Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Киевская Русь




 

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья IX – XII вв. стала Киевская Русь. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – геополитическая и пространственная ситуация – государство Русь занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства.

Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, культуры, языка и создавать сильную государственную власть.

Государство восточных славян, получившее политико-географическое название «Русь», возникло в IX в. Вначале, в IX в., сформировалось два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, кривичей и финноязычных племен на севере, в районе озера Ильмень. К тому времени создались объективные предпосылки для объединения северного и южного центров государственности восточных славян. Политически это объединение осуществили северные (новгородские) князья. Однако центром Древнерусского государства стало более развитое в экономическом отношении Среднее Поднепровье. Русский монах-летописец начала XII в. Нестор, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словени, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. – Авт. ) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». В 862 г. власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии Рюриковичей, просуществовавшей до конца XVI в.

Правивший после Рюрика его родственник князь Олег (879 – 912),совершив поход из Новгорода вниз по Днепру, взял Смоленск, главный город кривичей, затем Любеч, хитростью овладел Киевом, где и утвердился, став в 882 г. новгородским и киевским князем. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. В соответствии с летописной традицией 882 год принято считать годом образования Древнерусского государства с центром в Киеве.

Летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Отметим, что в длительной дискуссии между так называемыми норманистами и антинорманистами важную, а порой и решающую роль играли политико-идеологические соображения. Норманисты утверждали, что государство на Руси было создано скандинавами-норманами (у нас их называли варягами), их оппоненты это отрицали.

Дискуссионной является и проблема происхождения названия “Русь”. Наиболее разработанной является “скандинавская” версия. Она исходит из того, что в основе слова “Русь” лежит древнескандинавский глагол “грести”, означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Некоторые же исследователи высказывают предположения об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова.

В настоящее время не вызывает сомнений как автохтонное (т.е. на местной славянской основе) формирование государства Русь, так и значительное участие в этом процессе выходцев из Скандинавии, которые сыграли активную роль в образовании господствующего слоя. То, что дружинники – викинги не создавали на Руси новых политических структур, а лишь включились в шедшие здесь процессы государствообразования, подтверждается типологическим сходством и синхронностью генезиса феодализма у славян и скандинавов.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX – середина X в.) – время первых киевских князей. Второй (вторая половина X – первая половина XI в.) – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период – вторая половина XI – начало XII в., переход к территориально – политической раздробленности.

Продолжая повествование о первых киевских князьях, отметим, что преемником Олега стал Игорь (912 – 945), по летописи, сын Рюрика. В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам, убив их послов и уничтожив столицу древлян Искоростень.

Она же отменила опасное “полюдье”, установив твердый размер дани (“уроки”), сроки ее сдачи и место сбора (“погосты”). Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти. Сын Ольги и Игоря Святослав (945 - 972) уделял мало времени внутренним делам государства и прославился своими военными походами.

После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава (от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги) – Владимир. Он правил с 980 по 1015 гг. Именно в этот период завершилось становление древнерусской государственности.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи – объездах, исходящих из Киева. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость. В целом же в X в. государство именовалось “Русь”, “Русская земля”. Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.

С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием в политической и культурной жизни Руси. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств завершается оформление государства Русь с правящей династией Рюриковичей и единым господствующим слоем, включавшим дружины киевского князя и его родственников – вассалов. В этих условиях сохранившиеся следы былой независимости стали неприемлемы для центральной власти. В идеологии же пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения.

Сразу же после того как Владимир, устранив своего старшего брата Ярополка (972 – 980), овладел в 980 г. киевским престолом, он попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном – богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата, и через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией, о принятии монотеистической религии.

Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.

Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывающуюся в древнерусском обществе. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную.

Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне. 988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно утвердилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Всего для утверждения христианства на Руси потребовалось 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Швеции понадобилось 250 лет для принятия христианства, Норвегии – 150 лет. Во главе православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. С христианством на Русь приходит распространение грамотности, строятся замечательные архитектурные памятники – церкви и храмы, развивается живопись, литература.

Характеризуя внешнеполитическую деятельность Киевской Руси, следует отметить, что в IX в. ее наиболее опасным противником был Хазарский каганат. Зависимость некоторых восточнославянских союзов племенных княжеств от Хазарии была ликвидирована только к середине X в. Но уже в 964 – 965 гг. князь Святослав нанес решающий удар по Хазарскому каганату, после чего тот прекратил свое существование.

Важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской империей – наиболее могущественным государством Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Периоды мира, во время которых процветали торговые связи, сменялись военными конфликтами, но росло духовное влияние Византии.

Походы в Византию предпринимались не однажды. В 907 г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники – варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

Князь Игорь в 941 г. совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве (русские корабли были сожжены “греческим огнем”). Тогда в 944 г. киевский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз до сражения не дошло и был заключен новый мирный договор, несколько менее выгодный для Руси, чем договор Олега.

Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 г. (этот вопрос спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство.

Сын Игоря и Ольги Святослав (он оставался язычником, несмотря на уговоры матери) после разгрома им Хазарии в 965 г. по договоренности с византийским императором Никифором Фокой выступил против Дунайской Болгарии. Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае. Отсюда он начал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя, в 968 г. едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле (на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийской дипломатией печенеги устроили засаду, и Святослав был убит. При Владимире отношения с Византией вступили в новый этап.

Отношения с тюркоязычными печенегами, в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Владимир сумел организовать оборону южных границ, построив сторожевые крепости вдоль пограничных со степью рек – Десны, Сейма, Сулы, Роси.

После смерти в 1015 г. Владимира между его детьми вспыхнула рознь, в результате которой власть в Киеве перешла к княжившему до этого в Новгороде Ярославу (1019 – 1054).

Этот князь, получивший прозвище Мудрый, был известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку. Следует отметить, что при Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор – храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучение грамоте.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода – Владимир Мономах.

Новый этап развития Древнерусского государства начинается на рубеже XI и XII вв., когда оно распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств.

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лествичного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) начались усобицы. Долгие кровавые столкновения между многочисленными сыновьями и внуками знаменитого князя, переход Киева из одних рук в другие привели к бесчинствам иностранных наемников, используемых князьями в борьбе друг с другом, и ослабили Русь перед лицом половецкой угрозы. Необходимо было принимать быстрые и неординарные меры.

В 1097 г. в Любече собрался княжеский съезд. Для предотвращения ослаблявших Русь междоусобиц съезд установил новый принцип организации власти: “Кождо да держить отчину свою”. Отныне Русь считалась уже не единым владением княжеского рода, а совокупностью “отчин”, которыми наследственно владели различные ветви княжеской династии. В силу новизны предложенный выше принцип не мог стать непреложным законом – усобицы вскоре возобновились.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах, прославившийся походами на половцев. Во время его княжения (1113 – 1125 гг.) обстановка была стабилизирована. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил “ворошить летописцы”, часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей – шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись “Повесть временных лет”. Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу I Великому (1125 – 1132 гг.) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств – государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Как же шло социально-экономическое развитие Руси? Отметим, что формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее. На Руси IX в., как уже отмечалось, формируется система эксплуатации лично свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани (полюдье). В X в. возникает, а в следующем столетии укрепляется домениальное (вотчинное) землевладение киевских князей. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати – бояр, а также у церкви.

В XII – в первой половине XIII в. вотчинное землевладение растет, но его роль в сопоставлении с государственно-феодальными формами остается второстепенной. Большинство непосредственных производителей продолжает быть лично свободными и зависимыми только от государственной власти, представленной князьями и их дружинниками, а эксплуатируется путем взимания дани и иных государственных податей.

Господствующий слой раннефеодального общества, организованный в дружинную корпорацию, отличался довольно значительной «внутрисословной демократией»: князь в эту эпоху еще не полновластный монарх, а скорее «первый среди равных». Его обязанностью являлось распределение дани среди дружинников. Решения по всем важным государственным вопросам князь принимал после совета с ними.

Становление феодальных отношений сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс законов древней Руси назывался «Правда Русская», первоначально бытовал в устной форме. В X в. некоторые его формы были включены в договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. В первой половине XI в., в княжение Ярослава Мудрого, утверждаются два законодательных кодекса – Древнейшая правда (или «Правда Ярослава») и «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую краткую редакцию «Русской правды». В начале XII века по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской Правды». В нее помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений, связанных с появлением боярского землевладения, лично зависимого от феодалов населения и т.д.

Время появления феодального землевладения остается в исторической науке предметом споров. Проблема зарождения феодализма и формирования социальных отношений вызывала дискуссии с конца 20-х гг. XX в. и была центральной в работах Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова. Изучение этой проблемы в последующие годы Б.А. Рыбаковым, Л.В. Черепниным и другими учеными выявило расхождение в понимании влияния «феодальных факторов» на развитие общества, его структуры, внешних и внутренних условий формирования зависимого населения. Многие разделяют мнение Л.В. Черепнина о разложении первобытнообщинного строя у восточных славян в VIII—IX вв. и постепенном утверждении на протяжении X—первой половины XI в. раннефеодальных отношений. Согласно этой точке зрения, во второй половине XI—XII в. завершается становление всех основных социально-экономических и политических институтов феодального строя.

Другая точка зрения связана с именем И.Я. Фроянова, который считает, что в Древнерусском государстве существовало по крайней мере два социально-экономических уклада: свободные общинники и значительный слой рабов. Большинство же историков полагают, что Киевская Русь — раннефеодальное государство, сочетающее в себе элементы феодализма и пережитки первобытнообщинного строя.

Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Славянская письменность, созданная византийскими монахами миссионерами Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., получила развитие в славянских государствах, исповедовавших христианство в восточном варианте: на Руси, в Болгарии и Сербии. В отличие от стран Западной Европы и славянских государств Польши и Чехии, в которых утвердился западный, католический вариант христианства и языком богослужения, а отсюда раннесредневековой литературы – стала латынь, церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке и литература была славяноязычной. Благодаря этому, после принятия христианства, на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще в во второй половине IX в.) большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской, христианской.

Широкое распространение среди населения получила грамотность. Об этом свидетельствуют многочисленные находки писем на бересте – берестяных грамот. Наибольшое количество берестяных грамот найдено в Новгороде (что обусловлено особыми почвенными условиями Поволховья).

Уже в XI в. возникает оригинальная русская литература. Именно она стала значительной по своим достижениям отраслью древнерусской культуры. Самым ранним из дошедших до нас оригинальных литературных произведений Древней Руси является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.). В XI в. зарождается жанр летописи. Наиболее известный памятник раннего летописания «Повесть временных лет» (начало XIII в.). В этом произведении история «Русской земли» подана в контексте общеславянской истории, а та, в свою очередь, вписана в историю мировую. В XII – начале XIII в., с формированием самостоятельных княжеств – земель, во многих из них начинает вестись собственное летописание.

Устное народное творчество получило свое наиболее яркое выражение в былинах – эпических песнях, повествующих о подвигах русских богатырей. Былины создавались в течении всей эпохи средневековья, но значительная часть былинных сюжетов (в частности циклы былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Вольге, Волхе Всеславиче, Садко) связана своим происхождением с событиями домонгольского периода русской истории. «Эпическим временем» русских былин, к которому привязано большинство из этих сюжетов (включая и те, которые основаны на фактах, имевших место в иное время) является эпоха Владимира Святославича, время, когда завершилось складывание Киевской Руси.

Высокого уровня достигло на Руси каменное зодчество и церковная живопись. Наиболее ранним, из сохранившихся до нашего времени памятников архитектуры, являются соборы святой Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове (созданные в 30-40-х годах XI в.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.