Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование инвестиционной политики в разрешительном режиме, регламентирующую порядок получения соответствующих лицензий на инвестиционную деятельность для иностранных инвесторов




В данной сфере необходима серьезная доработка вопросов соотношения зарубежного и отечественного частного капитала. Порой развивающиеся страны, к коим причисляют страны СНГ, даже нуждаются в предупреждении о том, чтобы они не предоставляли иностранному капиталу слишком большие льготы, рассматриваемые в качестве «компенсации» за недостаточную степень либерализации внутреннего экономического механизма, неразвитость сферы коммуникаций и прочих параметров деловой среды, включая плату за риск. Между тем, льготы, по которым принимающие страны вступают в конкуренцию друг с другом, не решают проблему привлечения капитала, но зато могут принести ущерб местной казне и, что особенно важно, носят дискриминационный характер по отношению к отечественным предпринимателям.

Тот факт, что импорт капитала не всегда имеет однозначно положительные последствия, должен, видимо, дать повод не для сомнений в целесообразности его дальнейшего привлечения, а для принятия мер по их устранению - именно этих последствий и причин, их порождающих, но отнюдь не самого явления. К этим мерам, вероятно, должны относится ограничения на участие иностранного капитала в разработке природной кладовой России, а также на его участие на управление крупными ключевыми промышленными предприятиями, особенно в сфере высоких технологий, на которые Россия может делать ставку в своей экспортной стратегии.

Это необходимо для того, чтобы исключить или хотя бы уменьшить возможность проведения обосновавшимися у нас ТНК, во - первых, неблагоприятной для нас политики в области сбыта наших товаров на мировых рынках; во - вторых, политики сдерживания роста наших высокотехнологичных производств, представляющих угрозу для отделений ТНК в других странах, и, в - третьих, политики одностороннего перекачивания наших научно - технических достижений за рубеж без адекватной коммерческой отдачи.

Необходимо разработать перечень отраслей, в которые иностранный капитал допускается в разрешительном порядке и регламентировать порядок получения соответствующих лицензий. В этой связи следует положительно оценить введение лицензирования при приватизации предприятий топливно - энергетического комплекса, конверсируемых заводов и наукоемких производств, а также использование разрешительной системы участия иностранных инвесторов в приватизации крупных или доминирующих предприятий, банков и фондовых бирж.

Исходным принципом политики в отношении импорта капитала является подчиненность этой политики общим экономическим задачам страны. Другим основополагающим принципом должны быть недопущение в законодательстве мер, дискриминирующих местных предпринимателей по сравнению с иностранными. Лучше всего это достигается путем распространения национального режима на иностранные компании.

Международная финансовая система, являясь надстройкой крупнейших транс национальных корпораций, относящихся в своем большинстве к развитым странам, давно перестала пользоваться золотыми и иными эквивалентами стоимости и полностью перешла к денежной системе, производя денежный оборот в наиболее устойчивой денежной валюте. В последние 100 лет такой валютой является доллар США (с начала века его стоимость снизилась лишь вдвое). В свою очередь, экономика США является крупнейшей по своим масштабам и самой могущественной по экономической силе. Таким образом, доллар являясь национальной валютой США и составляющий основные мировые капиталы, является действенным оружием в проведении экономических войн, можно считать, что повышение ставки рефинансирования центробанка США вывело все свободные капиталы с инвестиционных рынков мира, все финансовые потоки устремились на закупку американской валюты, прекратив подпитку новых индустриальных стран перед августовским кризисом 1998 года.

Азиатский финансовый кризис сильно затронул российскую экономику потому, что существовала внутренняя финансовая нестабильность России и слишком высокая роль иностранных инвесторов, представляющих в основном спекулятивный характер.

Отсюда вывод: как бы ограничены ни были собственные ресурсы страны, активизация их использования является важным фактором, определяющим готовность других стран участвовать в ее экономическом развитии. Иностранные инвестиции не смогут самостоятельно решить все ее проблемы и вывести страну из кризиса. Они способны сыграть роль лишь в стартовом механизме структурной перестройки. В этой связи, не может быть и речи о предоставлении иностранным предприятиям каких-либо льгот по сравнению с местными. Такое «открывание» экономики, скорее уж, можно было бы назвать выворачиванием ее наизнанку. Основу экономического роста составляет все же предпринимательская инициатива, а ход экономического развития зависит от того, кому эта инициатива будет отдана: монополиям - своим и чужим - или действующим предпринимателям.

Таким образом, основными направлениями интеграции России в процессы глобализации мировой экономики следует признать:

1.Смена приоритетов развития экономики страны с сырьевого направления на развитие высокотехнологичных производств.

2.Вступление в ВТО на экономически выгодных условиях для производственного сектора экономики России.

3.Формирование государственной политики поддержки малого-инновационного бизнеса.

4.Формирование налоговой политики государства на развитие высокотехнологичного малого бизнеса в области рисковых инноваций.

5.Формирование инвестиционной политики в разрешительном режиме, регламентирующую порядок получения соответствующих лицензий на инвестиционную деятельность для иностранных инвесторов.

Следует отметить, что инвестиции в факторы высшего порядка и в воспроизводственные процессы, так же как и в развитие людских ресурсов является решающими направлениями в реализации всех преимуществ экономического потенциала общества.

 

13.3 Механизмы включения национальной экономики России в процессы глобализации мировой экономики

Глобализация, несомненно, может способствовать росту производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии. Как следствие конкурентного давления, процесс глобализации порождает непрерывное внедрение инноваций в мировом масштабе, соответственно, появляющиеся преимущества позволяют улучшить положение всем участникам – партнерам, получающим возможность, увеличив производство, повысить уровень заработной платы и жизненные стандарты людей. Отсюда делается оптимистический вывод, что конечным результатом глобализации должно стать общее повышение благосостояния в мире. Но вывод спорный, так как реальную выгоду получают страны развитого мира.

В свою очередь, значительное место во внешнеэкономической политике промышленно развитых стран отводится технологическому протекционизму, имеющему две формы. Во - первых, ограничивается экспорт высоких технологий с целью предотвратить их использование конкурентами и, во - вторых, как не странно это может показаться, иногда применяются и ограничения импорта технологий в рамках политики защиты своих, в данном случае высокотехнологичных отраслей.

Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний.

В начале 90-х годов из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южной Корее - 82%, в Швейцарии - 75%, Бельгии/Люксенбурге - 73%, Японии - 69%, Швеции - 68%, США - 68%, Германии - 68%, Великобритании - 63%, Ирландии - 62%, во Франции - 61%. В России в настоящее время финансирование науки на 95% осуществляется за счет государственного бюджета, ассигнования на эти цели со стороны коммерческих структур фактически отсутствуют, что говорит о полном отсутствии у частного сектора экономики России интереса к повышению конкурентоспособности своей продукции средствами НИОКР, и полном отрыве производства от науки. Это объясняется ориентацией на западные технологии и участием России в международной торговле сырьевой номенклатурой товаров, что, в свою очередь, порождает системный перекос в развитии народного хозяйства в сторону добычи и транспортировки природных ресурсов за границу, без должного развития остальных секторов экономики в том числе малый бизнес. Однако большая роль в развитии экономики, посредством внешнеэкономических связей, во всем мире принадлежит малым и средним фирмам. На их долю в экспорте приходится: в ФРГ - до 40%; во Франции - 36%; в Японии - 39%.

В свою очередь, западные крупные ТНК в большинстве своем являют объединение малых и средних предприятий, выросших на основе политики протекционизма и всеобъемлющей поддержки государством внедрения научных достижений в производство (венчурный бизнес).

В промышленно развитых государствах долю наукоемкого производства определяют в объеме 15 – 20%, в российской промышленности ее доля составляет 1%. При этом лишь 15 – 17% машинотехнических изделий отвечают требованиям мирового рынка. В свою очередь, многие государства современного мира уделяют особое внимание проблеме экономического развития и повышению конкурентоспособности, росту малого бизнеса и выходу его на мировой рынок. И это относится не только к так называемым развивающимся странам, но и к странам с передовой экономикой. Их экономическая политика направляется, в конечном счете, на обеспечение устойчивого, сбалансированного экономического развития, учитывающего так же вопросы социальной справедливости, экономической безопасности и т.д. Одним словом, все моменты, так или иначе связанные с экономикой, находят в ней свое отражение. Причем, в ряде стран мира необходимость проведения такой политики закрепляется юридически. Так например, в ФРГ действует «Закон по содействию стабилизации и росту экономики» от 8 июня 1967 года, согласно которому федеральные и земельные власти «призваны в своей экономической и финансовой политике действовать в согласии с требованиями общеэкономического равновесия», а именно: стабилизации уровня цен, высокой степени занятости населения и сбалансированности внешнеторговых операций при постоянном и соразмерном экономическом росте. Могут быть и другие цели: справедливое распределение доходов, охрана окружающей среды и т.д. Но основополагающим является принцип обеспечения устойчивого роста в экономике.

Практика реформирования экономики в странах Восточной Европы и Китая показывает, что экспортная ориентация частного национального предпринимательства приводит к системным макроэкономическим последствиям, ускорению интеграции страны в мировое рыночное хозяйство. Во всем мире малые и средние предприятия, особенно работающие на экспорт, имеют ряд экономических льгот.

В России диаметрально противоположная ситуация, экспортеры – крупные нефтяные и добывающие гиганты. Их число не превышает пятидесяти. На добыче и разведке полезных ископаемых в России занято около двух миллионов человек, производится не менее 25% ВВП, обеспечивается около 50% валютной выручки от внешней торговли. Население России - 3% от мирового населения; Россия занимает 12,5% территории суши в мире, имеет 22% мировых лесных ресурсов, 20% мировых ресурсов пресной воды (поверхностные м подземные воды), 30% площади мировых шельфов.

Подавляющая часть энергоносителей поставляется в страны дальнего зарубежья. Сложившаяся направленность в реализации товаров группы ТЭК промышленно развитым странам влечет за собой утяжеление и консервацию структуры экспорта, ее привязку и закрепление на рынках этих государств.

Топливно-сырьевые товары и материалы очень чувствительны к конъюнктуре мирового рынка и зависимы от него.

Преодоление структурного барьера в экспорте России требует средств и времени, выработки жесткой стратегии реконструкции производства. Несмотря на многие трудности, этому пути нет альтернативы. В противном случае, страна превратится в сырьевой придаток индустриальных государств.

Россия обладает конкурентными преимуществами в следующих наукоемких областях:

· разработка и производство основных типов космических систем;

· ряд биотехнологий, генная инженерия;

· ряд направлений ядерной энергетики и ядерной безопасности;

· сверхвысокочастотная электроника;

· гражданские самолеты;

· прикладная математика, производство программных продуктов для ЭВМ;

· архитектуры сложных вычислительных систем.

Этим перечнем, разумеется, не исчерпываются все направления, где Россия может выступать на мировых рынках с конкурентоспособной продукцией.

Развивающаяся широким фронтом по всем основным направлениям фундаментальная наука - это гораздо более редкий феномен, чем многие привыкли думать. И этот феномен среди весьма немногих стран присущ во всей полноте России. К сожалению, за прошедшие годы реформ и фундаментальная, и прикладная наука оказались, как правило, в тяжелейшем положении - в первую очередь, из-за резкого сокращения ассигнований на науку, падение престижа научно-исследовательской деятельности, снижения востребованности науки в высших эшелонах власти.

Среди механизмов реализации государственной политики облагораживания товарной структуры экспорта и импортозамещения необходимо выделить:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.