Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и мотивы




Потребность связана с нуждой. Нужда – это объективная необходимость в чем-либо, которую сам человек может не осознавать. Нужду называют также биологической формой потребности. В данном случае на восполнение нужды (голод жажда, секс) направлены инстинкты и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения.

Потребность – это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо ему для поддержания и развития личности. Потребность ощущается или осознается личностью как некое напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт, как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Потребность динамична. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации. В то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать как побуждение (потребность) или как препятствие (давление).

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Человек соотносит свои субъективные представления о той или иной потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Воспитание потребностей – одна из ведущих задач формирования личности.

Существуют различные классификации потребностей. Наиболее популярная из них принадлежит Г. Мюррею. Он выделил десятки потребностей и определил соответствующие им побудительные условия (“давление”). Известна классификация Мюррейя, модифицированная Норакидзе ( 1989):

 

- потребность доминирования (стремление к контролю, подчинению, влиянию);

- агрессии и самоагрессии – желание причинить боль, страдания себе и другим;

- аффилиации – поиск дружеских связей, эмоциональной защищенности;

- отрицания, отвержения – пренебрежение, безразличие к окружающим;

- автономии – независимость, самодостаточность, нонконформизм;

- приспособления – пассивное повиновение, зависимость, покорность, подчинение;

- уважения, почтения, поддержки, одобрения;

- достижения, успеха;

- быть в центре внимания;

- эгоистическая – любовь к себе, самолюбование, нарциссизм;

- соиофилии – принадлежность к группе, желание быть принятым;

- поиска покровителя – ожидание помощи от других, мягкого отношения, совета;

- покровительствовать – желание помогать, защищать, оберегать;

- избегания наказания;

- самозащиты;

- преодоления поражения, неудачи;

- избегания опасности;

- порядка – следование инструкциям, видам поведения;

- суждения – анализировать, обобщать;

- игры – фантазии, поставить себя на месте другого.

-

Потребности делятся также на первичные и вторичные. Различаются также потребности явные и латентные. Эти формы существования потребностей определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и экстравертные. Они могут проявляться на действенном или вербальном уровне, быть эгоцентрическими или социоцентрическими.

Для классификации используют различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные и духовные), по происхождению (биогенные, социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные).

Рассмотрим основные идеи теории А. Маслоу:

- люди постоянно ощущают какие-то потребности;

- они испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы;

- потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям, удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

- если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность;

- обычно человек одновременно ощущает несколько потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;

- потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения;

- потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;

- потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

 

А. Маслоу указал на пять основных видов потребностей людей.

1. Физиологические. Это потребности в пище, воде, воздухе, убежище, чтобы выживать, поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Кто работает в основном для удовлетворения этого уровня потребностей, мало интересуются содержанием работы, они ориентированы на оплату, условия труда. Им необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание.

2. Потребности безопасности. Человек хочет быть защищен от страха, боли, болезней, других страданий. Они пытаются избегать волнения, любят четкий распорядок, ясность. Для находящегося во влиянии этих потребностей важно гарантия работы, пенсионное обеспечение. С обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям.

3. Потребности принадлежности и причастности. Это - участие в совместных действиях, дружба, любовь. Человек хочет быть членом каких-то объединений. Если эта потребность ведущая, то он смотрит на работу как на взаимодействие, коллектив. В этой связи необходимо создавать атмосферу дружеского партнерства, условия для общения на работе, проводить совместные мероприятия. Людям важно знать, что их ценят коллеги.

4. Потребность признания и самоутверждения отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными, чтобы окружающие признавали это. Они стремятся к лидерству либо к положению признанного авторитета. Важно для них присвоение титулов и званий, публичное упоминание об их заслугах, вручение различного рода грамот, наград.

5. Потребности самовыражения. Человек стремится наиболее полно использовать свои знания, способности, умения и навыки. Они более чем другие носят индивидуальный характер. Это потребности в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с ними открыты к восприятию себя в окружении, созидательны и независимы. Они нуждаются в оригинальных заданиях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.