КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтаксические ошибки
Это ошибки или недочеты в построении словосочетаний или предложений, нарушающие правила связи слов или ведущие к синтаксической омонимии и, как следствие, к двусмысленности высказывания. Здесь также наблюдается несколько различных типичных случаев. Солецизмы. Это ошибки синтаксического управления, согласования и др.: Сколько время? (вместо Сколько времени?); Оплатить за проезд (вместо оплатить проезд, ср. заплатить за проезд); полон энергией (вместо полон энергии, ср.исполнен энергией), отличие между ними в том, что…(ср.различие между ними, отличие одного от другого), имеет полное преимущество над соперником (вместо преимущество перед, ср. превосходство над кем-то), отзыв на статью (вместо отзыв о статье, ср. рецензия на статью). Много разговоров ведется относительно того, как выражаться: согласно приказа или согласно приказу. Первый вариант более традиционен, нет серьезных оснований предпочитать второй. Оба варианта допустимы. Синтаксическая омонимия. Это двусмысленность, возникающая из-за неясности синтаксических связей между словами в предложении: Я отвез ее домой (к ней или к себе?); Я вас уважаю не меньше других (не меньше, чем другие или не меньше, чем других?); Главный инженер застал директора у себя (в своем или в его кабинете?); Ему нужно отдать долг (ему должны отдать или он должен отдать?); Хлеба больше не стало (совсем его нет или не прибавился в количестве?); Преподаватель предложил прийти на зачет во вторник (предложил во вторник или прийти во вторник?); Отец его умер, когда ему было семнадцать лет; Я спросил у ее бабушки, сколько ей лет. Приложение В
Орфоэпический словарь-минимум А аббревиат у ра авиап о чта аг е нтство агрон о мия ад а птер/тэ/ акад е мия/де/ адъют а нт а либи алког о ль алфав и т /нет/апельс и нов/не апельс и н апелл я ция ар е ст аргум е нт аристокр а тия атель е /тэ/ а тлас /собрание географических карт/ атл а с/ткань/ атл е т аф е ра/не аф ё ра/ аф и няне
Б
баловн и к бахч а – и, мн. - и, - ей бег и /не беж и / бег у т/не беж а т/ безнад ё жен б е з толку без у молку без у стали безъ я дерный безыд е йны безынициат и вный безысх о дный белор у с, белор у сский бензопров о д беред и ть, -еж у, -ед и т бер е т/не бэр э т/ беспрецед е нтный/не беспреценд е нтный/ бид о н/не бит о н/ бл а га, бл а гам бл е ден, бледн а, бледн о бл е дны и бледн ы блеф /не блёф/ бл е яние бр а тья брон я /защита/ бр о ня/закрепление/ бряц а ть, - а ю, - а ет быти е /но житьё-бытьё/ /нет/бюллет е ня /нет бюллетен я / б у дущий/не б у дущий/ бюрокр а тия
В в а хтер/на корабле/ вахтёр/дежурный сторож/ ва я ние в в и де/шара/ ввиду/из-за/ вдовств о в е рба /нет/вербл ю да верб о вщик вероиспов е дание ветерин а рия в е тры/не ветр а / взят, взят а, вз я то, вз я ты вкл е ить вклин и ться и вкл и ниться включенный волн а м и в о лнам волшебств о вор, -а мн. в о ры, вор о в вор о та, вор о т, вор о там в отл и чье вред, вред а, /о/ вред е временн о й/признак/ вр е менный/вр е менные затруднения всл е дствие/этого/ в теч е ние/часа/ втр и дорога в ы боры/не выбора/
Г герб, герб а, мн. – ы, - о в г и бок, гибк а, г и бко, г и бки голол е дица/не гололёдица/ горч и чники/шн/ гофрир о ванный гр а вий/не гр а вей/ гражд а нство грот е ск/тэ/ груз и ло груз и ть, груж у, гр у зит
Д двор о вый дво ю родной двул и чный/не двухл и чный/ дезинформ а ция д е ти, дет е й, д е тям, детьм и, /о/ д е тях деф и с/де/ джентльм е н дж и нсовый и джинс о вый диал о г диплом а тия дискут и ровать/не диспут и ровать/ диспанс е р/сэ/ диссон а нс доб ы ча договорённость дозвон и шься докум е нт д о ллар дон е льзя дос у г доскон а льно д о суха д о чиста дыш а ть, дыш у, д ы шит, д ы шат д ы шащий
Е египт я нин ерет и к, еретик а
Ж
ж а воронок железоплав и льный жалюз и жюр и /не жур и/
З
заброн и ровать/закрепить/ заброниров а ть/покрыть броней/ зав е дующий/не заведующий/ зав и дно загов о рщический и загов о рщицкий з а гнутый загол о вок загримиров а ться зад о лго закл е ить зак у порить заменённый занесённый зан я ть, займ у, займёт з а нял, занял а, з а няло, з а няли з а нят, занят а, з а нято, з а няты заостр и ть з а пер, заперл а, з а перло з а перли з а перт, заперт а, з а перто з а перты западноевроп е йский з а падно-Австрал и йский запломбир о ванный запых а ться и зап ы хаться зарж а веть и заржав е ть звон и ть,звон ю,звон и т зря/не зазр я / з а суха зас у шливый, -ив, -а, сравн.ст. –ее заторможённый захламлённый здр а вница/санаторий/ здр а вница/тост/ зим а, зим ы, з и му/н а зиму, з а зиму/ зл о ба, зл о бы зн а мение зн а чимость
И
игр а ют/дети/ - /не игр а ются/ идт и, ид у щий, ид я избалов а ть, -л у ю, -л у ешь избал о ванный избр а нник и здали изобрет е ние и зредка иммунит е т импрес а рио инициат и ва/не инициат и ва/ иници а лы/не инци а лы/ и скристый и искр и стый иск у сство исп о льзовать/не использ о вывать/ и ссиня-черный ист е кший/год/ /не истёкший/
истер и я исч е рпать
К казак и и каз а ки катал о г кауч у к к а шлянуть кварт а л килом е тр киоскёр кокл ю ш корид о р/не корид о р/ комбинез о н/не комбинз о н/ компромет и ровать/не компромент и ровать/ констат и ровать/ констант и ровать/ конъюнкт у ра кор ы сть кран, кр а на, кр а ны крас и вее, крас и вейший кр е стный/ход/ крёстный/отец/ кр у жится и круж и тся
Л
лаборат о рия/не лаборат о рия легкоатл е т/хк/ лгать, лгу, лжёт, лгут лгал, лгал а, лг а ло, лг а ли логоп е дия л о коть, л о ктя, л о кти, локт е й ляг/не ляжь/
М
м а ло-пом а лу масс а ж, масс а жа масс и ровать/не массаж и ровать/ м а сличный/дающий масло/ масл и чный/от маслина/ мастерск и медикам е нты медрес е /рэ,сэ/ междоус о бица/не междуус о бица/ месс и я м и ссия м е стность, -и, мн. –и, - ей металл у ргия и металлург и я миллим е тр моз а ика моза и чный моз о ль, моз о ли, мозолей/ наступить на любимую моз о ль – перен./ мон а хиня м о ченный, прич. мочёный, прилаг. м о щность, - и, - ей муз е й/не музей/ немудрен о мусоропров о д
Н
нав е рх, наверх у нагиб а ться/не нагин а ться/ нагол о и н а голо /о стрижке/ нагол о /обнажить саблю н а голову/разбить врага/ над о лго назв а л, назвал а, назв а ло, назв а ли н а искось нам е рение нанесённый н а нял, нанял а, н а няло, н а няли нан я вший, нан я в н а нятый, н а нят, н а нято, нанят а, н а няты на о тмашь нар о чно/шн/ насме я ться/не надсме я ться/ н а чал, начал а, н а чало, н а чали началс я, начал а сь, начал о сь, начал и сь некрол о г ненад о лго необжит о й, - а я, - о е неподалёку непревзойдённый н е рвен, нервн а, н е рвно, н е рвны никчёмный новорождённый н о вость, н о вости, новост е й носк и, нос о к и носк о в
О
обез у меть обесп е чение о бласть, -и, - е й облегчён ободрённый об ы денный оговорённый, -ен, -н о, -ен а одновозрастн о й/не однов о зрастный одноимённый о жил, о жило, ожил а, о жили отсеб я тина/не отсеб я чина/ отч а сти одноплем е нник одноплемённый озл о бленный озорнич а ть оклев е танный окн о, окн а, мн. о кна, о кон, о кнам оп е ка/не опёка/ опл а ченный/не опл о ченный о прометью оптов и к опт о вый орангут а нг и орангут а н осв е домиться ос е длость острие/на остри е / отвор и ть, отвор ю, отв о ришь, отвор и т отв о ренный и отворённый отк у порить о тпер, о тперло, отперл а, о тперли о тперт, о тперто, отперт а, о тперты отымённый
П
п а мятуя парал и ч парт е р/тэ/ перекрёстный/сн/ перес о ленный пертурб а ция/не перетруб а ция/ перипет и и побасёнка п о весть, мн. п о вести, повест е й повтор и ть, - ю, - и т повторённый, -ён, -ен а по-в и димому погнал а сь погр ы зенный/не погр ы занный подбелённый подключ и ться подключённый подл и ло, подлил а, подлита, подлиты подлок о тник подменённый подметённый поднесённый подн я ло, поднята, поднят, п о днято, поднят а, п о дняты п о днятый, подн я в подожжёт/не подожгёт/ позвон ю, -н и шь, -н и т по и стине/наречие/ полил а, п о литы и пол и ты полож и, полож и те/не полож и, пол о жьте/ полот е нца, род.мн. –нец пос а женный цветок посажённый отец пул о вер полтор а, пол у тора пол у денный пол у ночный и полун о чный /много/помид о ров/не помид о р/ помп е зный/не п о мпезный/ портф е ль порт, порта, в порт у, мн. род. порт ы и п о рты порт о вый/не портов о й/ поскользн у ться/не подскользн у ться/ посл а ла п о хороны, похор о н, похорон а м предвосхитить, -ищу, -итит прем и рование прем и рованный прем и ровать, -рую, -рует \прецед е нт/не прецендент/ пригов о р, -а, мн. –ы, -ов приговорённый, -ён, -ен а прид а ное приз ы вный/зовущий/ призывн о й/относящийся к призыву на военную службу/ прикл е ить, - е ю, - е ит прикл е й/не пр и клей/ пр о волока/не пр о волка/ простын я, - и, - ю пр о стыни, прост ы нь и простын е й прост ы нуть пряд и льный п у рпур, -а п у рпурный и пурп у рный Р
разгиб а ть/не разгин а ть/ разм е тка/не размётка/ разновременный /не рановрем е нный/ разодр а л, -драл а, -др а ло, - др а ли разноимённый раз о гнутый разожжёшь/не разожгёшь/ рассредот о чение расчёт, /нет/расчёту и расчёта револьв е р рельс, ед.ч. /не р е льса/ род и лся и родилс я рудн и к рыхлить, -лю, -лит рыхленный, -ен, -ена
С
саз а н, саз а на сантим е тр сват, -а, мн. св а ты, св а тов св е дущий/не св е дующий/ свёкла/не свекл а / светопреставл е ние/не светопредставл е ние/ сгиб а ться/не сгин а ться/ сговорённый, -ён, -ен а селян и н, -а мн. сел я не, - я н с е тчатый сеть, -и, мн.с е ти, сет е й в сет и и в с е ти с и лос, -а симм е трия и симметри я сирот а, -ы, мн., сир о ты, сир о т, сир о там склад, -а, мн. –ы, -ов скл а дчина ск о льзко/не скл и зко/ скул а, скулы, скул у, мн. ск у лы, скул, ск у лам сл а лом сл а зить, сл а жу, /не сл а зию/, сл а зит, /не сл а зиет/ слазь! /не сл а зий!/ сл и вовый сл у чай/во всяком/сл у чае собол е знование соврем е нность /не совремённость/ созв а л, созвал а, созвал о, созвали соз ы в, соз ы ва срам и ть /не страм и ть/ ср е дства стак а н, стак а на, мн.стак а ны ст а туя /не ст а туй/ стол я р, столяр а сшить /не пош и ть/ суд а к, судак а с у дно/корабль/, мн. суд а, суд о в
Т
