КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Домострой
ЧАСТЬ I. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ ГЛАВА I. Дом и семья в экономических учениях и поучениях Главное в доме – порядок. Экономика порядков учит, что порядок есть последовательность пространственно-временных рядов, в которых размещены блага по возрастанию (убыванию) относительной ценности. Каждый член семьи формирует свой собственный порядок – относительно себя как абсолютной ценности. В семейных отношениях возникает интерференция порядков, приво- дящая каждый порядок в беспорядок. Поэтому домашнее хозяйство начинается с наведения порядка. “Домострой” Ксенофонта: концепция порядочной жены. Одним из первых трактатов по экономике семьи является труд древнегреческого ученого Ксенофонта “Домострой” (399 г. до н. э.), в котором он рассматривает вопросы хорошего управления домашним хозяйством. Домашнее хозяйство, полагает Ксенофонт, включает не только дом, но и имущество вне его, включая отрица- тельные блага – любовниц, врагов. “Значит дело хорошего хозяина уметь и вра- гами пользоваться так, чтобы получать пользу от врагов”. Цель семьи Ксенофонт видит в рождении детей для приобретения себе кормильцев на старость и для продолжения рода. Принося жертвы, потомки обеспечивали предкам благополучие и бессмертие в мире мертвых. Особенно ценились сыновья, так как считалось, что только мужчины могут поддерживать духовную связь с предками. Занятость в домашнем хозяйстве территориально разделена. От работы на открытом воздухе получают жизненные припасы; в крытом помещении кормят новорожденных детей, готовят пищу и одежду, спят, хранят запасы. Таким об- разом, домохозяйство делится на внешнее и внутреннее. Природу женщины бог приспособил для домашних трудов и забот, а природу мужчины – для внешних. Поэтому нужна семейная кооперация: “А так как оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны, то по этой причине они тем более нуждаются друг в друге, и эта пара бывает тем полезнее для себя, что один силен в том, в чем слаб другой”. Средства поступают в дом благодаря деятельности мужа, а расходуется большая часть их по распоряжению жены. Нет смысла нести что-либо в дом, если нет человека, хранящего внесенное. Если распоряжения жены хороши, со- стояние умножается; если дурны, состояние уменьшается. Одни мужья в женах находят себе помощниц для умножения состояния, но огромное большинство жен, по мнению Ксенофонта, разоряют хозяйство. “Как жалки люди, про кото- рых говорят, что они льют воду в дырявую бочку: видно, что они даром трудят- ся”. Поэтому следует хорошо подумать над тем, кого лучше взять себе в това- рищи для хозяйства и детей. Жену рекомендуется брать к себе ребенком, девочкой дикой и пугливой, затем приручая, одомашнивая и воспитывая её так: “Если когда нам бог пошлет детей, мы тогда подумаем о них, как их воспитать всего лучше: ведь и это наше общее благо – заручиться как можно лучшими помощниками и кормильцами на старость; а теперь вот хозяйство у нас с тобой общее. Все, что у меня есть, я от- даю в наше общее владение, и ты все, что принесла с собой, обратила в общую собственность. Не то надо высчитывать, кто из нас внес больше по количеству, а надо твердо помнить, что кто из нас окажется более полезным участником в общем деле, тот и вносит большую сумму”. Первым законом домашнего хозяйства должен быть режим постоянства собственности: “кто получает больше всех пользы от сохранения вещей в цело- сти и больше всех убытка от уничтожения их, тому должно быть и больше всех заботы о них”. Заботливость – дело прибыльное. “Государство” Платона: принцип оптимального брака. Кто должен заниматься подбором наиболее подходящей жены: сам жених, его родители или специалисты? Древнегреческий философ Платон, считает, что специалисты- астрологи. Более того, в силу примата глобального оптимума над локальным здесь важен государственный подход. Поэтому правители определяют количе- ство браков, чтобы сохранялось постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т.д., и чтобы государство по возможности не увеличивалось и не уменьшалось. Так, будет поддерживаться оптимум народонаселения. Стадо людей должно быть самым отборным. Лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с са- мыми худшими. Потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших – нет. Пора расцвета: для мужчины – 30 лет, для женщины – 20 лет. Мужчины после 55 лет, а женщины после 40 лет могут сходиться сво- бодно, но детей, если появятся, необходимо убивать. Женихов и невест следует сводить во время празднеств по жеребьевке. Отличившимся юношам предоставлять более широкую возможность сходиться с женщинами, чтобы под благовидным предлогом ими было зачато как можно больше младенцев. Все рождающееся потомство поступает в распоряжение должностных лиц. Младенцев, родившихся от хороших родителей, эти лица отнесут их в ясли к кормилицам, живущим отдельно в какой-нибудь части города. Ночные бдения и прочие тягостные обязанности будут делом кормилиц и нянек. Матерей, чьи груди набухли молоком, можно привести в ясли, но так, чтобы они не опознали своего ребенка. “Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родите- лей”. Младенцев, родившихся от худших родителей или от родителей с телес- ными недостатками, укроют в недоступном, тайном месте. Потомство стражей, если оно неудачно, Платон предлагает переводить в другие сословия, а одарен- ных людей из остальных сословий – в число стражей. “Каждого из остальных граждан надо ставить на то одно дело, к которому у него есть способности, что- бы, занимаясь лишь тем делом, которое ему подобает, каждый представлял бы собою единство, а не множество: так и все государство в целом станет единым, а не множественным”. “Политика” Аристотеля: закон взаимосохранения в семье. Выдвину- тую Платоном концепцию священного брака Аристотель счел нечестивой, по- тому что раздоры и плотское сожительство будут возможны между близкими родственниками. Установленными обрядами не искупить содеянного. Физиче- ское сходство, существующее между детьми и родителями, неизбежно бы пока- зало действительное родство. Кроме того, передача детей из сословия в сосло- вие приведет к путанице и конфликтам, так как дающие и перемещающие будут знать, кому каких детей они дают. В конце концов, указывает Аристотель, не- лепо брать пример с животных, ведь у них нет никакого домохозяйства. Но, как и остальным животным и растениям, женщине и мужчине прису- ще стремление оставить после себя другое подобное себе существо. Это обу- словливается не сознательным решением. Они не могут существовать друг без друга и сочетаются попарно для продолжения потомства. Стремление сохранить себя в потомках есть следствие первого закона природы – закона самосохранения. Чувство любви к себе не случайно, оно от природы. Люди всего более заботятся о том, что им принадлежит и что им дорого. Отсюда следует закон: “К тому, что составляет предмет владения очень боль- шого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее всего заботятся они о том, что являет- ся общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого. Помимо все- го прочего люди проявляют небрежность в расчете на заботу со стороны друго- го, как это бывает с домашней прислугой: большое число слуг иной раз служит хуже, чем если бы слуг было бы меньше” (1262b). Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим. Семья состоит из рабов и свободных, мужа и жены, родителей и детей. Основной объект семейной собственности – жена и дети. Домашним животным предпочтительно находится в подчинении у человека, женщине у мужчины. Аристотель приводит такие краткие определения семьи. Харонид: они едят из одного ларя. Эпименид Критянин: питающиеся из одних яслей. Гесиод: “Дом прежде всего супруга и бык-землепашец”. Аристотель указывает на ложные цели домохозяйства: а) накопление де- нег; б) наслаждения. В домохозяйстве следует заботиться более о людях, неже- ли о приобретении бездушной собственности, более о добродетели первых, не- жели об изобилии последней, более о людях свободных, нежели о рабах. Домохозяйство должно быть сообразно с природой членов семьи и при- родой окружающей среды, направлено на добывание средств к жизни и не бес- предельно. Никакая система не может сужаться и расширяться до бесконечно- сти. С наибольшей эффективностью любая система функционирует в некото- рых пространственно-временных пределах. Сама природа дарует всем блага, достаточные для рождения и роста. Жи- вотные имеют пищу для рожденных в самих себе. Всякое существо получает свое питание как бы в наследство от того существа, которое произвело его на свет. Природа должна поставлять человеку необходимое пропитание, а домохо- зяин дает соответствующее предназначение благам природы, извлекая пользу от плодов и животных. Древнерусский «Домострой»: о домовитом человеке. По древнерус- скому учению, домострой – это когда в добрый дом, хорошо обряженный, точ- но в рай войти. Богатство должно быть праведным и благословенным. Непра- ведные труды и нечестные доходы запишут бесы, и за то взыщется с человека в день Страшного суда. А неблагословенная пища проклята будет. Для того что- бы на Страшном Суде баланс оказался в вашу пользу и вам окончательно опре- делили достойное и постоянное место жительства, необходимо дела вести сте- пенно, всему ведая место, счет и меру. «Домострой» учит, как жить человеку по средствам своим. Надо все зара- нее распределить, а потом уж и жить, ведя хозяйство согласно приходу и рас- ходу, распределяя все по добытку и промыслу, и по своему достатку. Иначе честь обернется великим бесчестием. Потому все сосчитать, заметить, записать. “Кто же расплачивается и управляется в срок, и всяких податей за собой не на- капливает, а ненужного долгу за кем не водится и не растет он, так тот человек всегда свободен, живет независимо, и в жизни ловко…”. Главным признаком домовитого человека является запасливость: доброго человека никогда и ни в чем недостаток не прихватит. Для любого рукоделья чтобы всякое орудие в порядке на подворье было: все свое без излишнего сло- ва. Когда впрок припасено все, гостя без убытка накормят. В неурожайный год на запасах даром проживут, а при дороговизне и продадут излишек. Припасы и запасы всегда обернутся прибылью. Если дочь родится, благоразумный отец от всякой прибыли откладывает на дочь. Из доли ее, что там Бог пошлет, ей в особый сундук кладут, добавляя всегда понемножку, каждый год, а не все вдруг, себе в убыток. Так дочь растет, а приданое ей все прибывает. Только лишь замуж сговорят – родители могут уже не печалиться: всего у них вволю. Если родители незапасливы, купить все сразу – дорого. Преставится дочь – поминать ее приданым. Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоцен- ного: наладит мужу своему благополучную жизнь. Не беспокоится о доме сво- ем ее муж. Отовсюду вбирает в себя все богатства: и встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук приумножит богатство. Доброю женою блажен муж, и число дней его жизни удвоится. Каждый день и каждый вечер следует мужу и жене советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело велено вести, всем тем наказать. По- следнее слово остается за государем дома, но делом в доме занимается госуда- рыня (“делодержец всему”). Задания и упражнения: 1) О каких законах ведения домашнего хозяйства вы узнали? 2) Какой доход вы считаете достаточным для содержания себя и своего брачного партнера? 3) Какие критерии подбора брачного партнера существуют в животно- водстве? 4) Окажется ли на Страшном суде баланс в вашу пользу? 5) Чья концепция домашнего хозяйства вас больше устраивает?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |