Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативное планирование




 

 

Оперативное планирование позволяет экономически обосновать, что необходимо обрабатывать (какую деталь и сколько), на каком оборудовании, какие конкретно использовать ресурсы, когда начинать и заканчивать операцию.

Главная цель системы оперативного управления – достижение наивысшей эффективности производственной деятельности при организации согласованного во времени и в маршрутно-технологически ориентированном пространстве движения предметов труда (деталей, узлов) для обеспечения выпуска готовой продукции установленного качества.

Методы и системы оперативного планирования складываются применительно к типам производства.

В массовом производстве системы оперативного планирования наиболее детализированы. Система (иногда называемая «минимакс») используется при планировании инструментального хозяйства, которая предусматривает контролирование величины складского хозяйства с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное восполнение деталей в так называемый момент «точки заказа», располагаемый на графике между точками «максимума» и «минимума». Система имеет две разновидности: с фиксированным размером заказываемой партии запуска и с фиксированной периодичностью запуска. Наиболее ответственный элемент этой системы – обоснование страхового запаса на основе изучения колебаний потребностей издержек в изготовлении очередных партий.

В серийном производстве с целью сокращения номенклатуры планируемых и учитываемых объектов используются особые планово-учетные единицы (комплекты деталей, входящие в одно или несколько изделий), объединенные общностью технологических процессов, сроками их изготовления. Характерными календарно-плановыми нормативами являются: оптимальная величина партий деталей; периодичность запуска партий в производство; длительность производственного цикла обработки деталей и сборки изделия; величина незавершенного производства. Оптимизация расчетов производится по различным критериям (минимум незавершенного производства, максимальная загрузка оборудования, минимум затрат ресурсов). Задания для непосредственных исполнителей спускаются в виде нормативных графиков (стандарт-планов), сменно-суточных заданий.

Относительно простой системой оперативного планирования в серийном производстве с длительным производственным циклом считается комплексно-узловая система. В набор деталей узлового комплекса включаются технологические и конструкционные детали, которые должны быть поданы обрабатывающими цехами на сборку к одному и тому же сроку. Порядок прохождения деталей по цехам при комплектовании во внимание не принимается.

Контроль за выполнением планового графика производится путем сравнения фактического наличия деталей (в количествах, кратный суточной потребности) с нормативом минимальных заделов, также исчисленным в суточных потребностях.

В оперативном планировании существует понятие «условное изделие» которое занимает наибольший удельный вес в производственной программе и к нему привязывается вся остальная номенклатура.

На заводском уровне контролируются и регулируются межцеховые передачи узлов и деталей.

Оперативное планирование включает в себя не только доведение производственных заданий до всех подразделений и рабочих мест.

Содержания оперативного планирования заключается в следующем:

· Разработка прогрессивных календарно – плановых нормативов.

· Разработка планов – графиков движения предметов труда во времени и пространстве, в процессе производства.

· Доведение разработанных планов – графиков до цехов, участков и рабочих мест.

· Контроль над исполнением выданных планов – графиков.

· Текущий контроль работы цехов, участков и рабочих мест.

В процессе оперативного планирования разрабатываются и доводятся до всех подразделений задания на планируемые отрезки времени (квартал, месяц), т.е. осуществляется календарное планирование их деятельности. Кроме того, систематически контролируется ход выполнения плана, учитываются отклонения от первоначального плана, и ведется оперативное регулирование производства.

Существует два вида оперативного планирования: межцеховое и внутрицеховое.

Межцеховое планирование призвано обеспечить координацию деятельности в производстве между отдельными подразделениями предприятия, особенно между основными и вспомогательными, заготовительными и обрабатывающими. В процессе межцехового планирования производственные программы составляются на месяц.

Внутрицеховое планирование:

В соответствии с выбранной планово – учетной единицей устанавливается количественной задание по выпуску продукции отдельным подразделением, которое на стадии внутрицехового планирования конкретизируется по участкам и доводится до каждого рабочего места.

 

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

Административно-командная экономика - экономическая система, основанная на государственной концентрации всех разрабатываемых и утвержда­емых экономических директив в области производства, распределения и обмена материальных благ.

Анализ хозяйственной деятельности конкурирующего предприятия - направле­ние научного исследования текущих и стратегических планов развития предприятия-соперника.

Амортизация - см. Ускоренная амортизация.

Аренда - временная передача владельцем имущества(арендодателем) другому лицу (арендатору) юридического права на использование орудий труда и других элементов основных производственных фондов.

Аудитор - служба, организация, ревизор-бухгалтер, осуществляющие проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, банков, страховых компаний и т. п.

База - исходная позиция, экономические показатели, относящиеся к опре­деленному периоду (базисному году) и используемые в дальнейшем для сравнения с показателями, полученными в более поздние сроки.

Баланс предложения и спроса - одно из условий регулирования рыночной экономики, согласно которому объем и структура продукции должны соответствовать объему и структуре спроса и предложения.

Безубыточность - объем продаж товара, выручка от реализации которого тождественна затратам на производство.

Бизнес-план - основная программа предпринимательской деятельности фирмы, включающая экономически обоснованные организационно-техничес­кие мероприятия, запланированные для выполнения в ближайшей перспективе (3-5 лет).

Биржа - наиболее развитая форма постоянно действующей системы купли и продажи на основе заключения двустороннего соглашения.

Биржа труда - государственная организация, работа которой направлена на удовлетворение потребности в трудовых ресурсах посредством широ­кого распространения информации о наличии вакантных рабочих мест.

Бюджет государственный - сбалансированный перечень доходов и расходов, разрабатываемый, утверждаемый и регулируемый законодательными и исполнительными органами власти. Положительный остаток бюджета отражает превышение доходов над расходами (профицит). Дефицит возникает в случае превышения расходов над доходами.

Величина спроса - стоимостная оценка количества определенного товара, предложенного для продажи по установленной цене в течение задан­ного периода времени. Иными словами - это потенциальная выручка от реализации количества определенного товара, т.е. произведение количества товара на цену.

Величина предложения - стоимостная оценка количества определенного товара, который может быть приобретен покупателем по установлен­ной цене в течение заданного периода времени, иначе – обеспечение спроса. Если величина спроса превышает величину предложения (про­изведение цены на количество товара), возникает дефицит данного товара. Превышение величины предложения отражает избыток определенного товара на рынке.

Всеобщий закон роста производительности труда - отражает результат внедре­ния более совершенных и производительных орудий труда, использо­вание которых обеспечивает снижение трудоемкости единицы изделия и экономию по заработной плате (высвобождение живого труда) при увеличении амортизационных отчислений (прошлый труд). «Повыше­ние производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а прошлого труда увеличивается, но уве­личивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, умень­шается и, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т 25. Ч. I. С. 286).

Вход на рынок - условия, льготы, ограничения, предусмотренные для товаро­производителя, вступающего на рынок.

Выход с рынка - рыночная экономическая ситуация, характерная для отдельного товаропроизводителя, продукция которого из-за низкой конкуренто­способности не может обеспечить достаточной выручки в длительном периоде.

Гибкая технология - возможность действующей технологии быстро перестра­иваться на изготовление новой или частично измененной номенклатуры продукции.

Декларация налоговая - документ, в котором содержатся сведения о доходе, полученном налогоплательщиком за определенный период, а также указания на налоговые скидки и льготы.

Демпинг - разновидность конкурентной борьбы, когда на рынке появляется большое количество товара, продаваемого по искусственно заниженным ценам; экспорт товара по более низким ценам.

Депрессия - стадия промышленного цикла, непосредственно следующая за экономическим кризисом.

Дефицит - превышение спроса над предложением.

Диверсификация – расширение сферы экономической деятельности предпри­ятия, объединения или отрасли с целью увеличения номенклатуры продукции и повышения доли новой продукции в общем объеме про­изводства.

Дисконт - снижение (скидка) цены на товар; разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и ценой ее продажи.

Дисконтирование затрат - приведение разновременных затрат при оценке эффективности инвестиционного проекта к затратам начального или конечного периода на основе использования сложных процентов.

Доход облагаемый - валовой доход предприятия, уменьшенный на сумму валового дохода, освобожденного от уплаты налогов в соответствии с действующим законом о льготах и скидках.

Доходы теневые - доходы юридического или физического лица от участия в теневой экономической деятельности.

Дуополия - рынок, где определенная продукция реализуется только двумя пред­ставителями крупных монополистических группировок, не связанных договором о ценах.

Единичная эластичность - условие, при котором выручка от реализации опре­деленного товара остается неизменной, т. е. темпы роста (снижения) объема продаж тождественны темпам снижения (роста) цены.

Емкость рынка - предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) при заданном уровне цен, объеме реализации за определенный период.

Жизненный цикл изделия - период от зарождения технической идеи и ее материализации до момента снятия изделия с производства.

Загрузка оборудования - коэффициент использования внутрисменного вре­мени, отражающий долю фактического времени работы оборудования в течение определенного периода (смена, сутки, декада и т. д.) в сум­марном эффективном фонде времени установленного оборудования за соответствующий период.

Загрузка производственных мощностей - уровень использования потенциаль­ных возможностей производства, которые оцениваются отношением фактического выпуска продукции к максимально возможному.

Закон предложения - закон, согласно которому между ценой и предложением существует взаимосвязь, т. е. по мере роста предложения цены также растут.

Закон спроса - закон, согласно которому между спросом и ценой существует обратно пропорциональная связь.

Избыток на рынке товаров - избыток предложения, превышение величины предложения над величиной спроса, возникающее при перепроизвод­стве товара.

Избыток спроса - рыночная ситуация, отражающая дефицит товара как след­ствие превышения спроса над предложением.

Издержки конкуренции - не включенные в план дополнительные затраты, направленные на рекламу потребительских свойств товара для повы­шения спроса.

Издержки переменные (пропорциональные) - текущие издержки производства, которые находятся в прямой зависимости от объема производства, например: основные материалы, заработная плата основных производ­ственных рабочих и т. п.

Издержки постоянные (непропорциональные) - затраты, которые при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на отопление, освещение и т. п.).

Имидж - репутация, общественная оценка деятельности предприятия, фирмы, формируемая у заказчиков, поставщиков, потребителей и т. п.

Инвентарный риск - потери, которые могут возникнуть в результате обес­ценения товарно-материальных ценностей вследствие снижения цен и морального износа товара.

Индекс конкурентоспособности - показатель рыночной экономики, отража­ющий динамику изменения потребительских свойств товара.

Инновационный потенциал - технико-экономические возможности промыш­ленного предприятия проектировать и производить новую конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям рынка.

Интервал поставки - период времени между плановыми очередными постав­ками товарно-материальных ценностей. При отклонении фактического периода времени (увеличении) поставки от планового создаются запасы (страховой запас, транспортный запас и т. п.).

Интегральный эффект - показатель оценки эффективности инвестиционного проекта, представляющий собой положительную разницу между интег­ральными результатами и затратами за весь расчетный период с учетом приведения их к первому году осуществления капитальных вложений.

Интеллектуальная собственность - особая форма собственности, отражающая присвоение результатов интеллектуального труда, право собственности на которые принадлежит авторам, создавшим их.

Инфлятор -индекс роста цен.

Инфляционный риск -опасность возникновения потерь в результате роста цен.

Инфраструктура рынка - совокупность предприятий и организаций, обслу­живающих рынок (биржа, торговый дом и т. п.).

Клиринг - система взаимных безналичных расчетов за куплю-продажу товарно-­материальных ценностей и оказание услуг. Основывается на зачете платежных требований и обязательств участников сделки.

Комиссионер - посредник, оказывающий на основе заключенного соглашения оплачиваемые услуги по купле-продаже товара на рынке.

Коммерческое предприятие - юридическое лицо, работающее в условиях само­финансирования и преследующее своей целью получение прибыли.

Компания с ограниченной ответственностью - ассоциация акционеров, отвеча­ющая за невыполнение принятых обязательств в пределах номинальной стоимости приобретенных ими акций данной компании.

Конверсия - изменение структуры выпускаемой продукции; перевод предпри­ятий оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского назначения.

Конкурентоспособность продукции - совокупность технико-экономических показателей, которая оценивается интегральным показателем относи­тельной конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность производства - оценка технико-экономических воз­можностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и потребителя.

Конкуренция - экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта товаров с целью получения прибыли или других выгод.

Конкуренция на рынке сбыта - раздел бизнес-плана, в котором системати­зированы результаты анализа условий производства и реализации ана­логичной продукции у основных конкурентов по перечню факторов (товар, цена, каналы сбыта и т. д.).

Конкуренция олигополистическая - конкуренция, характерная для олиго­полистического рынка, который занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой - монополистической конкуренцией.

Контроль качества - оценка соответствия фактических эксплуатационных характеристик товара, определяющих пригодность его для потребле­ния, с характеристиками, утвержденными техническими условиями, стандартами или требованиями заказчика.

Контроль над ценами - совокупность государственных мер по регулированию оптовых и розничных цен путем установления предельных коэффи­циентов их роста. Сумма превышения верхнего предела цен изымается в бюджет государства.

Контрольный пакет акций - доля акций, позволяющая их владельцу (физичес­кому или юридическому лицу) осуществлять полный контроль над деятельностью акционерного общества.

Корпоративизм - направление институционального преобразования в усло­виях переходного периода и становления рыночной экономики, осно­ванное на союзе или объединении промышленных предприятий и финансовых организаций (промышленно-финансовых групп) по общности хозяйственных интересов для создания экономических преимуществ за счет концентрации денежного и промышленного капитала с учетом трудовых ресурсов.

Коэффициент использования сменного режима работы оборудования – отношение фактического коэффициента сменности к режиму работ оборудования. Например, при 2-сменном режиме работы оборудования и фактичес­ком коэффициенте сменности коэффициент использования .

Коэффициент риска - расчетная величина предполагаемых потерь при пере­ходе к производству новой продукции, отнесенная к прибыли от ее реализации.

Коэффициент текущей ликвидности - реальная обеспеченность предприятия оборотными средствами (оборотным капиталом) для нормального ведения хозяйственной деятельности при обязательном условии свое­временного погашения кредита и других срочных денежных обяза­тельств; равен отношению стоимости оборотных средств предприятия к сумме срочных обязательств.

Коэффициент эластичности - процентное изменение количества продаваемого товара (или цены) на один процент изменения цены товара (коли­чества продаваемого товара).

Кредитный риск - вероятность нарушения соглашения оплаты полученной в кредит продукции (услуг).

Кривая безубыточности -кривая, графически иллюстрирующая условие, при котором текущие издержки производства равны выручке от реализации.

Кривая предложения - кривая, графически отображающая закон предложения, согласно которому при росте предложения цена также растет.

Кривая спроса - кривая, графически отображающая закон спроса, согласно которому при снижении цены спрос растет, и наоборот: спрос падает при росте цен.

Кризис перепроизводства - ситуация, при которой произведенные товары не находят сбыта в связи с их превышением реальной потребности и плате­жеспособности покупателей.

Лизинг - одна из форм аренды оборудования на длительный срок.

Ликвидность - способность превращения активов предприятия в наличные деньги для погашения возникшей задолженности по обязательствам.

Ликвидность рынка -способность рынка реагировать на изменения спроса и предложения путем привлечения покупателей и продавцов.

Лицензиар -физическое или юридическое лицо, передающее покупателю (лицензиату) за определенное вознаграждение свои авторские права о своевременности на использование изобретения в пределах установленного срока.

Лицензиат - физическое или юридическое лицо, покупающее право на ис­пользование авторских изобретений, патентов и прочих технических решений.

Лицензия - разрешение на использование запатентованных авторских решений и течение установленного срока за определенную сумму вознаграждения.

Логистика - технологические процедуры, связанные с планированием, управ­лением и контролем (включая складирование) за движением матери­альных потоков для обеспечения соответствующего уровня конкурен­тоспособности выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости.

Льготный налог - налог, размер которого ниже установленной законом вы­платы юридическими и физическими лицами обязательных платежей в бюджет.

Макроэкономика - раздел экономической науки, посвященный исследованию экономических проблем и ситуаций на правительственном уровне, напри мер инвестиционная и налоговая политика государства.

Маржа - доход, получаемый на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту, и для привлечения денежных средств в банк.

Маржинализм - направление в экономической науке, исследующее эконо­мические ситуации с точки зрения минимизации или максимизации предельных величин, например предельные издержки и т. д.

Маржинальный доход - максимальный доход (выручка), полученный в резуль­тате реализации дополнительной единицы произведенной продукции.

Маркетинг -система управления той сферой деятельности фирмы (предпри­ятия), которая обеспечивает продвижение товара на рынок для удов­летворения спроса.

Мезоэкономика - научная дисциплина, изучающая экономические процессы на уровне отраслей народного хозяйства и крупных объединений.

Менеджмент - совокупность методов, приемов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли.

Микроэкономика -научная экономическая дисциплина, изучающая относи­тельно маломасштабные экономические процессы и объекты.

Монополия - исключительное право физических, юридических лиц и госу­дарства на осуществление какого-либо вида деятельности.

Монопольная цена - рыночная цена на товары и услуги, которая устанав­ливается выше или ниже стоимости товара (услуг) в зависимости от интересов товаропроизводителей, занимающих монопольное положе­ние на рынке.

Мотивационный анализ - направление маркетинговых исследований, связан­ное с выявлением причин изменения потребителя на рынке и оценкой их влияния на изменение спроса.

Налог на добавленную стоимость - налог, который рассчитывается как разница между стоимостью реализованной продукции и стоимостью мате­риальных ресурсов , используемых в процессе производства про­дукции, скорректированная на установленную величину НДС, равную




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.