КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческий капитал
По происхождению индоевропейцы, в основном, номады. Для кочевников главное богатство – скот. Поголовье крупного рогатого скота – это и есть капи- тал в первоначальном значении слова. Голова скота была мерой стомости, сред- ством обмена и платежа, сокровищем, наконец. Скот плодился и размножался, происходило самовозрастание капитала. Отсюда нетрудно было заключить, что человек – также капитал. Человек как богатство. Рабочая сила является главным фактором произ- водства, а воспроизводство в народнохозяйственном масштабе есть возобнов- ление производства товаров и воспроизводства самой рабочей силы. К. Маркс рассматривал производство человека как второй вид общественного производ- ства. В процессе производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается. Происходит накопление производительной си- лы труда, созидательных способностей человека. Результатом производства фи- зических и умственных способностей к труду является квалифицированная ра- бочая сила. А. Смит писал, что “увеличение производительности полезного труда за- висит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал”. Он счи- тал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и “из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества”. Он отмечал, что “приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основ- ной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатст- ва общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и тре- буют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью”. Развитая рабочая сила проявляется в сложном труде, хотя может реализо- вываться и в простом труде. Но простая рабочая сила, ни при каких обстоятель- ствах не может проявиться в сложном труде. Развитая рабочая сила способна создавать большую стоимость в течение рабочего времени, чем простая, но так как на ее производство расходуется большее количество общественного труда, то она имеет и большую стоимость воспроизводства. К. Маркс писал: “Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, обра- зование которой требует более высоких издержек, производство которого тре- бует большего рабочего времени и которое имеет, поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она в более высоком труде и овеществляется, поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях”. К. Маркс особо подчеркивал значение увеличения свободного времени для развития личности человека: “Сбережение рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития ин- дивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда. С точки зрения непо- средственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек”. Инвестиции в человеческий капитал. Классическим исследование счи- тается книга Г. Беккера “Человеческий капитал” (1964 г.). Человеческий капи- тал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Капиталом является любой актив, генерирующий поток будущих дохо- дов. Развитие способностей работника требует значительных затрат ресурсов и, подобно физическому капиталу, они обеспечивают владельцу более высокий доход. Человеческий капитал воплощен в человеке и не может от него отчуж- даться. Но он может использоваться во внутрисемейном производстве челове- ческого капитала следующих поколений. Важнейшими формами инвестиций в человека являются образование, подготовка на производстве, медицинское обслуживание, миграция, поиск ин- формации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека. Охрана здо- ровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы челове- ка, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. где цена за услуги человеческого капитала выше. Рождение детей и уход за ними представляют собой форму воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении. К затратам на производство человеческого капитала относятся: 1) прямые затраты, в т. ч.: плата за обучение, расходы на смену места жительства и рабо- ты; 2) упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издер- жек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы свя- заны с потерей доходов; 3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и ис- тощает нервную систему, а миграция приводит к потере друзей и знакомых. К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся бо- лее высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, более высокая оценка нерыночных видов деятельности. Чело- веческий капитал является прямым источником потребительских выгод, так как он оказывает влияние на эффективность использования потребительского (сво- бодного) времени человека. В основном используются два метода стоимостных оценок человеческого капитала: стоимость производства и процедура капитализации заработка. Пер- вая процедура заключается в оценивании чистого расхода средств существова- ния; вторая – заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов индивидуума (чистого или валового дохода). Ценность умершего работника определяется: 1) для семьи – потерей до- хода работника за вычетом расходов на его содержание; 2) для самого себя – капитализацией валовых заработков; 3) для общества – капитализация налогов, выплаченных государству данным человеком. Богатство общества в целом можно рассматривать как совокупность че- ловеческого и физического капитала. Общее богатство США в 1991 г. оценива- лось приблизительно в $ 54,5 трлн., из которых $ 26 трлн. (48 %) приходилось на человеческий капитал. Рентабельность образования. Рентабельность человеческого капитала – норма отдачи – исчисляется путем отнесения доходов от него к его стоимости. Норма отдачи, как и норма прибыли, – измеряет степень эффективности инве- стиций и реализует их распределение. Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, а в случае иных активов не меняется. Рационально сначала инвестировать в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно выше, а затем, когда по мере убывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, с тем чтобы впоследствии передать их детям в дар или в наследство. Исходя из этого, Г. Беккер установил важную закономерность: семьи, оставляющие наследство, осуществляют оптимальный размер инвестиций в человеческий капитал детей, тогда как семьи без наследства по большей части недоинвестируют в их обра- зование. Существуют два метода оценки эффективности инвестиций в образова- ние: 1) метод расчета настоящей (текущей) ценности потока будущих доходов и сравнения с ней объема инвестиций в образование; 2) метод внутренней нормы отдачи, показывающий, при какой ставке процента текущая ценность потока будущих доходов равна инвестициям в образование. В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родите- лей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополни- тельных доходов после завершения образования и необходимость осуществле- ния затрат на него. При принятии решений о вложении средств в образование учащиеся и их родители сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам). Человек, поступающий в институт, выбирает один из двух альтернатив- ных потоков заработков: поток I начинается сразу после окончания школы, но при этом не очень велик; поток II (выпускники институтов) первые пять лет от- рицательный (из-за расходов на обучение), но затем становится положительным и быстро растет, превышая заработки выпускников школ. Суммарные заработ- ки за время жизни работников с высшим образованием должны превзойти зара- ботки работников со средним общим образованием. В 1969 г. в США средний пожизненный доход мужчин с высшим образованием превосходил пожизнен- ный доход мужчин со средним образованием примерно на $ 210 тыс. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образова- нием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дис- контирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к на- стоящему моменту времени. Инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование. Родители вкладывают средства в подрастающих детей, надеясь, что когда дети вырастут, родительский труд будет отчасти вознагражден. Хотя бы неко- торые будут заботить о них в старости. Родители тратят средства, пока молоды и сильны, а с наступлением старости и немощи черпают из прежних инвести- ций. Коэффициент трансмиссии неравенства в заработках от родителей к де- тям по всем каналам составляет примерно 0,3. Если заработки родителей в 2 раза выше средних, то у сына они будут выше средних (для его поколения!) лишь на 30 %, у внука – на 9 % и т. д. Экономические преимущества сходят на нет на протяжении жизни примерно трех поколений – от деда к внуку. Проти- воположное движение – подъем выходцев из бедных семей к среднему уровню – совершается медленнее. Неравенство в доходах от собственности в гораздо большей мере передается из поколения в поколение. Движение человеческого капитала. Смена места работы (мобильность) сопровождается временной потерей дохода, поиском новой работы, переездом на новое место жительства. Поэтому смена места работы связана со значитель- ными краткосрочными инвестициями в человеческий капитал. Добровольная мобильность – инвестиции, при которых краткосрочные затраты осуществляются с целью получения долгосрочных выгод. Если теку- щая ценность (приведенная к текущему моменту времени) выгод, связанных с мобильностью, превышает издержки, то решение о смене работы или переезде рационально. Если же дисконтированный поток выгод не компенсирует из- держки, то люди будут воздерживаться от таких действий. Чем меньше затраты на смену работы и переезд и больше разница в выгодах от старой и новой рабо- ты, тем больше пользы от мобильности и тем больше людей будут принимать решение о смене работы или места жительства. Притягательность “хороших” регионов перевешивает эффект “выталки- вания” районов с “плохими” условиями. Наиболее интенсивные потоки мигран- тов идут в районы с лучшими возможностями для получения работы и высоки- ми доходами, но не всегда из районов с наиболее низкими заработками. В бед- нейших районах проживают люди с более низким уровнем благосостояния, об- разования и профессиональной подготовки, имеющие меньшие возможности переехать и трудоустроиться после переезда. Мобильность более высока среди молодежи и образованных людей. Чем моложе человек, тем больше временной горизонт, на котором он может полу- чать выгоды от инвестиций в свой человеческий капитал. Поэтому у молодых людей выше отдача от любых инвестиций в человеческий капитал. Моральные затраты на миграцию связаны с потерей друзей и знакомых, выгод от деловых и личных связей, знаний, необходимых для работы, окружающей обстановки. У молодежи эти потери существенно меньше, чем у людей старшего возраста. Для одной возрастной группы более вероятна миграция хорошо образованных, чем малообразованных. Рынок труда для лиц с высоким уровнем образования значительно шире, чем для малообразованных, и фактически является между- народным для людей с высшим образованием, знающих языки. Иммигрант имеет ценность для страны, равную капитализированной раз- нице между его вкладом в производство и затратами на свое содержание. Но ценность иммиграции зависит от возможностей получить работу, не лишая её других рабочих. Иначе запас человеческого капитала в стране, принимающей иммигрантов, не будет возрастать. Задания и упражнения: 1) Как личные дарования человека в современной экономике оказываются источником богатства? 2) Сколько стоит человек? 3) Оцените эффективность инвестиций в ваше образование. 4) Почему пожилые люди менее мобильны? 5) Включать ли товар “рабочая сила” в ВНП? ГЛАВА II. Эволюционные ресурсы Рожденный ползать – летать не может. Возможности личного обогащения пока ограничены ресурсами биосферы Земли. В борьбе за выживание человек преуспел, а многие виды уступили ему в конкурентной борьбе. Каковы ваши личные эволюционные перспективы? Они неоднозначны. Нас теснят и на нас наживаются вирусы, насекомые, мыши и голуби, прочие синантропы. Это глава о том, как добиться эволюционного успеха.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |