Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды общения




Среди видов общения можно выделить деловое, личностное, инструментальное и целевое.

Деловое служит средством повышения качества деятельности, его содержанием является то, чем заняты люди, а не проблемы их внутреннего мира (получить и передать информацию, воздействовать на мотивы и решения).

Личное связано с элементами и процессами внутреннего характера (смысл жизни, отношение к значимому человеку).

Инструментальное общение не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения

Целевое служит средством удовлетворения самой потребности в общении.

Различают также:

1. Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости; выбор выражений, жестов. Стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда он необходим.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если получили желаемое, то теряют интерес к собеседнику и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения, но интересы дела наиболее важны.

5. Духовное, межличностное общение возможно когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения. Может предвидеть его результаты.

6. Манипулятивное направлено на извлечение выгоды от партнера с использованием разных приемов - лесть, запугивание, обман, пускание пыли в глаза, демонстрация доброты в зависимости от особенностей личности партнера.

7. Светское общение беспредметно. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено в подобных случаях. Это закрытое о. Кодекс светского о.: вежливость, такт, одобрение, согласие, (избегай возражений, не порицай другого), симпатия (будь доброжелателен, приветлив).

Кодекс делового общения иной: принцип кооперативности, достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем нужно в данный момент), принцип качества информации – не ври, принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение, выражай мысль ясно и открыто для собеседника, умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Если один ориентируется на принцип вежливости, а другой – на принцип кооперативности, то они могут попасть в нелепую неэффективную коммуникацию.

Психологическая структура общения включает ряд компонентов.

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Здесь целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности, управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на личность.

Коммуникационная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися. При этом имеет место отношение индивидов друг к другу. Посредством используемых знаков партнеры могут влиять друг на друга, а само общение может быть эффективно лишь при условии обладания и использования единой системы кодификации или декодификации. Даже зная значение одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Л. С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов

Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии не только через знания, но и через побуждения, действие. Это может проявляться в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

Необходимым элементом совместной деятельности является кооперация. Она включает координацию сил участников и поиск эффективных для обеих сторон решений. В отличие от кооперации конкуренция – как правило, конфликтный путь общения, при котором стороны не всегда приходят к приемлемому соглашению. В основе конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение желаний, влечений оппонентов.

Перцептивная сторона общения выражена в процессе восприятия партнерами друг друга, их оценкой. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков и их истолкования. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна.

На основе внешней стороны общения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль. Это связано с тем, что, познавая другого человека, формируется сам познающий индивид. Вместе с тем от меры точности восприятия другого человека зависит успех организации согласованных действий с ним. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Будущим специалистам следует обратить внимание на факторы, мешающие правильному восприятию. К сожалению, ввиду отсутствия необходимого опыта социального общения некоторые строят свои отношения с партнером путем “проб и ошибок”. Этого можно избежать, если учесть следующие проверенные на практике мешающие факторы:

- наличие заранее данных установок, оценок, убеждений, которые сложились до момента начала общения;

- наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми людей соотносят с определенными профессиональными, половозрастными, национальными и другими категориями и находят в них знакомые по стереотипу черты;

- стремление сделать преждевременное заключение о личности человека задолго до того, как о нем получена исчерпывающая достоверная информация (ошибочный эффект первого впечатления);

- эффект гало (ореола), когда первоначальное отношение к какой-то одной стороне жизни переносится на весь образ личности, а затем общее впечатление о человеке на отдельные его качества;

- эффект “проецирования ”, когда по аналогии с собственной личностью человеку приписываются и собственные эмоциональные состояния и качества;

- шаблонность - отсутствие естественных со временем изменений в восприятии других людей, несмотря на то, что появилась новая информация, да и сам человек, и Вы могли измениться;

- эффект “последней информации ” – если имеется последняя негативная информация о человеке, то она может перечеркнуть все прежнее представление о нем.

Успешное общение должно быть логически выстроено. Поэтому при общении с партнером необходимо следовать определенным этапам.Например, Л.Д. Столяренко выделяет следующие этапы общения:

1. Потребность в общении. Необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника. Все это побуждает вступить в контакт.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего сообщения. Человек представляет себе (бессознательно или осознанно), что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

5. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

6. Корректировка направления, стиля, методов общения.

 

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов. Подобные умения называют коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью, социальным интеллектом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.