КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2. 7 страница
Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата. К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования. Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей. В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной системы. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную думу в 1993–2003 годах. В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсунсную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е — 2, за 5-е — 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель. 7.6. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России Современное толкование понятия «политическая партия» складывалось на протяжении ХIХ–ХХ веков. Появляется даже своеобразное ответвление политической науки — партология. Один из видных идеологов либерализма Б. Констан писал, что партия — это собрание людей, исповедующих единую политическую доктрину. Германский юрист Г. Кельзен понимал под партией объединение лиц с одинаковыми убеждениями, созданное с целью оказания влияния на управление делами общества. Современный французский политолог Ф. Гогель отмечает: «Партии — это особые образования для завоевания политической власти». Марксистско-ленинское понимание сути политической партии исходило из того, что она представляет собой наиболее организованную и сознательную часть класса, выражает его интересы. Особенно характерно такое понятие для партии рабочего класса. Это — наиболее «узкая» трактовка понятия «партия», поскольку в составе политической партии могут быть представлены различные социальные слои. Одна и та же партия может объединять и рабочих, и интеллигенцию, и представителей буржуазных кругов, и крестьянство. Важно в данном случае не классовое происхождение, а общность политических интересов, убеждений. Черты и признаки политической партии 1. Прежде всего, партия — это добровольное объединение граждан. 2. Цель партии — участие в осуществлении политической власти. 3. Партия имеет общие политические интересы, на их основе разрабатывается программа, формулирующая стратегию и тактику партии, то есть цели и задачи борьбы, а также пути и средства их достижения. 4. Партия имеет свою организацию — численность, постоянство состава, формализованное членство, внутреннюю структуру (все эти вопросы находят свое освещение в Уставе партии). 5. В партии четко выделяется руководящее ядро, лидеры. 6. Партия имеет свое имущество, финансовые средства, свои средства массовой информации — газеты, журналы, каналы телевидения и радиовещания. 7. Для многих политических партий характерно наличие определенных символов, значков, знамен, иногда даже формы. В политической науке сформулированы также и основные направления деятельности политической партии, для чего и почему образуются они в обществе. Познакомимся с ними. Партия оказывает влияние на формирование общественного мнения. Пропаганда, ведущаяся ею в средствах массовой информации, ориентирует граждан в политической жизни, помогает выработать определенные оценки, суждения, причем в том векторе, который задан политическим руководством данной партии. Значительное влияние оказывают партии в современном обществе на политическое образование, распространение политических знаний, повышение политической культуры. Партии организуют участие граждан в политической жизни, они выдвигают кандидатов на выборах, руководят политическими клубами, клубами избирателей, организуют шествия, пикетирования, митинги. Значительна степень влияния партий на деятельность парламента, правительства, формирование кабинета министров. Важнейшей функцией политической партии можно назвать воспитание, выращивание политических лидеров — элиты, создание условий для проявления человеком его способностей, стремления к самореализации, хотя, с другой стороны важно не допустить подмены подлинных интересов и целей партии амбициями лидеров. Партии разрабатывают программы, содержащие концепции развития страны, крупнейшие из них имеют свои «мозговые центры» — научно-исследовательские институты, фонды, в которых сосредоточены лучшие кадры ученых-политологов, историков, экономистов, правоведов. Особенную важность приобретает в современном мире информация о политических партиях, их программах, идеологических основах. Имея подобные знания, человек, гражданин уже не станет игрушкой в руках опытных кукловодов, не позволит манипулировать своим мнением. Какие бывают партии? Ответить на этот вопрос не просто, так как существует множество подходов к типологии партий. Пожалуй, можно создать свою классификацию на основании любого из отличительных признаков партии. Так, в частности, разделение осуществляется по составу. Партия может быть массовой, объединяющей в своих рядах сотни тысяч и даже миллионы людей. В то же время партия может быть и очень немногочисленной и мало чем отличаться от политического клуба. Может быть также и партия, имеющая небольшой центральный аппарат, не стремящаяся к созданию значительного постоянного членства. Такие партии активизируются во время проведения предвыборных кампаний, расширяют число своих сторонников. Примерами таких партий можно считать политические партии США — демократическую и республиканскую. В стране действует партийный центр, а также разветвленная сеть поддержки на местах. Можно классифицировать партии и по их отношению к закону, к парламентской деятельности. Таким образом, мы можем выделить партии нелегальные — то есть не разрешенные законом, и легальные, действующие в рамках принятого в стране законодательства. Кроме того, мы можем говорить о партиях парламентских, ориентирующих свою деятельность на проведение предвыборных кампаний и участие в деятельности высшего представительного органа государственной власти и партиях внепарламентских, сознательно уклоняющихся от работы в парламенте. Выделяют партии правящие и партии оппозиции, если за основу типологии взять отношение партий к государственной власти. Причем и оппозиция бывает разная — конструктивная, чья деятельность объективно направлена на улучшение положения в стране и исправление отдельных недостатков в работе правительства и правящих политических сил, и деструктивная, всю свою деятельность сосредоточивающая на свержение своего противника во что бы то ни стало, любой ценой, даже за счет ухудшения общего положения в стране. Для такой, с позволения сказать, оппозиции действует правило: «чем хуже, тем лучше». Самые зрелые традиции взаимоотношения правящей партии и оппозиционной созданы в Великобритании. Оппозиция здесь именует себя не иначе как «оппозиция Ее Величества» и ее руководитель получает государственное жалование, фактически равное жалованию премьер-министра — лидера партии, одержавшей победу на парламентских выборах. Также подразделяют партии по территории, которую охватывает их деятельность. Это может быть и вся территория страны, и отдельный регион, и национальная область, и даже отдельный город, район. В современном мире есть даже транснациональные партии — международные. Одним из вариантов типологии политический партий является типология по методам действий, исповедуемых ими. Современные политологи выделяют по этому признаку партии умеренные, реформистские, ориентирующиеся на разрешенные законом конституционные средства и методы борьбы за власть. Есть партии радикальные, революционные и даже экстремистские, предусматривающие применение крайних, насильственных средств в политической борьбе. Закон для таких партий не является непреодолимым препятствием. Подобные партии могут быть как правого толка — фашистские, неофашистские, так и левые — коммунистические, подобные «красным бригадам» в Италии. Кроме того, есть партии религиозные и светские, умеренные и радикальные.
Современная российская многопартийность В современной России процесс формирования многопартийности прошел несколько этапов. Первый из них можно назвать неформальным. Он охватывает время с 1986 по весну 1988 года. На этом этапе происходит образование массовых политических движений, в их недрах складывается устойчивое ядро лидеров и активистов. Весной и летом 1988 года в ходе массовых акций социального протеста начинается формирование собственно политических партий и их программ, развиваются территориальные организации. Первые партии оформляются к 1990 году. Это Социал-демократическая партия, Республиканская партия, Партия свободного труда, Либерально-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение, Демократический союз, Крестьянская партия и другие. Многие из названных организаций уже прекратили свое существование или же вошли в другие политические силы. По экспертным оценкам, число движений, принявших название «партия», на осень 1990 года составило около 40. Принятие в октябре 1990 года Закона СССР «Об общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий. Многопартийность как принцип современной российской государственности закреплена в 13 статье Конституции. Прошли выборы 1993 и 1995, 1999, 2003 года в Государственную думу, где половина депутатских мандатов была распределена согласно количеству голосов, полученных списками кандидатов от политических партий. В 2001 году был принят новый Закон о политических партиях. Его положения закрепили перечень обязательных требований, необходимых организации, чтобы она могла быть зарегистрирована в Министерстве юстиции в качестве политической партии. Это наличие не менее 10 тысяч членов партии, филиалы и отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, нахождение руководящих органов партии на территории РФ. Закон способствовал консолидации общественных сил, укрупнению партий. В 2004 году в этот закон были внесены дополнения, касающиеся увеличения обязательного членства в партии до 50 тысяч. Данная поправка должна в еще большей степени способствовать созданию крупных, представительных партий. На выборах депутатов Государственной думы РФ, прошедших в декабре 2003 года, победу одержала партия «Единая Россия», объединившая ряд центристских политических партий и движений, поддерживающих курс президента. Ядро партии составили политическое движение «Единство» и блок «Отечество — вся Россия». В ходе подготовки декабрьских выборов 2007 года в Государственную думу РФ были внесены существенные поправки в избирательное законодательство. Была введена вместо смешанной, пропорциональная система, предполагающая голосование избирателей только за кандидатов, представленных списком от политических партий. Также возрос избирательный порог — только те партии, которые смогут набрать более 7 % голосов избирателей, проходят в Думу и формируют свои партийные фракции. Данные изменения в законе направлены на усиление роли партий в обществе и приоритетное развитие крупных и влиятельных партий. Партия «Единая Россия» превратилась в современной России в наиболее влиятельную политическую силу и оказывает существенное влияние на правительственный курс. На парламентских выборах 2007 года партия «Единая Россия», избирательный список которой возглавил В. В. Путин, набрала 64 % голосов избирателей. Благодаря подобному результату, «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте. К числу иных влиятельных политических партий сегодня можно отнести КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию», то есть те партии, которые преодолели 7 % барьер и представлены в парламенте. Не смогли преодолеть 7 % барьер и пройти в Думу партии либеральные — «Яблоко» и СПС, игравшие заметную роль в Думах предыдущих созывов. Приведем фрагмент Закона РФ «О политических партиях»: 1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим федеральным законом. 2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. 3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной. 4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 7.7. Политическая идеология Под идеологией понимается система взглядов, отражающих определенные политические интересы. Основных базовых идеологий, на которых основываются программы большинства из существующих в мире политических партий, четыре: консерватизм, либерализм, социал-демократия, марксизм. Консервативная политическая идеология уходит своими корнями в глубокое прошлое. Оформление политического консерватизма как системы идей и принципов большинство исследователей относят к концу ХVШ века. Его основоположником в Европе считают Эдмунда Берка. Критикуя опыт Французской революции, английский мыслитель и политический деятель писал: «Никто никогда и мечтать не должен о начале перемен путем ниспровержения, к ошибкам государства должно относиться, как к отцовским ранам — с уважительным благоговением и трепетной заботой». Уважение к традициям, заповедям предков, религиозным нормам и устоям, невозможность реального равенства между людьми (как полагают консерваторы — люди исконно не равны — одни лучше, умнее, благороднее, чем иные) — вот основные положения и принципы политического консерватизма. В российской общественно-политической мысли ХIХ века также значительное место принадлежало консерваторам. Либеральная идеология зарождается в Западной Европе на рубеже ХVШ–ХIХ веков. Предшественниками ее были в значительной степени идеи просветителей о естественных правах и свободах людей. Экономическая теория либерализма была сформулирована англичанином Адамом Смитом в работе «О происхождении богатства народов». Главная ценность либерализма — свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной конкуренции, предпринимательской инициативе. Либералы признают равенство граждан в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» — провозгласила Декларация прав человека и гражданина, принятая в годы Французской революции XVIII века. Естественные, природные права человека — жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует государство. Свобода человека гарантируется законом и прежде всего заключается в независимости личности от общества. Либеральная доктрина предполагает равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть. Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие цензов — например, имущественного или же образовательного. В развитии общества либералы уделяют внимание обновлению, реформированию общества. Крупным идеологом либерализма можно назвать Бенджамина Констана — французского мыслителя первой половины ХIХ века. К концу ХIХ века — началу ХХ либеральное учение дополнилось идеей вмешательства государства в экономическую жизнь — как средства защиты свободной конкуренции и интересов потребителей от произвола крупных производителей — монополистов. Преодоление отдельных положений либеральной идеологии, абстрактно провозглашающей равенство возможностей в политической сфере, приводит к формированию социал-демократической доктрины. В современном виде ее основы были заложены Эдуардом Бернштейном. Главными положениями данной идеологии являются: расширение участия народа в формировании государственных органов и принятии политических решений; всеобщее бесцензовое (за исключением возрастного) избирательное право, прямые, равные выборы с тайной подачей голосов; расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами, всей системой конституционных отношений. Принципы демократии должны распространяться не только на политическую сферу. На людей богатых, обладающих значительным доходом, должны быть наложены прогрессивные налоги. Богатые должны «поделиться» частью своего богатства во имя общественного согласия и спокойствия. Обществу необходимо развитое социальное законодательство, гарантирующее право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное страхование по болезни, старости, безработице. Необходимо создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Демократические принципы предполагают расширение участников политической жизни, приобщение народа к участию во власти. Cоциал-демократия отдает предпочтение реформистскому пути преобразования общества. Одной из распространенных в мире политических доктрин можно назвать марксизм. Его основоположниками стали в середине ХIХ века Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистская идеология провозглашала неизбежность крушения капиталистической системы и вступление человечества в коммунистическую эпоху. Коммунизм мыслился как бесклассовый общественный строй, обеспечивающий всестороннее развитие личности человека и удовлетворение ее потребностей. В этом обществе не будет эксплуатации — принуждения к труду одних людей другими. Экономическую основу такого общества должна была составить общественная собственность на средства производства. Все произведенное в обществе формирует общественные фонды, которые используют все люди. Труд из тяжкой обязанности превратится в первейшую человеческую потребность, приобретет творческий характер. Исчезнет неравенство людей в экономической сфере. Путь к этому справедливому обществу лежит через исчерпание капитализмом его возможностей развития, через мировую социалистическую революцию. Идеи классического марксизма были развиты и дополнены Владимиром Ильичом Лениным. Общество и государство в марксистской идеологии как бы вбирает в себя личность, равенство распространяется не только на сферу политики и права, справедливыми должны быть и экономические отношения. И мерой этой справедливости должен стать трудовой вклад. Отличием марксизма от социал-демократии является то, что он откровенно высказывается в пользу революционного пути преобразования общества — коренной ломки общественного строя. «Революции — локомотивы истории» — так утверждал Маркс. Главной движущей силой исторического прогресса марксизм признает классовую борьбу. Ведущие принципы идеологии марксизма — приоритет экономической сферы над другими общественными процессами и явлениями и классовый подход к осмыслению и анализу общественной жизни. К этим доктринам в ХХ веке добавились националистические, фашистские идеи, новые разновидности социалистических идей, к примеру, «социализм в цветах пророка» — исламский социализм, получивший значительное распространение в странах арабского Востока. 7.8. Политический режим. Типы политических режимов Одной из важнейших форм государства является политический режим. Именно он определяет те способы, методы, с помощью которых государство осуществляет свою власть, управляет обществом. Главным в определении политического режима является то соотношение, которое складывается между обществом и государством. Кратко это соотношение можно выразить таким образом: либо государство для людей, либо люди для государства. Английский мыслитель Дж. Локк писал, что государство должно выполнять волю граждан, служить лишь «ночным сторожем», когда граждане спят. Общество как бы нанимает государство для руководства своими делами. Для этого, собственно, граждане и платят налоги. Если же власть не выполняет своих обязанностей, то граждане вправе изменить ее. В другом случае государство, напротив, полностью порабощает общество, превращая всех людей в слепые орудия своей воли. В таких условиях человеку живется достаточно легко. Ему не нужно тратить усилия даже на то, чтобы думать. Известный лозунг Германии времен Третьего рейха гласил: «Фюрер думает за каждого из нас». А ведь как хорошо — не думать, не терзаться сомнениями (вспомните несчастного Гамлета). Да и голова болеть не станет от раздумий. Но вот будет ли такой человек личностью, гражданином, осознанно и самостоятельно делающим свой выбор и несущим за него ответственность? Возможен и вариант баланса сил, равновесия между обществом и государством. По типам взаимодействия и соотношения власти и общественных структур определяются и основные разновидности политического режима: демократический, тоталитарный и авторитарный. Однако в рамках каждого из указанных режимов можно обнаружить множество различных оттенков. Например, демократические режимы бывают охлократическими, либерально-демократическими, консервативными. Еще больше выделяют ученые-политологи разновидностей тоталитаризма: фашизм, милитаризм, тирания, военно-бюрократический, коммунистический режим, национал-социализм, религиозно-фундаменталистический режим.
Демократический режим Само слово «демократия» буквально может быть переведено с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право народа на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся во главу угла в демократических обществах. Вспомним в связи с этим знаменательные изречения: «Государство — достояние народа», «Глас народа — глас божий» (латинские пословицы). Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и множественности (плюрализма) политических движений, партий, идеологий и заканчивая множественностью выразительных форм и средств в театральном искусстве, литературе, живописи и т. д. Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где различные политические партии, лидеры могут оспаривать меру своего влияния в народе. Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение в конечном счете принимается в интересах большинства, тем не менее меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможности отстаивать свои позиции. Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также разделение властей и независимость каждой из ветвей власти. Ни одна из ветвей власти — ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная — не может обеспечить себе абсолютного доминирования в политической жизни. Чиновничество, бюрократия поставлены под контроль со стороны общества. Идеи демократии ведут свое происхождение со времен глубокой древности. Однако нельзя сказать, что они снискали себе только сторонников. Особой критике подвергалась представительная демократия, предполагающая выражение воли и интересов народа не непосредственно, а опосредованно — через его представителей (избранников) — парламентариев. Так, русский мыслитель конца XIX — начала XX века Лев Александрович Тихомиров (1852–1923) отмечал, что представительная демократия — это иллюзия со стороны представляемого и ложь или заблуждение со стороны представляющего. «Чужую волю нельзя представлять, потому что она даже неизвестна заранее. Никто не может и сам знать заранее, какова будет его воля. Тем более не может этого знать представитель». Ограниченность и несовершенство демократических порядков отмечал и Иван Александрович Ильин (1882–1954). В своих статьях, объединенных в сборник «Наши задачи», написанных в эмиграции, русский ученый писал, что выборы в демократическом обществе отнюдь не гарантируют выражение реальных интересов граждан. Для России И.А. Ильин предлагал особую модель — корпоративную демократию. Люди должны сами выдвигать кандидатов и точно представлять, за кого и за что они голосуют. Вместе с тем демократические порядки имеют и весьма горячих защитников. В частности, древнегреческий философ Демокрит писал: «Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в деспотии, настолько же, насколько свобода лучше рабства». Именно свобода, возможность самостоятельно определять свою судьбу, строить свою жизнь и является, по мнению Демокрита, главнейшим из человеческих богатств. Эпоха Просвещения вызвала к жизни новые учения о демократии, выдвинула новых ее поборников. К их числу можно отнести английского мыслителя Шарля Монтескье (1689–1755), американского просветителя и государственного деятеля Томаса Джефферсона (1743–1826). Главная ценность демократии, по их убеждению, состоит в том, что она уважает личность человека, гражданина, выявляет и отстаивает ее интересы. В своих удачах и неудачах человек, живущий в демократическом обществе, обязан только самому себе. К тому же теоретики демократии четко поясняли, что подлинное народовластие — это не своеволие толпы, не произвол, а твердый и жесткий порядок, основанный на знании и соблюдении закона. Именно в этом заключается суть демократического правления, смысл свободы как осознанного следования равному и всеобщему закону. Представляется, что наиболее важным в разрешении данного противоречия является утверждение, что демократия не появляется, как говорят, на пустом месте. Безусловно, каждый народ, каждый гражданин должен выносить, воспитать в себе демократические традиции. Подлинная демократия не приемлет дилентантизма, некомпетентности, отсутствия профессионализма в делах. Нельзя руководствоваться только благими пожеланиями и красивыми идеями. Прежде всего необходимы политические, правовые и прочие знания, нужна общечеловеческая культура и многое-многое другое. Путь к подлинной демократии долог и труден. Однако если не встать на него и не пройти его от начала до конца, может быть, спотыкаясь, падая, но поднимаясь и вновь двигаясь вперед к цели, то демократия будет ассоциироваться с тиранией толпы — самой страшной из тираний, с засильем плутократов-чиновников, с продажностью и обманом, когда под прикрытием отстаивания интересов народа власть имущие будут удовлетворять свои амбиции, делить лакомые части государственного пирога. Такую «демократию» вполне можно назвать псевдодемократией.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |