Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы семинара. Тема №8. Математические методы в социологии




Тема №8. Математические методы в социологии

1. Метод анализа иерархий: общая характеристика, сфера применения.

2. Процедура рационализации избирательности выбора: теорема Эрроу, парадокс Кондорсе.

3. Математические методы выбора и принятия решений: парадокс Ольсона, “дилемма узника”.

 

Задача семинара: Определить области применения математических методов исследования социальных проблем, показать эвристичность и демонстративность данных методов.

 

Практическое задание семинара: Практический тренинг с применением указанных методик:

1. Ролевая ситуация в форме математической задачи, демонстрация применения математического метода ее решения и выявление социологического феномена на основании результатов: группе предлагается загадать любое число от 0 до 100 включительно, но таким образом, чтобы загаданное число равнялось среднеарифметическому всех чисел загаданных в группе. (Ответом может быть только одно число “0”, при повторном проведении эксперимента проявится социологический феномен рациональности и доверия в процентном соотношении студентов загадавших “О” и студентов, попытавшихся во второй раз угадать число).

 

Рекомендуемая литература:

1. Белкин А.Р., Левин М.Ш. Принятие решений – комбинаторные модели аппроксимации информации. М.: Наука, 2001.

2. Ньюман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 2005.

3. Покровский В.С. Вопросы организации процессов принятия решений. М.: Информэлектро, 2001.

4. Саати Т. Принятие решений: метод анализа иерархий. М., 1978.

5. Эрроу К.Дж. Социальный выбор и индивидуальные ценности. М.,1952.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Курс социологии ставит своей целью: дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы; способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных процессов и овладению методикой проведения социологических исследований. Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, богатства и бедности, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Задачи курса предполагают изучение:

• Основных этапов становления социологической мысли и современных направлений социологической теории;

• Определение общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

• Социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

• Основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

• Понятия социализации и социального контроля, личности как субъекта социальных отношений и социального действия;

• Механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;

• Основных проблем стратификации российского общества, возникновение классов, взаимоотношения социальных групп, классов, общностей, этносов;

• Процессов и методов социологического исследования.

Место курса в системе общегуманитарного образования. Социология является интегративной междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана с естественными науками: математикой, демографической, экономической и социальной статистикой, информатикой и находится под их влиянием. Естественные науки способствовали появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как социография, социомедицина, социобиология, которые помогают объяснить и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии и социальных наук: социология и история, социология и социальная философия, социология и экономика, социология и культурология, социология и антропология, и т.д. Так, связь социологии с исторической наукой очевидна. Социология как наука об обществе включает в себя существенные формы и функции исторического знания, использует методологию и теория исторической науки, методы и источники их изучения. Социальная философия в социологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество.

Формы контроля. Курс “Социология” подразумевает проведение аудиторных лекционных и практических занятий. Поскольку данное пособие предназначено для студентов заочного отделения предусматривается большой объем самостоятельной работы (темы для самостоятельной работы будут указаны ниже). По данному курсу предусмотрены следующие формы контроля работы студентов:

- Контрольная работа в форме эссе;

- Устные сообщения по темам семинарских занятий;

- Зачет.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

 

Заочная форма обучения предусматривает большой объем самостоятельной работы студентов, поэтому кафедра предлагает следующие темы для самостоятельной работы, которые также выносятся на зачет и знание которых подлежит контролю.

 

Основные темы:

1. Социология как наука: предмет социологии, основные методы социологии, структура социологического знания, место социология в системе наук об обществе.

2. История становления и развития социологии: генезис, основные этапы становления социологии.

3. Методология, методика и техника социологического исследования: виды социологических исследований, методы сбора социологической информации, обработка, анализ и представление данных.

4. Общество – понятие, признаки, типология: современные подходы к пониманию общества, социологический анализ общества, типология обществ.

5. Культура как социологическая категория: сущность культуры, основные элементы культуры, роль культуры в жизни общества, культурная динамика.

6. Личность в системе социальных связей: проблема человека в социологии, понятие личности в социологии, макросоциологический уровень анализа личности, взаимодействие личности и общества, статусная концепция личности, ролевая теория личности, теория «зеркального Я».

7. Социальные группы, институты и организации: социальные группы, социальные общности, социальные институты, институт семьи, социальная организация, гражданское общество и государство.

8. Социальная структура и социальная стратификация: социальная и социально-классовая структура общества, социальная стратификация, модели стратификационных систем, стратификация СССР и современной России, социальное неравенство, социальная мобильность.

9. Социальные изменения: понятие и виды социальных изменений, структура социальных изменений, факторы социальных изменений, социальный прогресс, социальная стабильность, социальные конфликты.

10. Социальное поведение и социальный контроль: сущность и субъекты массового социального поведения, разновидности массового социального поведения, девиантное (отклоняющееся) поведение, социальный контроль, социальные конфликты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.