КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новая жизнь имперской идеи 3 страница
В Англии при династии Тюдоров королевская власть также значительно усилилась. Английский абсолютизм, начавший складываться еще при Генрихе VII, приобрел законченные формы при Генрихе VIII и достиг своего расцвета при дочери этого короля Елизавете I, которая правила страной 45 лет. Подобную политику продолжал и Яков I Стюарт, вступивший на престол после Елизаветы I. Но он, как и его сын Карл I, все свое царствование провел в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В Палате общин большинство состояло из представителей нового дворянства, купечества, буржуазии, которые стремились направить политику государства в своих интересах.
Самой деспотичной из монархий Европы этого времени была абсолютная монархия Испании. Ее опорой являлось мелкое и среднее дворянство идальго. Роль сословно-представительных кортесов была незначительной. По пути абсолютизма в Европе пошли также Дания и Швеция. Но здесь абсолютизм не достиг устойчивых форм: периоды усиления королевской власти чередовались с усилением отдельных феодальных групп. В Италии и Германии также складывался своеобразный региональный или мелкодержавный абсолютизм.
Во Франции в XVII в. возник классицизм, как стиль и направление в искусстве. Он появился одновременно с установлением абсолютной монархии и укреплением абсолютизма. Сущностью классицизма было возрождение классических античных традиций, возврат к строгости, гармонии и рационализму. Представители классицизма разработали целую теорию создания произведений искусства, установив свои нормы прекрасного.
Ориентируясь на античные образцы, драматурги писали пьесы на сюжеты греческой и римской истории и мифологии, художники изображали на своих полотнах античных богов и героев, архитекторы подражали треугольным фронтонам и колоннадам античных храмов. Основная тема художников и писателей-классицистов конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, имеющая свои корни в античной драме и трагедии, перекликалась в то же время с новыми нормами поведения, которые складывались в те годы в высшем обществе: сдержанность, самоконтроль, подчинение инстинктов разуму.
Классицизм достиг своих вершин в драматургии и театре. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров. К высоким жанрам относились трагедия, эпопея, ода, живопись на религиозные сюжеты. К низким комедия, сатира, басня, жанровая живопись. Произведение должно было подчиняться требованию трех единств места, времени и действия. Так, действие пьесы должно было происходить в одном месте, в один день и никакие детали не должны были отвлекать внимание от основной интриги.
Основоположником французской классической трагедии считался Пьер Корнель. Его творчество складывалось в обстановке борьбы кардинала Ришелье против оппозиционной аристократии за укрепление абсолютизма. В одной из своих трагедий Корнель, создавая образ идеального монарха, выводил на сцену римского императора Августа и изображал его человеком разумным, справедливым и гуманным, что не соответствовало исторической реальности.
Действие пьес младшего современника Корнеля Жака Расина происходило не на фоне политических событий, а в мире человеческих страстей. Герои Расина страдали от неразделенной любви, от осознания собственной греховности. Так, основная идея трагедии Федра, сюжет которой заимствован у Эврипида, - неотвратимость высшей кары за грех.
Несмотря на то, что теоретики классицизма считали комедию низким жанром, она была очень популярна как при дворе, так и среди простонародья. Выдающийся французский комедиограф классицизма, он же талантливый актер, - Жан Батист Поклен, более известный по своему сценическому псевдониму как Мольер, в своих комедиях Тартюф, Мещанин во дворянстве, Скупой, Плутни Скапена и других дал острые сатирические зарисовки быта и нравов современного ему общества, ханжества католических святош, лицемерия и фальши светских людей, жадности и ограниченности купцов и торговцев.
Король и двор покровительствовали искусству. Процветало меценатство, особенно при дворе короля Людовика XIV, который считал себя тонким знатоком и ценителем литературы, искусства и науки. При нем были учреждены Академия надписей, Академия художеств, Академия наук (Академия общество ученых, писателей, художников, архитекторов). С помощью Академий монархи пытались оказывать свое влияние на развитие науки и искусства. Однако отношения представителей разных жанров классицизма с властью были далеко не безоблачными. Пьеса или картина могла не понравиться кардиналу или королю и тогда судьбу художника решала милость или немилость, а иногда просто настроение власть имущих. Показательной в этом отношении была постановка в 1665 г. пьесы Мольера Дон Жуан, из-за которой драматург подвергся преследованиям.
Главой классицизма в живописи был Николо Пуссен. Он разработал теорию классицизма в живописи, согласно которой сюжеты картин должны быть благородными, величественными, возвышенными. В композиционном построении должна быть логика и простота. Критерий красоты разум. Большую часть жизни Пуссен провел в Риме, где изучал искусство мастеров Античности и Возрождения. Сюжеты для своих полотен он искал в античной мифологии, истории, Священном Писании, воспевая единство красоты духовной и телесной, разум и гармонию, единство человека и природы.
Яркие примеры классицизма в архитектуре Пантеон и Дом Инвалидов в Париже, Собор Св. Павла в Лондоне, Королевский дворец в Мадриде, Ратуша в Амстердаме. Классицизм дал толчок развитию садово-парковой архитектуры. Всемирно известным образцом классицизма стала резиденция французских королей в Версале, в 18 км. от Парижа, строительство которой продолжалось около 50 лет. Дворец и парки составляли единый ансамбль, в котором дворец должен был своим видом прославлять короля Людовика XIV и его безграничную власть, и весь ансамбль как бы вращался вокруг короля центра этой своеобразной вселенной. В подражание Версалю строились резиденции других монархов Европы.
Впоследствии, продолжением и завершением классицизма во Франции стал стиль ампир (империя), характерный для времен правления Наполеона, который подчеркивал и прославлял политическую и военную мощь наполеоновской империи (церковь Мадлен, Бурбонский дворец и Триумфальная арка в Париже).
В ряде европейских стран в XVII-XVIII вв. преобладал иной архитектурный стиль барокко (от итал. странный, причудливый). Своей пышностью и вычурностью этот стиль как бы подчеркивал могущество феодальной знати и католической церкви. Яркие примеры стиля барокко Собор Св. Петра в Риме, ансамбли дворцовых зданий в Дрездене, Бельведерский дворец в Вене. В стиле барокко построен Зимний дворец в Петербурге. В живописи барокко это П.П. Рубенс и А. ван Дейк.
В период кризиса абсолютизма появляется утонченный, галантный стиль рококо (от фр. рокай раковина), в котором создан садово-парковый комплекс в Потсдаме. Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
На главную страницу учебника | На главную страницу курса
1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
Подъем производительных сил, уровня материального производства в Европе эпохи Прединдустриальной цивилизации, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру, ибо этот обновляющийся мир уже все менее соответствовал традиционной системе представлений, рожденной Средневековьем. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпоха Возрожденияили Ренессанс, и стала одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации. Под знаком Возрождения прошел весь XVI и начало XVII вв.
Шествие Возрождения по Европе имело определенную территориальную последовательность, связанную с национальными, историческими и географическими особенностями отдельных стран. Наибольшего расцвета Возрождение достигло на своей родине в Италии, для которой XVI в. стал поистине золотым веком. Хронологически итальянский Ренессанс включал Проторенессанс (вторая половина XIII XIV вв.), Ранний Ренессанс (в литературе с XIV в., в изобразительном искусстве и архитектуре с XV в.), Высокий Ренессанс (конец XV первая четверть XVI вв.) и Поздний Ренессанс (XVI в.).
Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но прежде всего в самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. Это был отказ от средневекового противопоставления тела и души, осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. Именно этим духом пронизаны произведения представителей раннего итальянского гуманизма XIV в. поэта и философа Франческо Петрарки и писателя Джованни Боккаччо.
В изобразительном искусстве художники пытались воскресить классические образцы Античности. Часто, помимо Библейских сюжетов, (Мадонна, Снятие с креста и др.) они изображали античных богов и героев (Венера, Марс, Аполлон, Геракл). Яркий пример росписи Ватиканского дворца, сделанные Микеланджело и Рафаэлем.
Художники Возрождения отражали эпоху, в которую жили и творили. На полотнах Рафаэля, Веласкеса, Тициана перед нами предстают светские и духовные правители, члены королевских семей, придворные. Главными героями становятся и люди простого звания. Шедевр мировой живописи Мона Лиза Леонардо да Винчи портрет молодой флорентийки. На картине Дюрера мы видим купца из Нюрнберга, а Ганс Гольбейн писал портреты банкиров, купцов, ученых. Ночной дозор Рембрандта изображает горожан и капитана Кока, командира ночного дозора. Питер Брейгель Старший, получивший прозвище Мужицкого, значительную часть его картин посвятил жизни и быту крестьян. Художники Возрождения, воспевая совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливались воедино, в то же время зорко вглядывались в окружающую их реальную жизнь.
В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм, высшие образцы которого представлены собором Св. Петра в Риме (самое большое церковное здание в мире), дворцами Ватикана, архитектурой Лувра.
Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Во Франции творил Ф. Рабле, создавший сатирико-фантастический философский роман Гаргантюа и Пантагрюэль, с Испании М. Сервантес создал образ бескорыстного рыцаря в романе Дон Кихот. Необычный подъем, переживаемый драматургией, дал миру английского драматурга У. Шекспира (трагедии Король Лир, Ромео и Джульетта, Гамлет, Олелло, комедию Укрощение строптивой), а также испанского драматурга Лопе де Вега (драма Собака на сене).
Писатели, как и философы, стремились создать гармонию двух начал телесного и духовного, но в то же время реалии жизни побуждали их искать ответ что есть добро и зло, в чем подлинные ценности человека. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом. И в то же время именно провозглашение человека высшей ценностью, именно самоутверждение личности с особой остротой ставило вопрос о личном выборе. Бремя личной свободы порождало трагическое отношение к жизни, что с такой полнотой отражено Шекспиром, показавшим жизнь человека в сложном переплетении героического и трагического.
2. Реформация время перемен в религиозной жизни
Изменяющийся западноевропейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. Если Ренессанс это обновление светской жизни, то Реформация это обновление церкви, которое сопровождалось крушением многих религиозных установлений и догматов, и в то же время всплеском религиозных чувств.
В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул и основы ее учения, и культ, и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций.
Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих сословий буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В целом же движение Реформации носило антифеодальный характер. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства протестантизм, который в свою очередь подразделился на лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь. Новая религиозная идеология протестантизма, более, чем католицизм, отвечала духу нарождающейся Прединдустриальной цивилизации.
Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство, христианское вероучение, названное по имени его основателя. Преподаватель теологии Виттенбергского университета (Саксония) Мартин Лютер прибил на дверях университетской столовой документ, названный 95 тезисов против индульгенций, в которых он утверждал, что божественная благодать доступна каждому без посредничества церкви, что не церковные таинства, а личный выбор человека и личная вера открывают ему путь к благодати. Это был сильный выпад против церкви, который нашел понимание и поддержку у самых разных слоев общества.
Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин, француз-эмигрант в Женеве. В своем труде Наставления в христианской вере он обосновал основной догмат кальвинизма учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально с момента его сотворения. Избранных ждет спасение, остальных же вечные муки. Проклятие или благодать лежит на человеке можно определить тем, насколько в его земной жизни ему сопутствует успех или неуспех. Поэтому, человек не должен пассивно ждать свершения судьбы, но постоянно трудиться, ибо труд это божий дар, а лень один из величайших величайший порок. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, вполне соответствовала нарождающейся рыночной капиталистической системе с ее рационализмом и стремлением к эффективности. Вполне соответствовало новым временам и демократическое устройство церкви, провозглашаемое протестантами, когда основной ячейкой церкви провозглашалась община верующих, которые сами избирали из наиболее влиятельных людей своих старейшин пресвитеров. Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Не случайно под знаком кальвинизма прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии.
Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества. Это была Реформация сверху, отвечавшая в большей степени интересам правящего слоя, который стремился к укреплению монархии, к независимости от власти пап. Английское дворянство было также заинтересовано в секуляризации церковных земель. Антикатолические настроения разделяло и третье сословие. Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 г., которые не были признаны папой. Парламент одобрил развод и новый брак короля, но провозгласил Английскую церковь независимой от Рима, а короля главой этой церкви. Через три года Анна Болейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая Англиканская церковь с ее идеей Один Бог, один король, одна вера, одно исповедание осталась.
Итак, Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.
3. Просвещение третий духовный переворот
После Возрождения и Реформации Просвещение совершило новый духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Осмысление времени, его новых целей, поиск путей для их осуществления все это концентрировало в себе Просвещение, как идейное течение, под влиянием которого развивалась Прединдустриальная цивилизация. XVIII век называют веком Просвещения, эпиграфом к которому уместны слова Иммануила Канта: Имей мужество пользоваться собственным умом.
XVIII век время торжества веры в человеческий разум, распространения знаний и идей, добытых с помощью собственного разума. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера в прогресс, в то, что история развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Человек ощущал себя хозяином судьбы и именно в себе искал ответы на многие вопросы.
Не случайно в центре внимания оказались вопросы о природе человека: человек воплощение добра или зла, почему праведник страдает, а порочный человек счастлив, человек животное, которому нужен господин, или человек, которому нужен господин, - животное, каковы естественные права человека?
Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. И поэтому люди могут изменять то, что создали сами. Общество справедливо и нравственно, если оно соблюдает права человека, ибо только такое общество развивается по естественным законам. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права.
Был сделан значительный шаг и в секуляризации сознания. Если мыслители XVII в. были религиозными людьми, то просветители оставались равнодушными или враждебными религии и церкви. Пути религии и науки разошлись. Показательны слова французского астронома, физика, математика Пьера Лапласа: При построении теории Солнечной системы я не нуждался в гипотезе существования Бога. По своему мировоззрению многие просветители были деистами или атеистами. Сторонники деизма считали Бога Великим архитектором Вселенной, который создал мир, но затем уже не вмешивался в человеческую историю. Религию они считали полезной лишь потому, что оно содержит свод нравственных правил, помогающих поддерживать общественный порядок. Хорошо известно выражение Вольтера: Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать, но вся природа возглашает, что Бог есть.
Интересно, что веяния века отразились и на самой церкви. Так, в Германии зародился пиетизм (благочестие), последователи которого считали, что глубокое религиозное чувство и внутреннее благочестие важнее, чем формальное исполнение церковных правил. Призывая к искреннему покаянию и нравственному совершенствованию, пиетизм оказал значительное влияние на духовную жизнь лютеранской Германии. Пиетическими настроениями наполнена музыка Генделя и Баха. Однако, духовными наставниками общества в XVIII в. были уже не служители церкви, а философы-просветители, занимавшиеся наукой о счастье.
У истоков Просвещения стоял выдающийся английский мыслитель Джон Локк (1632-1704), который в своем труде Опыт о человеческом разуме утверждал, что основа наших знаний чувственный опыт. По Локку от природы все люди равны, но они рождались и получали воспитание в разной социальной среде, чем и объясняется их общественное неравенство. В связи с этим он придавал большое значение образованию и воспитанию нравственного, обогащенного знаниями человека. Государство, с точки зрения Локка, возникло в результате договора между людьми, чтобы сохранять свободу, безопасность и собственность своих граждан. Локк основоположник учения о разделении властей. Он считал, что законодательную власть надо передать депутатам, представителям общества, исполнительную монарху и его правительству. Локк был сторонник конституционной монархии, где власть короля ограничена конституцией. Наличие различных религий, по его мнению, обусловлено тем, что людей окружают различные жизненные условия и обстоятельства.
В эпоху Просвещения появилась экономическая теория рождающейся цивилизации, автором которой был профессор университета в Глазго, шотландский философ и экономист Адам Смит (1733-1790). Его трактат Исследование о природе и причинах богатства наций читали многие образованнейшие люди в Европе. Смит утверждал, что источник богатства как одного человека, так и страны не деньги, а труд, от количества которого, затраченного на производство вещи, зависит ее стоимость. По его мнению, условиями развития экономики являются свободный обмен товарами и свободная конкуренция.
Особое место в развитии общественной мысли эпохи Прединдустриальной занимал Шарль Луи Монтескье, барон де ла Бред де Секонд (1689-1755), советник, затем президент парламента в г. Бордо. Известность ему принесли Персидские письма смелая сатира на нравы французского двора. Свои политические идеалы Монтескье изложил в трактате О духе законов, опубликованном в 1748 г. в Женеве. Размышляя над историей древних и современных народов, он пришел к выводу, что разнообразие их исторических судеб связано с условиями жизни народов (природа, климат, размер территорий). Он выделилд три формы государственного управления деспотию, основой которой является страх (Персия, Китай, Индия), монархию, основанную на принципе чести и республику, покоящуюся на добродетели (возможную лишь в малых странах). Не видя возможности в современных ему государствах для республиканской формы правления, наилучшим государственным устройством Монтескье считал конституционную монархию. Развивая идеи Джона Локка, он выделил три ветви власти законодательную, которая принадлежит народу и реализует себя через выборных депутатов; исполнительную, переданную королю, который назначает членов правительства, и судебную, которую осуществляет независимое сословие судей.
Самым знаменитым в Европе французским просветителем был, несомненно, Вольтер (Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778). Циник поседелый, умов и моды вождь пронырливый и смелый писал о нем Пушкин. Вольтер считал, что французское общество нуждается в глубоких реформах. Необходимо обеспечить свободу слова и вероисповедания, дать всем людям равные права, преобразовать судопроизводство, отменить пытки, уничтожить остатки феодальной зависимости крестьян и феодальных привилегий. Чтобы обладание власти не привело к произволу и злоупотреблениям, государи должны быть людьми образованными, окруженными философами, руководствоваться философией, другими слова быть философами на троне. Вольтер считал, что вмешательство в государственные дела невежественных народных масс опасно, поскольку повелевать должен тот, кто обладает знаниями и способностью мыслить. Вольтер утверждал, что просвещение достояние избранных, и что в обществе неизбежно деление на господ и слуг, богатых и бедных. Но, конечно, не эти, отнюдь не самые радикальные в сравнении с идеями других французских просветителей, взгляды создали европейскую славу Вольтеру. Всю силу своего таланта он посвятил обличению абсолютизма, феодальных предрассудков, религиозного ханжества и нетерпимости.
Значительную роль в просвещении умов европейцев Прединдустриальной цивилизации сыграла Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, которая включала 22 тома статей и 13 томов иллюстраций. Это был свод передовых для того времени научных и технических знаний, а также, порой завуалированная, но последовательная критика государственных учреждений, законов, церкви, старых традиций. Статьи в это издание писали лучшие умы эпохи. Основателем, редактором и одним из авторов Энциклопедии был Дени Дидро (1713-1784), французский просветитель, философ-материалист, писатель, один из идеологов революционной французской буржуазии XVIII в.
Не менее, однако, чем тома Энциклопедии на умы европейцев повлияла книга, написанная сыном часовщика из Женевы и названная Об общественном договоре. В этой книге обосновывалось право народа на свержение абсолютизма, идеалом провозглашалась республика, а частная собственность называлась источником всех зол. Все преступления, войны, убийства происходят из-за того, что кто-то первым огородил себе участок земли и сказал: Это мое, - писал автор этой книги, французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778).
Руссо создал теорию народного суверенитета и утверждал, что раньше вся власть принадлежала обществу, которое по договору передало ее правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Однако правители стали злоупотреблять властью, и Руссо вновь предлагает обществу вновь взять власть в свои руки. В таком демократически-республиканском государстве, где каждый участвует в управление, законодательстве и суде, будет достигнуто гражданское равенство. Руссо не разделял веру в прогресс, во всесилие науки и просвещения. Он утверждал, что наука и искусство испортили людей и для улучшения нравов необходимо вернуться назад к природе. Вольтер по этому поводу заметил, что Руссо хочет поставить всех на четвереньках.
Таким образом, Франция XVIII в. дала Европе и миру целую плеяду блестящих умов и идей, которые разрушали устои старого порядка и укрепляли настроения необходимости перехода к гражданскому обществу. Авторитет этих просветителей вышел далеко за пределы Франции. Возникло сообщество образованных людей Европы литературная республика, родилось понятие космополитизм (греч. - гражданин мира.) Так говорили о человеке, который не был привязан к какой-либо одной стране, а принадлежал миру, исповедуя общечеловеческие ценности и идеалы.
Просвещение явление интернациональное, но в каждой стране оно имело свои национальные особенности. Так, в Германии распространению просветительских идей способствовала интенсивная культурная жизнь и преклонение перед французской культурой. Против подражания французскому классицизму одним из первых выступил драматург, теоретик искусства и литературный критик Готхольд Лессинг (1729-1781). В качества образца он принимал только древнегреческую трагедию и произведения Шекспира. В то же время, именно он создал первую мещанскую драму Мисс Сара Симсон. Гуманистический пафос немецкого Просвещения наиболее ярко и полно проявился в литературном движении Буря и натиск, главным теоретиком которого стал немецкий философ и писатель Иоганн Гердер (1744-1803), который отстаивал идею национальной самобытности искусства и его демократичность. Выдающимися представителями Бури и натиска были Иоганн Фольфганг Гете (1749-1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805). Роман Гете Страдания молодого Вертера вышедший в 1774 г., стал своеобразным литературным манифестом Бури и натиска. Наполеон перечитывал этот роман семь раз. Гете и Шиллер воспевали свободу личности, близость к природе, резко осуждали классицизм и придворное искусство.
Немецкое Просвещение явление не только литературное, но и философское. Духовные искания эпохи Просвещения неотрывны от творчества великого немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), профессора, а позже ректора университета в Кенигсберге, где он читал лекции по философии, филологии, праву, географии, математике, физике. В своих трудах Кант подверг критике способность человеческого разума познавать окружающую действительность и понимать, что есть добро и зло. Он доказывал, что человек не может знать -правильны или неправильны его представления о Боге и Вселенной. Разум познает лишь внешнюю форму вещей, а их сущность (вещь в себе) остается непознаваемой. Кант писал, что наши нравственные нормы тоже не могут быть поняты и доказаны с помощью разума. Он утверждал, что в этике существует изначальный закон, который лежит в основе всех нравственных норм. Он назвал его категорическим императивом, т.е. безусловным принципом поведения. Но в то же время Кант рассматривал личность как высшую ценность, и не случайно именно ему принадлежит приведенная ранее в качестве эпиграфа ко всему веку Просвещения фраза: Имей мужество пользоваться собственным умом.
В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества общественное мнение. Оно формировалось образованными людьми и прежде всего - для образованных людей. Просветители с пренебрежением относились к народной культуре и народным традициям. Большое влияние на общественное мнение оказывали газеты. Первые газеты появились в Англии в конце XVII в. Поначалу новости распространялись при помощи рукописных сборников, которые рассылались подписчикам в города и сельские районы. Современный газетный центр Англии Флит стрит возник на том месте неподалеку от собора св. Павла, где встречались сборщики новостей и где в последствии возникли типографии. С XVIII в. уже выходит ежедневная лондонская газета Таймс. В эпоху Прединдустриальной цивилизации стремительно росло число изданий газет и журналов. В начале XVII в. выходило всего 2 периодических издания, в конце XVII в. уже 68, в XVIII в. более 900. Другим центром формирования общественного мнения били кружки и салоны, светские, политические, художественные. XVIII век можно смело назвать веком салонов. Одним из модных течений XVIII в. стало масонство. Первые масонские ложи (организации) появились в Англии. Многое в своей атрибутике масоны взяли у средневековых цехов, даже само название масоны - каменщики или франкмасоны вольные каменщики. Масоны проповедовали свободу и братство всех людей, способствовали распространению идей Просвещения, занимались благотворительной деятельностью.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |