КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ
Для определения педагогики как науки необходимо указать границы её предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки. В определении объекта и предмета педагогики существуют разные точки зрения. Некоторые учёные объектом педагогики считают воспитание, другие — образование. В последние годы учёные всё чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом педагогики является педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создаёт новые организационные формы, методы и' приёмы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сформулировать следующее определение: педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании. Педагогическая наука выполняет следующие функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую. Общетеоретическая функция педагогики состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Научно описываются педагогические факты, явления, процессы, объясняется, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делаются выводы. Прогностическая функция педагогической науки заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Практическая (прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Главной задачей педагогики является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают» в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно. Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и обучающихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность обучающихся — учением. Поэтому обучение можно определить и так; обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях. Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп. и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования. Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. Педагогика общеобразовательной школы исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические иди психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления; сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования -изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных учебных заведений. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |