Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Эволюция рыночных отношений и конкуренция




 

План лекции:

4.1. Исторические типы рынка.

4.2. Конкуренция как ключевой элемент развития рыночных отношений.

4.3. Характеристика основных моделей рынка.

4.4. Развитие рыночных отношений в экономике переходного периода России.

 

4.1. Исторические типы рынка

 

В своем развитии рынок прошел через три основных этапа:

1) рынок простого товарного производства;

2) рынок свободной (совершенной или чистой) конкуренции;

3) рынок несовершенной конкуренции.

Зародившись в докапиталистическую эпоху, рынок простого товарного производства не имел всеобщего характера, т.к. параллельно с ним существовало натуральное хозяйство. В этих условиях значительная часть производимого продукта производилась и потреблялась вне рынка, а сам рынок охватывал лишь часть экономического пространства общества.

Рынок простого товарного производства существовал в форме торговли товарами - продуктами мелких производителей (ремесленников, крестьян), произведенными с целью продажи.

Главной структурной единицей является отраслевой товарный рынок. По своей сути – это сфера взаимодействия определенной общественной потребности и части общественного труда, удовлетворяющего данную потребность. Каждый отраслевой товарный рынок состоял из следующих основных структурных элементов:

1) массы товаров, удовлетворяющих общественную потребность;

2) спроса и предложения, как суммы продавцов (производителей) и покупателей (потребностей);

3) рыночных цен, которые уравниваются в процессе конкуренции в единую рыночную цену.

Главным субъектом хозяйствования являлся так называемый простой товаропроизводитель, стремившийся произвести одни товары для приобретения после обмена других товаров. Деятельность такого производителя реализуется как в сфере конкретного труда, так и в сфере рыночной конкуренции.

В условиях простого товарного производства центральным звеном рыночной конкуренции является цена, а главным орудием борьбы – игра на разнице между рыночной ценой, определяемой рыночной стоимостью, и индивидуальной ценой, определяемой индивидуальной стоимостью товара.

На смену рынку простого товарного производства пришел рынок свободной конкуренции, что явилось необходимым условием становления капитализма. Как правило, рынок свободной конкуренции представляет собой экономическое пространство отдельных стран. Он представлен совокупностью товарных и денежных рынков, которые распадаются на подвиды:

1) рынок рабочей силы (рынок труда);

2) рынок средств производства (рынок капитала);

3) рынок предметов потребления (потребительский рынок);

4) рынок земли (рынок к недвижимости).

Все вышеуказанные подвиды рынка функционируют параллельно, дополняя друг друга и конкурируя между собой. Отраслевые товарные рынки становятся более «проницаемыми».

Совершенная конкуренция должна отвечать целому набору требований, из которых наиболее важнейшими являются следующие:

1) наличие большого числа предприятий, производящих один и тот же товар, причем объем производства каждого предприятия представляет незначительную часть общего объема производства данного товара;

2) возможность свободного доступа в различные производственные сектора;

3) однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора; совокупность всех предприятий, которые производят одни и те же товары, будем называть отраслью;

4) совершенное знание рынка продавцами и конкурентами;

5) полная мобильность факторов производства между отраслями или между предприятиями;

6) цены на факторы производства, так же, как и цены на все другие товары, не подвержены существенным изменениям, происходящим в результате каких-либо действий отдельного продавца или отдельного покупателя.

Таким образом, если цены на производимую предприятием продукцию, равно как и на покупаемые предприятием факторы производства, не могут быть изменены в результате его действий, то у предприятия остается в распоряжении единственная возможность – комбинировать факторы производства таким образом, чтобы свести к минимуму издержки производства и за счет этого увеличить разницу между выручкой, полученной от реализации товара, и указанными издержками.

Современный рынок представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса. Но главными особенностями современных рыночных отношений являются:

1) наличие монополистических структур;

2) вмешательство государства в экономику.

Именно эти два отличительных признака являются определяющими в характеристике рынка несовершенной конкуренции. Джоан Робинсон, преподававшая более 40 лет в том же Кембриджском университете, где некогда работал Альфред Маршалл, прославилась своим трудом «Теория несовершенной конкуренции», вышедшим в свет в 1933 г. В нем она впервые предложила экономистам провести грань между совершенной и несовершенной конкуренцией. Под совершенной конкуренцией она предложила понимать ситуацию, когда продавцы и покупатели осознают общую ситуацию на рынке, но неспособны изменить соотношение спроса и предложения, а значит, и равновесную цену. В такой ситуации «невидимая рука рынка» действует в общих интересах, подталкивая и продавцов, и покупателей к выбору наиболее рационального поведения.

Несовершенная конкуренция, по мнению Дж. Робинсон, складывается на рынке, где нет полной монополизации одного из продавцов, но нет и совершенной конкуренции, т.к. один или несколько продавцов либо покупателей способны заметно влиять на размеры спроса или предложения, а значит, и на уровень цены. Дж. Робинсон считала монополию и несовершенную конкуренцию главными болезнями современной рыночной экономики.

В зависимости от количества покупателей и продавцов современный рынок может иметь различные типы рыночной структуры: монополия, олигополия, монопсония, олигопсония.

Введем основные понятия:

Монополия – как правило, одна крупная фирма контролирует производство и сбыт товара.

Олигополия – несколько крупных фирм монополизируют производство и объем основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию.

Олигопсония – существует монополия группы покупателей определенных товаров. Ограничение закупки товаров, вызывающее понижение его цены, обеспечивает покупателям монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

 

 

Таблица 1

 

      Предложение Спрос
  Один потребитель (покупатель) Несколько потребителей (покупателей) Много потребителей (покупателей)
  Один производитель Двухсторонняя монополия Ограниченная монополия Монополия
  Несколько производите- лей Ограниченная монопсония Двухсторонняя олигополия Олигополия предложения
Много производи- телей Монопсония Олигополия спроса Совершенная конкуренция
         

 

Монопсония – существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки, что понижает цену этого товара и обеспечивает покупателю монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Следует отметить, что совершенная конкуренция является такой же абстракцией, как абсолютная монополия. В динамике по любому товару можно было бы проследить развитие всех промежуточных форм рынка, находящихся между совершенной конкуренцией и абсолютной монополией (дуополия, монополистическая конкуренция и т.д.). Конкретная форма рыночной структуры возникает в зависимости от степени развития конкурентной борьбы в отрасли, именно конкуренция и определяет состояние рынка.

 

4.2. Конкуренция – ключевой элемент развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.