Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданский кодекс 1922 г




Гражданский кодекс состоял из общей части, вещного, обязательственного и наследственного права.

В ГК были внесены статьи, регламентировавшие хозяйственные отношения периода нэпа, когда происходила развитие товарно-денежных отношений и был допущен частный капиталпри сохранении ведущей роли государства в развитии экономики.

ГК носил ярко выраженный классовый характер, что нашло отражение в ст.1 о применении гражданского законодательства на практике и ст. 4 о нормировании общего порядка разрешения гражданских споров. Был установлен порядок зашиты имущественных прав, при котором главным критерием являлось их соответствие "социально-хозяйственному назначению". Это давало возможность для широкого толкования закона. Судьи при вынесении решения основывались на принципе целесообразности.

Законодатель различал категории объектов гражданско-правовых отношений: правоспособные граждане и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц. В условиях нэпа государственные предприятия как юридические лица получили ряд преимуществ перед частными предприятиями. Государственные предприятия, находившиеся на хозяйственном расчете, отвечали по обязательствам лишь частью своего капитала - оборотным капиталом. На основной капитал (стоимость машин, оборудования, зданий) не могло быть наложено взыскание. Госпредприятияне могли свободно пользоваться услугами частных коммерческих посредников. Эти меры принимались для ограничения частного капитала и создания преимуществ государственному сектору экономики.

ГК выделял следующие виды собственности: государственную, кооперативную, частную. Частная собственность могла существовать в трех формах: единоличная собственность физических лиц, собственность нескольких лиц, не составлявших объединения (общая собственность), и собственность частных юридических лиц.

В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты (морские суда не признавались исключительной собственностью государства и могли находиться в частной собственности).

Кооперативная собственность приравнивалась во многих отношениях к государственной и закон поощрял ее развитие. Так, размеры предприятий, принадлежавших на правах собственности кооперативным организациям, не ограничивались числом рабочих.

Объем и размеры прав частной собственности, возможности ее роста ограничивались законом. Частная собственность допускалась только на мелкие промышленные и немуниципализированные предприятия, был установлен предельный размер частного и торгового предприятия. Ограничивались также размеры наследства и домовладения. Было ограничено право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Так, домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться (до 1923 г.). Сдача домовладения в наем была ограничена законом (устанавливались нормы жилой площади, тарифы сдаточных цен, сроки сдачи). Ст. 56 вводила специальный термин "обладание", означавший, что предмет, находившийся в частной собственности, не мог быть введен в гражданский оборот, его нельзя было купить и продать.

Развитие рыночных отношений привело к необходимости достаточно детальной разработки обязательственных отношений, особенно отношений, вытекающих из договоров (в период "военного коммунизма" преобладали административно-правовые способы регулирования хозяйственной деятельности). Однако в раде случаев наблюдается сочетание административно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования. Введение свободы договоров противоречило плановым началам в развитии экономики. Государство взяло на себя обязанность следить за выполнением договорных обязательств между государственными предприятиями. Ограничивалась свобода предприятий в выборе партнеров. Так, тресты могли заключать договоры только с определенными предприятиями по заранее полученным нарядам.

В ГК подробно были регламентированы договоры имущественного найма, купли-продажи, поручительства, подряда, аренды и концессии.

Было определено понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка. Концессионер получал от государства право пользования государственным имуществом, при этом на него возлагались обязанности: вкладывать в предприятие определенный капитал, поддерживать предприятие на определенном техническом уровне. Государство получало право на преимущественную покупку продукции концессионных предприятий по заранее обусловленным ценам. Право концессионера распоряжаться концессионным имуществом было ограничено.

При аренде государственных предприятий арендатор получал право свободной продажи продукции предприятия, была предусмотрена возможность льготных поставок государственного сырья. Договор определял род и количество продукции предприятия, долю продукции для сдачи государству. Арендатор обязан был поддерживать предприятие на должном техническом уровне.

ГК допускал договор дарения, отмененный предшествующим законодательством, однако сумма дарения ограничивалась 10 тыс. руб.

В ГК были определены общие условия договоров. Недействительными признавались договоры, заключенные в ущерб государства, под воздействием угроз и насилия, в состоянии крайней нужды, под влиянием обмана и пр. Договор мог быть расторгнут по инициативе заинтересованной стороны, госорганов и общественных организаций.

В ГК было дано определение наследования. Было установлено право наследования по затону и по завещанию. Наследовать могли супруги, нисходящие родственники и лица, находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении. Право наследования было ограничено - передаче по наследству подлежало имущество на сумму не более 10 тыс. руб.

ГЛАВА 11. ОБРАЗОВАНИЕ СССР.

2 ноября 1917 г. была принята Декларация прав народов России, провозгласившая равенство и суверенность народов России, право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех национальных привилегий и ограничений, свободное развитие всех наций и народностей.

На основе положений Декларации полную самостоятельность получила Финляндия.

На остальной территории бывшей царской России образовались 8 отдельных государств, независимость которых была действительна в разной степени: Украинская, Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская социалистические советские республики. Дальневосточная демократическая республика. Хорезмская и Бухарская народные советские республики. Российская социалистическая федеративная советская республика.

В ходе гражданской войны был создан военный, политический и экономический союз этих республик. Основой для объединения республик являлось создание однотипного экономического и политического строя. В большинстве этих республик были приняты Конституции по типу Конституции РСФСР.

В июне 1919г. был подписан Декрет ВЦИК "Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом", в котором ставилась задача объединить военное командование, управление хозяйством, железнодорожным транспортом, финансами. С этой целью были заключены соответствующие соглашения между ЦИК и СНК республик.

Возникали объединенные органы государственного управления. По договору 1921 г. между Украиной, Белоруссией и РСФСР допускалось участие представителей Украины и Белоруссии во Всесоюзном съезде Советов и во ВЦИК. Подобные соглашения заключались и с другими республиками. Это давало официальное основание для ВЦИК издавать декреты, которые воспринимались как обязательные на территории большинства республик бывшей России.

После окончания гражданской войны был установлен общий для всех республик план развития хозяйства. Первым таким планом стал ГОЭЛРО, принятый VIII Всероссийским съездом Советов в 1920 г.

С декабря 1920г. стали создаваться объединенные наркоматы (по военным делам, путей сообщения, внешней торговли и др.). Наркомы объединенных наркоматов входили в состав СНК РСФСР.

В советских республиках были установлены единые системы транспорта и связи, законодательство.

В декабре 1921 г. был издан Декрет ВЦИК, согласно которому бюджеты советских республик подлежали утверждению ВЦИК. Единство бюджета влекло за собой утверждение единых налоговой и денежной систем.

В 1922 г, на Генуэзской международной конференции РСФСР представляла интересы Украины и Белоруссии.

Большую роль в объединении республик и в становленииРоссийской Федерации играл Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), образованный сразу после Октябрьской революции. В Наркомнац входили специальные отделы по делам различных национальностей. После окончания гражданской войны произошла реорганизация Наркомнаца. В его состав вошли: Совет национальностей, отделы по делам национальностей и отделы по делам национальных меньшинств. Председателем Совета национальностей являлся народный комиссар по делам национальностей, Совет состоял из представителей республик, входивших в состав РСФСР (они избирались на республиканских съездах Советов).

С осени 1920 г. Наркомнац начинает формально выполнять внешнеполитические функции. Его представители вошли в состав ЦИК и СНК советских республик. Наркомнац мог создавать федеральные комитеты по различным отраслям хозяйства (сельского хозяйства, труда, образования, социального обеспечения и др.).

Отношения между республиками, не входившими в состав РСФСР, строились по типу конфедеративных. Отсутствие общих органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР.

По Конституции РСФСР 1918 г. был закреплен федеративный принцип ее государственного устройства. В годы гражданской войны на территории РСФСР было образовано 10 автономных республик и 11 автономных областей. Вопросы взаимоотношений центра и республик подробно не разрабатывались, т.к. федерация мыслилась как временное образование, гак переходный этап на пути к мировой революции и преодолению национальных различий.

К концу гражданской войны стало ясно, что надежды на мировую революцию не оправдались. В феврале 1920 г было принято постановление ВЦИК "Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР". В автономных республиках создавались органы власти и управления по типу РСФСР (республиканский съезд советов, ЦИК, СНК), а в автономных областях - по типу органов власти в губерниях (областной съезд советов и исполком автономной области). В составе Наркомнаца был образован Совет национальностей (см.п.2). При ЦИК автономных республик и исполкомах областей создавались представительства Наркомнаца.

В 1922 г. возник вопрос о законодательном закреплении реально сложившегося на территории бывшей России союза республик. По сути разница между республиками, не входившими в состав РСФСР, и автономными республиками была невелика. Возник спор о принципах будущего союза. Возможны были два варианта объединения:

1) включить советские республики в состав РСФСР на правах автономных (проект автономизации);

2) вывести автономные республики из состава РСФСР, сделав их субъектами более крупного объединения, наряду с Россией и союзными республиками.

Оба варианта вызывали возражения. Так, Украина считала, что объединение по 1 варианту умаляло бы ее статус формально независимой республики и подчиняло РСФСР. 2 вариант не устраивал РСФСР, которая стремилась быть главным стержнем будущей системы.

В итоге было найдено компромиссное решение. РСФСР, оставаясь федеративной республикой, входила, наряду с другими советскими республиками, в более широкую федерацию.

Подготовительным этапом создания нового союза стало объединение трех небольших Закавказских республик (Армении, Грузии, Азербайджана) в одну федеративную республику.

В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет республик Закавказья, который решал общие для Грузии, Армении и Азербайджана вопросы обороны, внешних связей, финансов, управления экономикой и транспортом. 13 декабря 1922 г. I Закавказский съезд Советов объявил об образовании Закавказской советской федеративной социалистической республики ипринял Консти­туцию ЗСФСР.

30 декабря 1922 г. делегаты от РСФСР, УССР, БССР. и ЗСФСР были созваны на I съезд Советов СССР, на котором были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР. Был избран первый ЦИК СССР и принято решение о разработке Конституции СССР.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.