Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческий капитал




По происхождению индоевропейцы, в основном, номады. Для кочевников

главное богатство – скот. Поголовье крупного рогатого скота – это и есть капи-

тал в первоначальном значении слова. Голова скота была мерой стомости, сред-

ством обмена и платежа, сокровищем, наконец. Скот плодился и размножался,

происходило самовозрастание капитала. Отсюда нетрудно было заключить, что

человек – также капитал.

Человек как богатство. Рабочая сила является главным фактором произ-

водства, а воспроизводство в народнохозяйственном масштабе есть возобнов-

ление производства товаров и воспроизводства самой рабочей силы. К. Маркс

рассматривал производство человека как второй вид общественного производ-

ства. В процессе производства рабочая сила не только воспроизводится, но и

совершенствуется, развивается. Происходит накопление производительной си-

лы труда, созидательных способностей человека. Результатом производства фи-

зических и умственных способностей к труду является квалифицированная ра-

бочая сила.

А. Смит писал, что “увеличение производительности полезного труда за-

висит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от

улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал”. Он счи-

тал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек,

из земли и “из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов

общества”. Он отмечал, что “приобретение таких способностей, считая также

содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества,

всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основ-

ной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь

частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатст-

ва общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение

рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия

производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и тре-

буют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью”.

Развитая рабочая сила проявляется в сложном труде, хотя может реализо-

вываться и в простом труде. Но простая рабочая сила, ни при каких обстоятель-

ствах не может проявиться в сложном труде. Развитая рабочая сила способна

создавать большую стоимость в течение рабочего времени, чем простая, но так

как на ее производство расходуется большее количество общественного труда,

то она имеет и большую стоимость воспроизводства. К. Маркс писал: “Труд,

который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению

со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, обра-

зование которой требует более высоких издержек, производство которого тре-

бует большего рабочего времени и которое имеет, поэтому более высокую

стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и

проявляется она в более высоком труде и овеществляется, поэтому за равные

промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях”.

К. Маркс особо подчеркивал значение увеличения свободного времени

для развития личности человека: “Сбережение рабочего времени равносильно

увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития ин-

дивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила

обратно воздействует на производительную силу труда. С точки зрения непо-

средственного процесса производства сбережение рабочего времени можно

рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным

капиталом является сам человек”.

Инвестиции в человеческий капитал. Классическим исследование счи-

тается книга Г. Беккера “Человеческий капитал” (1964 г.). Человеческий капи-

тал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций.

Капиталом является любой актив, генерирующий поток будущих дохо-

дов. Развитие способностей работника требует значительных затрат ресурсов и,

подобно физическому капиталу, они обеспечивают владельцу более высокий

доход. Человеческий капитал воплощен в человеке и не может от него отчуж-

даться. Но он может использоваться во внутрисемейном производстве челове-

ческого капитала следующих поколений.

Важнейшими формами инвестиций в человека являются образование,

подготовка на производстве, медицинское обслуживание, миграция, поиск ин-

формации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и

подготовка на производстве повышают уровень знаний человека. Охрана здо-

ровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы челове-

ка, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск

информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где

труд лучше оплачивается, т. е. где цена за услуги человеческого капитала выше.

Рождение детей и уход за ними представляют собой форму воспроизводства

человеческого капитала в следующем поколении.

К затратам на производство человеческого капитала относятся: 1) прямые

затраты, в т. ч.: плата за обучение, расходы на смену места жительства и рабо-

ты; 2) упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издер-

жек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы свя-

заны с потерей доходов; 3) моральный ущерб, так как получение образования

является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и ис-

тощает нервную систему, а миграция приводит к потере друзей и знакомых.

К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся бо-

лее высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы

в течение жизни, более высокая оценка нерыночных видов деятельности. Чело-

веческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как

он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (сво-

бодного) времени человека.

В основном используются два метода стоимостных оценок человеческого

капитала: стоимость производства и процедура капитализации заработка. Пер-

вая процедура заключается в оценивании чистого расхода средств существова-

ния; вторая – заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему

моменту времени) ценности будущего потока доходов индивидуума (чистого

или валового дохода).

Ценность умершего работника определяется: 1) для семьи – потерей до-

хода работника за вычетом расходов на его содержание; 2) для самого себя –

капитализацией валовых заработков; 3) для общества – капитализация налогов,

выплаченных государству данным человеком.

Богатство общества в целом можно рассматривать как совокупность че-

ловеческого и физического капитала. Общее богатство США в 1991 г. оценива-

лось приблизительно в $ 54,5 трлн., из которых $ 26 трлн. (48 %) приходилось

на человеческий капитал.

Рентабельность образования. Рентабельность человеческого капитала –

норма отдачи – исчисляется путем отнесения доходов от него к его стоимости.

Норма отдачи, как и норма прибыли, – измеряет степень эффективности инве-

стиций и реализует их распределение.

Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в

физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с

ростом объема инвестиций, а в случае иных активов не меняется. Рационально

сначала инвестировать в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него

сравнительно выше, а затем, когда по мере убывания она сравняется с нормой

доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, с тем

чтобы впоследствии передать их детям в дар или в наследство. Исходя из этого,

Г. Беккер установил важную закономерность: семьи, оставляющие наследство,

осуществляют оптимальный размер инвестиций в человеческий капитал детей,

тогда как семьи без наследства по большей части недоинвестируют в их обра-

зование.

Существуют два метода оценки эффективности инвестиций в образова-

ние: 1) метод расчета настоящей (текущей) ценности потока будущих доходов и

сравнения с ней объема инвестиций в образование; 2) метод внутренней нормы

отдачи, показывающий, при какой ставке процента текущая ценность потока

будущих доходов равна инвестициям в образование. В реальной жизни вряд ли

кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на

основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не

менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родите-

лей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополни-

тельных доходов после завершения образования и необходимость осуществле-

ния затрат на него. При принятии решений о вложении средств в образование

учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи

от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по

банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам).

Человек, поступающий в институт, выбирает один из двух альтернатив-

ных потоков заработков: поток I начинается сразу после окончания школы, но

при этом не очень велик; поток II (выпускники институтов) первые пять лет от-

рицательный (из-за расходов на обучение), но затем становится положительным

и быстро растет, превышая заработки выпускников школ. Суммарные заработ-

ки за время жизни работников с высшим образованием должны превзойти зара-

ботки работников со средним общим образованием. В 1969 г. в США средний

пожизненный доход мужчин с высшим образованием превосходил пожизнен-

ный доход мужчин со средним образованием примерно на $ 210 тыс.

Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образова-

нием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дис-

контирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к на-

стоящему моменту времени. Инвестиции в образование выгодны, если текущая

стоимость потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в

образование.

Родители вкладывают средства в подрастающих детей, надеясь, что когда

дети вырастут, родительский труд будет отчасти вознагражден. Хотя бы неко-

торые будут заботить о них в старости. Родители тратят средства, пока молоды

и сильны, а с наступлением старости и немощи черпают из прежних инвести-

ций.

Коэффициент трансмиссии неравенства в заработках от родителей к де-

тям по всем каналам составляет примерно 0,3. Если заработки родителей в 2

раза выше средних, то у сына они будут выше средних (для его поколения!)

лишь на 30 %, у внука – на 9 % и т. д. Экономические преимущества сходят на

нет на протяжении жизни примерно трех поколений – от деда к внуку. Проти-

воположное движение – подъем выходцев из бедных семей к среднему уровню

– совершается медленнее. Неравенство в доходах от собственности в гораздо

большей мере передается из поколения в поколение.

Движение человеческого капитала. Смена места работы (мобильность)

сопровождается временной потерей дохода, поиском новой работы, переездом

на новое место жительства. Поэтому смена места работы связана со значитель-

ными краткосрочными инвестициями в человеческий капитал.

Добровольная мобильность – инвестиции, при которых краткосрочные

затраты осуществляются с целью получения долгосрочных выгод. Если теку-

щая ценность (приведенная к текущему моменту времени) выгод, связанных с

мобильностью, превышает издержки, то решение о смене работы или переезде

рационально. Если же дисконтированный поток выгод не компенсирует из-

держки, то люди будут воздерживаться от таких действий. Чем меньше затраты

на смену работы и переезд и больше разница в выгодах от старой и новой рабо-

ты, тем больше пользы от мобильности и тем больше людей будут принимать

решение о смене работы или места жительства.

Притягательность “хороших” регионов перевешивает эффект “выталки-

вания” районов с “плохими” условиями. Наиболее интенсивные потоки мигран-

тов идут в районы с лучшими возможностями для получения работы и высоки-

ми доходами, но не всегда из районов с наиболее низкими заработками. В бед-

нейших районах проживают люди с более низким уровнем благосостояния, об-

разования и профессиональной подготовки, имеющие меньшие возможности

переехать и трудоустроиться после переезда.

Мобильность более высока среди молодежи и образованных людей. Чем

моложе человек, тем больше временной горизонт, на котором он может полу-

чать выгоды от инвестиций в свой человеческий капитал. Поэтому у молодых

людей выше отдача от любых инвестиций в человеческий капитал. Моральные

затраты на миграцию связаны с потерей друзей и знакомых, выгод от деловых и

личных связей, знаний, необходимых для работы, окружающей обстановки. У

молодежи эти потери существенно меньше, чем у людей старшего возраста.

Для одной возрастной группы более вероятна миграция хорошо образованных,

чем малообразованных. Рынок труда для лиц с высоким уровнем образования

значительно шире, чем для малообразованных, и фактически является между-

народным для людей с высшим образованием, знающих языки.

Иммигрант имеет ценность для страны, равную капитализированной раз-

нице между его вкладом в производство и затратами на свое содержание. Но

ценность иммиграции зависит от возможностей получить работу, не лишая её

других рабочих. Иначе запас человеческого капитала в стране, принимающей

иммигрантов, не будет возрастать.

Задания и упражнения:

1) Как личные дарования человека в современной экономике оказываются

источником богатства?

2) Сколько стоит человек?

3) Оцените эффективность инвестиций в ваше образование.

4) Почему пожилые люди менее мобильны?

5) Включать ли товар “рабочая сила” в ВНП?

ГЛАВА II. Эволюционные ресурсы

Рожденный ползать – летать не может. Возможности личного обогащения

пока ограничены ресурсами биосферы Земли. В борьбе за выживание человек

преуспел, а многие виды уступили ему в конкурентной борьбе. Каковы ваши

личные эволюционные перспективы? Они неоднозначны. Нас теснят и на нас

наживаются вирусы, насекомые, мыши и голуби, прочие синантропы. Это глава

о том, как добиться эволюционного успеха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.