табур е т/не тубарет/ табур е тка /не тубаретка/ таможенный/не таможный/ там о жня танц о вщица твёрже/не тверже/ текстов о й, ая, ое /не текст о вой/ теплопров о д терр о р течёт/не текет/ тигр о вый (покрыть) т о лем/не т о лью/ (малая) т о лика т о нущий тошнот а, - ы, мн. тошн о ты, тошн о т, тошн о там трав а, - ы, трав у, мн. тр а вы, тр а в, тр а вам транспорт и ровать тр е неры, тр е неров тренир о ванный трехкилометр о вый труд я щийся/не труд я щий/ трун и ть, -н ю, -н и т туз и ть, тиж у, туз и т т у фли, т у фель, т у флям ед. т у фля /не туфл е й, туфл я м/ т ю ль, т ю ля/не т ю ли/ (покрыть) т ю лем /не т ю лью/ тяжелоатл е т У
убр а нство убыстр и ться уведённый ув е доми и ув е домь ув е домить, -млю, -мит ув е домленный увезённый углуб и ть, -бл ю, -б и т углублённый удил а, уд и л, удил а м уд и лище, -а, род.мн. –ищ уд и ть, уж у, уд и т, уд я щий уд о брить удост а ивать узакон е ние у лей, у лья, мн. у льи, у льев у мер, умерл а, у мерло, у мерли ум е рший уп а дочничество/не уп а дничество/ упл а тит, упл а ченный уполном о чивать упр о чение ут и ль, ут и ля уценённый
Ф
фабр и чно-заводск о й факс и миле фам и лия/не фам и лие/ фарф о р фейерверк фет и ш филантр о пия филат е лия/тэ/ фронт ы, фронт о в
Х
хлест а ть, хлещ у /не хлест а ю/ хл е щет/не хлест а ет/ ход а тай ход а тайствовать хоз я ева хреб е т/не хребёт/ х у же/не хужее/
Ц
цем е нт ц е нтнер цыг а н, -а, мн. цыг а не, -ан/ устар. цыг а ны/
Ч
черн и ла/не черн и ло/ ч е рпать, -аю, -аешь ч и стильщик чрезвыч а йно/не черезвыч а йно/ чул о к, - а, мн. чулк и, чул о к, чулк а м/перен.синих чулк о в/
Ш
шарф, ш а рфа, мн. ш а рфы, -ов шасс и шве я, шве и, мн. шве и, швей, шве я м шелохн у ться, -н у сь, -нешься шёрстный/сне/ шестерн я, -и, мн., шестерн и шофёр, -а, мн. шофёры шофер а, шофер о в
Щ
щав е левый и щ а вельный щав е ль, щавел я (не щ а вля) щёголь, -а, мн. и, -ей щегольск о й, -ая, ое щек о тно (не щёкотно) щёлка (не щ е лка) щёлкать (не щелк а ть) щель, щ е ли,(в) щел и и (в) щ е ли, мн. щ е ли, щел е й щи, щей (как кур во щи) щ и колотка(не щ и колка) щ у пальца, щ у пальцев и щ у палец
Э
эксп е рт эск о рт (не экск о рт) эшел о н (эшал о н)
Ю
ю нкер, -а, мн.юнкер а, - о в ю ный, юн, юн а, ю но, ю ны /не ю нный / юриск о нсульт /не юристк о нсульт/ юр о дивый
Я
я блоко, я блок (не я блоков) я блоня, я блонь (не я блоней) языков о й (языков о е явление) язык о вый (язык о вая колбаса) я сли, я слей (не я сель)
Литература 1. Барчунов В.П., Булгакова Г.Ф. Практическая стилистика VI русского языка. — М.: МГУ, 1978. 2. 2. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н. Практическая стилистика русского языка. - М.: МГУ, 1982. ' 3. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. - М.: Русский язык, 1976. 4. Васильева А.Н. Практическая стилистика русского языка для иностранных студентов-филологов старших курсов. - М.: Русский язык, 1981. 5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 6. Вишнякова С.А. Смысл и форма научного текста. – СПб:Сударыня, 1999. 7. Воронина Д.Д. Обучение аннотированию и реферированию. - М.: Изд-во МГУ, 1991. 8. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА, 1997. 9. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1998. 10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.: Международные отношения, 1993. 11. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. — М.: Русский язык, 1991. 12. Жаналина Л.К. Практический курс русского языка. - Алма-Ата: Рауан, 1992. 13. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. - Алматы: PRINT-S, 2005. 14. Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для Вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. – Алматы: Қазақ университеті, 2007. 15. Карымсакова Р.Д. Пособие по русскому языку для студентов-юристов.-Алматы: Қазақ университеті, 2006. 16. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. — М.: Линка-Пресс, 1994. 17. Ким Г.В., Булгакова Г.Ф., Тунганчина Ш.А. Синтаксис простого предложения. - Алматы: Ана тілі, 1995. 18. Ким Г.В., Булгакова Г.Ф., Тунганчина Ш.А. Синтаксис сложного предложения. - Алматы: Ана тілі, 1997 19. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982. 20. Краткая русская грамматика/ Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. ~ М.: Русский язык, 1989. 21. Культура устной и письменной речи делового человека -Практикум. - М.: Флинта, Наука, 1997. 22. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969 23. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи. - Алматы: Ана тш, 1993. 24. Мотана Е.И. Язык и специальность. Лингвометодические основы обучения русскому языку студентов - нефилологов. — М.: Русский язык, 1988. 25. Мухамадиев Х.С. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи. – Алматы: Қазақ университеті,2006. 26. Панов М.В., Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учебное пособие для учащихся нац. педучилищ Российской Федерации. - 2-е изд., дораб. - СПб.: отд-ние изд-ва "Просвещение", 1993. 27. Потолуева А.А., Сеидова Г.И. Учебное пособие по устной и письменной речи. - М., 1995. 28. Практикум по развитию речи: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов в 2-х ч.; 4.1/ Под ред. Г.Г. Городиловой и А.Г.Хмары - Л.: Просвещение, Ленинградское отделение 1988. 29. Практикум по развитию речи: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. Ч.2//Под ред. Г.Г.Городиловой и А.Г.Хмары -Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1991. 30. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи. - МГУ, 1989 г. 31. Практический курс русского языка. 4.1: Учебное пособие для студентов нац. групп пед. ин-тов/ Под ред. А.Г.Хмары - СПб: Просвещение, 1991. 32. Практический курс русского языка. Ч.2: Учебное пособие для студентов нац. групп пед. ин-тов/ Под ред. А.Г.Хмары — СПб: Просвещение, 1991. 33. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов - М.: Высшая школа, 1998. 34. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М.: Высшая школа, 1997. 35. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стили и стилистика. – М.: Флинта:МПСИ, 2006. 36. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит. в нац. школе" / Под ред. Н.М.Шанского - 2-е изд-е, перераб. -Л.: Просвещение, 1989. 37. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 1997. 38. Сопер П. Основы искусства речи. - Ростов-на-Дону, 1995. 39. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие.— М: Флинта, 1997. 40. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. -М., 1989. 41. Формирование знаний и умений в составлении деловых бумаг/ (Составители: Р.Ф.Бисембаева, С.Г.Сапаргалиева, Ш.К.Жаркынбекова) - Алматы, 1990. 42. Хрестоматия по русскому языку (для студентов-филологов казахских групп) / Под ред. д.ф.н. Копыленко М.М. - Алма-Ата: Мектеп, 1982. 43. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста. СПб: Просвещение, 1992.
Оглавление
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |