Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




Мышление - это процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи.

Человек отражает в своем сознании не внешние особенности предметов, явлений, а саму их сущность, взаимные связи, отношения.

Важнейший признак мышления обобщенность. Это означает, что в результате мышления человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и суммирующую в сжатой форме наиболее существенные черты этих объектов. Мышление создает их идеальный образ. При этом мышление выступает как результат переработки опыта не только одного человека и его современников, но и предшествующих поколений.

Другой признак мышления – то, что оно есть опосредованное отражение действительности. Это означает, что мышление позволяет выявить, понять и то, что не действует непосредственно на анализаторы и становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам.

Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности. Каждое понятие представляет собой обобщенный образ объективного мира.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности. Так формируется мыслительная деятельность. Мыслительным действием называется акт мышления, при котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые. Уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий или сложных и длительных мыслительных процессов. Мышление опирается на знания, а приобретенные знания – на мышление. Так появляются суждения. Суждение – это простейший акт мышления, отражающий связи предметов или явлений или тех или иных их признаков. Наиболее сложной формой мышления (актом) являются умозаключения. Умозаключение представляет собой образование из нескольких суждений нового суждения. Различают:

а) индуктивные умозаключения (индукция) – процесс перехода от единичных, частных суждений к общему суждению, от суждений, отражающих отдельные факты, к суждению, выражающему более общее положение;

б ) дедуктивное умозаключение (дедукция) – процесс перехода от суждения, выражающего какое-либо общее положение, к суждению, выражающему менее общее положение или частный случай. Дедукция помогает понять сущность познаваемых явлений и предметов.

Процесс формирования понятий и образование на их основе суждений и умозаключений предполагает использование ряда мыслительных операций.

Анализ – мысленное расчленение объекта, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в одно целое.

Сравнение – установление сходства и различия между объектами изучения.

Абстракция – мысленное отвлечение о несущественных признаков и выделение существенных особенностей группы предметов или явлений.

Конкретизация – мысленный переход от более общего понятия к более частным, связанных с дедукцией.

 

В зависимости от содержания решаемой задачи принято выделять виды мышления:

- интуитивное, характеризующееся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью

- наглядно-действенное – решение задачи осуществляется с помощью реального, физического образования ситуации, опробования свойств объектов.

- наглядно-образное, связанное с представлением ситуаций, изменений в них.

- абстрактно-логическое (отвлеченное, словесно-логическое) – с использованием понятий, логических конструкций.

 

Качества мышления:

- гибкость – умение изменять свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой информацией, способность уйти от шаблонных решений;

- восприимчивость – чуткость на случай;

- полинаправленность – умение оценивать широкий круг вопросов и фактов с использованием предельно большого количества знаний из прошлого опыта, способность к одновременному выдвижению нескольких замыслов решения;

- критичность – соотношение замыслов решений с объективными условиями задачи, обоснованность, аргументированность замыслов, выделяемых как предпочтительные;

- избирательность – умение найти в условиях задачи наиболее существенное, отличить главные связи и закономерности от несущественных, второстепенных;

- проницательность – умение разбираться в движущих мотивах поведения людей, способность понимать и предвосхищать их поступки;

- оперативность – умение решать задачи в кратчайшее время, быстро ориентироваться в условиях задачи.

 

Данные качества являются не врожденными, а приобретаются.

Для результативности мышления необходимо:

- проводить детальный анализ исследуемых явлений, предметов, событий;

- стараться видеть за частным общее;

- не ограничиваться описанием явления (предмета, события), а глубоко исследовать его сущность, связь с другими явлениями;

- не избегать вопроса почему?

- изучать общие закономерности научного познания, думать о том, как думаешь;

- не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

 

Воображение или фантазия – это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятие позволяет человеку создать образы настоящего, память – прошлого, то воображение – будущего. Воображение – одно из важнейших условий творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.