КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество и использование рабочей силы
Понятие качества. Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Такие свойства индивидов воплощаются в деятельностном, производительном потенциале. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Они во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран. Качество рабочей силы характеризует способность населения привести в действие объективные элементы производительных сил, а также изменять их в соответствии с потребностями общества. Марксова идея о том, что люди, а не машины являются движущейся силой экономического роста, стала сегодня аксиомой и находит подтверждение в статистике. По расчетам американского экономиста Э. Денисона, 16% экономического роста за 1948–1982 гг. были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% – в результате технических нововведений и «ноу-хау», также связанных с образованием, и лишь 12% определялись ростом затрат на оборудование. Ключевыми элементами качественных характеристик рабочей силы выступают уровень общего развития и специального образования. Образование осуществляет производительную функцию по формированию и развитию общественного интеллекта на базе накопленных знаний и представлений. Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Проведенные в середине 80-х годов исследования показали, что увеличение обучения рабочей силы на один год может привести к 3%-ному дополнительному росту ВВП. Результаты этого исследования различаются от региона к региону. Для большинства групп развивающихся стран влияние расширения образования на ВВП отчетливо положительное. Чем выше первоначальный уровень образования, тем выше ВВП. Исключением явились страны присахарской Африки. Здесь увеличение уровня образования с 3,5 до 4,25 лет совпало с отрицательной динамикой производства ВВП, но на это повлияли другие факторы. Исследования указывали, что по мере увеличения сроков обучения рентабельность ассигнований в профессиональную подготовку человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование выступают не как непроизводительное потребление, а как один из видов наиболее эффективных капиталовложений. Общий уровень образования. Одним из показателей общеобразовательного и квалификационного уровня служит учеба и окончание учебных заведений лицами в трудовом возрасте 25 лет и более. Данные показатели свидетельствуют, что к началу XXI в. остались огромные разрывы в подготовке рабочей силы между подсистемами мирового хозяйства и регионами мира. Показатели образовательного уровня трудоспособного населения свидетельствуют о накопленных результатах образования в прошлом. О будущих изменениях в составе рабочей силы говорят показатели текущей деятельности системы образования. Их применение за достаточно длительный промежуток времени может характеризовать и общий образовательный уровень рабочей силы. Эти данные показывают, что в последней трети XX в. произошли серьезные изменения в образовательной подготовке населения мира Грамотность. Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. Обучение грамоте является одновременно и задачей развития, и средством достижения взаимосвязанных целей – обеспечения здоровья, повышения производительности труда и ускорения темпов роста ВВП, а также более широкой цели социальной интеграции, включая участие в культурной и политической жизни. Начальное образование идентифицируется с обучающимися в возрасте 6–11 лет. В области начального образования во всем мире произошли важные изменения. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире значительно снизился, но число неграмотных возросло (табл.). Таблица Неграмотность населения (15 лет и выше), %
Источник: UNESCO. Statistical yearbook. 1999.
В 2000 г. в мире насчитывалось 876 млн. неграмотных против, 854 млн. в 1970 г. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны – 865 млн. человек, что составляет 1/3 взрослого населения в этой подсистеме мирового хозяйства. По уровню неграмотности выделяется Южная Азия – 46% (59% женщин и 33% мужчин) и Тропическая Африка – 40% (48% женщин и 32% мужчин), а также арабские страны – 39%. Среднее образование. Современная модель производства предопределяет необходимость повышения квалификации работников. Постоянное накопление ими профессиональных знаний и навыков превращается в существенный элемент успешного овладения все более широким спектром обязанностей в осуществлении принципа: машина работает, человек думает. Реализации этого принципа уже способствует средняя ступень образования (обучающиеся в возрасте 12–17 лет). В распространении средней ступени образования происходят значительные изменения в результате расширения сети средних школ и их доступности. В настоящее время в мире 68% подростков занимаются в средней школе более одного года (в 1970 г. – только 36,4%). В развитых странах произошло значительное расширение среднего образования, там 96% подростков обучаются в средней школе. При этом на верхней ступени средней школы значительная часть учеников (55%) занимается в технических школах. Следует заметить при этом, что примерно 25% учащихся отсеиваются. Высшее образование. НТП с особой остротой ставит вопрос о подготовке работников высшей квалификации. Давно замечено, что легче сделать открытие, чем понять его практическое значение и найти возможность для его технического применения. Необходимо высококачественное общее, техническое и экономическое образование. Кадры высшей квалификации, прежде всего умственного труда, служат источником нововведений в сфере науки, создания новых технологий, управления и организации производства. В расширении высшего образования также произошли важные перемены. Доля молодежи, занятой различными формами высшего образования, поднялась с 9,2% в 1970 г. до 17,4% в 1997 г. Такой сдвиг произошел в основном за счет развитых стран. Наиболее высокий уровень распространения высшего образования отмечается в Канаде, США, Франции, Германии и в малых промышленно развитых странах – Австралии, Бельгии, Новой Зеландии, но и они за счет собственных образовательных систем не обеспечивают полностью потребности своих национальных хозяйств в специалистах по ряду новейших специальностей. Произошли изменения в подготовке специалистов высшей квалификации в развивающихся странах. В 1997 г. отношение студентов к численности соответствующей возрастной группы составило 10% (1970 г. – 2,9%). Увеличилась подготовка инженеров, агрономов, врачей, что во многих случаях позволило ликвидировать острые пробелы в обучении профессиям, необходимым для развития национальных хозяйств. В странах, которые создали и поддерживают сильные образовательные системы, инвестиционный процесс обеспечивает возможности для устойчивого экономического роста. Адекватная оценка вклада образования в экономический рост требует внимания к взаимосвязи основных параметров (уровень образования и уровень развития), а также учета других явлений, отражающих как побочные эффекты процесса обучения, так и влияние на него различных социальных реалий. Недооценка этих обстоятельств, приводит к искажению эффективности вложений в образование. Использование рабочей силы. Ситуация на рынках рабочей силы определяется особенностями социально-экономического развития, изменениями в технологической базе производства, демографической обстановкой. В связи с этим положение на рынках труда, адаптация рабочей силы к меняющимся условиям воспроизводства складывается в подсистемах мирового хозяйства с различной степенью интенсивности и имеет свои особенности. Занятость (формы и характер). В 80–90-е годы рынки рабочей силы в мире переживали противоречивые тенденции. Занятость росла более низкими темпами в сравнении с 50–60-ми годами – 1,9–1,7% в среднем в год. Общим направлением в занятости было повышение спроса на нефизическую рабочую силу. Ее доля в занятости повысилась более чем на 10%. В значительной мере повышение доли «белых воротничков» определялось новыми технологическими производствами в обрабатывающей промышленности. Такие структурные изменения направляют занятость в сторону современных производств, увеличивая компонент труда, основанного на знании и высокой квалификации. Самые крупные изменения в составе занятости произошли за счет работников образования, здравоохранения, технических, административных и управленческих профессий. Новые технологии только частично воздействуют на изменение структуры спроса на рабочую силу. На современном этапе в развитых странах она обеспечивается непроизводственной сферой, динамика занятости в которой определяется быстрым расширением потребительских расходов и более высокой трудоемкостью. Сфера услуг обеспечивает в западных странах от 80 до 100% увеличения занятости. Доля занятых в промышленности сократилась, что отражает более быстрый рост производительности труда. Занятость в развитых странах. Занятость в развитых странах увеличивалась абсолютно, но доля занятых в рабочей силе сокращалась, в связи с чем до середины 90-х годов происходил абсолютный и относительный рост безработицы. В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые начать работать в течение определенного периода. Это определение включает не полностью занятых, вынужденную безработицу и тех, кто попадает во временные обстоятельства. Учет безработных осуществляется путем обследований домашних хозяйств, регистрации безработных или учета выплат по безработице. Многие страны используют метод регистрации, по которому к безработным относятся зарегистрированные в государственных трудовых бюро в целях поиска работы и в тот момент не имеющие ее. Между странами существуют значительные различия в регистрации безработных. Статистика МОТ в число занятых включает лиц, которые работают не менее одного часа в неделю и учитываются в отчетных документах (см. табл.). Таблица
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |