КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа и население. Особый вариант цивилизационного развития, отличный от речных цивилизаций, возник в древности на земле Восточного Средиземноморья
Особый вариант цивилизационного развития, отличный от речных цивилизаций, возник в древности на земле Восточного Средиземноморья. К нему относятся городские цивилизации Финикии, Сирии и Древней Палестины.
В силу каких причин стало возможным появление в данном регионе подобных цивилизаций? Прежде всего, прослеживается прямая связь с особенностями ландшафта Восточного Средиземноморья, который представлен двумя климатическими зонами. Одна узкий пояс побережья с мягким средиземноморским климатом, плодородными почвами и удобными морскими стоянками. Другая зона обширное плоскогорье с резким континентальным климатом, с пустынями и оазисами в долинах небольших рек. Две сравнительно крупные реки региона Оронт и Иордан не были такими полноводными как Нил, Евфрат, Хуанхэ или Ганг. Поэтому здесь не могла сложиться обширная ирригационная система, требующая сильного государства и крепкой центральной власти.
Сравнительно небольшой мир Восточного Средиземноморья представлен постоянно соперничающими городами-государствами, само существование которых определялось простой формулой все против одного и один против всех. Кровопролитные столкновения за собственные интересы не позволяли этим городам-государствам сплотиться, чтобы дать отпор вторжениям извне. А они были неизбежны, что определялось еще одной особенностью этого региона. С момента появления здесь ранних очагов цивилизации Восточное Средиземноморье стало уникальным, первым в истории человечества центром коммуникаций, торговых и культурных контактов и взаимовлияний. Здесь пересекались людские потоки, представлявшие Месопотамскую, Египетскую, Хеттскую, Ассирийскую, Древнегреческую цивилизации. Восточное средиземноморье объединяло Переднюю Азию, Северную Африку, Юго-Восточную и Юго-Западную Европу.
Довольно значительную роль в политической, культурной и особенно экономической истории древнего Средиземноморья сыграла Финикийская цивилизация, которая сложилась на узкой полосе земли между Средиземным морем и горным хребтом Ливана. Природа определила образ жизни проживавших здесь людей. В Финикии не было значительных территорий, пригодных для земледелия, не было обширных пастбищ, зато были дубовые и кедровые леса, которые давали отличный кораблестроительный материал, строевой лес и целебные растения, пользующиеся спросом соседних стран. Горные склоны Ливана были засажены оливковыми деревьями и виноградниками. Конечно, среди финикийцев были и земледельцы, которым в долине Оронта и на Финикийском побережье на небольших участках плодородной и тщательно обрабатываемой земли, удавалось выращивать неплохие урожаи пшеницы, ячменя, проса и чечевицы. Ограниченные земельные ресурсы вынуждали финикийцев создавать на горных клонах Ливана террасную систему искусственного орошения для разбивки фруктовых садов и виноградников. Финикийское вино славилось во всем древнем мире. Будучи морским народом, финикийцы занимались также и рыболовством.
Таким образом, материальная культура Финикии в меньшей мере зависела от земледелия, но больше от ремесла, особенно благодаря запасам полезных ископаемых и ценных пород леса в Ливанских горах.
Население Финикии представляло собой сложный этнический конгломерат. Здесь проживали западносемитские племена ханаанеев. Финикийцами (красноватые, смуглые) жителей прибрежной полосы Восточного Средиземноморья назвали египтяне и древние греки. Сами финикийцы не знали единого самоназвания. Тем не менее, осознавая свою этно-культурную и языковую общность, они считали себя исключительно жителями того или иного города (сидонцы, тирцы, карфагеняне и др.), а не гражданами какой-либо страны.
2. Расцвет торговли и мореплавания
На рубеже III-II тыс. до н.э. Финикийская цивилизация образовала сеть небольших государств, которые ревностно отстаивали свою независимость. Небольшая страна, разделенная на несколько государств, никогда не имели ни экономического, ни политического единства. Каждое такое государство представляло собой город с окружающей его территорией, город-государство.Экономика Финикии была довольно разнообразна, но все же вследствие природных условий собственное земледелие далеко не всегда обеспечивало потребности общества. Это вело к резкому увеличению роли торговли.
В жизни финикийцев огромную роль играло море. В портовых городах Финикии заканчивались сухопутные торговые пути Восточного Средиземноморья, а дальше в любую точку можно было везти товары на кораблях. Финикийские мореходы и их корабли были широко известны в древности. Услуги этих морских извозчиков ценились очень высоко. Финикийские моряки встречаются на службе у египтян, вавилонян, ассирийцев, персов. В своих городах Угарите, Библе, Сидоне, Тире финикийцы строили великолепные по масштабам древнего мира корабли, на которых бороздили воды Средиземного моря, заплывали в Атлантический океан, совершали экспедиции вокруг Африки и, как предполагают, достигали даже берегов Америки. Для перевозки грузов они пользовались круглыми кораблями. Военные, длинные корабли имели соответствующую экипировку и служили в том числе и для дальних плаваний. Слово галера вошло во все существующие европейские языки и продолжает жить до настоящего времени.
Финикийцы торговали не только товарами местного производства, но и занимались транзитной торговлей перепродавали привозимое из других стран. На экспорт уходил высоко ценившийся ливанский кедр и приморская сосна, ювелирные изделия из золота и серебра, зерно, скот, ткани. Важную статью экспорта составляла высоко ценящаяся пурпурная (ярко-красная или темно-фиолетовая) краска, которую финикийцы научились добывать из приморского моллюска багрянки. Торговали и тем, что шло транзитом через финикийские города, что вывозилось из Малой Азии (серебро, свинец, железо), с островов Эгейского моря (медь, изделия художественного ремесла).
Высокое мастерство финикийцев, их умение продавать и покупать, торговать и торговаться имело и дурную славу. Современники отзывались весьма неодобрительно о моральных качествах финикийских купцов финикиец, обманщик лукавый, злобный хитрец, от которого много людей пострадало. Торговля зачастую шла рука об руку с пиратством. Хорошо зная морскую науку и обладая быстроходными судами, они появлялись неожиданно, лихо грабили и быстро исчезали. Доверчивые люди заманивались на корабли, становясь рабами-гребцами, грузчиками в портах или чернорабочими в мастерских. Бесстрашных мореходов боялись, но ждали с нетерпением, надеясь приобрести редкие заморские товары. Однако финикийский купец зачастую оказывался обманщиком.
Для финикийцев торговля стала не только способом существования и выживания, но и сформировала определенный стиль и образ жизни. В стремлении разбогатеть и найти новые источники получения прибыли финикийцы совершили уже в I тыс. до н.э. первый коммуникационный прорыв. Для своих торговых факторий они выбирали стратегически важные области, места пересечения торговых и военных путей, выгодные в географическом отношении и обладающие естественными богатствами. Финикийская колонизация бассейна Средиземного моря как бы провела тестирование его потенциальных возможностей, которыми воспользовалась впоследствии Античная цивилизация. Из числа финикийских колоний особенно выдвинулся Карфаген, город на берегу Северной Африки, ставший могущественным государством, впоследствии соперничавшим с самим Римом.
Финикийская колонизация удачно сочетала решение экономических и политических проблем. Города-государства Финикии стремились к устойчивости и стабильности, сокращали число бедного населения, давая ему возможность разбогатеть. Тысячами их направляли для создания новых колоний и некоторые, видимо, использовали свой шанс. Этот уникальный опыт Финикийской цивилизации впоследствии был взят на вооружение многими государствами мира.
3. Финикийские города-государства
Как управлялись города-государства Финикии? Почему порой, подчиняясь Египту, Вавилону, Ассирии и Персии, им удавалось вновь восстановить свое лидерство? Политическим строем финикийских городов-государств была монархия, где трон передавался по наследству. Власть царей не имела такой силы, как в Египте и Месопотамии из-за противодействия ей со стороны влиятельных кругов финикийской аристократическо-купеческой олигархии. Однако, внешнеполитические связи между государствами поддерживались царями. Они заключали между собой союзы, обменивались дарами, посылали поздравления по случаю восшествия на престол. Войн финикийцы обычно не вели, но если таковые случались, цари возглавляли армию и флот. Религиозно-строительная деятельность, сооружение храмов и алтарей также считалась важнейшей царской обязанностью, обеспечивавшей благосостояние государства. Царской прерогативой оставалась и чеканка монеты. Считалось, что царь особенным образом связан с божеством. И все же, несмотря на столь значительные функции, царская власть в торговых городах-государствах Финикии не имела характера деспотии.
Помимо царя в городах-государствах Финикии, как и всюду на Ближнем Востоке, ведущую роль играла чиновничье-землевладельческая аристократия, отличавшаяся определенным своеобразием. Она втянулась в водоворот бурно развивающейся в Финикии частнопредпринимательской деятельности. Многие из чиновников и крупных землевладельцев приобщились к занятиям торговлей и ростовщичеством, держа под контролем не только неимущих горожан, но и царя. В конечном итоге, эта финикийская олигархия в обмен на право торговать на суше и на море, предавая интересы своих городов, в VI в. до н.э. фактически сдала страну могущественному Персидскому государству.
Рядовые финикийцы свою волю выражали через городскую общину, где наряду с народным собранием существовал совет старейшин, который занимался местными делами. Правители Финикии считались с общиной и не вмешивались в ее дела без согласия общинных органов. Среди общинников различались полноправные сыны города и неполноправные жители.
В силу всех этих обстоятельств фигура царя не выражала единства финикийской общности. Таким символом выступало божество, олицетворенное богатым жречеством и храмом. Царь же играл роль связующего звена между миром земным и небесным, ибо мог приносить жертвы богам и просить их о благополучии всего общества. Существенно, что Финикия не знала одного царствующего бога. Каждый город имел своего главного бога неба Ваала (владыка), Молоха (власть), Мелькарта (царь города) или Адона (мой господин). Своим богам финикийцы приносили в жертву скот и продукты земледелия. В исключительно важных случаях (закладка стен города, смертельная опасность и т.д.) верующие приносили в жертву своих малолетних детей. Финикийский бог Молох символ жертвоприношения. Богослужение совершалось в храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре которой находился алтарь. Жрецы, привлекая внимание бога Ваала, кололи себя копьями или кинжалами и криками призывали его. Нередко праздники в честь Ваала принимали характер оргий. Финикийские боги, несмотря на свою необузданность, в целом воспринимались верующими как защитники людей. Финикийцам был свойственен оптимистический взгляд на мир. Они полагали, что между миром богов и земным миром поддерживается связь, важное звено которой умершие. Поэтому страха перед загробным миром финикийцы не испытывали.
Финикийская цивилизация достигла своего расцвета в правление царя Хирама (1001-967 гг. до н.э.). Затем могущество финикийцев стало клониться к упадку. Вопреки ожиданиям финикийских олигархов, жестокий удар их торговой деятельности был нанесен подчинением Персидскому государству. Возвышение греков на море стало еще более сильным ударом. Финикийская торговля была вытеснена со всех островов и берегов Эгейского моря. Теперь с греками мог соперничать только Карфаген, которому на протяжении еще четырех столетий удавалось поддерживать славу финикийских мореходов.
4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
В древнем мире Финикийская цивилизация занимала особое место не только своими бесспорными достижениями в области транзитной торговли и дальнего мореплавания. Финикийцы выступали распространителями знаний и опыта высокоразвитых культур древнего Востока. Творчество и мысли многих народов нашли у них свое отражение. Деятельное и энергичное население финикийских городов, принимая импульсы со всех сторон, приспосабливало их для себя: пользуясь известным создавало новое. Предприимчивость и активность финикийцев способствовала появлению многих изобретений. Им принадлежит величайшее открытие в сфере коммуникационных отношений: финикийцы первыми в мире создали алфавитную письменность, качественно упростив запись и хранение любой информации, а заодно и усвоение знаний, начиная со школы.
На основе вавилонской клинописи и египетского иероглифического письма они создали свой алфавит из 22 знаков, обозначавших согласные звуки. Первыми увидели преимущества алфавита финикийские купцы, которым требовалось записывать много и быстро. Ни одна из существовавших в то время систем письма этому требованию не отвечала. Иероглифическое письмо требовало не одного года для изучения и запоминания. Образование могли получать только избранные, принадлежащие к жрецам или близким к ним кругам. Финикийцы разрушили эту монополию, сделали возможным массовую образованность, открыв тем самым дорогу человечеству к новой культуре. Впоследствии финикийский алфавит был усовершенствован греками, которые ввели знаки, обозначающие гласные звуки. Он стал основой почти всех алфавитов в мире, в том числе и русской азбуки.
Высокого уровня в Финикии достигло развитие ремесел. Финикийцы первыми начали выдувать стекло, уйдя в производстве стекла значительно дальше Египта, Шумера и Вавилона. Славились они также своим искусством в горнозаводском и литейном деле, в шлифовке и обработке драгоценных камней, в резьбе по дереву и слоновой кости, в изготовлении изящных тканей и благовонных мазей. Финикийская цивилизация оставила свой след и в области строительства и архитектуры. Древние греки считали финикийцев своими учителями в астрономии и географии.
Достижения Финикийской цивилизации столь значительны, что привлекают внимание и будоражат воображение историков-исследователей до настоящего времени. Какой опыт цивилизационного развития дала человечеству Финикия?
Финикия стала первым в истории человечества межцивилизационным коммуникационным центром, который в течение почти полутора тысяч лет (рубеж III-II тыс. до н.э. VI в. до н.э.) поддерживал и укреплял экономические и культурные связи между отдельными цивилизациями, способствовал их взаимодействию и взаимовлиянию. Финикия первой дала действенный опыт создания системы колоний как цивилизационных центров, который столь успешно далее использовали греки. Именно история Финикии показала, что не только земледелие и скотоводство, но торговля и ремесло могут стать стержневым экономическим фактором становления цивилизации. Однако, она же продемонстрировала, что преобладание торговых интересов может стать началом конца цивилизации. Финикия дала миру алфавитное письмо, без которого цивилизационное развитие человечества, возможно, пошло бы несколько иным путем, однако великие творения человеческой мысли записали, используя его, древние греки.
Финикийская цивилизация сходна с персонажем классической драмы, который, исполнив свою роль, уходит уже в конце первого акта. Но его появление на сцене во многом определяет судьбу главных героев до самого финала. Словно тень отца Гамлета: Прощай, прощай и помни обо мне
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |