Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что. Как. Для КОГО.




 

 

 

Рис. 1. Рыночная организация экономики: поток товаров и доходов

 

 

3.4. Функции и проблемы рынка

Рыночный механизм выполняет ряд функций:

1. Рынок выполняет функцию стимулирования экономии используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу. Конкуренция заставляет минимизировать издержки, т.к. в этом случае возможно увеличение массы прибыли.

2. Функция адаптации производства к меняющемуся спросу. Фирмы, участвующие в производстве, выпускают продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохраняет конкурентоспособность. Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, менять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции.

3. Санирующая функция рынка. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкурентной борьбе и разоряются. Это улучшает производственную структуру, делая способной к выполнению более сложных задач.

4. Рынок выполняет информационную функцию. Он дает возможность производителям на основе рыночных сигналов (цены, ставки за кредит) принимать эффективные хозяйственные решения.

Рынок - достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. В связи с этим следует указать несовершенства рынка:

1. Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой.

2. Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности общества (расходы на государственное управление, правопорядок, национальную оборону и т.д.). Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом и только оно может обеспечить их удовлетворение.

3. Рынок стимулирует внедрение новых технологий и повышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в будущем. В финансировании фундаментальной науки дорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень неохотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособности страны на мировых рынках.

4. Частные интересы отдельных товаропроизводителей в рыночной экономике могут противоречить интересам общества. Так, наносится вред окружающей среде в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, так как такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.

5. Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к социально незащищенным слоям населения (инвалиды, дети и т.д.), приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности.

Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство.

 

3.5. Условия формирования и развития рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.