КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность образования как педагогической категории. Под образованиемпонимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы
ОБРАЗОВАНИЕ Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества. В аспекте категории ценности образование понимается как общечеловеческая ценность. Ценность образования заключается в том, что она является одним из способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни. Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три слоя ценностей: ^ ценность образования как ценности государственной; ^ как ценности общественной; ^ как ценности личностной. "Т Государственная ценность образования состоит в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Личностная ценность образования для каждого индивида своя. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню и качеству. В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны принципы равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, соразвития, единства, принятия. Образование понимается и описывается как уровень, процесс, деятельность, институт, система. Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является центральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования. Педагогический (образовательный) процесс — это движение от целей образования к его результатам. Любой процесс — это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последовательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс направлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее развитии и саморазвитии.Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций. Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования: > один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; > способ социализации личности и преемственности поколений; > механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства; ^> процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни; > функция развития региональных систем и национальных традиций; > социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества; *> активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке. Образование понимается не только как процесс, но и как результат этого процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности — это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечеловеческой культуры. А культурным человек становится в процессе образования только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь. Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предметом многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае. Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогического (образовательного) процесса, поскольку образование как целенаправленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинаковом содержании и уровне образования может быть принципиально различной: гуманистической или технократической, гражданской или политической, демократической или тоталитарной. Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона — профессионально-деятельностная. Воспитание в широком смысле — это вечная категория общественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отражается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации. Основной путь получения образования — обучение . Обучение направлено на развитие прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентируется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организационном отношениях. Образование— это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (В.А. Сластенин). Таким образом, рассматривая образование как процесс можно дать следующее определение. Образование — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. Образование как система представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развиваются. Системообразующей составляющей образовательной системы является цель образования, которая определяется под влиянием конкретных общественно-исторических условий. Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями. Образование как система может рассматриваться в трех измерениях: > социальный масштаб (образование в мире, определенной стране, городе и т.д.); ^ ступень образования (дошкольное, школьное, высшее и т.д.); > профиль образования — общее, специальное (математическое, гуманитарное и т.д.), профессиональное, дополнительное. Современная система образования в Российской Федерации создана на основании Закона РФ «Об образовании» (1992 г.), в котором были сформулированы следующие принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений. В системе образования РФ имеются следующие типы образовательных учреждений: > дошкольные: ясли, детские сады; ^ общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.; ^ учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования; ^ специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих н слепых, слабослышащих и глухих, школы для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и.пр.; ^ учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.; ^- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома; > другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Образовательные учреждения по организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). С учетом потребностей и возможностей личности используются разные формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного образования, самообразования* экстернаты. Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования. Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования. Для последовательного проведения государственной политики, в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные, республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные. Общее руководство осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования. К компетенции государственных органов управления системой образования относятся: ^ разработка образовательных программ и стандартов; ^- аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей; ^ формирование образовательной инфраструктуры; ^ формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений; > контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сферах в системе образования. В настоящее время для системы образования характерен процесс децентрализации, в рамках которого федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а в компетенцию региональных и местных органов входят конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.
Образование – это организованный систематизированный процесс и система специальных учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное (общее) и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проходящих переобучение и повышение квалификации специалистов. Исторически существовали три основные парадигмы образования: 1. Естественная педагогика – на догосударственной стадии развития общества. Дети практически лишены образования. 2. Эзотерическая педагогика (идеала), основанная на идеализации учителя и на подражании ему. Среди ученых, философов, художников, сакральных ремесел. 3. Педагогика массовой социализации и окультуривания, представленная системой норм и правил, регулирующих поведение. Одни поступки и действия поощряются, другие – наказываются. В эпоху нового времени появляются новые парадигмы образования: 1. Эгалитарная (уравнительная) педагогика. В ее формирование внес большой вклад анабаптист общины моравских братьев Ян Коменский. Технологичность образования по нему предполагает равные возможности для всех учеников, допускает взаимозаменяемость и согласованность основных технологических элементов деятельности: учителей, учебников, программ, учебных заведений. Складывалась практически сто лет. 2. Элитарная. Возникла как компенсация недостатков массовой гуманитарной технологии образования, пытаясь решать свои специфические задачи специфическими средствами (олигофренопедагогика для детей с задержками умственного развития, сурдопедагогика для слепоглухонемых, педагогика Макаренко для беспризорных). Как социальный институт общества образование сформировалось в 12 – 15 вв. Оно выполняет общественно значимые функции: 1. Профессионально-экономические (воспроизводство рабочей силы различной квалификации, переподготовка и повышение квалификации кадров, участие образовательных учреждений в создании ноых технологий. 2. Социальная – социализация и воспитание личности, канал социальных перемещений 3. Культурно-гуманистическая – обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту; производство новых знаний, материальных и культурных ценностей, развитие творческой личности Эта функция обладает четырьмя основными принципами: - гуманизация образования – внимание общества к личности, ее интересам - гуманитаризация – усиление внимания к изучению гуманитарных дисциплин - интернационализация – создание единой системы образования для разных стран, обеспечение совместимости различных форм и систем обучения - интеграция в процессе обучения 4. Политико-идеологическая – государственное регулирование деятельности института образования, контроль за содержанием образовательного процесса и учебных программ, формирование политической и правовой культуры. Система образования – совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности, сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, система органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. Современная система образования в мире характеризуется процессом интенсификации. Это переход к многоуровневой подготовке специалистов. Основными элементами системы образования в РФ: - дошкольное - общее (начальная, основная, старшая школа) - профессиональное (начальное, среднее, высшее) - дополнительное (аспирантура, ординатура, докторантура). Обязательной является основное общее образование. Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня (начальное, основное общее, среднее, среднее специальное, высшее, поствысшее) и направленности (юридическое, экономическое, медицинское, техническое). К образовательным программам относятся: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее К профессиональным программам: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное. Они могут осваиваться в образовательном учреждении (с отрывом и без отрыва от производства), в форме семейного образования, самообразования и экстерната. К образовательным учреждениям относятся следующие: - дошкольное (ясли, детские сады) - общеобразовательное (начальные, средние школы, гимназии, лицеи) - начального, среднего, высшего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты) - специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (специализированные школы, интернаты, училища) - учреждения дополнительного образования (музыкальные школы) - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, приюты, училища) и др.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |