Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хеттская цивилизация 2 страница




 

Во второй половине XIII в. до н.э. Ассирия являлась самым могущественным государством Ближнего Востока. При Тиглатпаласаре I (1115-1077 гг. до н.э.) она простиралась от Вавилона до Египта. Походы совершались регулярно, не столько с целью расширения территорий, сколько ради простого желания обогатиться за счет грабежа. Во время одного из них в Вавилоне был разграблен храм бога Мардука, статую которого на 7 лет вывезли в Ассирию.

 

Власть ассирийского правителя постепенно укреплялась. Его мощь возвеличивалась с помощью строительной деятельности. У впадения Верхнего Заба в Тигр Салманасар построил новую столицу Калах. Его сын Тукульти-Нинурта I (1245-1208 гг. до н.э.) перенес свою резиденцию из древнего Ашшура в новый город Кар-Тукульти-Нинурта (Торговая пристань Тукульти-Нинурта) на другой берег Тигра. Здесь был сооружен грандиозный дворец с великолепными стенными росписями, рельефами и красочной облицовкой нижней части стен глазурованным кирпичом, появившимся здесь на 600-700 лет раньше, чем в Вавилоне. Специальные указы до мельчайших деталей определяли дворцовый церемониал, разработанный по хеттскому образцу. Доступ к правителю имели немногие. Чрезвычайно суровый регламент определял распорядок в дворцовых покоях, правила совершения предотвращающих зло мистических ритуалов. Тиглатпаласар I в одной из надписей с гордостью сообщил, что он заботился о своей стране, украсил ее города храмами и дворцами, обнес стенами и укреплениями, построил хранилища для зерна, устроил зверинцы и ботанические сады, усилил войско, расширил пределы страны и дал ей покой и счастье. Однако, время империи в Ассирии еще не наступило. Даже появившиеся в XVI-XIV вв. до н.э. так называемые Среднеассирийские законы, которые были самыми жестокими из всех древневосточных законов, были пока еще не законами царства, а законами города-государства Ашшур.

 

Ослабленный длительными войнами, Ашшур в XII в. до н.э. не смог справиться с кочевниками арамеями. Малыми группами они неуклонно просачивались в Северную Месопотамию со своими шатрами и семьями, овцами и верблюдами. Арамеи проникали все далее в глубь страны, занимали ее степи и пастбища, нарушали коммуникации между городами, окружив их в считанные дни. Лишь после того, как Ассирия справилась с арамейским нашествием, начался новый виток развития ее цивилизации.

 

4. Цивилизация Новоассирийской эпохи

 

В конце X в. до н.э. Ассирия, восстановив свою военную организацию, боевой дух и престиж в Северной Месопотамии, возобновила широкую завоевательную политику. Началось т.н. Второе возвышение Ассирии, классический период ее расцвета и роста цивилизации. Ассирийские правители стремились держать в страхе горцев на севере и востоке, регулярными вторжениями не допускать ответных рейдов, последовательно продвигаться на юг и на запад, чтобы взять под контроль основные источники сырья, центры производства и торговые пути от Персидского залива до Армянского нагорья, от Ирана до Средиземного моря и Малой Азии. Армия Ассирии по своей численности, организованности и вооружению превосходила армии остальных стран Передней Азии. Она уже перешла к железному оружию, была укомплектована боевыми колесницами, отрядами кавалерии, строителей, имела совершенную осадную технику.

 

Политический и творческий рывок Ассирийская цивилизация осуществила при удачливом полководце и дипломате, но безжалостном в достижении поставленной цели правителе Ашшурнасирпале II (884-858 гг. до н.э.). Огнем и мечом он прошел Вавилонию и Сирию, вышел к приморским городам Финикии, где в Средиземном море омыл свое оружие и поставил стелу рядом с рельефами египетских фараонов. В Ассирию этот правитель вернулся с огромной добычей золота, серебра, меди, железа, бивней слонов, мебели из редких пород дерева, дорогих одежд, пурпурной шерсти, кедрового леса и др. В течение IX в. до н.э. ассирийцам удалось вернуть территории, утраченные в предшествующие века, и выйти за их пределы. Сын Ашшурнасирпала II Салманасар III (859-824 гг. до н.э.) совершил три крупных похода на запад в Восточное Средиземноморье. Собрав 120-тысячное войско, он разбил упорно сопротивлявшийся Дамаск, проник в Финикию и установил свое господство в Сирии. Успешными для ассирийцев стали также походы против племен Армянского нагорья. Ими были покорены и значительные территории Вавилонии.

