сохранение завоеванных территорий.
Однако, в XVIII в. до н.э. вавилонскому царю Хаммурапи удалось подчинить себе Ашшур. Еще в течение трех столетий вплоть до конца XV в. до н.э. такие города как Ашшур, Ниневия и Арбаилу, представлявшие ядро Ассирийской цивилизации, признавали (зачастую формально) владычество Митанни и касситской Вавилонии.
Столь тяжелые испытания не остановили занятий торговлей. Ашшур продолжал наживаться на торговле, ибо его посредничество в снабжении Вавилонии сохранило свое значение. Ашшурские купцы, несмотря на трудности, продолжали возить товары в другие страны. Но политическая карта Передней Азии за пять столетий кардинально изменилась. В XV в. до н.э. торговые караваны двигались не по племенным территориям или небольшим государствам, а по территории государств довольно крупных, достаточно мощных и не намеренных делить доходы с Ассирией. Справиться с подобными обстоятельствами Ашшур мог только с помощью силы.
Насколько готова была Ассирия обеспечить безопасность караванных путей? В каком направлении развивалась цивилизация в ходе т.н. Первого возвышения Ассирии?
3. Цивилизация Среднеассирийского периода
С конца XV в. до н.э. власть правителя Ашшура усилилась и стала практически наследственной. За титулом ишшиаку скрывались функции жреца, администратора, военного вождя, а также землеустроителя и главы общинного совета. Общинный совет постепенно заполняли люди, близкие правителю. В XV-XI вв. до н.э. город-государство Ашшур состоял из разбросанных мелких селений-общин, возглавляемых советом старейшин и старостой. В собственности общины была земля, которая подлежала периодическим переделам и могла продаваться. Со временем в руках немногих богатых семей ее концентрировалось все больше, при этом общинные земельные фонды таяли. Появились имения, владельцы которых жили в городе. Ашшур превратился в общину среди общин.
На протяжении четырех столетий ашшурские правители последовательно проводили политику создания великой державы. Обеспечение безопасности приносящей огромные доходы торговли не единственная цель их многочисленных экспедиций. В них удовлетворялись растущие амбиции превратившихся в самодержцев правителей, стремление к расширению своих владений. Так, царь стран Ассирии Ашшур-убаллит I (1365-1330 г. до н.э.) захватил часть территории Митанни, царь множеств Адад-нерари I (1307-1275 гг. до н.э.) отодвинул границу Ассирии далеко на юг и покорил всю территорию Митанни. Закрепить власть и поддерживать ее на завоеванных территориях, население которых различалось и по уровню развития, и по менталитету, можно было лишь прибегая к устрашению. Тридцать лет правления Салманасара I (1274-1245 гг. до н.э.) одна из черных страниц истории древних цивилизаций. С этого времени страх и жестокость стали ключевыми словами Ассирийской цивилизации. В надписях ассирийских царей подчеркнуто стремление устрашить противника совершенными жестокостями и показать, что походы предпринимались по воле бога Ашшура. Чтобы разрушить общинные связи, покоренное население переселялось.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |