Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. 10 страница




Еще в эпоху дореволюционной России многие юристы признавали, что закон дополняется нормами, которые создаются в судебной практике. Известный юрист Е.Н. Трубецкой писал: «В жизни всегда встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а потому суд должен играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы, он волей неволей создает новые нормы». Однако большинство юристов убедительно доказывали, что суд не может и не должен творить право, а судебная практика, по мнению С. С. Алексеева, «не должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль — восполнительная: конкретизировать правовые нормы в процессе толкования».

Договор с нормативным содержанием

В последние годы в России возросло значение договора как важной формы, в которой участники возникших правоотношений выражают свою волю. Договор представляет собой соглашение двух или более лиц, которое приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. В соответствии с действующим законодательством можно заключать любые договора, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное — они не должны противоречить праву. Обратим внимание и на то, что ст. 422 ГК РФ устанавливает приоритет договора над тем законом, который принимается позже. В п. 2 указанной статьи говорится: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу…».

В российской системе права ведущей формой (источником) права является нормативный правовой акт.

8.4. Правовые акты

Нормативно-правовой акт — это властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами:

— содержит общеобязательные правила поведения (т. е. нормы права);

— односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан;

— обладает соответствующей юридической силой;

— характеризуется неконкретностью адресата;

— действует независимо от своего исполнения;

— является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.

Виды нормативно-правовых актов — конституция (основной закон), система законодательства, подзаконные акты (указы, постановления, акты местных органов власти). Конечно, законы являются важнейшими из них. Отличительные признаки закона — публичность (постановление, не обнародованное ко всеобщему сведению, не может иметь силу закона), конкретность (закон выражает норму действительных жизненных отношений, а не отвлеченные истины и идеалы), реальная применимость (угроза принудительными и карательными мерами на случай неисполнения требований или нарушения его запрещений).

Законы делятся на две группы — основные и текущие. К основным главным образом относятся конституции, являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного государства, его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней и обнародованию (ст. 107 Конституции). В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие «федеральный конституционный закон» впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993 года. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи приняты палатами Федерального собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов.

Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным собранием, и обнародовать (ч. 2 ст. 108 Конституции). Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы (ст. 108 ч. 2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Текущие законы принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Чаще всего они объединяются в кодексы, каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают общие принципы, то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее вместе с изменениями в жизни людей. Например, несколько десятков лет назад никто не мог предусмотреть такого преступления, как компьютерное пиратство, а сегодня оно представляет огромную опасность.

Однако текущие законы также не исчерпывают всех конкретных случаев, возникающих в жизни. Поэтому необходимы подзаконные акты — нормативные документы государственного органа, изданные на основе закона и для его исполнения. К таким актам в нашей стране относятся Указы Президента РФ, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства РФ, постановления органов правосудия, распоряжения министерств и ведомств и другие нормативные акты органов государственной власти.

Все нормативные правовые акты имеют пределы действия. Таким словосочетанием юристы называют порядок, согласно которому важные юридические документы приобретают или прекращают свою силу, распространяются на определенных людей, территорию, ситуации. В юриспруденции выработаны правила пределов действия нормативно-правовых актов.

Нормативные правовые акты вступают в силу в следующих случаях:

— когда указана конкретная дата вступления в силу. Например, Трудовой кодекс РФ вступил в силу 1 февраля 2002 года, что было заранее обозначено в законе;

— когда указаны обстоятельства, с наступлением которых документ приобретает юридическую силу. Например, в некоторых законах может быть записано, что он вступает в силу «с момента подписания», «с момента опубликования» или «при вступлении в силу другого нормативно-правового акта». Значит, узнать действует ли такой закон, можно лишь удостоверившись в существовании обстоятельств, которые связаны с его силой;

— нередки ситуации, когда принятый закон не содержит информации о том, с какого момента он становится реально действующим, не принимается и других документов по этому поводу. В таких ситуациях юристы руководствуются следующими правилами: законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, а нормативно-правовые акты Президента РФ или Правительства РФ — по истечении 7 дней. Акты министерств — через 10 дней после официального опубликования. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.

Нормативные правовые акты прекращают свое действие:

— когда истек срок, на который они были приняты. Предположим, Указ Президента РФ о деноминации денежных знаков установил правила обмена денег на территории страны в течение строго определенного времени, по завершении которого его нормы прекратили свою силу;

— при отмене специальным актом. Во многих случаях устаревший нормативный акт просто отменяется, ибо теряет свою значимость;

— при принятии другого нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию. Данное правило позволяет создавать новые нормативные акты, не отменяя при этом те, что существовали по данной проблеме прежде;

— при исчезновении обстоятельств, которые регулировались нормативно-правовым актом.

К настоящему времени сохранилось множество документов прошлой эпохи. Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которой закон не имеет обратной силы. Правила этого принципа прошли сквозь столетия и прочно закрепились в современной юриспруденции. Согласно такой аксиоме, закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и будут существовать в будущем, если закон станет действовать. Закон «не шагает назад» и не распространяется на те отношения, которые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений, и здесь они есть также. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента появления в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость. Таковы правила действия закона во времени. Однако существуют и определенные правила действия закона в пространстве. Этим словом обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пределах границ всего российского государства. К территории государства в данном контексте относят и недра, и континентальный шельф, и территориальные воды, и воздушное пространство. Даже судна, находящиеся в водах другого государства под флагом нашей страны, признаются территорией РФ. Законы действуют и по кругу лиц, то есть они имеют определенного адресата или же распространяются на всех граждан страны, лиц без гражданства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами. Законы субъектов Федерации будут иметь юридическую силу только в пределах территории субъекта Федерации.

8.5. Правоотношения

Право проявляет свою силу в конкретных общественных отношениях, которые оно регулирует. Большая часть отношений между людьми, их объединениями регулируется нормами права. Так образуются правовые отношения. Однако любое правоотношение возникает на основе определенных жизненных обстоятельств. Кто-то решил купить машину — возникло правоотношение по договору купли-продажи. У другого человека, недавно застраховавшего свое имущество, сгорел дом — возникли новые правоотношения со страховой компанией. Третий решил уволиться с работы, а потому его отношения с работодателем прекратились. Наступление таких жизненных обстоятельств может ­приводить к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Они-то и называются юридическими фактами. Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о факт­ическом составе. Предположим, для того чтобы возникли пенсионные правоотношения, необходимо, чтобы гражданин достиг определенного возраста, имел трудовой стаж и оформил соответствующие документы в органах социальной защиты населения. Факты, которые свидетельствуют об отсутствии каких-то обстоятельств, называют отрицательными.

Все юридические факты можно разделить на две большие группы:

действия — они связаны с волей и сознанием людей. Например, дарение, поступление в вуз, перевозка груза и проч.

события — они не связаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая, тем не менее, правовые последствия. Событием может стать смерть человека, повлекшая за собой, например, прекращение трудовых правоотношений.

Все те, кто участвует в правоотношениях, разделяются на две категории: физические и юридические лица.

Физическое (или индивидуальное) лицо — гражданин государства, иностранец, лицо без гражданства, беженец, насильственно переселенное лицо и др. Для того чтобы вступать в правовые отношения, они должны обладать правоспособностью (способность быть носителем гражданских прав и обязанностей обычно возникает с момента рождения, может быть ограничена решением суда — например, запрет на занятие какой-либо профессией; раньше существовала процедура гражданской смерти, когда человека лишали всех гражданских прав, но теперь это не допускается) и дееспособностью (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять обязанности; возникает с момента достижения определенного возраста и при наличии психического здоровья).

По законодательству Российской Федерации дееспособность наступает с 18 лет, а частичная — с 6 лет (право совершать мелкие покупки и т. п.). С 14 лет возможно привлечение к уголовной ответственности за некоторые преступления (особо тяжкие), возможно также вступление в брак.

Юридическое (или коллективное) лицо — организация, которая имеет в собственности или хозяйственном управлении имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может участвовать в судебном процессе.

Юридическими лицами могут быть государство и его органы, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, религиозные объединения, благотворительные и коммерческие организации и др.

С момента возникновения этих организаций они сразу обладают и правоспособностью, и дееспособностью. Закон определяет отдельные виды деятельности, которыми можно заниматься только при специальном разрешении (лицензии), которое дается на время и может быть досрочно прекращено в случае каких-либо нарушений.

И физические, и юридические лица при наличии правоспособности и дееспособности вступают в правоотношения. В основе их лежат юридические факты. Если вдруг случилось наводнение, пронесся ураган, разразилось землетрясение или произошло другое стихийное бедствие, началась эпидемия, то это сразу влечет за собой возникновение юридических отношений — правительство выделяет средства для пострадавших, вызываются спасатели, привозятся продукты и медикаменты и т. п. Такие юридические факты, происходящие помимо воли человека, носят название событий. Смерть человека также влечет за собой возникновение правовых отношений — в первую очередь наследственных.

Помимо событий, к юридическим фактам относятся и действия, то есть поступки самих людей или организаций. Если эти действия законны, то они считаются правомерными, а в обратном случае — противоправными.

Как ни странно, не только действие, но и бездействие может вызвать правоотношения. Например, человек написал заявление о краже или причинении ему физических увечий, а специальные органы не завели уголовного дела; врач, находясь на рабочем месте, не оказал помощи больному, и тот умер; зоотехник знал об опасном инфекционном заболевании у нескольких животных, но ничего не предпринял, и в результате эпидемии погибло все стадо, и т. п. В таких случаях люди и организации несут ответственность за свое бездействие.

Объектами правоотношения называют то, на что направлены права и обязанности субъектов права. Это могут быть материальные блага: вещи, ценности, имущество; нематериальные блага(жизнь, здоровье, достоинство и честь), продукты духовного творчества(произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги, документы.

Содержанием правоотношения называют совокупность прав и обязанностей, которыми наделены участники правовой ситуации. В литературе выделяют фактическое и юридическое содержание. К первому относят сами действия, а ко второму — возможность поступать или не поступать определенным образом, зафиксированная в действующем законодательстве.

 

8.6. Правонарушения

Любое нарушение установленных в государстве законов, независимо от того — произошло убийство или человек не оплатил свой проезд в общественном транспорте, — является правонарушением. Правонарушение причиняет вред обществу и наказывается в соответствии с законом, для него характерны некоторые обязательные признаки:

1. Это деяние, которое может быть совершено в форме действия или бездействия. Например, поджог, кража, угон машины, нападение на человека являются действиями, а неоказание помощи врачом, отказ пожарных выполнять свои функции, неуплата налогов — деяния в форме бездействия. При этом следует помнить, что мысли людей, пока они не выражены в определенных деяниях, в демократическом обществе не могут считаться правонарушением, что часто происходит в тоталитарных и авторитарных государствах.

2. Противоправный характер — деяние должно быть запрещено нормами права.

3. Дееспособность лица, совершившего деяние, т. е. достижение им определенного возраста и его вменяемость. Если правоспособностью каждый гражданин обладает с рождения, то дееспособность наступает с определенного возраста. В России установлено, что в большинстве случаев частичная ответственность за правонарушения наступает с 16 лет, а полная — с 18 лет. Однако за наиболее тяжкие преступления (убийства, разбойные нападения, террористические акты) уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. Кроме того, человек должен обладать способностью контролировать свое поведение и быть в состоянии нести ответственность за свои действия.

4. Виновность — сознательное нарушение при наличии свободы выбора. Совершение правонарушения под угрозой смерти или при психическом воздействии освобождает человека от ответственности. Виновность может быть в форме умысла (лицо осознавало опасность своего поведения, предвидело наступление опасных последствий, желало их или допускало возможность их наступления) или неосторожности (лицо предвидело возможность наступления опасных последствий, но рассчитывало на их предотвращение, или не предвидело, но должно было предвидеть). Например, человек может заранее обдумать и приготовиться к убийству, а может превысить скорость движения машины и сбить человека насмерть. И в том, и в другом случае он будет отвечать за убийство, но при этом степень виновности будет различной.

5. Общественная опасность причинение вреда другим людям или обществу в целом. Не считается правонарушением действие, совершенное при необходимой обороне или крайней необходимости (когда причиненный вред меньше, чем тот, который мог быть причинен). Например, отпор хулигану не будет квалифицироваться как его избиение. Если же защита превратилась в избиение или убийство, при том, что первоначальная опасность была невелика, то суд, рассмотрев все обстоятельства дела, может признать человека виновным в превышении полномочий при необходимой обороне.

В зависимости от степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления посягают на наиболее важные сферы общественных отношений, влекут за собой более серьезные последствия, и поэтому за их совершение предусматриваются особые наказания. Преступления и наказания за их совершения перечислены в Уголовном кодексе. Причем наказания назначаются не только за совершение преступления, но и за покушение на него или соучастие в нем.

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, они делятся на гражданские (нарушение договора, посягательство на авторские права и др.), административные (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения, несоблюдение пожарной или санитарной безопасности, нарушение правил поведения в общественных местах и т. п.) и дисциплинарные (опоздание на работу, отказ от выполнения своих обязанностей или их частичное невыполнение, несправедливое увольнение работника и др.).

Между проступком и преступлением существует большая разница, но жизнь показывает, что будущие преступления часто начинаются именно с проступков, совершаемых безнаказанно. Поэтому борьба с самыми малейшими нарушениями закона не менее важна, чем борьба с преступностью.

Многие связывают правонарушения только с преступлениями. Однако подчас от проступка до преступления один шаг: человек, превышающий скорость при управлении машиной, может сбить пешехода, и тогда уже наступает не административная ответственность в виде штрафа, а уголовное наказание за причинение телесных повреждений или даже убийство; механик, халатно отнесшийся к обслуживанию самолета, в случае аварии станет виновником гибели людей. Мелкие, казалось бы, повседневные отклонения от установленных правил и законов часто приводят к серьезным трагедиям.

Преступления являются наиболее тяжкими и опасными видами правонарушений. Их перечень содержится в Уголовном кодексе РФ, который вступил в силу в 1997 году. Все преступления разделяются по степени тяжести: небольшой тяжести (максимальное наказание — до 2-х лет лишения свободы), средней тяжести (до 5 лет лишения свободы), тяжкие (до 10 лет лишения свободы) и особо тяжкие (свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание). При этом совершение преступления в состоянии опьянения нисколько не смягчает вину, как думают некоторые. И если наутро убийца протрезвел и даже не помнит, что делал вечером, суд не проявит к нему снисхождения. Вместе с тем существуют смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения преступлений. К смягчающим закон относит несовершеннолетие, совершение преступления впервые, стечение сложных обстоятельств, какое-либо принуждение (физическое, психическое, служебное и т. п.), явку с повинной, оказание помощи потерпевшему, наличие малолетних детей (до 14 лет). К отягчающим обстоятельствам относятся следующие: неоднократность (рецидив) преступлений, наступление тяжелых последствий, вовлечение других людей в совершение преступления, совершение преступления на почве национальной, расовой или религиозной ненависти, особая жестокость, использование оружия, взрывчатых или других опасных веществ, совершение преступления при массовом бедствии — пожаре, землетрясении, наводнении (таких преступников называют мародерами), использование формы представителя власти. Совершение преступления группой людей также является отягчающим обстоятельством. Некоторые подростки считают, что если они «только немножко покараулят» у подъезда при ограблении квартиры, то в этом нет никакого преступления, да и наказывать их не будут. Однако закон четко называет таких людей соучастниками преступления. Перечислим виды соучастников: исполнитель (сам совершил преступление или использовал недееспособных людей), организатор (создал преступную группу, руководил ее действиями), подстрекатель (склонил другое лицо к преступлению уговором, подкупом, угрозой или другим способом), пособник (содействовал преступлению советом, указаниями, предоставлением информации или орудий преступления, обещал скрыть преступника или орудие преступления, сбывал добытые преступным путем предметы). Поэтому нужно быть особо осторожным, если кто-то предложит вам продать знакомым золотое колечко или взять на хранение какую-либо вещь — так недолго оказаться и соучастником преступления.

Преступления, за которые подросток с 14 лет может быть привлечен к уголовной ответственности, перечислены в статье 20 Уголовного кодекса: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража (тайное хищение чужого имущества), грабеж (открытое хищение чужого имущества), разбой (нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия или угрозой насилия), вымогательство, неправомерное завладение автомобилем, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение и вымогательство оружия (а также взрывчатых, наркотических и психотропных веществ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Как видите, из перечисленного списка уже можно сделать выводы, что «шутка» со звонком в школу о заложенной бомбе или «обстрел» камнями проезжающей электрички вполне могут обернуться привлечением к уголовной ответственности. Нередко подростки воспринимают эти действия как забавную игру, а в отделении милиции испуганно говорят: «Я больше не буду».

Уголовными преступлениями являются и действия, которые многие из нас не считают чем-то слишком опасным — угрозы убийства или причинения вреда здоровью (правда, закон оговаривает, что должны быть основания считать эти угрозы реальными), уклонение от уплаты налогов (если сумма налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда), преступления в сфере компьютерной информации (распространение различных вирусов, вскрытие защитных систем, незаконное получение частной информации с помощью компьютера и т. п.), экологические преступления, доведение до самоубийства, распространение наркотиков и содержание притонов.

8.7. Конституция Российской Федерации

В России существует стандартная процедура принятия законов. Процесс начинается с выдвижения законопроекта. Это может сделать Президент РФ, любая из палат российского парламента — Федерального собрания или его отдельные депутаты, Правительство РФ, суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный), законодательный орган любого из 87 субъектов Федерации. Затем законопроект обсуждается в нижней палате парламента — Государственной думе и, в случае его принятия большинством голосов, направляется в течение 5 дней в верхнюю палату парламента Совет Федерации. При его одобрении дается 5 дней для направления принятого закона Президенту РФ. В течение 14 дней Президент или подписывает документ или налагает на него вето. Последний вариант не означает, что законопроект прекращает свое существование — Федеральное собрание может преодолеть вето Президента 2/3 голосов каждой из палат. Официально закон вступает в свою силу с момента его обнародования — все законы РФ публикуются в обязательном порядке не позднее 2-х недель с момента их принятия, и граждане получают возможность ознакомиться с их содержанием.

Однако Конституция является особым законом и поэтому предусматривается другой порядок ее принятия или изменения ее положений. Это закреплено в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Основной Закон Российской Федерации принимается всенародным голосованием (референдумом) после открытого обсуждения проекта Конституции. В дальнейшем возможно принятие парламентом некоторых поправок и изменений, но это не касается глав 1, 2 и 9. Для изменения положений в перечисленных разделах необходима поддержка 3/5 депутатов каждой палаты парламента, после чего созывается Конституционное собрание. Оно может подтвердить неизменность Конституции, а может разработать проект новой Конституции, который должен быть принят 2/3 голосов членов собрания, а после этого вынесен на всенародное голосование.

Поправки к другим главам Конституции: 3–8 принимаются парламентом в обычном порядке, но требуют одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ.

Конституция (от лат. constitutio — устанавливаю) — это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 года. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.

В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 году и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в «Российской газете». Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ею общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами Федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.

Принципы российского конституционного права:

— демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

— высшая ценность — права и свободы человека;

— источник власти — многонациональный народ;

— разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти;

— Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории.

Конституция России:

— определяет основы конституционного строя;

— определяет государственное устройство;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.