Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления




Среди бюджетных полномочий, которые закреплены в действующем законодательстве за органами местного самоуправления, можно выделить несколько относительно самостоятельных групп:

· по определению статуса органов и должностных лиц, участвующих в бюджетном процессе;

· по регулированию доходов местного бюджета;

· по регулированию расходов местного бюджета;

· в сфере межбюджетных отношений;

· в сфере осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом;

· по регулированию бюджетного процесса.

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления установлены статьей 9 Бюджетного кодекса.

Доходы местных бюджетов можно разделить на налоговые и неналоговые. К налоговым доходам бюджетов поселений будут относиться налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

· земельного налога - по нормативу 100%;

· налога на имущество физических лиц - по нормативу 100%.

При этом следует помнить, что в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

· налога на доходы физических лиц – по нормативу 10%;

· единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30%.

В бюджеты поселений также зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса; налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 Бюджетного кодекса.

Что касается налоговых доходов муниципальных районов, к ним можно отнести налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

· земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%;

· налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов также подлежат зачислению налоговые доходы от:

· налога на доходы физических лиц - по нормативу 20%;

· единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;

· единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;

· государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%:

· по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;

· за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;

· за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит», свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;

· за выдачу ордера на квартиру;

· за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса.

В бюджеты городских округов в качестве налоговых доходов поступают платежи от местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

· земельного налога - по нормативу 100%;

· налога на имущество физических лиц - по нормативу 100%.

В бюджеты городских округов также зачисляются налоговые доходы от:

· налога на доходы физических лиц – по нормативу 30%;

· единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;

· единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60%;

· государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Бюджетного кодекса. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 58 Бюджетного кодекса.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41-46 Бюджетного кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. Также в бюджеты муниципальных районов и городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%. В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%. В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%.

Кроме того, в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и (или) законом субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района.

Что касается полномочий органов местного самоуправления в сфере формирования доходов местных бюджетов, то в соответствии со статьей 64 Бюджетного кодекса они вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством.

Что касается расходной части муниципальных бюджетов, то расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам либо принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В первом случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета, а обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными и (или) региональными законами, исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений. В муниципальном образовании, которому предоставляются дотации из регионального бюджета или из бюджета муниципального района (для бюджета поселений), размер оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений устанавливается не выше предельных значений, установленных законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных и региональных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными и региональными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными и региональными законами, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального и регионального бюджетов).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Кроме того, согласно статье 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 данного федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Финансирование данных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетные полномочия представительного и исполнительного органов местного самоуправления различаются и реализуются на различных стадиях бюджетного процесса. Бюджетный процесс складывается из стадий составления проекта местного бюджета; рассмотрения и утверждения местного бюджета; исполнения бюджета; контроля и составления отчета об исполнении местного бюджета. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях осуществляется по общим правилам, закрепленным в Бюджетном кодексе, с особенностями, вытекающими из норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Следует отметить, что полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

На стадии составления проекта местного бюджета важнейшую роль играет местная администрация, поскольку именно она составляет проект местного бюджета и представляет на утверждение в представительный орган. Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципального образования.

К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:

· действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

· предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы;

· нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг.

Составление бюджета основывается на ряде параметров соответствующей территории на очередной финансовый год, а именно: прогнозе социально-экономического развития, основных направлениях бюджетной и налоговой политики, прогнозе сводного финансового баланса, плане развития муниципального сектора экономики.

Составление проекта муниципального бюджета должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными главой 20 Бюджетного кодекса, иными федеральными и региональными нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, и муниципальными нормативными правовыми актами, в первую очередь, уставом муниципального образования и положением о бюджетном процессе.

Рассмотрение и утверждение местного бюджета относится к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления. В случае его отсутствия местный бюджет должен рассматриваться и утверждаться сходом граждан (статья 25 Федерального закона № 131-ФЗ). Проект решения о бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в срок, определенный нормативным правовым актом органа местного самоуправления, например, положением о бюджетном процессе.

Порядок рассмотрения проекта местного бюджета также определяется нормативным правовым актом органа местного самоуправления (положением о бюджетном процессе) в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса. Порядок рассмотрения проекта и его утверждения, определенный правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение проекта до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта показателей, определенных статьей 181 Бюджетного кодекса.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

В соответствии со статьей 153 Бюджетного кодекса представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, осуществляют другие полномочия. Они не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Исполнение местного бюджета осуществляется исполнительным органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса исполнительные органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия.

В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Это значит, что такие органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

В соответствии с частью 4 статьи 215.1 Бюджетного кодекса кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов осуществляется Федеральным казначейством.

Непосредственное исполнение местного бюджета возлагается на финансовый орган муниципального образования. Федеральный закон № 131-ФЗ вводит требование в отношении руководителя финансового органа местной администрации: он должен отвечать квалификационным требованиям, установленным Правительством РФ (часть 2 статьи 65).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации», квалификационные требования предъявляются к руководителю финансового органа местной администрации в отношении уровня его профессиональной подготовки, стажа и опыта работы по специальности, знания Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) и законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

К руководителю финансового органа местной администрации муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения предъявляются следующие требования:

а) наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «экономика» или по специальности «экономика и управление», либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук;

б) наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита – не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, – не менее 2 лет.

К руководителю финансового органа местной администрации городского или сельского поселения предъявляются следующие требования:

а) наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «экономика» или по специальности «экономика и управление», либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук, либо наличие образования, полученного по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме не менее 3 лет обучения по указанному направлению, при условии продолжения обучения по этому направлению в высшем учебном заведении, либо наличие среднего профессионального образования по специальности «экономика и управление»;

б) наличие опыта профессиональной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, – не менее одного года.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган муниципального образования представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовым актом муниципального образования, утвержденном представительным органом муниципального образования.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Федеральную службу государственной статистики.

Важным участником бюджетного процесса в муниципальном образовании является главный распорядитель средств местного бюджета, под которым понимается орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Он имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с Бюджетным кодексом.

Главный распорядитель бюджетных средств также осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность муниципальных образований. Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг. Кроме того, именно главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию:

· о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;

· предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

При этом следует иметь ввиду, что бюджетные учреждения выступают в судах в качестве ответчиков по своим денежным обязательствам самостоятельно и обеспечивают исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных им соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Что касается распорядителя бюджетных средств, то это орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Он может быть уполномочен органом местного самоуправления представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

На него возлагаются следующие обязанности: он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

При этом не следует забывать, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за:

· целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

· достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

· своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

· своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

· утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

· соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;

· соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

· эффективное использование бюджетных средств;

· соответствие иным требованиям Бюджетного кодекса и федеральным законам.

Контроль за исполнением местного бюджета осуществляется как представительным органом, который в соответствии со статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ утверждает отчет об исполнении бюджета и, соответственно, осуществляет контроль за исполнением местного бюджета в ходе утверждения такого отчета, так и местной администрацией, отслеживающей целевое использование бюджетных средств бюджетополучателями. Кроме того, в муниципальном образовании может быть создан специальный финансово-контрольный орган в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (статья 38 Федерального закона № 131-ФЗ). В соответствии с Бюджетным кодексом органы муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов бюджетов и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства, актов органов местного самоуправления. Органы муниципального финансового контроля осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов.

Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом, федеральными и региональными нормативными актами о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Счетная палата РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Что касается контрольных органов, созданных региональными законодательными органами, и финансовых органов субъекта Российской Федерации, то они наряду с иными органами, уполномоченными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, получили право проводить проверки местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из регионального бюджета.

Не следует забывать об участии в финансово-контрольных отношениях налоговых органов, контролирующих полноту и своевременность внесения в бюджеты всех уровней бюджетной системы налоговых платежей.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2003 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области от 13 ноября 1997 г. "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области"» подчеркивается, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Соответственно, степень финансовой самостоятельности определяется бюджетной компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Это вытекает из понимания местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Суд раскрывает положения Конституции, из которых, по его мнению, вытекает необходимость достижения баланса конституционных ценностей, получающих воплощение в гарантированности принципа финансовой самостоятельности муниципальных образований, с одной стороны, и выравнивании уровня их социально-экономического развития, в том числе путем справедливого перераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства, с целью выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, с другой.

Подчеркивается, что данные требования должны учитываться и при реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться, как это вытекает из статьи 132 (часть 2) Конституции РФ, федеральным или региональным законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Следует иметь ввиду, что при формировании и утверждении проектов местных бюджетов на 2006-2008 гг. надлежит руководствоваться статьей 2 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2005 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые устанавливают особенности применения отдельных норм Бюджетного кодекса в части регулирования межбюджетных отношений относительно муниципальных образований в переходный период (2006-2008 гг.).

Кроме того, в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» в случае, если законом субъекта Российской Федерации в переходный период, установленный частью 1.1 статьи 83 Федерального закона № 131-ФЗ, предусмотрено решение вопросов местного значения во вновь образованных поселениях органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения:

1) в качестве составной части бюджета муниципального района могут предусматриваться доходы и расходы указанных поселений;

2) налоговые доходы, установленные статьей 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона), подлежащие зачислению в бюджеты указанных поселений, зачисляются в бюджет муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

3) дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений перечисляются в бюджет муниципального района, в состав которого входят указанные поселения, в порядке, предусмотренном статьей 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.