Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество и использование рабочей силы




Понятие качества. Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Такие свойства индивидов воплощаются в деятельностном, производительном потенциале. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Они во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.

Качество рабочей силы характеризует способность населения привести в действие объективные элементы производительных сил, а также изменять их в соответствии с потребностями общества. Марксова идея о том, что люди, а не машины являются движущейся силой экономического роста, стала сегодня аксиомой и находит подтверждение в статистике. По расчетам американского экономиста Э. Денисона, 16% экономического роста за 1948–1982 гг. были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% – в результате технических нововведений и «ноу-хау», также связанных с образованием, и лишь 12% определялись ростом затрат на оборудование.

Ключевыми элементами качественных характеристик рабочей силы выступают уровень общего развития и специального образования. Образование осуществляет производительную функцию по формированию и развитию общественного интеллекта на базе накопленных знаний и представлений.

Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Проведенные в середине 80-х годов исследования показали, что увеличение обучения рабочей силы на один год может привести к 3%-ному дополнительному росту ВВП. Результаты этого исследования различаются от региона к региону. Для большинства групп развивающихся стран влияние расширения образования на ВВП отчетливо положительное. Чем выше первоначальный уровень образования, тем выше ВВП. Исключением явились страны присахарской Африки. Здесь увеличение уровня образования с 3,5 до 4,25 лет совпало с отрицательной динамикой производства ВВП, но на это повлияли другие факторы. Исследования указывали, что по мере увеличения сроков обучения рентабельность ассигнований в профессиональную подготовку человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование выступают не как непроизводительное потребление, а как один из видов наиболее эффективных капиталовложений.

Общий уровень образования. Одним из показателей общеобразовательного и квалификационного уровня служит учеба и окончание учебных заведений лицами в трудовом возрасте 25 лет и более. Данные показатели свидетельствуют, что к началу XXI в. остались огромные разрывы в подготовке рабочей силы между подсистемами мирового хозяйства и регионами мира.

Показатели образовательного уровня трудоспособного населения свидетельствуют о накопленных результатах образования в прошлом. О будущих изменениях в составе рабочей силы говорят показатели текущей деятельности системы образования. Их применение за достаточно длительный промежуток времени может характеризовать и общий образовательный уровень рабочей силы. Эти данные показывают, что в последней трети XX в. произошли серьезные изменения в образовательной подготовке населения мира

Грамотность. Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. Обучение грамоте является одновременно и задачей развития, и средством достижения взаимосвязанных целей – обеспечения здоровья, повышения производительности труда и ускорения темпов роста ВВП, а также более широкой цели социальной интеграции, включая участие в культурной и политической жизни. Начальное образование идентифицируется с обучающимися в возрасте 6–11 лет. В области начального образования во всем мире произошли важные изменения.

В последние десятилетия уровень неграмотности в мире значительно снизился, но число неграмотных возросло (табл.).

Таблица

Неграмотность населения (15 лет и выше), %

 

Регионы    
всего жен. муж. всего жен. муж.
Мир 30,6 45,2 22,8 20,6 26,4 14,7
Развивающиеся страны 41,8 52,9 30,9 26,3 34,2 18,6
Восточная и Юго-Восточная Азия 30,8 42,3 19,7 13,4 19,7 7,3
Западная Азия и Северная Африка 60,0 75,2 45,0 38,6 51,0 27,1
Латинская Америка 20,3 22,5 18,0 11,7 12,6 10,8
Тропическая Африка 61,7 72,2 50,8 39,7 47,6 31,5
Южная Азия 60,7 75,5 47,0 45,8 59,0 33,4

Источник: UNESCO. Statistical yearbook. 1999.

 

В 2000 г. в мире насчитывалось 876 млн. неграмотных против, 854 млн. в 1970 г. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны – 865 млн. человек, что составляет 1/3 взрослого населения в этой подсистеме мирового хозяйства. По уровню неграмотности выделяется Южная Азия – 46% (59% женщин и 33% мужчин) и Тропическая Африка – 40% (48% женщин и 32% мужчин), а также арабские страны – 39%.

Среднее образование. Современная модель производства предопределяет необходимость повышения квалификации работников. Постоянное накопление ими профессиональных знаний и навыков превращается в существенный элемент успешного овладения все более широким спектром обязанностей в осуществлении принципа: машина работает, человек думает. Реализации этого принципа уже способствует средняя ступень образования (обучающиеся в возрасте 12–17 лет). В распространении средней ступени образования происходят значительные изменения в результате расширения сети средних школ и их доступности.

В настоящее время в мире 68% подростков занимаются в средней школе более одного года (в 1970 г. – только 36,4%). В развитых странах произошло значительное расширение среднего образования, там 96% подростков обучаются в средней школе. При этом на верхней ступени средней школы значительная часть учеников (55%) занимается в технических школах. Следует заметить при этом, что примерно 25% учащихся отсеиваются.

Высшее образование. НТП с особой остротой ставит вопрос о подготовке работников высшей квалификации. Давно замечено, что легче сделать открытие, чем понять его практическое значение и найти возможность для его технического применения. Необходимо высококачественное общее, техническое и экономическое образование. Кадры высшей квалификации, прежде всего умственного труда, служат источником нововведений в сфере науки, создания новых технологий, управления и организации производства.

В расширении высшего образования также произошли важные перемены. Доля молодежи, занятой различными формами высшего образования, поднялась с 9,2% в 1970 г. до 17,4% в 1997 г. Такой сдвиг произошел в основном за счет развитых стран. Наиболее высокий уровень распространения высшего образования отмечается в Канаде, США, Франции, Германии и в малых промышленно развитых странах – Австралии, Бельгии, Новой Зеландии, но и они за счет собственных образовательных систем не обеспечивают полностью потребности своих национальных хозяйств в специалистах по ряду новейших специальностей.

Произошли изменения в подготовке специалистов высшей квалификации в развивающихся странах. В 1997 г. отношение студентов к численности соответствующей возрастной группы составило 10% (1970 г. – 2,9%). Увеличилась подготовка инженеров, агрономов, врачей, что во многих случаях позволило ликвидировать острые пробелы в обучении профессиям, необходимым для развития национальных хозяйств.

В странах, которые создали и поддерживают сильные образовательные системы, инвестиционный процесс обеспечивает возможности для устойчивого экономического роста. Адекватная оценка вклада образования в экономический рост требует внимания к взаимосвязи основных параметров (уровень образования и уровень развития), а также учета других явлений, отражающих как побочные эффекты процесса обучения, так и влияние на него различных социальных реалий. Недооценка этих обстоятельств, приводит к искажению эффективности вложений в образование.

Использование рабочей силы. Ситуация на рынках рабочей силы определяется особенностями социально-экономического развития, изменениями в технологической базе производства, демографической обстановкой. В связи с этим положение на рынках труда, адаптация рабочей силы к меняющимся условиям воспроизводства складывается в подсистемах мирового хозяйства с различной степенью интенсивности и имеет свои особенности.

Занятость (формы и характер). В 80–90-е годы рынки рабочей силы в мире переживали противоречивые тенденции. Занятость росла более низкими темпами в сравнении с 50–60-ми годами – 1,9–1,7% в среднем в год. Общим направлением в занятости было повышение спроса на нефизическую рабочую силу. Ее доля в занятости повысилась более чем на 10%. В значительной мере повышение доли «белых воротничков» определялось новыми технологическими производствами в обрабатывающей промышленности. Такие структурные изменения направляют занятость в сторону современных производств, увеличивая компонент труда, основанного на знании и высокой квалификации. Самые крупные изменения в составе занятости произошли за счет работников образования, здравоохранения, технических, административных и управленческих профессий.

Новые технологии только частично воздействуют на изменение структуры спроса на рабочую силу. На современном этапе в развитых странах она обеспечивается непроизводственной сферой, динамика занятости в которой определяется быстрым расширением потребительских расходов и более высокой трудоемкостью. Сфера услуг обеспечивает в западных странах от 80 до 100% увеличения занятости. Доля занятых в промышленности сократилась, что отражает более быстрый рост производительности труда.

Занятость в развитых странах. Занятость в развитых странах увеличивалась абсолютно, но доля занятых в рабочей силе сокращалась, в связи с чем до середины 90-х годов происходил абсолютный и относительный рост безработицы.

В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся лица, не имеющие работы, активно ее ищущие и готовые начать работать в течение определенного периода. Это определение включает не полностью занятых, вынужденную безработицу и тех, кто попадает во временные обстоятельства.

Учет безработных осуществляется путем обследований домашних хозяйств, регистрации безработных или учета выплат по безработице. Многие страны используют метод регистрации, по которому к безработным относятся зарегистрированные в государственных трудовых бюро в целях поиска работы и в тот момент не имеющие ее. Между странами существуют значительные различия в регистрации безработных. Статистика МОТ в число занятых включает лиц, которые работают не менее одного часа в неделю и учитываются в отчетных документах (см. табл.).

Таблица




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.