Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная экспертиза 4 страница




Проблемы моральной ответственности инициаторов социального проекта остаются актуальными. Это теснейшим образом связано с двумя обстоятельствами.

Первое состоит в том, что любое социальное нововведение затрагивает интересы людей и может иметь как позитивные, так и негативные последствия (что мы уже не раз отмечали выше).

Нередко негативные последствия — прямой результат позитивных. Характерно использование национальных лотерей в европейских странах для развития социальной сферы. Значительная часть выручки от таких лотерей идет на благотворительные цели. В Великобритании годовой доход от продажи лотерейных билетов составляет 7 млрд. долл., во Франции и в Испании — более 6 млрд. долл., в Италии — почти 4 млрд. долл. Около 40% этих средств идет на уплату налогов, на поддержку искусства, на социальные мероприятия (например, в Испании — на материальную поддержку слепых). Наряду с этим опасные последствия лотереи для общества не раз вели к запрещению этого вида деятельности. В Великобритании, например, лотереи были запрещены с 1826 по 1994г. как наивысшее выражение аморализма. После возобновления проведения национальной лотереи в стране получили распространение психические расстройства на почве увлечения игрой. «Распадаются браки, когда мужья и жены подают друг на друга в суд, чтобы решить, кто из них является владельцем выигравшего билета. Многие врачи убеждены, что лотерея вредит здоровью нации, поскольку люди тратят деньги на игру, а не на питание и отопление. Исследования показывают, что бедная часть населения тратит на лотерейные билеты больше, чем богатая»12.

Второе обстоятельство — наше стремление самовыразиться в проекте. Делая его для других, мы делаем его прежде всего для себя. Здесь сталкиваются уровни личного и общественного, трудно соединимые в социальной теории и обладающие огромным числом взаимопереходов на практике.

Фактически социально-проектная деятельность оказывается мостом между различными уровнями реальности, между различными мирами, обладающими своими моральными эталонами. Такой мост (или переход) между уровнями, следовательно, оказывается путем к смене тезаурусов, предваряет эту смену и приобретает сложные отношения с моральными предписаниями.

Мы сталкиваемся с трудной проблемой морального выбора авторов проекта, которая не всегда получает ответ в категориях общепринятых моральных норм. Здесь социальное проектирование оказывается лицом к лицу со своей природой, которая выражается в установке на изменение общества. Социальная статика представляет мир как мозаику. Островки социальности могут сосуществовать на основах взаимного безразличия. Переводя социальную статику в динамическое взаимодействие, социальное проектирование нарушает и баланс сил, обеспечиваемый взаимным безразличием. На его место в островках социальности приходит внимание, а вслед за этим и оценка — положительная или отрицательная. На уровне иррационального общественного настроения или осознанного целенаправленного социального действия инновационный заряд начинает влиять на общество — но каково это влияние? Каковы моральные качества рождающейся ценности? Поставим же и перед собой этот моральный вопрос: какой импульс дает наш проект для социальной динамики?

Вопросы для повторения и практические задания

1. Определите, какой тип управленческой структуры лучше подходит для реализации разработанного Вами социального проекта.

2. Завершение проекта и ликвидация проекта — это одно и то же?

3. Представьте, что Ваш проект не получил поддержки на конкурсе проектов. Как Вы проанализируете эту ситуацию, что из нее извлечете на бyдущее?

 


Общие выводы

 

Основные вопросы социального проектирования, столь важного инструмента совершенствования социальной политики, ведения более эффективной социальной работы, рассмотрены. Подведем итоги.

1. Социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Независимо от того, какого рода объекты проектируются, оно несет на себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта. Эта система составляет основу тезауруса — полного систематизированного состава информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющего в ней ориентироваться.

2. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели, задачи, содержание, форма предопределены тезаурусом инициатора. Субъектная ориентация хорошо видна на микро- и малых проектах. В крупных проектах субъектная ориентация менее заметна, но и в них она присутствует (прямо или косвенно) через замысел, постановку целей проекта, концептуализацию основных положений.

3. Субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход к социальному проектированию не противопоставлен объектно-ориентированному и проблемно-ориентированному подходам: каждый из них основывается на определенном ракурсе реальности и дополняет другие подходы. Три выделенных подхода отличаются лишь по ведущей тенденции социального проектирования.

4. Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого из проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности.

5. Каким бы ни планировался конкретный результат социального проектирования, зерном проекта является создание новой социальной ценности. Поскольку нормативно-ценностная система инициатора проекта лежит в той же плоскости, что и целеполагание проекта, она становится стержнем проектирования. Социальный проект — отражение тезауруса инициатора как по содержанию, так и по форме.

6. Хотя проектные задачи разнообразны, технология подготовки социального проекта как текста типична. Описание проекта целесообразно строить по концентрическим кругам: краткое описание проекта имеет задачей заинтересовать тех, кому проект адресован или у кого запрашивается соответствующая поддержка; более развернутое описание позволяет представить аргументацию проекта; самое подробное описание проекта предназначено для экспертов по разным направлениям (финансовое, кадровое, организационное обеспечение и т. д.), на основе этого описания эксперты формулируют заключение по проекту для принятия управленческого решения.

7. Использование различных методов подготовки проекта не только делает его более продуманным, реалистичным и конкурентоспособным, но и создает благоприятные условия для формирования команды проекта.

8. Социальное прогнозирование и социальная диагностика обеспечивают концептуальную проработку социального проекта, выявляя его жизнеспособность. Социальное прогнозирование ориентирует относительно принципиальной достижимости целей проекта и возможных позитивных и негативных последствий его реализации для общества (сообщества), социальная диагностика ориентирует относительно достаточности ресурсов для достижения целей проекта.

9. Реализация социальных проектов имеет общие черты в организационно-управленческом аспекте. Для управления социальным проектом обычно используется комбинация «чистых» типов управленческих структур: функциональной, матричной и проектного управления. Контроль как способ обратной связи, необходимой для реализации проекта в соответствии с его целями, осуществляется на всех этапах работы. На завершающем этапе контрольная функция соединяется с подведением общих итогов работы над проектом.

10. Тезаурусный подход к социальному проектированию соответствует современным представлениям о стратегии принятия управленческих решений в социальной сфере. Одновременно он позволяет более определенно ставить вопрос о моральной ответственности инициаторов проекта перед обществом за предлагаемое социальное нововведение.


ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 1

1. Цит. по: Богуславский В. М. Скептицизм в философии. — М.: Наука, 1990.-С. 14.

2. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. /Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1970. — Т. 3. — С. 525.

3. См.: Коган М. «Неладно что-то в Датском королевстве...» (Струензе и его реформы) / Прометей: Историко-биограф. альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 5. — М.: Мол. гвардия, 1968. — С. 371-379.

4. См.: Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. — М.: Фенинс, 1994. — С. 660.

5. См.: Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. — Boston: Richard G. Badger, 1918. — \fol. I. — P. 21-22.

6. См.: Znaniecki F. Cultural Sciences. — Urbana: Univ. of Illinois, 1952.— P. 238-260.

7. Фромм Э. Душа человека: Пер. с нем. и англ. — М.: Республика, 1992. - С. 86.

8. Политическая энциклопедия: В 2т. /Нац. обществ.-науч. фонд; Рук. науч. проекта Г. Ю.Семигин. — М.: Мысль, 1999. — Т. 1. — С. 438.

9. Pound R. Introduction to the Philosophy of Law. — N. Y, 1922. — P. 99. См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. I: Чары Платона: Пер. с англ./Под общ. ред. В. Н. Садовского. — М.: Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. — С. 262.

10. Поппер К. Указ соч. — С. 53-54.

11. Социологи России и СНГ ХIХ-ХХ вв.: Биобиблиогр. справочник/Редкол/ Ж. Т. Тощенко и др. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 62.

12. Социология в России. — 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. B. А. Ядова. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — С. 216.

13. См. там же. — С. 35.

14. См.: Грудулс А. Я. «Социальная инженерия» на службе современного капитализма. — М., 1972; Философский энциклопедический словарь /Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — С. 609.

15. См.: Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы /Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Т. М. Дридзе. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1994. — С. 7.

16. Поппер К. Указ. соч. — С. 202.

17. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. — М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - С. 569.

18. См.: Утопия и утопическое мышление: Антология зарубеж. лит. -4 М.: Прогресс, 1991. - С. 7.

19. См.: Прогнозное социальное проектирование. — С. 5. J

20. Тощенко Ж. Т. Социология. - М.: Прометей, 1994. - С. 319.

21. Курбатов В. Я., Курбатова О. В. Социальное проектирование? Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — С. 8.

22. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — М.: Наука, 1993. — С. 45.

23. Тощенко Ж. Т. Указ. соч. - С. 320-321. > • 24. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. — М.: Наука, 1990. —

C. 209-210.

25. Прогнозное социальное проектирование. — С. 12.

26. См. там же. — С. 13. Ч

27. Там же. - С. 16.

28. Там же. - С. 5. t

29. См. там же. - С. 27, 30.

30. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские' лекции и интервью. — М.: АО «KAMI»; Издат. центр «Academia», 1995. - С. 88. 1

31. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки полит, теории: Пер.? с нем. - СПб: Наука, 2001. - С. 415.

32. Текст цитируется по изд.: Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев; Золотой теленок. — Орджоникидзе: Ир, 1979.

Глава 2

1. См.: Управление проектами/Под общ. ред. В. Д. Шапиро. — СПб.: Два Три, 1996. - С. 41.

2. Мильман В. Э. Цель как способ проектирования деятельности / Системные исследования: Методол. проблемы. Ежегодник. 1986. — М.: Наука, 1987. - С. 105.

3. Бриглебб Т. Рурская область: прорыв на Западе / Deutschland. — 1999. - №4. - С. 55.

4. Там же.

5. См.: Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь /Под общ. ред. В. Н. Бобкова, А. П. Починка. — М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. - С. 252.

6. См.: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1994. - С. 609-610.

7. См.: Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь. — С. 253.

8. Кромолицкая Б. Волонтеры в хосписе: Щецинский домашний хоспис /Пер. с польск. под науч. ред. А. И. Ковалевой. — М.: Социум, 2001. - С. 21.

9. Там же. - С. 28.

10. См. там же. - С. 80.

11. См.: Луков В. А., Рябов Е. С. Объединения предпринимателей в современной России: Социологич. аспекты воздействия ОП на развитие малого бизнеса: Монография/Нац. ин-т бизнеса. — М., 2001. — С. 60-62.

12. См.: Смирнов Э.А. Основы теории организации. — М.: Аудит; ЮНИТИ, 1998. - С. 10; Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Теория организации: Учеб. пособие. — М.: Нац. ин-т бизнеса, 2001. — С. 11.

13. См.: Смирнов Э. А. Указ. соч. — С. 14.

14. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы /Минобразование России. - М., 2002. - С. 216.

15. См.: Гофман А. Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. — 2-е изд. — М.: Наука, 2000.

16. См.: Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социол. исследования. — Калининград: Янтарный сказ, 2001. — С. 287.

17. Чумиков А. И. Связи с общественностью. — М.: Дело, 2000. — С. 47.

18. См.: там же. — С. 48.

19. См.: Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. — М.: Голос, 2001. -С.477-547.

20. См.: Курбатов В. И., Курбатова О. В. Указ. соч. — С. 56-62.

21. Практическое руководство по Всемирному десятилетию развития культуры 1988-1997: Проводится под эгидой Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. - Париж: ЮНЕСКО, 1988. - С. 39.

22. Шереги Ф. Э. Социология образования: прикладные исследования. — М.: Academia, 2001. — С. 10.

23. См.: Шайян Ж. От планеты чудес технического прогресса к фестивалю идей «ЭКСПО 2000», или краткая история Всемирных выставок: от Лондона 1851г. до Ганновера 2000 r./Deutschland. — 1997.— №4. -С. 6-11.

24. См.: ЭКСПО 2000 — инвестиция в будущее: Вернер Мюллер о выставке как экономическом факторе // Deutschland. — 2000. — № 1. — С. 6-9.

25. См.: Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. — С. 390-391.

26. См. там же. — С. 255.

27. См.: Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»/Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации: Сб. док. /Под общ. ред. В. А. Лукова. — М., 2000. - Ч. 2. - С. 40 (п. 5 ст. 10 Закона).

28. См.: Управление проектами. — С. 50.

29. См.: Кочетков А. И. Экономика предприятия: Учеб. пособие/Нац. ин-т бизнеса. — М., 1999. — С. 118-122.

30. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Указ. соч. — С. 266.

31. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз: Пер. с англ. —2-е изд.— М.: Филинъ, 1998. — С. 11.

32. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Официальн. издание. — М.: Юрид. лит., 1996. — С. 155 (п. 1 ст. 821).

33. См.: Закон Московской области «О региональной государственной молодежной политике в Московской области» от 7.12.95 г. / Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты /Общ. ред. и сост. В. А. Лукова. -М., 1996. -Ч. 4. —С. 175 (ст. 21 Закона).

34. См.: Словарь терминов современного предпринимательства /Под ред. В. В. Морковкина. — М.: Радикс, 1995. — С. 90.

35. См.: Положение о конкурсе проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений и программ поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений, направленных на реализацию подпрограммы «Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений» федеральной целевой программы «Молодежь России» в 2001 году. Приложение №1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 23.03.2001 № 1139.

36. См.: Яковлев С. Некоторые данные о частной благотворительности в Москве /Антология социальной работы: В 5 т. — М.: Сварогь — НВФ СПТ, 1994. -Т. 1. -С. 69-79.

37. Гаршери Л. Хромой дьявол Анжелики / Мир новостей. — 1999. 4 декабря. — С. 29.

38. См.: Цандер Б. Без оплаты, но не зря: граждане берутся за дело на общественных началах /Deutschland. — 1998. — №2. — С. 18-21.

39. См.: Управление проектами. — С. 52.

40. Мы пользуемся информацией, распространенной в марте 1999 г. Британским фондом ноу-хау (Know How Fund) и Посольством Великобритании в России.

41. См.: Управление проектами. — С. 52—53.

42. См.: Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» /Рос. газета. — 1996. 1 октября.

43. Набокина А. Новости ЕС/Европа. - 1997. - № 2-3. - С. 5.

44. The Door is open for you: A Center of alternatives. — N. Y, s. a. 45. См.: Veblen T. The Theory of the Leisure Class. — N. Y: Mentor, 1953.

46. Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. — 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Экономика, 2001. — С. 55.

47. Островский А. Н. Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Гослитиздат, 1960.-Т. 5.-С. 306-307.

Глава 3

1.См.: Управление проектами. — С. 58.

2. Тощенко Ж. Т. Указ. соч. - С. 322. -

3. Там же. - С. 323.

4. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1997. - С. 69.

5. Там же. — С. 71.

6. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма. — М.: Правда, 1989. — С. 91, 93-103.

7. КарнегиД. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — С. 114-115.

8. См.: Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества: Опыт систематизации. — М.: Наука, 1984. - С. 59-60.

9. См.: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Указ. соч. — С. 262.

10. Морозовский проект/Академия менеджмента и рынка. (Листовка).

11. Там же. 12. См.: Управление проектами. — С. 60.

13. См.: Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. — М.: Пед. об-во России, 2001. — С. 184»

14. См.: Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации. — М.: Наука, 1987. - С. 57.

15. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. /РАН. Ин-т рус. яз.; Гл. ред. К. С. Горбачевич. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1994. - Т. 5-6. - С. 301-302.

16. Мы пользуемся материалами, подготовленными Foundation for International Partnership для авторов из Украины, Белоруссии и Молдовы, принимающих участие в конкурсе проектов на получение гранта.

17. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год: Доклад Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству Российской Федерации/Гос. ком-т Рос. Федерации по делам молодежи; Сост. и отв. ред. В. А. Луков. — М., 1996. — С. 106.

18. Излагаем по: Кризис буржуазной цивилизации и поиски «нового стиля жизни»: Реф. сб. /ИНИОН АН СССР. — М., 1983. — Вып. 2. — С. 154-160.

19. См.: Современная система управления для современного предприятия//Бизнес. - 1994. - №3-4. - С. 44-48.

20. См.: Буров В. П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы. - М.: ЭКМОС, 2000. - С. 10.

21. КарнегиД. Указ. соч. - С. 204, 205.

22. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — С. 480.

23. Как стать предприимчивым и богатым: Из американских рецептов. - М.: Мол. гвардия, 1991. — С. 70.

24. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1988. - С. 201.

25. См.: Пронников В. А., Ладанов И. Д. Управление персоналом; в Японии: Очерки. - М.: Наука, 1989. - С. 143.

26. Мы основываемся на описании метода, данного в кн.: Соколов В. Н. Педагогическая эвристика: Учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 1995. - С. 194-196.

27. См.: Хрупкий Е. А. Организация проведения деловых игр. — М.: Высш. школа, 1991. — С. 3—4.

28. См.: Соколова. Н. Указ. соч. - С. 189.

29. Там же.-С. 192-193.

30. Красовский Ю. Д. Сценарии организационного консультирования. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — С. 91.

Глава 4

1. Голан Н. Вмешательство в кризисную ситуацию / Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. — М.: Центр общечел. ценностей, 1993.-Т. 1.-С. 112.

2. См.: Девятка И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — С. 10.

3. Ковалева А. И., Луков Вал. А., Луков Ел. А. Совершенствование системы образования коренных малочисленных народов Севера: Концепция проекта/НИЦ при Ин-те молодежи. — М., 1998. — С. 6. г

4. Ср.: Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках /Ред.-координатор Г. В. Осипов. - М.: Инфра-М-Норма, 1998. — С. 247.

5. Deutschland. - 2002. - № 1. - С. 26.

6. См.: Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. — М.: Наука, 1995. — С. 75-76.

7. См.: Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества/ Информ. бюл. мониторинга/ВЦИОМ. — 1996. — №1. — С. 7-15; ее же. Социально-трансформационная структура России // Общество и экономика. —1999. —№3—4. —С. 17-27; Левада Ю. От мнений к пониманию: Социол. очерки 1993-2000. —М.: МШПИ, 2000.

8. См.: Из опыта поддержки общественных инициатив и добровольчества/Центр гуманит. исследований и проектов «Восток-Запад»; Сост. С. В. Алещенок. — М.: Беловодье, 1998.

9. Мониторинг социально-экономического потенциала семей: Второй этап /Минсоцзащиты РФ, Госкомстат РФ. — М., 1996. —С. 10; Российский статистический ежегодник. 1999: Стат. сб. /Госкомстат России. - М., 1999. - С. 141, 155; www.sura.com.ru/DP/DP152/7.HTM

10. См.: Сысенко В. А. Прожиточный минимум как методологический принцип в оценке экономических мер социальной поддержки семей различных типов/Семья в России. —1994. — № 1. — С. 109.

11. См. там же. — С. 105.

12. См. там же; Российский статистический ежегодник. 1999. — С. 141.

13. См.: Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих /Под общ. ред. Д. А. Поспелова. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 63.

14. См. там же.

15. См.: Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991.

16. Тощенко Ж. Т. Указ. соч. - С. 305.

17. См.: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Указ. соч. — С. 692.

18. См.: Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. — С. 6; Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека: Критич. анализ идей Римского клуба. — М.: Политиздат, 1982. — С. 14—15; Римский клуб: История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы /Под ред. Д. М. Гвишиани. - М.: УРСС, 1997. - С. 122-146.

19. См.: Лейбин В. М. Указ. соч. - С. 22-23.

20. Римский клуб. - С. 308.

21. Маркс К. Наемный труд и капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 6. - С. 446.

22. См.: Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — С. 79.

23. См. там же. — С. 13.

24. См.: Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. - С. 87.

25. См.: Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — С. 75—76.

26. См.: Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. — С. 28-29.

27. Там же. - С. 24-25.

28. См.: Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. — С. 36.

29. См.: Философский энциклопедический словарь. — С. 513.

30. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1995. — С. 457.

31. Сорокин В. И. Управление рисками чрезвычайных ситуаций / Безопасность. Информ. сб. Фонда нац. и междунар. безопасности. — 2001.-№3-4.-С. 87.

32. См.: Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. - М.: Наука, 2001. - С. 14-17.

33. Там же. - С. 30.

34. Там же. — С. 35. Тема рисков рассмотрена Гидденсом в его книге: Giddens A. Runaway World: How Globalisation Is Reshaping Our Lives. — London: Profile Books, 1999. - P. 20-35.

35. См.: Современное социальное управление: Курс лекций /В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, А. О. Доронин и др. — М., 2000. — С. 91.

36. См.: Суслаков Б. А. Идентификация социальных систем. — М., 1997. - С. 27-30.

37. Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. — М.: Логос, 1998. — С. 4.

38. Красовский Ю. Д. Сценарии организационного консультирования. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — С. 107.

39. Масленников Е. В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологическом исследовании. — М.: Наука, 2001.

40. См.: Теория прогнозирования и принятия решений /Под ред. С. А. Саркисяна. — М.: Высш. школа, 1977. — С. 150.

41. См.: Основы прикладной социологии/Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. — М.: Интерпракс, 1996. — С. 64.

42. См.: Теория прогнозирования и принятия решений. — С. 151.

43. Цит. по: Белановский С. А. Глубокое интервью. — М.: Никколо-Медиа, 2001.-С.95-96.

44. См.: Грановская Р. М. Указ. соч. — С. 466-469.

45. См.: Albertson L., Culter Т. Delphi // Futures. — 1976. — 8. -№5. - P. 397-404.

46. См.: Centron N. J., Ralph С. A. Industrial Applications of Technological Forecasting. — N. Y: Wiley, 1971.

47. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 1998. — С. 216.

Глава 5

1. См.: Управление проектами. — С. 570.

2. См. там же. — С. 387.

3. См.: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Указ. соч. — С. 337.

4. См. там же. — С. 342-346.

5. См.: Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 1998. - С. 48-51.

6. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие /Отв. ред. Ю. М. Жуков и др. — М.: Наука, 1994. - С. 48.

7. См.: Травин В. В., Дятлов В. А. Указ. соч. — С. 52-56.

8. См.: Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии: Учеб. пособие. - М.: Наука, 1994. — С. 163.

9. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. - М.: Наука, 1989. - С. 175.

10. См.: Управление проектами. — С. 405-406.

11. Книга рекордов Гиннесса: 1988: Пер. с англ. — М.: Сов. Россия, 1989. -С.23.

12. Варлей Д Любимая забава: Национальные лотереи в странах ЕС /Европа. - 1997. - №2-3. - С. 26.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — М.: Наука, 1993. — 233 с.

Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. — М.: Пед. об-во России, 2001. — 389с.

Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2001. — 327 с.

Ильинский И. М. Образовательная революция. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. — 592 с.

Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. — М.: ОАО Типография «Новости», 2000. — 366 с.

Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования.- М., 1992. -244с.

Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 412 с.

Луков В. А. Социальная экспертиза /Ин-т молодежи. — М., 1996. - 144 с.

Луков В. А. Социальное проектирование и прогнозирование: Учеб. пособие/Ин-т молодежи. — М.: Социум, 1998. — 160с.

Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2001. - 294с.

Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы /Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Т. М. Дридзе. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1994. - 303 с.

Романенко И. В. Социальное и экономическое прогнозирование: Конспект лекций. — СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64с.

Российская энциклопедия социальной работы /Ин-т социальной работы; Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. — М., 1997. — Т. 1. — 364 с.; Т. 2. - 405 с.

Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь /Под общ. ред. В. Н. Бобкова, А. П. Починка. — М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. - 288 с.

Социально-молодежная работа: международный опыт: Учеб.-методич. пособие /Гос. ком-т РФ по делам молодежи; Ин-т молодежи. Центр образования молодежи «Демократия и развитие». - М., 1997. - 288 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.