Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Домострой




ЧАСТЬ I. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ

ГЛАВА I. Дом и семья в экономических учениях и поучениях

Главное в доме – порядок. Экономика порядков учит, что порядок есть

последовательность пространственно-временных рядов, в которых размещены

блага по возрастанию (убыванию) относительной ценности. Каждый член семьи

формирует свой собственный порядок – относительно себя как абсолютной

ценности. В семейных отношениях возникает интерференция порядков, приво-

дящая каждый порядок в беспорядок. Поэтому домашнее хозяйство начинается

с наведения порядка.

“Домострой” Ксенофонта: концепция порядочной жены. Одним из

первых трактатов по экономике семьи является труд древнегреческого ученого

Ксенофонта “Домострой” (399 г. до н. э.), в котором он рассматривает вопросы

хорошего управления домашним хозяйством. Домашнее хозяйство, полагает

Ксенофонт, включает не только дом, но и имущество вне его, включая отрица-

тельные блага – любовниц, врагов. “Значит дело хорошего хозяина уметь и вра-

гами пользоваться так, чтобы получать пользу от врагов”.

Цель семьи Ксенофонт видит в рождении детей для приобретения себе

кормильцев на старость и для продолжения рода. Принося жертвы, потомки

обеспечивали предкам благополучие и бессмертие в мире мертвых. Особенно

ценились сыновья, так как считалось, что только мужчины могут поддерживать

духовную связь с предками.

Занятость в домашнем хозяйстве территориально разделена. От работы на

открытом воздухе получают жизненные припасы; в крытом помещении кормят

новорожденных детей, готовят пищу и одежду, спят, хранят запасы. Таким об-

разом, домохозяйство делится на внешнее и внутреннее.

Природу женщины бог приспособил для домашних трудов и забот, а

природу мужчины – для внешних. Поэтому нужна семейная кооперация: “А так

как оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны, то по этой

причине они тем более нуждаются друг в друге, и эта пара бывает тем полезнее

для себя, что один силен в том, в чем слаб другой”.

Средства поступают в дом благодаря деятельности мужа, а расходуется

большая часть их по распоряжению жены. Нет смысла нести что-либо в дом,

если нет человека, хранящего внесенное. Если распоряжения жены хороши, со-

стояние умножается; если дурны, состояние уменьшается. Одни мужья в женах

находят себе помощниц для умножения состояния, но огромное большинство

жен, по мнению Ксенофонта, разоряют хозяйство. “Как жалки люди, про кото-

рых говорят, что они льют воду в дырявую бочку: видно, что они даром трудят-

ся”. Поэтому следует хорошо подумать над тем, кого лучше взять себе в това-

рищи для хозяйства и детей.

Жену рекомендуется брать к себе ребенком, девочкой дикой и пугливой,

затем приручая, одомашнивая и воспитывая её так: “Если когда нам бог пошлет

детей, мы тогда подумаем о них, как их воспитать всего лучше: ведь и это наше

общее благо – заручиться как можно лучшими помощниками и кормильцами на

старость; а теперь вот хозяйство у нас с тобой общее. Все, что у меня есть, я от-

даю в наше общее владение, и ты все, что принесла с собой, обратила в общую

собственность. Не то надо высчитывать, кто из нас внес больше по количеству,

а надо твердо помнить, что кто из нас окажется более полезным участником в

общем деле, тот и вносит большую сумму”.

Первым законом домашнего хозяйства должен быть режим постоянства

собственности: “кто получает больше всех пользы от сохранения вещей в цело-

сти и больше всех убытка от уничтожения их, тому должно быть и больше всех

заботы о них”. Заботливость – дело прибыльное.

“Государство” Платона: принцип оптимального брака. Кто должен

заниматься подбором наиболее подходящей жены: сам жених, его родители или

специалисты? Древнегреческий философ Платон, считает, что специалисты-

астрологи. Более того, в силу примата глобального оптимума над локальным

здесь важен государственный подход. Поэтому правители определяют количе-

ство браков, чтобы сохранялось постоянное число мужчин, принимая в расчет

войны, болезни и т.д., и чтобы государство по возможности не увеличивалось и

не уменьшалось. Так, будет поддерживаться оптимум народонаселения.

Стадо людей должно быть самым отборным. Лучшие мужчины должны

большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с са-

мыми худшими. Потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а

потомство худших – нет. Пора расцвета: для мужчины – 30 лет, для женщины –

20 лет. Мужчины после 55 лет, а женщины после 40 лет могут сходиться сво-

бодно, но детей, если появятся, необходимо убивать.

Женихов и невест следует сводить во время празднеств по жеребьевке.

Отличившимся юношам предоставлять более широкую возможность сходиться

с женщинами, чтобы под благовидным предлогом ими было зачато как можно

больше младенцев.

Все рождающееся потомство поступает в распоряжение должностных

лиц. Младенцев, родившихся от хороших родителей, эти лица отнесут их в ясли

к кормилицам, живущим отдельно в какой-нибудь части города. Ночные бдения

и прочие тягостные обязанности будут делом кормилиц и нянек.

Матерей, чьи груди набухли молоком, можно привести в ясли, но так,

чтобы они не опознали своего ребенка. “Все жены этих мужей должны быть

общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже

должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родите-

лей”.

Младенцев, родившихся от худших родителей или от родителей с телес-

ными недостатками, укроют в недоступном, тайном месте. Потомство стражей,

если оно неудачно, Платон предлагает переводить в другие сословия, а одарен-

ных людей из остальных сословий – в число стражей. “Каждого из остальных

граждан надо ставить на то одно дело, к которому у него есть способности, что-

бы, занимаясь лишь тем делом, которое ему подобает, каждый представлял бы

собою единство, а не множество: так и все государство в целом станет единым,

а не множественным”.

“Политика” Аристотеля: закон взаимосохранения в семье. Выдвину-

тую Платоном концепцию священного брака Аристотель счел нечестивой, по-

тому что раздоры и плотское сожительство будут возможны между близкими

родственниками. Установленными обрядами не искупить содеянного. Физиче-

ское сходство, существующее между детьми и родителями, неизбежно бы пока-

зало действительное родство. Кроме того, передача детей из сословия в сосло-

вие приведет к путанице и конфликтам, так как дающие и перемещающие будут

знать, кому каких детей они дают. В конце концов, указывает Аристотель, не-

лепо брать пример с животных, ведь у них нет никакого домохозяйства.

Но, как и остальным животным и растениям, женщине и мужчине прису-

ще стремление оставить после себя другое подобное себе существо. Это обу-

словливается не сознательным решением. Они не могут существовать друг без

друга и сочетаются попарно для продолжения потомства.

Стремление сохранить себя в потомках есть следствие первого закона

природы – закона самосохранения. Чувство любви к себе не случайно, оно от

природы.

Люди всего более заботятся о том, что им принадлежит и что им дорого.

Отсюда следует закон: “К тому, что составляет предмет владения очень боль-

шого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более

о том, что принадлежит лично им; менее всего заботятся они о том, что являет-

ся общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого. Помимо все-

го прочего люди проявляют небрежность в расчете на заботу со стороны друго-

го, как это бывает с домашней прислугой: большое число слуг иной раз служит

хуже, чем если бы слуг было бы меньше” (1262b). Лучше, чтобы собственность

была частной, а пользование ею – общим.

Семья состоит из рабов и свободных, мужа и жены, родителей и детей.

Основной объект семейной собственности – жена и дети. Домашним животным

предпочтительно находится в подчинении у человека, женщине у мужчины.

Аристотель приводит такие краткие определения семьи. Харонид: они

едят из одного ларя. Эпименид Критянин: питающиеся из одних яслей. Гесиод:

“Дом прежде всего супруга и бык-землепашец”.

Аристотель указывает на ложные цели домохозяйства: а) накопление де-

нег; б) наслаждения. В домохозяйстве следует заботиться более о людях, неже-

ли о приобретении бездушной собственности, более о добродетели первых, не-

жели об изобилии последней, более о людях свободных, нежели о рабах.

Домохозяйство должно быть сообразно с природой членов семьи и при-

родой окружающей среды, направлено на добывание средств к жизни и не бес-

предельно. Никакая система не может сужаться и расширяться до бесконечно-

сти. С наибольшей эффективностью любая система функционирует в некото-

рых пространственно-временных пределах.

Сама природа дарует всем блага, достаточные для рождения и роста. Жи-

вотные имеют пищу для рожденных в самих себе. Всякое существо получает

свое питание как бы в наследство от того существа, которое произвело его на

свет. Природа должна поставлять человеку необходимое пропитание, а домохо-

зяин дает соответствующее предназначение благам природы, извлекая пользу

от плодов и животных.

Древнерусский «Домострой»: о домовитом человеке. По древнерус-

скому учению, домострой – это когда в добрый дом, хорошо обряженный, точ-

но в рай войти. Богатство должно быть праведным и благословенным. Непра-

ведные труды и нечестные доходы запишут бесы, и за то взыщется с человека в

день Страшного суда. А неблагословенная пища проклята будет. Для того что-

бы на Страшном Суде баланс оказался в вашу пользу и вам окончательно опре-

делили достойное и постоянное место жительства, необходимо дела вести сте-

пенно, всему ведая место, счет и меру.

«Домострой» учит, как жить человеку по средствам своим. Надо все зара-

нее распределить, а потом уж и жить, ведя хозяйство согласно приходу и рас-

ходу, распределяя все по добытку и промыслу, и по своему достатку. Иначе

честь обернется великим бесчестием. Потому все сосчитать, заметить, записать.

“Кто же расплачивается и управляется в срок, и всяких податей за собой не на-

капливает, а ненужного долгу за кем не водится и не растет он, так тот человек

всегда свободен, живет независимо, и в жизни ловко…”.

Главным признаком домовитого человека является запасливость: доброго

человека никогда и ни в чем недостаток не прихватит. Для любого рукоделья

чтобы всякое орудие в порядке на подворье было: все свое без излишнего сло-

ва. Когда впрок припасено все, гостя без убытка накормят. В неурожайный год

на запасах даром проживут, а при дороговизне и продадут излишек. Припасы и

запасы всегда обернутся прибылью.

Если дочь родится, благоразумный отец от всякой прибыли откладывает

на дочь. Из доли ее, что там Бог пошлет, ей в особый сундук кладут, добавляя

всегда понемножку, каждый год, а не все вдруг, себе в убыток. Так дочь растет,

а приданое ей все прибывает. Только лишь замуж сговорят – родители могут

уже не печалиться: всего у них вволю. Если родители незапасливы, купить все

сразу – дорого. Преставится дочь – поминать ее приданым.

Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоцен-

ного: наладит мужу своему благополучную жизнь. Не беспокоится о доме сво-

ем ее муж. Отовсюду вбирает в себя все богатства: и встанет средь ночи, и даст

пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук приумножит богатство.

Доброю женою блажен муж, и число дней его жизни удвоится. Каждый день и

каждый вечер следует мужу и жене советоваться о домашнем хозяйстве, а на

ком какая обязанность и кому какое дело велено вести, всем тем наказать. По-

следнее слово остается за государем дома, но делом в доме занимается госуда-

рыня (“делодержец всему”).

Задания и упражнения:

1) О каких законах ведения домашнего хозяйства вы узнали?

2) Какой доход вы считаете достаточным для содержания себя и своего

брачного партнера?

3) Какие критерии подбора брачного партнера существуют в животно-

водстве?

4) Окажется ли на Страшном суде баланс в вашу пользу?

5) Чья концепция домашнего хозяйства вас больше устраивает?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.