Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая жизнь имперской идеи 6 страница




 

Уже в конце XVIII начале XIX вв. наметилось различие в путях развития Севера и Юга. На Севере быстро росла мануфактурная, а затем фабрично-заводская промышленность, создавались предпосылки для промышленного переворота, который начался в США в 20-е - 30-е годы XIX века. Он охватил текстильную промышленности, где внедрялись паровые двигатели, затронул пищевую (мукомольную), металлургию, машиностроение, транспорт. Бурно развивалось железнодорожное строительство. Так, первая железная дорога США соединила Балтимор и Вашингтон. В сельском хозяйстве Севера в это время складывалась порайонная специализация производства сельскохозяйственных продуктов, развивалось фермерское хозяйство.

 

Юг США был мало затронут промышленным переворотом. Он оставался регионом плантационного сельского хозяйства, основанного на труде рабов. Сельское хозяйство становилось все более монокультурным король-хлопок постепенно вытеснял табак и другие культуры прежней специализации Юга. Число рабов на Юге на рубеже XVIII-XIX веков составляло 1 млн. человек, к середине XIX в. 4 млн.

 

В 60-х годах XIX в. противоречия между Севером и Югом обостряются и в конечном итоге приводят к Гражданской войне 1861-1865 годов. На Севере в это время проживало около 22 млн. человек, на Юге 9 млн. Лидером северян в этой войне стал избранный в 1860 г. президентом США республиканец Авраам Линкольн. Южане первыми перешли к военным действиям. Война длилась 5 лет и закончилась победой Севера.

 

Еще во время Гражданской войны было принято 2 принципиально важных закона: об освобождении негров и о гомстедах. Согласно закону о гомстедах, каждый гражданин США, достигший 21 года, а также иммигрант, намеревающийся принять американское гражданство, имел право после уплаты 10 долларов получить участок земли (гомстед) в 65 га, который через 5 лет переходил в его собственность. Это определило победу фермерского (американского) пути развития сельского хозяйства на большей части территории США.

 

После гражданской войны США вступили в полосу нового экономического подъема, чему способствовало отсутствие пережитков феодализма и крепостничества, наличие огромного количества свободных земель (в сельскохозяйственный оборот были включены земли равные по площадям Англии, Франции и Германии), разнообразие и богатство природных ресурсов, сопоставимых лишь с Россией, единство политической и экономической организации огромной территории. Экономической столицей США стал Нью-Йорк.

 

На этом экономической и социально-политическом фоне шел процесс формирования американской нации. Американцы как нация сложились в основном во второй половине XVIII века. Ядро нации составили англичане, шотландцы, ирландцы. Затем к ним присоединились немцы, голландцы, скандинавы, французы, итальянцы, представители славянских народов. Вместе с выходцами из Африки и индейцами этот этнический котел создал в конечном итоге американскую нацию. Большую роль в ее развитии сыграли две волны иммиграции XIX начала XX веков. Первая волна - старая иммиграция - длилась на протяжении XIX в. и сопровождалась притоком англичан, шотландцев, позже ирландцев и немцев. Ее подхлестнула и золотая лихорадка в Калифорнии. Вторая, или новая иммиграция, приходилась на начало XX века и включала переселенцев из Южной и Восточной Европы (поляки, евреи, литовцы, украинцы).

 

4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки

 

Культура США формировалась в фокусе различных европейских влияний, однако, достаточно скоро стала обретать свое индивидуальное лицо. Наиболее самобытно городское строительство и архитектура США, хотя они и подверглись влиянию английского и французского классицизма, модерна, эклектизма и других стилей. Однако уже в XIX в. выработался стиль новой архитектуры, всемирно известным проявлением которого стали небоскребы. Зародился этот стиль в Нью-Йорке и Чикаго в 60-80-х годах XIX века. В 1886 г. на подходе к Нью-Йорку появилась знаменитая Статуя Свободы, высотой более 90 м, которая была создана французским скульптором Ф. Бартольди и являлась даром Франции американскому народу в память о 100-летии окончания Войны за независимость, в которой французы также принимали участие. На постаменте Статуи Свободы написаны слова, как бы обращенные к Европе: Отдайте мне ваших усталых и ваших бедных, ваши толпы людские, мечтающие вздохнуть свободно.

 

В XVIII веке, в преддверие Войны за независимость возникла особая идеология, которую называют американским Просвещением. Она формировалась под сильным воздействием английских и французских просветителей. Наиболее видные представителями ее Бенджамин Франклин (один из авторов американской Конституции 1787 г., основатель первой в Северной Америке публичной библиотеки и Пенсильванского университета) и Томас Джефферсон (один из авторов Декларации независимости США).

 

Главными центрами образования и культуры в стране были колледжи, многие из которых далее преобразовались в университеты. Старейший университет Гарвардский (в Бостоне). Этот университет, основанный в 1636 г., закончили 30 лауреатов Нобелевской премии и 6 президентов США. Среди других университетов особенно известны Йельский, Пенсильванский, Принстонский, Калифорнийский.

 

Литература США также формировалась в переплетении самых различных влияний Старого и Нового Света. В классику мировой литературы вошли романы Фенимора Купера о героических и трагических событиях колонизации Северной Америки, стихи и проза американского писателя и поэта-романтика Эдгара По, который считается не только предтечей символизма, но и основателем детективного жанра в литературе, обошедший весь мир роман Хижина дяди Тома писательницы Гарриет Бичер-Стоу, романы и рассказы Джека Лондона, рассказы О. Генри, и, наконец, произведения Марка Твена и Теодора Драйзера. Свое особое место в мировой литературе заняла поэма Генри Лонгфелло Песнь о Гайавате, созданная на основе индейских сказаний об одном из легендарных героев индейцев.

 

Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века

 

На главную страницу учебника | На главную страницу курса

 

 

1. Цивилизационные кризисы XX века

 

На рубеже XX-XXI веков вполне закономерно обострилось внимание к проблеме оценки роли и места XX века в истории человечества. Это объяснимо, т.к. прошедшее столетие было наиболее плодотворным и в то же время наиболее трагичным для современной цивилизации в целом. Оно пробудило невиданные ранее практически беспредельные возможности развития материальной культуры и вместе с тем поставило человечество на грань глобальной катастрофы. Осмысляя этот этап развития Индустриальной цивилизации, выделяя главные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, вполне правомерно в качестве ключевого для этой цивилизации выделить понятие кризис.

 

В XX век мир вступил в условиях сокрушительного промышленного кризиса 1900-1901 гг. Он начался почти одновременно в США и России и вскоре кризис стал всеобщим, охватив Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Бельгию и другие страны. Кризис поразил металлургическую промышленность, затем затронул химическую, электротехническую и строительные отрасли. Он привел к разорению массы предприятий, вызвав стремительный рост безработицы. Серьезным потрясением для многих стран, едва справившихся с последствием кризиса рубежа веков, стал кризис 1907 г.

 

В конечном итоге кризисное развитие индустриальной цивилизации конца XIX - начала XX веков привело к первой в истории человечества мировой войне. В ней участвовало 38 государств, численность действовавших армий превышала 29 млн. человек, количество мобилизованных 74 млн. человек. Людские потери составили 10 млн. убитых и 20 млн. раненых и контуженых. Следствием Первой мировой войны стало серьезной изменение политической картины мира и свершение ряда революций. Революция в России положила начало формированию социалистического лагеря, который сыграл столь значимую роль в цивилизационном развитии второй половины XX в.

 

После Первой мировой войны характер кризисов меняется. Это изменение было связано с переходом стран мирового хозяйства в режим несовершенного рынка, который утратил былую способность к саморегуляции. Одной из доминирующих тенденций стало формирование государственно-монополистического капитализма. Бурное развитие производства, во многом обусловленное научно-технической революцией конца XIX начала XX веков, усилило его концентрацию и образование монополистических объединений. Сращивание промышленного и банковского капитала привело к образованию крупнейших финансовых групп, которые занимали ключевые позиции в основных отраслях хозяйственной жизни. Всемогущие корпорации вмешивались во внешнюю и внутреннюю политику своих государств, поставив ее под свой контроль. Начался процесс складывания государственно-монополистического капитализма, который приобрел особый размах в период Первой и Второй мировых войн.

 

Монополии в погоне за прибылью оказывали влияние на сферу ценообразования, что приводило к созданию диспропорций в рамках национального хозяйства отдельных стран и усиливало международные экономические противоречия. Таким образом, экономические кризисы были связаны не со сбоями в сфере товарного, денежного обращения, а с политикой монополий. Именно это и определило особенности протекания кризисов, их цикличность, глубину, протяженность и последствия.

 

Так, в первой половине XX в. кризисы становятся более частым явлением по сравнению с предыдущим периодом, в то время как стадии оживления и роста менее продолжительными. До Первой мировой войны Индустриальная цивилизация прошла через два значительных кризиса: 1900-1901 годов и 1907 года, но наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-1933 годов. Он охватил все страны мира, однако в наибольшей степени от него пострадали США и Германия. Промышленное производство в США сократилось на 46,2%, в Германии на 40,2%. Невиданного размера достигла безработица. Число безработных в 32-х странах мира за три года кризиса увеличилось с 5,9 млн. человек до 26,4 млн. человек.

 

2. Поиски путей выхода из кризиса

 

Правительства всех стран включились в борьбу с кризисом, искали способы противодействия ему. С начала 30-х годов заметно возрастала активность государства в хозяйственной и социальной сферах. Степень вмешательства государства определялась особенностями исторического развития данной страны, уровнем и спецификой сложившихся социально-экономических и политических отношений.

 

Можно выделить три пути выхода из кризиса, которые проявились в это период наиболее определенно. Первый либерально-реформистский, наиболее ярко воплотившийся в политике нового курса президента США Ф. Рузвельта. Второй социал-реформистский, характерный для Скандинавских стран и Франции. Третий тоталитарный вариант государственного регулирования, который наиболее полно и последовательно был использован в Германии.

 

Первый путь (американский) сводился к косвенным методам воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни страны. Государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, смягчало социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регламентированием налоговой системы. К началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса. Из кризиса вышли Великобритания и ряд других стран, применивших политику нового курса. Это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

 

Второй путь (скандинавский), социал-реформистский, сочетал усиление регулирующей роли государства и социализацию экономики. Под контроль государства ставилась внешняя торговля, вывоз капитала. Государство финансировало капитальное строительство, сельское хозяйство, улучшало пенсионное обеспечение, охрану материнства и детства, финансирование и развертывание жилищного строительства. Этот путь выбрали страны, где буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования, и где были сильны левые партии.

 

Третий путь (германский) был характерен для Италии, Испании, Японии и наиболее ярко проявился в Германии 30-х годов. Он основывался на максимальном устранении рыночных отношений и сверхцентрализации. Ставилась задача не столько выхода из кризиса, сколько вооруженного передела мира, а точнее сверхзадача передела мира определяла пути и методы выхода их кризиса. Основными чертами антикризисной политики стали - тотальная милитаризация экономики, народного хозяйства; постоянное увеличение государственного сектора в экономике; огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Проводилось принудительное картелирование, увеличивалась доля государственного заказа. Подобный путь выхода из кризиса давал скорый положительный результат. Так, в Германии уже через год исчезла безработица. Однако, после кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии продолжительной депрессии.

 

Индустриальная цивилизация столкнулась с кризисом идеологии, основой которой стал культ материального человека и всех его богов силы, власти индивидуалистической энергии, инстинктов, секса и страха. Первым, наиболее грубым и откровенным выражением этой идеологии стал фашизм. Итальянский диктатор Б. Муссолини отвергал понятия либерализм, демократия, считая главным делом создание корпоративного государства, способного подавлять слепые и покорные массы. А. Гитлер провозгласил идею избранности германской расы, для которой якобы характерна особая воля к господству. С точки зрения фашистских идеологов, гуманизм выдумка трусов и слабых.

 

Тем не менее, Германия стояла на пороге катастрофы. В основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, а политика милитаризации не только не решала социально-экономические проблемы, но загоняла их в тупик. Только развертывание внешней агрессии могло отодвинуть надвигающуюся экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия и другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты и в конечном итоге начинают самую широкомасштабную войну за всю историю человечества, Вторую мировую войну. Но в этой войне рухнули не только сами фашистские империи, возникшие ради завоевания мирового господства, рухнула и их идеология, которая оказалась неприемлемой для зрелых форм государственного капитализма.

 

Вторую мировую войну 1939-1945 годов вполне правомерно рассматривать как кульминацию цепи кризисов первой половины XX века, как крупнейший цивилизационный кризис глобального масштаба, в ходе которого впервые в истории было создано и применено оружие, способное уничтожить Земную цивилизацию, ядерная бомба. Во Второй мировой войне приняло участие 72 государства, на территории которых проживало около 80% населения земли. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. В армии воюющих сторон было призвано 110 млн. человек. Общее число погибших было настолько значительным, что его можно определить лишь приблизительно в 65-67 млн. человек, и около половины из них мирное население. В ходе войны были уничтожены колоссальные материальные ценности, разрушены многие памятники культуры. Негативные последствия Второй мировой войны в ряде сфер, в частности в сфере демографии, проявляются до сих пор.

 

3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века

 

После Второй мировой войны наиболее глубокими и широкими по охвату стран были кризисы 1974-1975 годов и 1980-1982 годов. Кризис 1974-1975 гг. по своим масштабам превзошел все предшествующие. Он начался в США, Англии и ФРГ а затем охватил все развитые капиталистические страны, в том числе страны Западной Европы и Японию. Синхронность - основная характерная черта этого кризиса. Она объяснялась новыми явлениями в развитии Индустриальной цивилизации. На основе роста интернационализации производства, углубления международного разделения труда и специализации была достигнута схожесть технико-экономического уровня развития ведущих капиталистических стран и значительная взаимозависимость между национальными экономиками.

 

В США кризис развивался почти во всех отраслях промышленности, захватив и наиболее современные отрасли машиностроение, химическую и электротехническую. Потери определялись в 400 млрд. долларов. Кризис наложился на процесс усиленного развития во всех странах после Второй мировой войны военно-промышленного комплекса.

 

Экономический кризис 1974-1975 гг. переплелся с топливно-энергетическим, сырьевым и продовольственным, особенно после неурожаев 1972 и 1974 гг., когда цены на зерновые увеличились на 70-90%.

 

Самым продолжительным за послевоенный период стал кризис 1980-1982 годов. Он длился три года и охватил всю Индустриальную цивилизацию, все страны, и крупные и малые, и промышленно развитые и развивающиеся, в том числе среди последних он в наибольшей степени затронул Аргентину и Бразилию. Кризис проходил двумя волнами, сначала охватив Великобританию и Францию, затем США и другие развитые страны. На первом этапе он развернулся в странах, производящих предметы личного потребления, на втором тяжелую промышленность.

 

Справляясь с кризисами путем отказа от прямого воздействия государства на хозяйственную и общественную жизнь, олигархические элиты восстанавливали на уровне политики и идеологии лозунг демократии. При этом сохранялись и совершенствовались тонкие и отработанные механизмы государственного (отчасти международного, мирового) регулирования экономики и общественной жизни. Так, чтобы избежать возросшего к 70-м годам государственного вмешательства в экономику, олигархическим элитам пришлось сделать шаг назад, к приватизации, развитию мелкого и среднего бизнеса. Иначе чрезмерное огосударствление экономики могло привести к тем же последствиям, как и в социалистических странах неэффективность производства, дефицит товаров и т.д. Эту политику проводили реформы М. Тэтчер в Англии и рейгономика в США.

 

В середине и второй половине XX в. в западной Индустриальной цивилизации стала утверждаться идеология, отвергающая идеологию. Фашистский культ воинственного индивида-солдата сменился культом потребительски-мещанского индивида, упивающегося силой борьбы за материальные блага. Тотальная пропаганда фашистской партийно-государственной машины сменилась замаскированными формами контроля над сознанием и поведением масс через радио, телевидение, газеты и журналы. В 70-е гг. Англия издавала 4600, США 10000, Франция 15000 журналов. Нарастала тенденция манипулирования общественным сознанием через все сферы культуры, используя даже классическое искусство и фундаментальную науку. Спорт и массовое искусство, превращаясь в грандиозную индустрию развлечений, постепенно становились разновидностью деидеологизированной идеологии.

 

Таким образом, Индустриальная цивилизация к концу XX века накопила не только развернутый и разнообразный опыт кризисов, но и значительный арсенал средств и методов борьбы с ними. Самым тяжелым и трагическим опытом кризисов для человечества стали Первая и Вторая мировые войны.

 

4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века

 

Кризисный век породил кризисное сознание человека XX века. Важнейшим проявлением его выступал все углубляющийся контраст между развитием науки и технологий и духовной сферой человека. Наука в XX в. переживала стремительный взлет. Теория относительности А. Энштейна, квантовая механика М. Планки и Н. Бора, расшифровка Г. Криком структуры ДНК, создание Н. Винером кибернетики и многие другие открытия и достижения в сфере науки не только кардинально изменили представление о мире и возможностях человека, но и позволили за исторически короткий срок значительно изменить всю техносферу Земли и выйти в космос.

 

В то же время, наряду с взлетом научно-технической мысли нарастали противоречия и кризисные явления в духовной сфере, ярким примером проявления которых стала художественная культура. Традиции реализма и гуманизма, заложенные еще в XIX веке, продолжали развиваться в творчестве Р. Роллана, Л. Фейхтвангера, Г. Грина, Т. Манна, А. Моруа и многих других, однако нарастала нота протеста против бездуховности и тревога за будущее человека. Особо остро она прозвучала после потрясений Первой мировой войны в литературе потерянного поколения, к лучшим образцам которой относятся Прощай оружие! и Фиеста Э. Хемингуэя, На западном фронте без перемен Э.М. Ремарка, Смерть героя Р. Олдингтона.

 

В период между мировыми войнами, как попытка найти выход из тупика отчуждения личности, обрести свое Я, появился экзистенциализм философское и художественное направление, видными представителями которого были Ж.П. Сартр и А. Камю. Это же время дало ряд ярких образцов модернистской литературы (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст, Т. Элиот). В 50-е годы настроения абсурдности мира и отчужденности от него породили театр абсурда С. Беккета (пьесы В ожидании Годо, Конец игры) и отразились в книгах Дж. Сэллинждера Над пропастью во ржи, Д. Керуака На дороге. Эти книги стали своеобразным манифестом разбитого поколения - западной молодежи середины 50-х - начала 60-х годов.

 

Наглядной иллюстрацией духовных кризисов и исканий является живопись XX в. Не вдаваясь в перечисление и характеристику различных школ и направлений, можно отметить ряд общих тенденций в восприятии художниками окружающего их мира. Одной из них был отказ от изображения реальности, уход в беспредметность, что характерно для Черного квадрата К. Малевича и основателя абстракционизма В. Кандинского. Другой тенденцией был отказ от изображения реальности и создание своего, зачастую иррационального мира, что в разной мере и форме выразилось в полотнах постимпрессиониста А. Матисса, кубиста П. Пикассо, в экспрессионизме Г. Гросса и сюрреализме С. Дали. Своеобразным протестом против ухода от реальности стал поп-арт 60-х - 70-х годов и позже гиперреализм, где сам вещный мир объявляется предметом искусства.

 

Особым зеркалом духовного мира человека Индустриальной цивилизации XX в. стал кинематограф. Являясь действительно массовым искусством и имея у своих истоков гениального Чарли Чаплина, он не только достиг в XX в. художественных вершин (например итальянский неореализм), но и стал (совместно с телевидением) носителем такого явления как массовая культура, рассчитанная на среднего потребителя, примитивного и однолинейного по своей сути. И, может быть, именно кинематограф отразил наиболее ярко и наглядно кризисный портрет человека Индустриальной цивилизации XX в., соединившего в себе гуманизм и бездуховность, индивидуализм и попытку преодолеть отчуждение между людьми, поиск высшего смысла своего существования и затягивающий вещизм, попытку понять этот мир и его будущее, бегство от мира, ощущение своих сил и страх перед грядущим Апокалипсисом.

 

5. Третья научно-техническая революция

 

Огромное влияние на развитие Индустриальной цивилизации в XX в. оказала Третья научно-техническая революция. Ее повивальной бабкой можно считать Вторую мировую войну, в ходе которой воюющие страны создали принципиально новые системы оружия и военной техники, прежде всего атомную бомбу, реактивный самолет, реактивный миномет, первые тактические ракеты, первые массовые образцы ручного автоматического оружия и т.д. Предпосылки для научно-технической революции были созданы уже научными открытиями первой половины XX века, в частности в области ядерной физики, квантовой механики, достижениями кибернетики, микробиологии, биохимии, химии полимеров, высоким техническим уровнем развития производства. Таким образом, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, что является характерной чертой Индустриальной цивилизации.

 

Принято отмечать, что Третья научно-техническая революция прошла два этапа: первый с середины 40-х по 60-е годы, второй с 70-х гг. до настоящего времени. Границей между двумя этапами считается создание и широкое внедрение ЭВМ четвертого поколения, на основе чего была завершена комплексная автоматизация.

 

Характер и темпы развития научно-технического прогресса в эпоху Третьей научно-технической революции наглядно прослеживаются в хронологии ее открытий и изобретений.

 

На первом этапе (40-60 гг.) появились атомная бомба, радар, ракеты, телевидение, транзисторы, компьютеры, синтетические волокна, пенициллин, водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетические установки на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением. В 60-е годы знаковыми событиями цивилизационного развития стал первый запуск космической ракеты с человеком на борту и освоение околоземного космического пространства.

 

На втором этапе (70-80 гг.) были созданы микропроцессоры, технологии волоконно-оптической передачи информации, промышленные роботы, биотехнологии. Достижениями научно-технической революции стали сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.

 

Стимулом к ускорению научно-технического прогресса явилось стремление национальных корпораций обеспечить устойчивый рост прибыльности производства. Особую роль в развитии научно-технической революции сыграли имперские амбиции США и СССР, длительное противостояние двух военных блоков в период холодной войны. Уже с первых своих шагов научно-техническая революция поставила перед человечеством вопрос о сфере использования ее результатов, и первоначально это была преимущественно военная сфера.

 

Научно-техническая революция привела к существенным изменениям в социальной структуре общества. Росло городское население, увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли, изменился облик рабочего, выросла его квалификация, уровень профессиональной подготовки. Повысился уровень оплаты труда а вместе с ним у уровень жизни, изменился стиль жизни, увеличивается занятость в новых высокотехнологичных отраслях (радиоэлектроника, компьютерные технологии, атомная энергетика, химия полимеров и т.д.). К началу 70-х годов численность средних слоев населения занимала от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения.

 

На втором этапе научно-технической революции все эти тенденции приобретали второе дыхание в условиях начавшейся разрядки в международных отношениях. Значительные средства были высвобождены и перешли из военно-промышленного комплекса в социальную сферу. Принято считать, что изобретение микропроцессоров и развитие электронно-информационной техники, достижения в области биотехнологий и генной инженерии открыли второй этап научно-технической революции становление общества высоких технологий. За счет повсеместного перехода к ресурсо- и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям, произошла глубокая структурная перестройка хозяйства ведущих стран. Это вызвало и ряд глубоких социальных изменений рост количества занятых в сфере информации и услуг, возрастание интеллектуальной функции труда, повышение общеобразовательного уровня лиц, занятых в различных сферах экономики.

 

В то же время научно-техническая революция породила и ряд негативных последствий, в частности хроническую безработицу. Только сочетание новаций НТР и социально-политических реформ позволило многим странам обеспечить населению материальный достаток и высокий уровень демократических свобод. Таким образом Третья научно-техническая революция не только качественно преобразила сферу материального производства, но в значительной степени изменила общественные отношения, оказала огромное влияние на духовную жизнь общества.

 

6. Новое индустриальное общество

 

Важнейшим последствием научно-технической революции явилось то, что Индустриальная цивилизация вступила в фазу образования нового индустриального общества. Основное содержание цивилизационного развития на этом этапе определяло противоборство двух мировых систем и оформление третьей силы в результате распада колониальной системы.

 

В XX веке изменилась расстановка социально-политических сил на мировой арене и внутри многих стран. В первой половине XX в. сложились и находились в состоянии противоборства три центра мировой политики: фашизм, социализм и страны западной демократии. После 1946 г. линия противоборства пролегла между двумя мировыми системами: капиталистической (лидер США) и социалистической (лидер СССР). Это противоборство, отмеченное небывалой гонкой вооружений, получило свое название холодная война. Нейтральную полосу составлял ряд небольших стран: Швейцария, Швеция, Финляндия, Австрия. Оформились и противостояли друг другу два блока НАТО и страны Варшавского договора. Произошел распад мировой колониальной системы, начавшийся после 1917 г. и получивший новый импульс вследствие Второй мировой войны. Возникли десятки независимых государств третьего мира. Прошла череда локальных войн и конфликтов, часть которых могла привести к третьей мировой войне с применением термоядерного оружия, так как в них отразилось противостояние двух мировых систем (война в Корее, Берлинский и Карибский кризисы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.