Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые типичные ошибки в словоупотреблении




III

II

III

II

1) Вклеить, братья, втридорога.

2) Аристократия, инициалы, избаловать.

3) Светопреставление, инициативный, железоплавильный.

4) Арест, двоюродный, бахча.

5) Адъютант, алкоголь, наискось.

 

1) Дефис, исчерпать, намерение.

2) Апелляция, каталог, алфавит.

3) Орангутанг, непревзойденный, новорожденный.

4) Вероисповедание, вагоновожатый, трехкилометровый.

5) Взяты, засуха, наискось.

 

Задание 2.

Определите характер вариантов между парами соотносительных слов. См.Ключ. (цифровые ответы в конце книги).

1. Лексические варианты.

2. Грамматические варианты.

3. Лексико-грамматические варианты.

4. Стилистические варианты.

5. Равноправные варианты.

 

I

1) Весна – весны, просите – просите, разрезать – разрезать.

2) Агентство – агентство, выборы – выбора, позвонишь – позвонишь.

3) Металлургия – металлургия, джинсовый – джинсовый, заржаветь – заржаветь.

4) Атлас – атлас, временный – временной, ледник – ледник.

5) Гости – гости, на голову, наголову, почесть – почесть.

 

1) Во время – вовремя, молча – молча, пропасть – пропасть.

2) Масличный – масличный, призывный – призывной, посаженный – посаженный.

3) Сестры – сестры, ловите – ловите, воды – воды.

4) Километр – километр, средства – средства, заняла – заняла.

5) Казаки – казаки, запыхаться – запыхаться, искристый – искристый.

 

1) Партер – партер, договор – договор, намерение – намерение.

2) Всыпать – всыпать, ходите – ходите, стекла – стекло.

3) В плотную – вплотную, верхом-верхом, моченный-моченый.

4) Симметрия-симметрия, волнам-волнам, вклиниться-вклиниться.

5) Портфель-портфель, откупорить- откупорить, красивее-красивее.

 

Задание 3.

Найдите примеры несоответствия нормам современного литературного языка (см.таблицу).

1. У конькобежцев баллотировка пар проводится завтра.

2. В этот день на имя бабушки пришло извещение на получку посылки.

3. Строительство новой школы форсируется(идет) ускоренными темпами.

4. Ларек закрыт (свези) болезни.

5. Пьеса “Вишневый сад” сыграла большое значение.

6. Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены.

7. Рахметов был обыкновенным человеком.

8. Алеша Попович более менее моложе, чем все остальные.

9. Ихнее поместье должно продаваться за долги.

10. Мы хочем пойти в лес.

11. Автором раскрыто важные факторы.

12. Все были готовый к походу.

 

 

Таблица

№№ Тип ошибки Пример Комментирование ошибки
1. Несоответствие значения слова контексту /непонимание смысла слов/ А по праздникам дети знакомят родителей со своими способностями Знакомить – давать сведения о чем-н.; следует: демонстрируют родителям свои способности
2. Несоответствие стилистической принадлежности слова контексту /стилистический диссонанс, смешение стилей/ Степные корабли еще не вышли из ремонта Степные корабли /высок./; следует: тракторы/
3. Смешение паронимов Моряк пробыл в ледовой воде больше часа. Ледовый в окружении. Ледяная вода – очень холодная вода.
4. Тавтология/стечение однокоренных слов/ Дирекция фирмы премировала Ахметова денежной премией Следует: премировала деньгами или наградила денежной премией.
5. Плеоназм/стечение разнокоренных слов с тождественным смыслом/ Главными условиями успеха являются взаимная выручка и помощь. Выручка – в одном из значений: “помощь”.
6. Неудачное неологизирование Впереди у наших кроссменов много соревнований. Следовало бы употребить нормативное: спортсмены.
7. Непреднамеренное разрушение фразеологизмов Много лучшего желает качество лабораторных работ Разрушен фразеологизм “оставляет желать много лучшего”

 

 

Задание3.

Прочитайте и перескажите следующий фрагмент из “Краткой русской грамматики” (М.: Русск.яз., 1989, с.36):

Для определения места ударения в конкретной словоформе следует руководствоваться следующими правилами.

1. Если и основа, и окончание – слоговые, т.е. содержат хотя бы по одному слогу и, следовательно, различают неконечное и конечное ударение, то учитывается действительное ударение в данной форме слова, например: буквы, гуляла – действительное ударение на основе, цвел-а, удал-ой – действительное ударение на окончании.

2. Если основа или окончание не содержат слогового элемента, т.е. имеет место неразличение неконечного и конечного ударения, то следует считать, что ударение в данной словоформе находится на той же части (на основе или на окончании), что и действительное ударение в той форме того же слова, которая называется контрольной. Такой контрольной формой служит: а) для всякой краткой формы прилагательных и причастий мужского рода и для формы мужского рода прошедшего времени и сослагательного наклонения глагола – соответствующая форма, среднего рода, например, у кр е пок, г у лял действительное ударение на основе (так как кр е пк-о, гул я л-о), а у хор о ш, цвёл – условное ударение на окончании (так как хорош- о, цвел- о);

б) для всякой падежной формы слова – форма дательного падежа того числа, например у форм слов, весь условное ударение на окончании (так как слов- а м, всем- у); у форм коров, наш действительное ударение на основе (так как кор о в-ам, н а ш-ему).

 

Задание 4.

Поставьте ударение в приводимых ниже словах в соответствии с нормами литературного языка. Укажите варианты.

 

Беги, высоко, гибка, договор, звонит, задали, каталог, километр, красивее, местоименный, мышление. Ненадолго, нормированный, облегчить, община, отнял, отчасти, понял, приданое, простыни, ремень, свекла, туфля, фарфор, цемент.

 

Задание 5.

Найдите и охарактеризуйте нормативные грамматические варианты.

 

Один тенге – одно тенге; черный кофе – черное кофе; мелководное Карасу – мелководный Карасу; белый рояль – белая рояль; стакан чая – стакан чаю; бутылка кваса – бутылка квасу; в отпуске – в отпуску; в чае – в чаю; с двумястами рублями – с двумястами рублей; по обеим сторонам дороги – по обоим сторонам дороги; две подруги – двое подруг; благодаря нему – благодаря ему; сумею победить – победю; машет – махает; мяукает – мяучит; мок – мокнул; выставь – выстави; шить платье – пошить платье; большинство справилось – большинство справились.

 

Задание 6.

Перечислите основные условия, порождающие точную речь. Проанализируйте случаи отступления от точности речи в следующих предложениях:

 

1. Примите, пожалуйста, подписку на журнал “Вечерний Алматы”. 2. Он накопил кучу детей. 3. Алия позаимствовала мне свои последние пять рублей.

 

Задание 7.

Б.Н.Головин утверждает, что применительно к отдельному человеку можно выделить следующие условия, от которых зависит выразительность его речи: а) самостоятельность мышления, б) неравнодушие, в) хорошее знание языка, г) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков, д) хорошее знание свойств и особенностей стилей языка, е) сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, ж) наличие в языке средств, способных сообщать речи качество выразительности. Что вы думаете об условиях выразительности речи?

 

Задание 8.

“Словарь языка А.С. Пушкина” включает 21290 разных слов – с десятками тысяч неодинаковых значений. Каким, на ваш взгляд, должен быть активный запас слов современного образованного человека?

 

Задание 9.

Назовите средства языка, засоряющие речь отдельных людей. Выявите словесный сорняк в следующих контекстах:

 

1. Иду, понимаешь, вчера вечером по улице, понимаешь; встречаю, как его, своего приятеля, это самое, с которым не виделся, в общем, лет десять, так сказать….

2. У нас не наблюдается еще должного размаха борьбы за подготовку к новому учебному году.

 

Задание 10.

Укажите на ошибки, приводящие к нарушению речевой логичности, в следующих случаях.

 

1. На филфаке 8 кружков, которые работают при кафедре. Многие из них существуют более 20 лет.

2. Почти каждый пятый студент у нас учится на “хорошо” и “отлично”. Казалось бы, кому, как не этим студентам, оказать помощь тем, кто только пришел на студенческую скамью, поделиться личным опытом?

 

 

Глава 2. Проблемы практической стилистики

Определение практической стилистики. Практическая стилистика занимается корректировкой и внедрением норм литературного языка, иллюстрирует нормы на конкретных образцах. Практическая стилистика не дает четкого представления о стилях речи, не обучает речевому действию в полном объеме. Она занимается шлифовкой речи, а не ее производством. Практическая стилистика черпает теоретические сведения из целого ряда филологических дисциплин (культуры речи, орфоэпии, фонетики, грамматики, истории литературного языка, поэтики и др.) и является чисто прикладной отраслью языкознания.

Более всего у практической стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи. Как в культуре речи, так и в практической стилистике пользователи языка имеют дело, например, с оценками качественной стороны и возможностью рационального употребления в акте речи лексических средств и грамматических норм. Однако, если культура речи оценивает соответствие языковых единиц современной литературной норме, более или менее строгому правилу их речевой актуализации, то практическая стилистика выявляет уместность и целесообразность их употребления в конкретном акте речи, степень выразительности их в данном контексте. В какой-то мере критерии стилистических оценок тоньше и деликатнее, нежели оценок культурно-речевых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.