Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека




Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций. Длительное неудовлетворение жизненноважных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации. Она возникает, когда человек не может ни достичь целей, ни отказаться от них. В отличие от опасности, фрустрация направлена на состояние в прошлом и настоящем, но не на будущее. Человек охвачен тревогой, досадой, внутренним дискомфортом, общей напряженностью. Вместе с тем, фрустрация может рассматриваться как фактор, усиливающий мотивацию, когда можно устранить имеющиеся преграды.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность.

Мотив – это побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением какой-либо потребности. Это – опредмеченная потребность. Опредмечение – это “узнавание” потребности. В элементарных формах проявляется как запечатление (импринтинг). Опредмечение – очень важное событие: в этом акте и рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения – оно приобретает направленность, зависящую от мотива.

Цель и мотив не совпадают. Цель – это образ желаемого результата. Так, например, у человека может появиться цель – сменить место работы, но мотивы могут быть различны: улучшить свое материальное положение, получить более статусную должность, быть ближе к дому и т.д.

Мотивы выполняют определенные роли и дают потребности конкретное направление. Есть мотивы-стимулы, которые придают нашей деятельности выбор. Есть те, что придают всей нашей деятельности смысл. Поэтому говорят об иерархии мотивов. Внизу – мотивы-стимулы. Вверху – смыслы. Существует борьба мотивов, например, – самосохранение или честь, убеждение или благополучие.

Деятельность человека направляется множеством мотивов, а их совокупность и сам внутренний процесс побуждения называется мотивацией. Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает проявить упорство и настойчивость на пути к избранной цели.

Мотивы могут быть неосознаваемые (влечения и установки) и осознаваемые (желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение). Неосознанные мотивы – это эмоции и личностный смысл.

Влечения – это психическое состояние, выражающее недеференцированную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечения рассматривают как элементарные потребности, которые ближе всего стоят к инстинктам.

Установки выражают неосознанную готовность к определенного рода деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность. Они складываются на основе прямого опыта, могут быть позитивными и негативными, т.е. подразумевают действие или отказ от него.

Осознанные мотивы формируют направленность личности. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, относительно зависимых от ситуации и проявляющихся в избирательной активности личности.

Желание – психическое состояние, выражающее осознание потребности и возможных путей ее удовлетворения. Интерес связан с позитивной потребностью познания. Если он имеет устойчивый характер, то это – склонность, которая уже побуждает к определенной форме деятельности.

Ценностная ориентация – психическое состояние, выражающее осознание стратегически значимых целей. Чем проблематичнее ее удовлетворение, тем большей ценностью обладает объект, например, здоровье. Ценностная оценка – это сопоставление наличного и значимого, полезного и вредного. Критерием ценностных оценок выступают базовые ценности, которые усваиваются в ходе приобщения к цивилизации. Здесь большую роль играют идеалы. Это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность, доминирующий мотив ее деятельности. Ценностные ориентации и идеалы лежат в основе убеждений личности. Совокупность убеждений входит в систему мировоззрения личности. Это система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, которыми человек руководствуется в своей деятельности и поведении.

Сила и активность мотивации выражаются в степени ее влияния на направлении деятельности и ее успех. Усиление мотивации увеличивает успех деятельности до определенного предела, с дальнейшим усилением мотивации успех деятельности начинает падать. Кроме того, в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных – при ее низком или среднем уровне.

Мотив достижения понимается как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мюррей дифференцировал его на два вида: стремление к успеху и стремление к избеганию неудачи. Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают среднего уровня задачи, так как предпочитают рисковать расчетливо, а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так как неудача не будет восприниматься как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.

В отечественной психологии изучение мотива достижения связано с понятием “уровень притязаний”. Уровень притязаний понимается как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. Это понятие возникло в школе К. Левина. Известно, что у тех, кто склонен к тревожности и беспокойству, уровень притязаний более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные личности, а также экстраверты часто неадекватны в оценке своих способностей, склонны завышать и занижать свои притязания. В.К. Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех. Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от самооценки и личностных особенностей. Так, например, неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики – минимальные по сравнению со средним уровнем своих достижений. При этом нереалистично высокие или низкие стандарты ведут к “стратегии самопоражения”, так называемой выученной беспомощности. Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная мотивация.

В социопсихологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Он включает в себя: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству и лидерству; стремление к достижениям в значимой деятельности. Исследования М.Л. Кубышкиной показали, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха является большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии. При этом женщины больше ценят свои деловые качества и стремятся к достижениям в значимой деятельности, а мужчины – ценят качества, необходимые общественному деятелю, стремятся к соперничеству и признанию. Следует отметить, что сильное стремление женщин к социальному успеху способствует развитию у них свойств, более присущих мужчинам (доминантность, агрессивность).

Одно из определений мотива власти обозначает его как потенциал влияния. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Это способность проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. Различают: стремление к приобретению власти, осуществление власти и влияния. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения, власть принуждения, нормативная власть, информационная и др. Индивидуальные различия проявляются в стремлении к увеличению источников власти и способности воздействовать на мотивационную структуру других людей. Как правило, мотивом власти обладают манипулятивные люди (учителя, священники, психологи, политики).

Мотивы аффилиации основаны на доверии, дружбе, сотрудничестве. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятия дружеской поддержки, симпатии. Существует две формы аффилиации: надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.

Самостоятельным мотивом является мотив помощи (альтруизма). В основе его лежит любовь и бескорыстная забота о ближнем, чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, кто ее получал, те, кто обладает способностью к эмпатии (сопереживанию). Обнаружено, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а неудача – ослабляет. Больше альтруизма проявляется по отношению к зависимому человеку, приятному, привлекательному, знакомому и человеку из той же социальной группы.

Поддержание равновесия организма, при котором он не испытывает никаких потребностей называется гомеостазом. Поведение, направленное на устранение мотиваций путем устранения вызвавшей ее потребности называется гомеостатическим.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.