Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура второй половины XX века




Постиндустриальное общество, его апологеты и критики.

После окончания Второй мировой войны и крушения колониальной системы в мире усилились интеграционные процессы, связанные с изменениями в экономике. С начала 60-х годов возникли первые модели постиндустриального информационного общества, в котором экономическое и культурное развитие оказалось сопряжено со сферами высоких технологий и информационных систем. Причиной рождения постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики наиболее развитых стран мира в 60-е – 70-е годы XX века. На лидирующие позиции в сфере материального производства вышли новые наукоемкие отрасли. С этими изменениями было сопряжено бурное развитие индустрии знаний, компьютеризация всех сфер человеческой деятельности, появление разветвленных информационных систем, которые открыли путь сначала к децентрализации производства, а впоследствии – к глобализации, мировой интеграции во всех социально значимых сферах, включая и пласт духовной культуры. Основные концепции постиндустриального общества были сформулированы в трудах Д.Бэлла, Э.Тоффлера, З Бжезинского. По мысли данных исследователей, такие пороки индустриального общества, как централизация, гигантизм, массовидность, сопровождающиеся угнетением, убожеством, экологическим упадком, в новой постиндустриальной фазе общественного развития должны исчезнуть. Постиндустриальная действительность сформирует цивилизацию свободных, высокообразованных, интеллектуально развитых людей, продуцирующих и воплощающих в жизнь идеи, связанные со сферой новых технологий. В свою очередь это должно привести к созданию новых форм экономики, политики, радикально изменить индивидуальное и общественное сознание, предложить новые модели семьи, стиля работы и любых других жизненных проявлений – от общественной деятельности до интимной сферы.

В этих прогнозах делался упор на революционизирующее действие информационных технологий, которые должны были повлечь за собой глобальные изменения в классовой структуре общества. Е.Масуда полагал, что в новом обществе классы заменятся социально недифференцированными “информационными сообществами”; Дж.Пелтон выдвигал проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики. Таким образом, социокультурные изменения в теориях идеологов постиндустриального общества мыслились как прямой результат микроэлектронной революции.

Концепции информационного общества вызвали критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма и указывающих на негативные последствия тотальной компьютеризации и ее неизбежное следствие – тенденции глобализации. Вопрос о месте и роли техники и технологий в человеческой культуре был поставлен задолго до появления постиндустриального общества. Еще в начале XX века крупнейший русский философ П.Бердяев писал о том, что господство техники в человеческой жизни сыграло свою роковую роль: без развития техники невозможна культура как деятельное, творческое, преобразовательное отношение к миру. Но абсолютный приоритет технократического направления в культуре влечет и культуру, и самого человека к гибели. “Трагедия в том, что творение восстает против творца, более не повинуется ему... Прометеевский дух человека не в силах овладеть созданной им техникой, справиться с раскованными небывалыми энергиями...” В этих словах слышится эхо всех техногенных катастроф XX века – от уже свершившихся (взрыв атомного реактора на Чернобыльской АЭС) до грядущих. Более того, технизируемая природа уже начала мстить человеку: природные катаклизмы, связанные с результатами индустриальной деятельности (истончение озонового слоя Земли, заражение почвы, воздуха, воды радиоактивными, химическими и другими отходами) стали печальной реальностью сегодняшнего дня, как и предрекаемая учеными всего мира глобальная экологическая катастрофа. Пророческие предсказания Н.Бердяева касались не только материальных аспектов воздействия техники на человека и окружающий мир, но и сугубо духовных сфер, связанных с “технизацией духа, технизацией разума, несущих гибель и духу, и разуму”.

 

Футурошок и его последствия. Информационная культура.

В настоящее время в западном обществе растет озабоченность по поводу неконтролируемого, расширяющегося влияния техники и технологий на образ жизни и возможных негативных последствий в будущем. Следствием стремительности происходящих изменений становится разрыв социального и культурного циклов. На протяжении одной человеческой жизни меняются несколько культурных эпох, что требует от человеческой психики более высокой, чем это биологически возможно, скорости адаптации к меняющимся условиям существования. О последствиях подобных явлений писал американский публицист и философ Э.Тоффлер. Он назвал это явление футурошоком, полагая, что еще до начала XXI века человек столкнется с будущим, в котором будет подвергаться бесконечно усиливающемуся давлению событий, знаний, научных открытий, технических достижений, информационных потоков и т.д. В результате миллионы людей будут охвачены возрастающим чувством тревоги, не смогут ориентироваться в окружающей жизни, будут терять возможность разумно управлять событиями. Следствием этого явится безотчетный страх, массовые неврозы, агрессия и не поддающиеся разумному объяснению необузданные акты насилия. Сама динамика культурных циклов современного общества, с точки зрения Э.Тоффлера, с неизбежностью приведет к лавине цивилизационных потрясений. Бурный рост техносферы, самодавление техники и технологии во второй половине XX века вызывают у многих исследователей фобические настроения, связанные с боязнью утраты гуманистических идеалов и нравственных нормативов в современном обществе, страх перед подавлением человеческой индивидуальности грядущей машинной цивилизацией. Появляется опасение, что человек окончательно превратится в придаток машины, в некий функционирующий по готовой схеме объект, а с созданием полноценного искусственного разума раз и навсегда утратит лидирующее положение в интеллектуально-духовной сфере. Подобной точки зрения придерживались в своих трудах Ж.Эллюль, Л.Мемфорд, Т.Адорно, Г.Маркузе и др.

Начавшийся на Западе информационный бум подтвердил правильность подобных прогнозов. Начала формироваться новая информационная культура, достигшая своего апогея в 90-е годы с появлением всемирной компьютерной сети – Интернета. Тенденции глобализации и интеграции, став проблемами сегодняшнего дня, были спрогнозированы задолго до их реального возникновения в первой половине XX века выдающимся немецким философом К.Ясперсом. Рассматривая проблемы становления человеческого общества и мировой истории, К.Ясперс пришел к выводу, что человечество пережило свое “осевое время” в момент возникновения мировых религий, когда возник современный нам человек. Считая, что на современном этапе произошло становление мировой истории, философ предсказывал процесс движения человечества к новому “осевому времени”, способному породить качественно новую основу для подлинного единства человеческой истории. Его условием должна была стать приемлемая для всех политическая форма – правовое государство, основанное на полном отказе от любых видов тоталитаризма и торжестве достойных человека принципов и начал сосуществования. В последнее время идеи К. Ясперса приобретают особое значение, наполняются новым смыслом в связи с интеграционными процессами, происходящими под влиянием НТП как на Западе, так и во всем мире.

 

Культурная унификация и культурное противостояние:

Запад – Восток.

В настоящее время уже проявились такие негативные стороны процесса мировой интеграции, как унификация и стандартизация культурных форм жизни, исчезновение традиционно существующей уникальности и неповторимости основных исторически сложившихся цивилизационных форм существования: европейской, восточной, американской, африканской и т.д. Так как эти тенденции стремительно нарастают, возникают такие протестные формы, как движение антиглобалистов в странах старой Европы, опасающихся за судьбу национальной самобытности родной культуры. Речь идет об отстаивании таких культурных феноменов, как ментальность, язык, вера, привычный образ жизни и в целом вся система духовных ценностей и приоритетов. В современном мире культура как фактор объединения людей в их изначальной человеческой сущности становится подчас серьезной угрозой стабильности. Профессор Гарвардского университета С.Хантингтон выдвинул культурологическую гипотезу о том, что на данном этапе развития источником конфликтов станет не идеология, политика, экономика, а культура. Линии разлома между цивилизациями станут линиями будущих фронтов. После окончания во второй половине XX века “холодной войны” они обозначились как конфликт Запада с незападными цивилизациями. Став самостоятельными, страны Востока и Африканского континента начинают творить собственную историю, опираясь на национальные культурные традиции. Несхожие по своему языку, обычаям, религиозным верованиям люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, имеют разное представление о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Такие различия более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Наибольшую ожесточенность в современном мире приобрел конфликт между Западом с его либеральными ценностями и свободами и традиционно консервативным в своей культурной основе исламским миром. Запад в своих попытках насильственного насаждения собственных культурных стереотипов (индивидуализма, либерализма, прав человека, демократии и верховенства закона) не ограничивается пропагандой идей, а иногда идет на открытый вооруженный конфликт. Примером этого является война с суверенным государством Ирак с целью утверждения демократии западного типа и насильственного свержения легитимного правления С.Хусейна, являющегося с точки зрения Запада деспотом и тираном. Это вызывает враждебную реакцию общества и способствует укреплению исконных принципов собственной культуры. Мечты Запада о возможности “универсальной цивилизации” находятся в прямом противоречии с партикуляризмом большинства азиатских культур, их упором на различия, отделяющие одних людей от других.

 

Тенденции традиционализма и модернизма в культуре

второй половины XX века.

Философская антропология XX века доказала, что человеческой природой движут два разнонаправленных импульса: стремление опереться на некие корни, истоки и, одновременно, желание пересотворять и мир, и самого себя. Следствием этого является одномоментное и диалектически противоречивое единство традиционализма и модернизма в культуре XX века. Иногда традиционализм может выступать в ортодоксальных охранительных формах фундаментализма, давление которого проявляется наиболее явственно в такой изначально консервативной сфере духовной культуры, как религия. В XX веке роль фундаменталистских религиозных установок возрастает в тех регионах мира, где местная культура испытывает на себе агрессивное давление со стороны западных культурных традиций с присущим им бунтарским революционным духом, стремлением ниспровергнуть традиционные ценности, уклад жизни, обновить все и вся. В современном мире среди фундаменталистских тенденций в культуре наиболее значима роль исламского фундаментализма. Это связано как с попытками переосмыслить роль ислама в современном мире, так и со страхом разрушения привычных устоев жизни, вызванных вторжением новейших технологий, средств массовой информации и коммуникации, то есть культурных форм, порожденных постиндустриальной информационно-технократической западной цивилизацией. Часто крайние леворадикальные формы исламского фундаментализма направлены на установление некоего фантастического идеала, который мыслится как полное земное воплощение религиозной исламской доктрины. Таковыми во второй половине XX века стали религиозная революция в Иране, движение Талибан в Афганистане, ваххабизм на Ближнем Востоке, в Дагестане и Чечне. Социальную базу исламского фундаментализма составляют не только маргиналы, которые в силу общественно-экономических изменений лишились своих социокультурных ниш, но и национальная интеллигенция, которая ощущает глубокое потрясение от глобальной модернизации. В силу этого, как отмечают исследователи мировых культурных процессов, идет интенсивный процесс девестернизации элит. Таким образом, унифицирующее воздействие современной постиндустриальной цивилизации неизбежно будет рождать и контртенденции, связанные в том числе и с религиозным фундаментализмом. Вместе с тем имеет место и прямо противоположный процесс, сопряженный с формированием универсального всепланетного сознания, уходящего своими корнями в философско-космополитические идеи античного мира. Поэтому, несмотря на все формы протеста, от движения антиглобалистов в Европе до исламских фундаменталистов на Востоке, налицо общая тенденция – все большая унификация мира, а следовательно, и мировой культуры.

 

Тенденции глобализации в экономике и их последствия.

Современная экономика – это мировая “кровеносная система”, которая позволяет свободно перетекать деньгам. Капиталы уходят туда, где складываются наиболее выгодные условия их использования: дешевая рабочая сила, хорошая сырьевая база, обширные рынки сбыта и т.д. Создаются гигантские транснациональные корпорации, задействующие в производстве высокотехнологичной продукции весь возможный интеллектуально-производящий потенциал стран, в том числе и так называемого третьего мира. В результате капитализации в сфере высоких технологий и создания современных производств новое положение в мировой инфраструктуре начинают занимать страны с так называемой традиционной экономикой – Малайзия, Сингапур, континентальный Китай, Тайвань и т.д. Глобализация экономики требует развития структур, связанных с транспортным сообщением, гостиничным и ресторанным бизнесом, досуговыми формами времяпрепровождения. Они должны соответствовать западным стандартам скорости и безопасности передвижения, комфортного проживания и питания, доступности средств связи и коммуникации и т.д. вне зависимости от географического положения, природно-климатических условий, уровня экономического и культурного развития страны пребывания. Тенденции глобализации не только способствуют экономическому процветанию некогда отсталых стран, позволяя вливаться в современное мировое пространство, но и вовлекают их в орбиту глобальных финансовых кризисов, ведущих к стагнации, безработице, девальвации национальной валюты, инфляционным процессам и т.д. Помимо этого, получая доступ к новейшим научным знаниям через мировые информационные системы, некоторые страны начинают представлять реальную угрозу безопасности остальному миру, так как, находясь на уровне развития средневековья, они создают оружие массового уничтожения, относящегося к атомно-космической эре.

 

Научно-техническая революция: виртуальная реальность и

изменение культурного статуса человека.

Интенсификация процесса информационного обмена, стремительное нарастание его темпов ведут к появлению не только политико-экономических, но и таких общекультурных проблем, как функциональная неграмотность. Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда требует изменений и в самой структуре образования, и в представлениях о личных качествах, которые должны вырабатываться в процессе его получения. Удельный вес дисциплин, связанных с информационно-технологическим рядом, стремительно растет, а гуманитарных дисциплин – сокращается. Технологизация практически любого процесса требует от современного человека особых качеств, связанных с моторикой и быстротой реакции, доведенной до автоматизма. В подавляющем большинстве случаев эти действия носят алгоритмический характер и не связаны с самостоятельным моделированием ситуаций и их интеллектуальным постижением. Созданная человеком в рамках техногенной тенденции социокультурного развития новая компьютерная реальность предлагает готовые схемы унификации и стандартизации процесса – компьютерные программы, среди которых простейшие – игровые. Их тематика примитивна, а единственным критерием эффективности действия играющего является скорость. Компьютерные игры как социокультурный феномен являются угрожающим фактором для развития личности поскольку они непосредственно обращены к нравственно незрелой части общества – детям и подросткам, при этом не ставят перед ними никаких интеллектуально-духовных сверхзадач. Традиционно игры прошлого носили иной характер, были направлены на развитие логического мышления, фантазии и воображения, а также социальной адаптация личности либо по половому, либо по профессиональному признаку.

Появление компьютерной виртуальной реальности сопоставимо для человеческого сознания и мышления с возникновением параллельного мира, в который есть доступ. Он одновременно открывает безграничные горизонты и рождает мириады новых проблем. Происходит изменение культурного статуса человека, который становится частью огромной информационной системы. В связи с появлением киберпространства и космических систем распространения информации человек попадает в тотально зависимое положение, позволяет манипулировать своим сознанием, эмоционально-психической и интеллектуальной сферой. Помимо этого, уже сейчас возникает вполне реальная угроза вторжения государства и его властных структур в частную жизнь людей. Используя достижения высоких технологий, Запад уже столкнулся с созданием гигантских информационных банков данных, аккумулирующих все сведения о человеке от отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки глаза до кредитной истории, политических убеждений, религиозных взглядов, имущественного ценза и др. Борцы за права человека, неприкосновенность частной жизни уже бьют тревогу в связи с возможностью несанкционированного прослушивания разговоров, определения места нахождения человека с помощью средств мобильной связи, наружных камер слежения и наблюдения за человеческими потоками и т.д. Таким образом, человек информационного общества уже в настоящее время является не только придатком высокоинтеллектуальной машины, ее оператором, но и оказывается под ее недремлющим оком, которое заставляет вспомнить одну из самых мрачных антиутопий в человеческой истории – роман Дж.Орруэла “1984”.

 

Интернет. Формирование новых моделей отношения и принципов межличностного взаимодействия.

В 90-е годы XX столетия человечество сделало один из самых радикальных шагов, обусловивших становление единой общечеловеческой культуры, которая существует и развивается через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Открыв каждому доступ к планетарному информационному полю, мировая компьютерная сеть Интернет начала корректировать в индивидуальном и общественном сознании такие незыблемые прежде понятия, как государственная граница, национальная валюта и даже государственная тайна. Ее главным достижением стал бесцензурный, свободный обмен всем вербальным и визуальным, научно-техническим и художественным богатством мира. Задействован и активизирован весь гигантский культурный потенциал человечества, окончательно интернационализирован английский язык в качестве основного средства международного общения.

Тем не менее Интернет – не только безграничное информационное поле, но и некий параллельный действительности мир, в котором присутствуют его виртуальные атрибуты (деньги, товары, услуги), то есть субъект - объектные отношения, но отсутствует полноценная система субъект - субъектных отношений (речь идет не об интерактивных научных, а о сугубо личных контактах). Принцип интернетовских сайтов – это принцип лабиринта, заполненного объектами, любой из которых может быть востребован в режиме реального времени и которые можно “потреблять” и “присваивать” в самом широком смысле. Поэтому “объектом” потребления в Интернете становится не только информация как таковая, но и человек. Виртуальная реальность приводит к пересмотру базовых принципов межличностного общения. “Друг” или “спутник жизни” из компьютерной сети являются “продуктами”, адекватными новой ирреальной реальности. Это визуально и вербально воспринимаемые эмоционально-психологические фантомы, возникающие и исчезающие по прихоти пользователя и обладающие (в зависимости от фантазии и воображения создателя) набором любых желаемых качеств как внешних, так и внутренних. “Удобство” подобных контактов делает ненужным выработку нравственных принципов, снимает комплексы и психологический дискомфорт реального общения, культивирует в сознании личности иллюзии по поводу собственного “я”. Вторжение реальности с ее конфликтами и противоречиями в этот иллюзорный мир травмирует и так уже деформированное сознание, углубляет пропасть между мирами, довершает лабильность юношеской неустоявшейся психики, усиливает состояние стресса и дискомфорта, а у наиболее слабых вырабатывает устойчивое желание ухода в “беспроблемную” параллельную реальность.

 

Контркультурные тенденции второй половины XX века.

Молодежные движения как культурный феномен.

Не утратившая своего значения до сегодняшнего дня тенденция отчуждения в обществе, ощущение отторженности и экзистенциального одиночества личности стали знаменем контркультурных движений Америки и Европы второй половины XX века. Инициатором пересмотра базовых ценностей западной культуры стало молодое поколение, создавшее новые социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам “культуры отцов”. Послевоенное движение битников, или “разбитого поколения”, сформировалось в рамках идеологически агрессивной группировки, поэтизирующей мужской бунтарский характер и рассматривающей себя как людей, отверженных обществом, бросивших вызов пуританской буржуазной культуре и ищущих основы нового мироощущения. Их путь представлял собой бесконечный и лишенный смысла побег в никуда от благополучия, ханжества “общей морали”, от традиций цивилизации потребления. Во многом созвучное битничеству движение хиппи 60-х – начала 70-х годов обладало меньшей агрессивностью, но получило большее распространение, стало культовым для второй половины XX века. Послевоенное поколение “детей-цветов” асоциальных и инфантильных, выдвигало в качестве жизненных приоритетов душевный покой, гармонию с природой, свободное удовлетворение сексуальных потребностей в противовес комфорту, материальному благополучию, карьеристским амбициям, общепринятым моральным нормам – базовым ценностям, получившим развитие в европейской культурной традиции со времен античности.

Несмотря на некоторые отличия, битники и хиппи впервые после утонченной эстетики рубежа XIX – XX веков обратили свой взор на Восток, к ориентальной культуре, но перешли на более высокий уровень ее постижения. Идеологов контркультурных движений заинтересовал не только содержательный пласт восточных религиозных учений, но и основанная на них духовная практика – в первую очередь йога, которая способствовала раскрытию внутреннего духовного потенциала человека, делала приоритетным внутреннее содержание личности, позволяла приходить к ощущению гармонии с Универсумом, а не с конкретной социальной действительностью. Попытка слияния западного рационального мышления и духовного спиритуализма Востока превратила Индию и Тибет в Мекку молодой западной контркультуры. Порожденные бунтарским молодежным сознанием битников и хиппи альтернативные ценностные ориентации пережили юношески – нигилистическое отношение к миру их создателей и продолжили свое существование в новой парадигме культуры, стали основой утверждения на Западе плюралистических ценностей. По мнению крупного культурфилософа Д. Бэлла, в ходе революции сознания 50-х – 70-х годов оказался разрушенным протестантский этос, определивший генезис западной культуры. В современном мире, по мысли ученого, произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Глубинная коррекция коснулась всего ценностного пространства. Следствием этих процессов на Западе явился настоящий бум молодежных субкультур 70-х – 90-х годов от рокеров до панков и баба. Диапазон их культурных предпочтений оказался необычайно широк: от жестокости и прямоты межличностного общения, примитивизации социальных отношений, торжества “мужского духа” до состояния медитативного транса, мягкости и пассивности, рафинированной изысканности эстетических вкусов и предпочтений. Таким образом, феномен бегства от реальности принимал на протяжении второй половины XX века различные формы: от движения битников и хиппи до современного компьютерного поколения, ищущего беспроблемную действительность в ирреальном мире Интернета.

 

Феномен массовой культуры. Индустриальные методы

“производства” духовных ценностей.

Обозначенные тенденции в мировой культуре рождают не только потребность уйти от мира и его реалий, но и альтернативные настроения – желание слиться с массой, почувствовать себя “как все”, унифицировать и стандартизировать свои материальные и духовные запросы. Техногенная цивилизация, в основе которой лежит принцип потребления, рождает общество потребления, которое в свою очередь продуцирует идеи потребления всего и вся ‑ от природы до готовой продукции и человека. В середине 50-х годов XX века на Западе возникает феномен “массовой культуры”, все многообразные явления которой обладают потребительскими свойствами, то есть качеством товара. Массовая культура, производя духовный продукт, задействует в его создании индустриальные методы. Недаром возникают такие понятия, как киноиндустрия, индустрия развлечений, индустрия моды и т.д.

Кино, телевидение, масс-медиа используют последние научные достижения и технологические разработки: возможности спутникового вещания, перевод в цифровой формат звука и изображения, достижения компьютерных технологий в области печати и полиграфии при съемках художественных фильмов и клипов. Ценность явлений культуры определяется теперь их востребованностью на рынке, спросом у массовой аудитории. В массовую культуру инвестируются огромные средства, сопоставимые с вложениями в промышленное производство и дающие фантастическую прибыль от проката фильмов, тиражного воспроизведения музыкальных произведений, выступлений рок- и поп-звезд. Двигателем духовных ценностей на рынке массовой культуры является реклама и формируемая ею мода на стили, направления, отдельные имена или произведения. Их “раскрутка” адекватна продвижению любого промышленного товара на потребительском рынке.

Индустрия массовой культуры формирует в массовом сознании стереотипные представления о самых разнообразных явлениях действительности. Эстетическое понятие “прекрасного” предстает в бесконечных журнальных вариантах, изображающих всевозможных красавиц, главное достоинство которых – стандартная красивость. Многочисленные журналы мод и бесконечная череда тенденций и направлений в одежде и аксессуарах формируют не только представления о модном и современном во внешнем облике, но и культивируют покупательную способность по преимуществу женской части населения. Не менее многочисленные издания крупных фирм и дизайнерских ателье, занятых в строительстве, производстве стройматериалов и декорировании интерьера, закладывают представление о стандартах жизни, поддерживают бесчисленных производителей разнообразных предметов быта и обихода.

“Изделия” массовой культуры, претендующие на художественность, предлагают свои версии того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Это примитивизированные, лишенные психологической глубины, схематизированные до предела персонажи комиксов, сериалов и блок-бастеров – “хорошие” и “плохие” парни, персонифицирующие понятия добра и зла, бесстрашные воители и воительницы, “роковые” женщины и их антиподы – добропорядочные матери семейств и т.д. Массовая культура удовлетворяет интерес потребителя ко всему загадочному и таинственному, порождая в литературе и киноискусстве направление фэнтези. Действующими лицами подобных произведений являются фантастические существа, привлекающие обывателя своим пугающим уродством, альтернативным стереотипным представлениям о красоте. Их действия и помыслы в интеллектуально-психологическом плане весьма примитивны, напоминают компьютерные игры, в которых динамика происходящего и спецэффекты компьютерной графики – основные составляющие успеха. Массовая культура в своем стремлении развлекать переходит незримую грань, отделяющую то, что можно, от того, что нельзя для физического и психического здоровья личности. В ней снимается табу с любых запрещенных в классической культуре тем: секс, насилие, рождение и смерть, неизлечимые болезни и др. Объектом самого пристального внимания становится все, что может интересовать человека.

Индустрия массовой культуры формирует в массовом сознании и особое отношение к личности, в котором не делается различия между “героями” произведений и исполнителями – реальными людьми. Так в его отношении к Звезде одновременно присутствуют и поклонение (обожествление и исступленное до фанатизма почитание), и предельная сниженность, заземленность (вплоть до смакования скандальных интимных подробностей жизни, почерпнутых в средствах массовой информации). Все это является эффективным способом создания интересного современному обществу образа – товара и объекта потребления.

 

Элитарная культура. Формирование модернизма

и его “отношение” к массовой культуре.

Получив широчайшее распространение, массовая культура, тем не менее не исчерпывает собой картину мировой культуры второй половины XX века. Ее элитарные, интеллектуально-утонченные и эпатажные формы продолжили свое существование. Однако Вторая мировая война, радикально повлияв на психику и менталитет выжившего поколения, существенно охладила творческий, созидательно-поисковый пафос художественной культуры первой половины XX столетия, следствием чего было появление феномена модернизма. Не предлагая ничего радикально нового в области идей и художественных средств, модернисты продолжили движение в направлении отказа от традиционных художественно-эстетических ценностей (понятие “модернизм” употребляется для обозначения большого круга явлений культуры и искусства, возникших под влиянием НТП в рамках техногенной цивилизации). Являясь вторым после авангарда этапом функционирования художественной культуры XX века, модернизм утверждал многие из авангардных направлений: кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д. Перенеся акцент на поиски принципиально новых ходов арт-презентаций, художники модернизма вывели арт-объекты не только за рамки традиционных видов и жанров, но и вообще за пределы искусства, разрушили границы между искусством и окружающей действительностью, вовлекли реципиента в процесс творчества-созерцания и участия в арт-проектах.

Одним из главных направлений в модернизме стал поп-арт (популярное искусство). Появившись в середине 50-х годов одновременно в Великобритании и США как своеобразная ироническая реакция на элитарность многих направлений в искусстве, он явился типичным продуктом индустриального общества массового потребления. Поп-арт одновременно романтизировал промышленную продукцию как единственную и общезначимую реальность современной жизни и вместе с тем демонстрировал ироническое дистанцирование от нее, неприятие и резкий протест против ее ценностей. Зачинатели поп-арта Р.Раушенберг, Дж.Джойс и их многочисленные последователи не ограничивались только статическими произведениями, но и создавали поп-пространства (энвайронменты) и проводили различные поп-артистские акции (хепенинги, перформансы).

Своеобразной реакцией на пестрый кичевый мир поп-арта стал минимализм – направление в искусстве 60-х – 80-х годов XX века, наиболее ярким проявлением которого стал лэнд-арт (природо-искусство). Его представители В. де Мария, М Хайцер, Д.Оппенхэйм, Р.Смитсон и др. реализовывали крупномасштабные проекты в малодоступных, слабо освоенных человеком местах: в пустынях, в горах, на дне высохших озер, протестуя таким образом против городской цивилизации, эстетики металла и пластика, приземленного утилитаризма художественного творчества в обществе потребления и конфликта современной цивилизации с окружающей средой.

Среди культурных феноменов модернизма последнего времени выделяется концептуализм, который его основатель Дж.Кошут назвал “постфилософской деятельностью”. На первый план в концептуализме выходит замысел произведения, выраженный в виде формализованной идеи, а суть самой арт-деятельности сводится к презентации самой идеи, которая в концептуализме представлена в форме текста и сопровождающих его конкретных материалов (кино - видео - аудиозаписей). Творцы данного направления (Р.Берри, Д.Хюблер, Л.Вейнер, Д.Грехэм и др.) признают, что большинство их произведений рассчитано на единоразовую презентацию, не претендуют на вечность и непреходящую значимость, обращены к узкому кругу “посвященных”, освоивших алогизм концептуального мышления и стратегию поведения в концептуальном арт-пространстве. Концептуализм стал переходным явлением от модернизма к завершающей фазе культуры XX века – постмодернизму.

 

Культурный феномен постмодернизма.

Постмодернизм – это ситуация в европейской и американской культуре эпохи межкультурного перехода. Время вакуума идей, тем, проблем, средств, методов и приемов освоения действительности, доминантой в которой становится игровая ироничная ностальгия по всей ушедшей культуре, включая и авангард с модернизмом. По сравнению с деятельностью авангардистов и модернистов, устремленных вперед, постмодернизм – это умудренный опытом “старец”, который понимает бессмысленность каких-либо серьезных или прагматических усилий, утрачивает веру в Разум, Прогресс, Истину, Добро, Красоту и ценит только одно – наслаждение от игры во всех сферах бытия и сознания. Принципы и правила постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны. Его теоретики и практики отказываются от всех традиционных философско-эстетических категорий, понятий и принципов и заменяют их собственным категориальным аппаратом, вводя понятия “деконструкция”, “симулякр”, “интертекстуальность”, “шизоанализ”, “ироничность”, “мозаичность”, “лабиринт”, “ризома”, “телесность” и др. Эти понятия используются для создания нового смыслового поля и игрового пространства, радикально отличного от традиционной новоевропейской серьезности. Идеология постмодернизма ведет к глобальному расшатыванию и утверждению всеразрушающего релятивизма при постоянной тихой ностальгии по разрушаемому миру. Следствием этого является бережное, почти ритуальное перенесение обломков разрушаемого храма Культуры в новое смысловое арт-пространство, сборка из них утонченных и замысловатых структур, доставляющих реципиенту переходной эпохи интеллектуальное и эстетическое наслаждение. Среди крупных разработчиков постмодернистских стратегий можно выделить имена Ж.Дерриды, Р.Рорти, Ж.Бодрийара, Р. Барта и др., а среди бесчисленного множества представителей постмодернизма в арт-творчестве такие незаурядные фигуры, как Й.Бойс, Я.Кунеллис – в визуальных искусствах; Дж.Кейдж, К.-X.Штокхаузен – в музыке; П.Гринуэй – в кино; С.Батай, У.Берроуз, У.Эко – в литературе.

К началу XXI века постмодернизм оказался не просто неким качественным состоянием различных явлений культуры, но и явлением, объединившим мировую культуру в единое целое. Именно игровой принцип постмодернизма позволил свободно обратиться ко всему наследию мировой культуры, востребовать и комбинационно-творчески соединить ее разновременные и качественно отличные пласты. В силу этого постмодернизм может быть осмыслен в качестве первого, пока достаточно условного шага к построению принципиально новой планетарной культуры человечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.