Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс




Педагогический процесс — это направленное и органи­зованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Воспитание и обучение образуют единый педагогический процесс, но имеют свою специ­фику. Содержание обучения составляют в основном науч­ные знания о мире. В содержании воспитания преобла­дают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект; воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере лич­ности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмо­ции личности и ведут к ее развитию.

Поскольку при всей близости это специфические про­цессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспита­ния и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения являются мето­дологическим принципом, что особенно актуально в насто­ящих условиях.

Главное интегративное свойство педагогического про­цесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение со­ответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического про­цесса как целостного явления: целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе (В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Ё.Н. Шиянов).

Целостность — главная характеристика педагоги­ческого процесса, подчёркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее един­ство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нём непрерывно происходит движе­ние, преодоление противоречий, перегруппировка взаи­модействующих факторов, образование нового качества. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми дру­гими общественными процессами (экономическими, поли­тическими, культурными и др.).

Специфика процессов, образующих целостный педаго­гический процесс, обнаруживается при выделении доми­нирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения — обучение, воспитания — воспитание, разви­тия — развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функ­ции: воспитание осуществляет не только воспитательную функцию, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Учитывая многообразие взаимоотношений и взаимо­связей между компонентами педагогического процесса, было бы слишком упрощенным сводить целостность педа­гогического процесса к какой-либо одной его характерис­тике. В связи с этим В.А. Сластёнин рассматривает разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организа­ционно-процессуальный и операционально-технологиче­ский.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаи­мосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о спосо­бах выполнения действий; умений и навыков; опыта твор­ческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования — не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогиче­ского процесса.

В организационном планепедагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов: •

^ освоения и конструирования (дидактического адап­тирования) содержания образования и материаль­ной базы (содержательно-конструктивная, матери-. ально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

> делового взаимодействия педагогов и воспитанни­ков по поводу содержания образования, усвоение кото­рого последними — цель взаимодействия; ^ взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержа­ния образования (неформальное общение);

^ освоения воспитанниками содержания образова­ния без непосредственного участия педагога (самообра­зование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй — собственно педагогиче­ские, третий — взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.

Операционно-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целост­ности названных выше относительно самостоятельных процессов. В поисках условий становления педагогиче­ского процесса до уровня целостности в этом аспекте, пре­жде всего, необходимо обращение к основному отношению, т.е. к собственно педагогическому отношению учебно-вос­питательного процесса с позиций преобладания субъект-субъектных отношений.

Стриктура педагогического процесса — это сово­купность составляющих компонентов педагогической системы.

Компоненты педа­гогического процесса таковы: целевой — определение целей воспитания-, обучения; содержательный — разработка содержания образования; операционно-деятелъностный — процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — про­верка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педа­гогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Знание ее помогает преподавателю ана­лизировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым — разрабатывать новые техноло­гии и системы обучения, воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.