 

Войны, которые вела Ассирия в IX в. до н.э., окончательно определились как захватнические, грабительские, сопровождавшиеся карательными экспедициями. Парадокс состоит в том, что основное содержание Ассирийской цивилизации в это время составляли походы, осада и разрушение городов, пожары и грабежи в завоеванных районах, угон в рабство пленных, в том числе женщин и детей, бесчеловечное, поголовное истребление всего мужского населения, способного к сопротивлению. Жестокие пытки и издевательства над побежденными, расправа и запугивание считались нормой. Поскольку целью захватнических войн был грабеж, Ассирия закреплялась в тех или иных областях не для того, чтобы возделывать землю, выращивать скот, заниматься ремеслом, а лишь для того. чтобы, ограбив, иметь плацдарм для последующих походов.

 

Победоносные войны и величие царя-победителя, как правило, закреплялись активизацией строительной деятельности, которая зачастую достигала необычайного размаха. Ашшурнасирпал II перенес свою резиденцию в город Кальху, который был основан еще в XIII в. до н.э. Остатки дворца, построенного Салманасаром I снесли, а образовавшуюся большую площадь застроили великолепными сооружениями. Здесь вырос дворец правителя, храмы богам и зиккурат. Огромный дворец имел большое количество жилых и хозяйственных помещений, сгруппированных вокруг квадратного двора площадью 900 кв. м. Стены дворца на 2,5 м высоты были покрыты рельефными изображениями, основное содержание которых военные и охотничьи подвиги царя, крылатые гении, окропляющие царя, или стилизованное дерево жизни. В рельефах нет портретного сходства с Ашшурнастрпалом II, но во всех фигурах подчеркнута физическая мощь, сила, здоровье, как обобщенный образ могучего и прекрасного человека, ставший идеалом ассирийской красоты. Внутреннее убранство дворца отличалось необычайной пышностью и богатством.

 

Стремление ассирийских правителей установить свое господство в Передней Азии отразил знаменитый Черный обелиск и т.н. Балаватские ворота. На обелиске изображены послы иноземных стран, приносящие дань ассирийскому царю, а на Балаватских воротах осада финикийского города Тира, завоевание Сирии и поход в Урарту.

 

5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром

 

Новый этап развития Ассирийской цивилизации связан с именем Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н.э.). Именно этой незаурядной личности, сочетавшей талант администратора, политика и полководца, удалось не только вывести Ассирию из полосы стагнации, в которой она оказалась после Салмансара III, но и впервые объединить всю Месопотамию. Чтобы усилить власть центра, Тиглатпаласар провел административные и военные реформы. Жители завоеванных окраин насильственно депортировались в Ассирию. Небольшими разрозненными группами или семьями, со своим имуществом и богами, их переселяли подальше от своих домов, по возможности объединяя в одном месте людей разного языка и происхождения. Переселенцы быстро ассимилировались, усваивая арамейский язык. Эта система перемещения огромной массы людей с целью ослабления их сопротивления с тала в дальнейшем, включая XX век, одним из способов подчинения завоеванных стран. По-новому было организовано и управление захваченными территориями. Наместничества разукрупнялись в небольшие округа, а права наместников, теперь уже областеначальников, сужались и ограничивались сбором налогов, организацией выполнения повинностей и руководством местным воинским контингентом. Опасаясь появления новых династий, областеначальниками назначали евнухов.

 

Тиглатпаласар провел и коренную реорганизацию военного дела. Наряду с ополчением, которое формировалось из взрослого мужского населения, была создана профессиональная армия, находившаяся на полном государственном обеспечении. Ее ядро составлял царский полк. Впервые было ведено два новых рода войск регулярная кавалерия и саперные части. Таким образом, армия включала конницу, тяжелую (с копьями и мечами) и легкую (с луками и дротиками), пехоту, саперные части, осадные войска и обоз. В армии были переводчики и писцы, жрецы, прорицатели, музыканты. На достаточно высоком уровне находилась разведка, обычно возглавляемая наследником престола, а также инженерные войска. Последние сооружали понтоны, лагеря с круговым валом, осадные насыпи, тараны и т.д. Армия была единообразно экипирована, хорошо вооружена и превосходно обучена. В общем, это была одна из самых крупных и хорошо организованных армий древнего мира, структура и модель организации которой стали образцом для последующих цивилизаций и в самом общем виде сохранилась до настоящего времени.

 

Поведенные реформы позволили Ассирии стать действительно великой военной империей, объединившей почти весь ближневосточный регион. Преемники Тиглатпаласара Салманасар V (726-722 г. до н.э.), Саргон II (722-705 гг. до н.э.), Санаххериб (705-681 гг. до н.э.), Асархадон (681-669 г. до н.э.) и Ашшурбанапал (669 - ок. 629 гг. до н.э.) достаточно успешно поддерживали авторитет этой гигантской военной империи. Не раз совершались военные марши против Урарту, Вавилона, Сирии, Палестины и даже ненадолго далось подчинить Египет. К VII в. до н.э. Ассирийская империя простиралась на огромной территории от Средиземного моря до Персидского залива, от Египта до Мидии. На военном поприще действия ассирийских правителей были устремлены к достижению одной цели укреплению и сохранению этой державы от моря до моря.

 

Ключевыми для завершающего века ассирийского могущества стали следующие события. В 732 г. до н.э. был взят Дамаск, глава и символ антиассирийских настроений в Восточном Средиземноморье. Салманасар V отменил финансово-экономические льготы и податные привилегии древних городов Ассирии и Вавилонии. В 722 г. до н.э. Саргон II разгромил Израильское царство, разрушил его столицу Самарию, уведя в плен около 27 тыс. человек. В 710 г. до н.э. он занял Вавилон, короновался здесь в качестве царя и вернул городам их права и привилегии. Была построена новая столица Дур-Шаррукин (Крепость Саргона. В 689 г. до н.э. очередной правитель Ассирии Синаххериб после ожесточенной и длительной осады взял Вавилон и учинил над ним жестокую расправу, которая потрясла Переднюю Азию. Жителей Вавилона подвергали казни или высылали. Город был разрушен до основания и затем затоплен спущенными в него водами Евфрата. В довершение физического уничтожения города была организована его символическая гибель вавилонскую землю на кораблях отвезли на остров Дильмун (нын. Бахрейн в Персидском заливе) и там развеяли по ветру. В качестве трофеев статуи богов, в том числе и Мардука, вывезли в Ниневию, последнюю столицу Ассирийской империи, которая была отстроена с величайшей пышностью. При внуке Саргона Асархадоне в 671 г. до н.э. был покорен Египет, и началось восстановление Вавилона. Одновременно с восстановлением Экагилы, главного храма Вавилона, был заново построен знаменитый зиккурат, храмовая башня Этеманки при святилище Мардука, так называемая Вавилонская башня. В 669 г. до н.э., когда началось правление Ашшурбанапала, Ассирийская цивилизация достигла пика своего развития. И хотя страна продолжала воевать, ее правитель почти никогда не принимал личного участия в этих походах. Вечной своей славой он обязан другой деятельности основанию огромной библиотеки, которая хранилась в ниневийском дворце. По всей стране строились и реставрировались дворцы и храмы, а богато отстроенная Ниневия поражала своим великолепием. Со смертью Ашшурбанапала вокруг Ассирии стали сгущаться тучи, начался период смут и упадка. В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише вавилонский царь Навуходоносор разгромил ассирийские войска, закрыв последнюю страницу истории некогда великой Ассирийской империи, потомки которой до настоящего времени проживают в Северном Ираке.

 

6. Наследие Ассирийской цивилизации

 

Нельзя не согласиться с тем, что война явление аномальное. И те цивилизации, в развитии которых она играла ведущую роль, оказывались весьма недолговечными. Как правило, многие из них едва смогли перешагнуть свое тысячелетие. Общеизвестно, что длительная эволюция цивилизации достигается не войной, а творческими усилиями. Одним из главных достижений Ассирийской цивилизации стало существенное ускорение перемен в Передней Азии и консолидация ее этно-исторического пространства. Войны, которые вела Ассирия, способствовали распространению одних культур за счет подавления, вытеснения и ассимиляции других. И если Ассирийская империя создавалась военным путем, то стабилизировалась и обустраивалась она мирными средствами торговлей, строительством, реформами и образованием.

 

Ассирийское тысячелетие оставило великолепные памятники, пополнившие сокровищницу мировой цивилизации. Ассирийцы сохраняли и развивали многие достижения шумеров и вавилонян, хеттов и хурритов, финикийцев и египтян. Традиционные для Передней Азии царские надписи они превратили в настоящую литературу, в анналы (погодные записи). Эти летописи, составлявшиеся по воле царей, фиксировали военные походы, битвы, царскую охоту, строительство храмов и дворцов. Естественно, что в подобных записях заслуги правителей преувеличивались, а просчеты скрывались. Надписи обычно высекались на каменных стелах и ставились на местах побед, на главной площади столицы и в других городах Ассирии. По заимствованной от хеттов традиции некоторые надписи закладывались в фундамент дворцов и храмов в назидание потомкам.

 

Важным элементом образа Ассирийской цивилизации являются ее знаменитые рельефы, украшавшие внутренние стены царских дворцов. Огромные панорамы мифологических, жанровых и батальных сцен высекались на больших каменных плитах, которыми облицовывали нижние части стен. Ассирийский рельеф рассказ в рисунках, который возвеличивал царя и бога. Рельефы царских дворцов, возможно, имели и охранительное значение, считаясь священными и обладающими магической силой. Они выполнены в необычайно реалистической манере, полны жизненной правды и великолепны в деталях. Именно ассирийским мастерам удалось впервые на Востоке создать в рельефах воздушную перспективу. Так, на одном из рельефов дворца в Кальху изображены боевые колесницы царя, подъезжающие к стенам только что взятой крепости. Из-за зубцов стен выглядывают побежденные, приветствуя царя. На переднем плане в крупных размерах, с тщательной проработкой всех деталей, даны колесницы, лошади и возницы. Крепость и фигуры приветствующих, находящиеся на заднем плане, даны более плоским рельефом, в уменьшенных размерах. Несмотря на стремление передавать в рельефах окружающую действительность, ассирийские мастера, тем не менее, подчиняли все свое ремесло и талант одной задаче восхвалению мощи царя и войска Ассирии. Их не интересовал отдельный человек. И напрасно искать в рельефах портретное изображение царей, хотя именно они являются здесь центральными фигурами. Человек на ассирийских рельефах символ мужской красоты и силы. Продолжая традицию шумеров, ассирийцы достигли высокого совершенства в изображении на рельефах животных. Особенно естественны дикие звери, показанные в движении весьма реалистично и чрезвычайно выразительно. Здесь и раненый лев, и стадо газелей, и фигура льва, охраняющего покой спящей львицы.

 

Для Ассирийской цивилизации характерен значительный масштаб строительных работ. Известно, что после удачных военных экспедиций ассирийские правители с редкой страстью строили дворцы и храмы, а то и целые города Кальху, Ниневию, Дур-Шаррукин. Ассирийская архитектура не отличалась самобытностью, ибо величественные дворцы строились в хеттском стиле. В горах вырубались каменные глыбы, наскоро обрабатывались и с помощью рабов доставлялись на стройплощадки. Под влиянием хеттов и хурритов, а, возможно, и с помощью их мастеров, была освоена крупнокаменная (циклопическая и мегалитическая) кладка стен. Наиболее важные строения возводили на высокой кирпичной платформе. Каждый ассирийский город имел главное здание дворец. Самый яркий образец ассирийской дворцовой архитектуры здание резиденции Саргона II в Дур-Шаррукине. Этот дворец располагался на площади 10 га и возвышался над городом на 14 м. Два парадных входа, украшенных статуями крылатых быков, вели во дворец, а фасад здания украшали гигантские фигуры, изображающие Гильгамеша и его друга Энкиду. Гильгамеш предстает в виде знатного ассирийца, держащего в правой руке короткий кривой меч, а в левой за одну лапу убитого льва. Дворец удачно вписан в геометрически правильную конструкцию города (квадрат, углы которого указывали на север, запад, юг и восток). Монументальность архитектурного ансамбля и красочность внутреннего убранства сделали дворец Саргона одной из наиболее величественных построек Ассирии. Крылатые быки и львы с человечьими головами стали таким же символом Ассирии, как и сфинкс для Египта.

 

Ассирийская цивилизация дает один из примеров возможных вариантов обустройства столичного города. Так, крупный и богатый торговый центр Востока Ниневия усилиями ассирийских правителей превратился в прекраснейший город мира. Были отстроены царские дворцы и храмы, перестроены целые кварталы, приведены в порядок каналы, разбиты цветники и фруктовые сады, вокруг города посажены кустарники и деревья редких пород. Создание прямоугольной планировки городов часть наследия Ассирийской цивилизации, дошедшего до наших дней.

 

Однако все же самым удивительным достижением этой цивилизации является знаменитая библиотека Ашшурбанипала, собранная им в ниневийском дворце. Неказиста на вид и тяжеловесна эта царская библиотека, в которой хранилось более 25 тыс. клинописных табличек. Библиотека предназначалась для личного пользования Ашшурбанипала, комплектовалась и содержалась под его бдительным надзором. Прошло две с половиной тысячи лет с тех пор, как появилась письменность. Ашшурбанипал решил собрать в своем дворце по экземпляру наиболее достойных книг. Его библиотека создавалась по тщательно продуманной системе. Каждая книга состояла из отдельных листов-табличек одинакового размера. На табличках стояли название книги (начальные слова первой таблички) и номер листа. Книги размещались в библиотеке в строгом порядке, имелись каталоги списки с указанием названия книг и числа строк в каждой табличке. Кроме того, на каждом глиняном листе стояла печать со словами: Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии. Одни книги были получены из частных собраний, другие являлись копиями, которые выполнялись по распоряжению Ашшурбанипала. Будучи довольно образованным, он сам отбирал тексты и заботился о регулярном пополнении библиотеки. Возможно, сам Ашшурбанипал был автором некоторых текстов. Ряд книг представлен в 5-6 экземплярах. Все собранное в библиотеке систематизировалось по отдельным отраслям знания. Здесь представлены тексты религиозного (молитвы, заговоры, заклинания), исторического (анналы, указы правителей), медицинского (рецепты), литературного (эпические поэмы) содержания, шумерско-аккадские словари и справочники. Здесь же собраны таблички, содержащие сведения в области астрономии и математики. Библиотека из Ниневии не единственная в Месопотамии. Задолго до нее была известна и знаменита храмовая библиотека города Ниппура. Однако, Ассирийская библиотека первая в истории человечества систематически подобранная и каталогизированная. Ей мы обязаны нашими знаниями о народах Передней Азии, она ключ к историческому опыту цивилизаций Месопотамии.

 

Древние цивилизации по-разному уходили с пьедестала истории. Одни погибали шумно, другие тихо и мучительно умирали. Ассирийская цивилизация сгорела в огне бесконечных и упорных войн, оставив потомкам восхищение и горькое раздумье.

Глава 3. Цивилизация персов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.