Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование прибыли и рентабельности предприятия




 

Планирование прибыли является важнейшим элементом управления предприятием.

При разработке стратегии предприятия ориентируются на определенный уровень прибыли, достижение которого планируется как в стратегическом, так и в текущем планах. Планирование прибыли осуществляется на основе изучения факторов роста прибыли. Она зависит как от внешних, так и внутренних факторов, учет их воздействия способствует обоснованному планированию ее величины.

В общем виде величина прибыли зависит от динамики:

* роста (или снижения) объемов производства;

* снижения (или увеличения) себестоимости продукции;

* уровня цен и других показателей рынка.

В реальной практике факторы, влияющие на прибыль, действуют одновременно, хотя и не всегда в одинаковом направлении. В связи с этим нельзя однозначно ответить на вопрос, за счет какого фактора следует увеличить прибыль. Каждый имеет свои возможности и ограничения.

Каждый из совокупности факторов оказывает двоякое воздействие на прирост прибыли: количественное и качественное. Количественными характеристиками, например, определяется общий объем основных и оборотных средств, необходимых предприятию для выполнения производственной программы и плана по прибыли.

Качественные характеристики отражают эффективность использования капитала фирмы.

Так, улучшение использования основных фондов ( прежде всего, технологического оборудования ) способствует увеличению объемов производства (а следовательно, и росту объема продаж), что повышает фондоотдачу оборудования и позволяет уменьшить величину амортизационных отчислений на один рубль продукции и получить дополнительную прибыль за счет уменьшения себестоимости.

Таким образом, между прибылью и эффективностью использования производственных фондов существует прямая связь.

Аналогичная взаимосвязь наблюдается и между материалоемкостью продукции и прибылью. Фактор материалоемкости является наиболее значимым, так как удельный вес статьи затрат на материалы в себестоимости продукции, как правило, превышает остальные статьи расхода. В связи с этим снижение материалоемкости на 1% оказывает большее воздействие на рост прибыли, чем уменьшение на 1% других статей расходов.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли, является зарплатоемкость продукции, которая, в свою очередь, зависит от трудоемкости изделий, масштабов производства и других характеристик.

Таким образом, при планировании прибыли необходимо учитывать влияние совокупности внутренних и внешних факторов и моделировать варианты планов для различных производственных ситуаций. Для этих целей успешно используется в деловой практике ситуационное моделирование.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.

При планировании прибыли указываются балансовая (или общая) и чистая (расчетная) прибыли.

Величина балансовой прибыли определяется в плане как алгебраическая сумма прибыли и убытков.

Необходимо отметить, что в плане не предусматриваются убытки связанные с возможными нарушениями плановых заданий (в том числе штрафы, пени, неустойки, списание долгов, убытки по аннулированным заказам и от стихийных бедствий). Они учитываются при определении фактической прибыли.

Балансовая прибыль (Пб) – это результат финансово-хозяйственной деятельности, рассчитывается по балансу доходов и расходов с вычетом убытков.

Чистая прибыль (Пч) представляет собой разность между балансовой прибылью и налогами на прибыль.

При планировании прибыли необходимо рассчитывать ожидаемую выручку от реализации продукции.

По действующему законодательству выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (безналичным или наличным расчетом), либо по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов.

В процессе планирования (или составления бизнес-плана) ожидаемая прибыль определяется из расчета плановой выручки и плановой себестоимости продукции, которые, в свою очередь, определяются с учетом прогнозируемого воздействия внешних и внутренних факторов на эти величины в планируемый период.

Плановая величина прибыли не дает полного представления о финансовой устойчивости предприятия, так как отражает лишь количественный аспект доходности. Более полное отражение финансового положения фирмы в процессе планирования можно представить в виде финансовых пропорций и соотношений, отражающих качественный аспект деятельности предприятия.

К таким характеристикам относится прежде всего рентабельность предприятия.

Рентабельность активов предприятия представляет собой отношение балансовой прибыли к стоимости основных и оборотных средств (или активов предприятия), выраженное в процентах. Уровень рентабельности предприятия характеризует его относительную финансовую устойчивость на рынке в условиях конкуренции.

В практике внутрифирменного планирования применяется и расчетная рентабельность предприятия, т.е. отношение чистой прибыли к активам предприятия. Этот показатель часто используется в рамках внутрифирменного экономического анализа. При определении доходности конкретного вида продукции используется показатель рентабельности изделия ( или товара ), которая определяется отношением прибыли по данной продукции к ее себестоимости.

Применение показателя рентабельности продукции позволяет в процессе планирования расположить изделия в приоритетный ряд по признаку доходности для ориентации при принятии плановых решений, однако при этом необходимо учитывать и величину добавленной стоимости.

В мировой практике применяются и другие показатели, характеризующие эффективность использования капитала, поэтому в конкретных ситуациях выбираются соответствующие показатели для прогнозирования или планирования доходности предприятия. К таким показателям относятся: накопленная реинвестированная (направленная на развитие предприятия) прибыль, деленная на суммарную стоимость активов; рыночная стоимость всех акций, деленная на номинальную стоимость всех долгов; объем продаж, деленный на стоимость всех активов, и др.

Таким образом, плановый документ по прибыли и рентабельности включает в себя синтез результатов анализа множества факторов, воздействующих на рентабельность предприятия.

План по прибыли и рентабельности взаимосвязан с планами производства, издержек и маркетинга и разрабатывается в совокупности с ними.

Используются как типовые формы планового документа, так и специально разработанные с учетом решаемого комплекса задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.