Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные группы




 

Вся жизнедеятельность индивида происходит в рамках различных социальных общностей: семьи, друзей, школьного коллектива, групп по интересам и т.д. Социальные общности – это объединения людей в ходе совместной деятельности на основе сходных качеств. Они имеют структуру.

Социальная структура – это внутреннее устройство общества на основе взаимосвязи различных социальных групп и институтов.

Социальная группа – это совокупность людей по определенным признакам: полу, возрасту, занятиям, профессии, место жительства, раса и т. д.

Важным условием существования группы является осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого со стороны других. Основные функции социальной группы:

- инструментальная – для выполнения какой-либо деятельности;

- экспрессивная – для удовлетворения социальной потребности в уважении, одобрении, доверии;

- поддерживающая – для ослабления неприятных эмоций.

Группа – совокупность людей с присущими ей характерными признаками.

Группы делятся на:

- условные (номинальные) и реальные;

- постоянные и временные;

- малые и большие. (Малая – достаточно устойчивая группа с взаимными контактами);

- по полу, возрасту.

Малая группа – достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами (от 2 - 3 до 20 - 30 человек). Они объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и ценностей и развитию групповых процессов. Ее признаками являются:

- пространственное и временное присутствие людей;

- наличие постоянной цели совместной деятельности;

- наличие в группе организующего начала;

-разделение и дифференциация персональных ролей (кооперация, властное разделение, разделение труда);

- наличие эмоциональных отношений между членами группы;

- выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, ожидания;

По уровню организации различают группы:

- неорганизованные (случайные, толпа);

- внешне организованные (организации, кооперации);

- внутренне организованные (корпорации, коллективы).

Конгломераты – неорганизованные или случайные группы, характеризуются добровольным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (друзья, приятели).

Кооперация отличается реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата при определенном виде деятельности.

Корпорация объединена только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой (религиозные общины, шайка воров). Группа приобретает черты группового индивидуализма.

Коллектив имеет следующие характеристики: имеет высокую мораль, хорошие человеческие отношения, условия для развития личности при общественно значимых целях. Здесь присутствует сплоченность как ценностно ориентационное единство

Разновидностью малых групп являются первичные группы (Ч. Кули). Они основаны на непосредственном контакте и характеризуются высоким уровнем эмоциональности отношений. Через нее осуществляется социализация индивида (семья, друзья, класс). Вторичные группы – большие социальные общности (государственные, религиозные, общинные).

В каждом коллективе в зависимости от ценностей группы складываются малые неформальные группы из трех-семи человек. Если такая группа оказывает влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной, или эталонной. Она может включать людей разных возрастов, может быть сквозной. Главная ее функция – потребность в неформальном общении, а также удовлетворение частных и общих потребностей в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Ее цели могут быть позитивными, негативными и нейтральными (хобби). Группа членства – такая группа, где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок и отношений. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством.

Формальные группы основаны на официальных, должностных отношениях и иерархии отношений. Неформальнаягруппа возникает спонтанно на основе личных привязанностей и симпатий, а отношения основаны на авторитете.

В силу индивидуальных и социально-психологических качеств люди занимают определенное положение в группе:

- звезды – наиболее предпочитаемые, стоящие на вершине иерархии отношений;

- высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные;

- изолированные, у которых отсутствуют любые выборы, так положительные так и отрицательные;

- с большим количеством отрицательных выборов;

- отверженные, имеющие только отрицательные выборы.

Это определяется социометрией. Социометрический статус – устойчивая величина. Она часто переходит с членом группы в другую группу. Человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Члены группы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новичку. Вместе с тем, с точки зрения развития личности, следует менять свой статус, что позволяет приобретать большую социальную гибкость, вырабатывая более приспособленные и разнообразные формы социального поведения. В силу сложившихся ролевых отношений выделяют:

1. Руководитель (ли) и лидер (ры), которые составляют управленческое ядро.

2. Актив. В него обычно входят наиболее предпочитаемые и высокостатусные члены. Они являются проводниками политики, ценностей и задач группы, выступают опорой руководителей и лидеров. Они продуктивны в межличностном общении и сплочены.

3. Основная масса – среднестатусные и низкостатусные члены. Они ничем не выделяются, непродуктивно участвуют в совместной деятельности и общении, практически полностью одобряют существующие в группе ценности и нормы, послушно следуя за лидерами и руководителем.

4. Пассивные – обычно изолированные, те, кем пренебрегают, воспринимают безразлично или негативно. Они бывают балластом группы или же объектом насмешек и отрицательного давления.

В группе рассматривают процессы сплоченности и совместимости.

Совместимость означает, что данный состав группы возможен для выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать между собой.

Сплоченность означает, что данный состав группы не просто возможен, но он интегрирован наилучшим образом, в нем достигнута особая степень развития отношений, при которых усвоены общие ценности и цели групповой деятельности.

Механизмы психологического воздействия на личность в группе связаны со спецификой личностного или группового воздействия на определеннй объект.

Психологическое заражение определяется как невербальная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Это происходит, когда эмоциональное состояние в массе людей многократно усиливается и по типу цепной реакции быстро распространяется вокруг, выдавая конкретные образцы поведения. Как правило, подобные эмоциональные состояния возникают на основе дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной новости или на основе избытка информации (шок). Податливость зависит от уровня развития самосознания личности, ее прошлого опыта, социальных установок.

Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие на личность или группу, основанное на некритическом восприятии информации, на вере внушаемого. Это эмоционально-волевое воздействие, предполагающее доверие говорящему.

Убеждение – целенаправленное воздействие, основанное на доказательстве и логике, когда воспринимающий информацию делает выводы самостоятельно.

Подражание - воспроизведение индивидом образцов поведения на основе отсутствия должной информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.