Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как взаимодействие




Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Так взаимодействие выступает как организация совместной деятельности.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание определяет, вокруг чего или по какому поводу развертывается то или иное взаимодействие. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. Так, можно говорить о продуктивном и непродуктивном стиле общения.

Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:

1. Характер активности в позиции партнеров. В продуктивном стиле – рядом с партнером, т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности, в непродуктивном – над партнером, т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивное подчинение ведомого.

2. Характер выдвигаемых целей. В продуктивном – партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели, в непродуктивном – доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером.

3. Характер ответственности. В продуктивном – за результаты деятельности ответственны все участники, в непродуктивном – она отнесена к доминирующему партнеру.

4. Характер отношений, возникающих между партнерами. В продуктивном – доброжелательность и доверие, в непродуктивном – агрессия, обида, раздражительность.

5. Характер функционирования механизма идентификации-обособления -в продуктивном стиле, крайние формы идентификации и отчуждения - в непродуктивном стиле.

 

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины “говорение” и “слушание” были введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимуществом устной речи является ее экономичность, а к недостаткам относятся речевые ошибки, многозначность. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно влиять, воспитывать, воодушевлять. Речь как средство общения одновременно выступает как источник информации и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1.Значение и смысл слов, фраз, точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2.Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наиболее привлекательной является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, разделительные звуки (кашель), нулевые звуки (паузы) и другие.

Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер. Именно это предопределяет внимание к собеседнику, согласованность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие вербальной коммуникации – понимание смысла сказанного, а в конечном счете – понимания, познания другой личности.

Невербальные средства общения играют важную роль в создании впечатления о личности, партнере, клиенте. Известно, что эффект взаимодействия в основном передается через эту форму общения: 37 % - тональностью голоса, 55 % - выражением лица. Она имеет бессознательную основу и свидетельствует о действительных эмоциях, являясь индикатором чувств. Невербальной коммуникацией трудно манипулировать, и ее трудно скрывать. Это во многом определяет то, как слова будут интерпретированы. Невербальные средства нужны прежде всего для того, чтобы:

- регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

- обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

- выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильные и обонятельные (по В.Г. Крысько).

1. Визуальные средства общения:

- кинесика (движение рук, ног, туловища);

- направление взгляда и визуальный контакт;

- выражение глаз, лица;

- поза (локализация, смена поз относительно словесного текста);

- кожные реакции (покраснение, появление пота);

- дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения, половые, возрастные, средства преобразования внешности (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, сигарета, усы, борода);

2. Акустические (звуковые) средства общения:

- паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, высота звука, речевые паузы);

- экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.);

3. Тактильные, связанные с прикосновением:

- физическое воздействие (ведение за руку, контактный танец);

- такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу);

4. Обонятельные:

- приятные и неприятные запахи окружающей среды;

- запахи (естественные и искусственные) человека.

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека. Они проявляются в мимике, позе, месте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Известно, что при неподвижном или невидимом лице теряется до 10 – 15 % информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. В мимическом отражении определяются шесть основных эмоциональных состояний – гнев, радость, страх, страдания, удивление, отвращение

Просодика – это общее название ритмико-интонационных сторон речи: высота, громкость, тембр, сила ударения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.