Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Век Просвещения. Российская империя в уш В. 1 страница




Степана Разина, т. II. Часть 1. -М., 1957,N 53, С. 65)

ГРАМОТА ОТ С.Т. РАЗИНА

В.О. Ключевский об Алексее Михайловиче

С. 86,88,89,102-103.)

Акты Земских Соборов.-т.3,М., 1985.-

В.О.Ключевский (1841-1911гг.)-знаменитый русский историк. Академик Петербургской АН. Основные труды: “Курс русской истории”, “Боярская дума Древней Руси” и др.

 

"Царь Алексей.., чтобы не выбирать между стариной и новшествами.., не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Привычки, родственные и другие отношения привязывали его к стародумам; нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергических людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь и не мешал этим новаторам, даже поддерживал их, но только до первого раздумья, до первого энергичного возражения со стороны стародумов. Увлекаемый новыми веяниями, царь во многом отступал от старозаветного порядка жизни, ездил в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, водил ее и детей на иноземную потеху, "комедийные действа " с музыкой и танцами, поил допьяна вельмож и духовника на вечерних пирушках, причем немчин в трубы трубил и в органы играл; дал детям учителя, западнорусского ученого монаха, который повел преподавание дальше часослова, псалтыря и Октоиха, учил царевичей языкам латинскому и польскому. Но царь Алексей не мог стать во главе нового движения и дать ему определенное направление, отыскать нужных для того людей, указать им пути и приемы действия. Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве... "

(Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. Т. 3. -М., 1988.- С. 309.)

 

Социальный протест против усиления крепостничества и нарушение былых казачьих привилегий (в частности, запрещения "походов за зипунами", т.е. пограничных набегов) вылился в движение под предводительcтвом С.Т. Разина. Объединил восставших лозунг "за хорошего царя" и "против мирских кровопийц (т.е. местного аппарата управления)", что хорошо видно из"прелестных грамот" Разина.Текст одной из таких грамот приводится ниже:

Грамота от Степана Тимофеевича Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кровопивцев выводить. И мои казаки како промысь станут чинить, и ва (м) бы итить к ним в совет, и кабальныя и опальныя шли бы в по(л)к к моим казакам....

 

(Крестьянская война под предводительством

ТЕМА 5

Теоретическое изучение

В процессе самостоятельной работы по изучению данной темы руководствуйтесь следующим планом:

5.1 ХУШ век в европейской и мировой истории. Экономические и социально - политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.

5.2 Складывание абсолютизма. Начало модернизации и европеизации России

5.3 Значение реформ Петра 1 для исторического развития Российского государства. Точки зрения.

5.4 “Просвещенный абсолютизм” в России: его характерные черты, особенности и противоречия..

 

Прочитайте разделы 6 и 7 учебного пособия. В качестве вспомогательного материала используйте статью историка Е. В. Анисимова “ Петр I: рождение империи’’ (“Вопросы истории”.1987. №7), главу “Русская империя в XVIII веке’’ из “ Русской истории’’ Г. Вернадского.(М. 1997). «Война за независимость в английских колониях Северной Америки» учебника «Всемирная история» (М. ЮНИТИ.1997), статью историка А.Б. Каменского “Екатерина Вторая ” (Вопросы истории,1989, №3)

Обратите внимание на соответствующие документальные материалы.

Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения. Прочитайте документы № 1-6 в конце раздела.

«Имей мужество пользоваться своим умом!»-так немецкий философ Кант (1724—1804) определил суть своей эпохи. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

Важно понять, что Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни.Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях, государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Следовательно, это интернациональное движение, хотя и не привязанное к определённой хронологии. Распад феодальных отношений происходил в разных странах в разное время.

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. Одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18в. достигло наивысшего расцвета во Франции, дав целую плеяду блестящих мыслителей, среди которых были Ф. Вольтер (1694- 1778), Д. Дидро(1713-1784), Ш. Монтескье(1689-1755), Ж.-Ж. Руссо(1712-1778).

Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты. Нередко они становились достоянием масс, и особенно ярко это проявилось в годы английской, американской и французской революций. В частности, английская революция середины 17 века дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии, в первую очередь, идеи «естественного права».Уясните для себя сущность этих идей.

1.Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей, распоряжении своим имуществом.

2.Переход от естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора, когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями.

3.Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того, чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей.

4.Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в обществе, не может быть сделано исключение.

Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели ввиду прежде всего личное преуспевание. Локк подчёркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь... Но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чём-либо вести нас к совершенству».

Эпоха Просвещения пронизана рационализмом. В западноевропейской мысли он проявился ещё в Средние века. Однако тогда рациональное отношение к миру сосуществовало с религиозным. В восемнадцатом веке возник атеизм, отрицающий веру в Бога. Благодаря достижениям естественных наук формировалось представление,что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, общество, человек подчиняются логичным, доступным разуму законам.

В годы английской революции оформилась мысль о том, что государственная власть - результат общественного договора, заключённого между народом и избранным им правителем. Французские просветители дали теоретическое обоснование необходимости заключения общественного договора. В частности, Ж.-Ж. Руссо в своём знаменитом трактате «Об общественном договоре» противопоставил современное общество естественному первобытному состоянию,при котором люди были равны.Гармония была нарушена, когда появилась частная собственность. Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов для всех без исключения должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе.

Однако условия общественного договора, по мнению Руссо, оказались быстро забытыми, и подданные уравнялись в одном – в своём бесправии перед деспотизмом. Руссо констатировал трагически двойственный характер исторического развития человечества: с одной стороны, богатые плоды цивилизации, с другой - деспотизм правителей. Отсюда, теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени, а насилие в ответ на деспотизм царей допустимым и позволительным явлением.

Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка: он установлен не Богом, а людьми и лишь на определённом этапе их исторической жизни. Следовательно, государственный строй можно и должно изменять, совершенствовать. Как и в «золотом веке», будущее общество должно основываться на принципе равенства. Каждый член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде.

Развитие этих идей мы видим в главном труде Ш. Монтескье «О духе законов». Отдавая предпочтение республиканской форме правления, он не видел возможности в современных государствах для её становления. Поэтому отдает предпочтение конституционной монархии, в которой законодательная власть принадлежит выборным народным представителям, а суд независим от администрации. Обратите внимание ещё на одну особенность идеологии французских просветителей. Мечтая о новом обществе, допуская возможность насилия для его становления,они вовсе не считали, что революция—лучший способ решения вопроса.

Насилию они противопоставляли духовное просвещение народа и правителей. С этой целью была создана «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел», многотомный труд, который выходил много лет (1751-1776) под редакцией Дидро и Ж.Д’Аламбера. Она давала новую систему представлений о мире, демократических правах и свободах граждан.

Однако жизнь показала—теории просветителей сыграли совсем иную - революционизирующую роль в общественном сознании. Английская, американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения, прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора. В России эти же теории вызвали мощную волну антикрепостнических настроений среди интеллектуальной элиты и в XVIII, и в XIX вв. (Н. Новиков, Д. Фонвизин, А. Радищев, декабристы).

Подумайте, почему идеи просветителей оказали огромное влияние на буржуазные революции в Европе и Америке. Может быть, потому, что не призывая прямо к ниспровержению государственного строя, просветители внедряли в сознание человека мысль о том, что его воли и знаний достаточно для переустройства общества? Согласны ли Вы с этим?

Следует понимать итоги и значение таких выдающихся событий Всемирной истории как Первая буржуазная американская революция (война за независимость)1775-1783 гг. и Великая Французская революция 1789-1794 гг. Они явились продолжением эпохи Просвещения, попыткой претворить её идеалы в жизнь. В качестве пособия прочитайте соответствующие разделы учебника «Всемирная история» под редакцией академика Г.Б. Поляка, профессора А.Н. Марковой (М., изд. «ЮНИТИ»,1997), а также документы: Декларацию Независимости Соединенных штатов Америки 4 июля 1776г.; Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.

Обратите внимание, что первые поселения британских колонистов возникли в Северной Америке лишь в начале 17 в. Однако уже в первой половине этого столетия начали появляться города - будущие центры промышленности и торговли, а также первые мануфактуры. 9/10 всего населения были заняты в сельском хозяйстве. Активно развивалось фермерство.Беднейшие колонисты самовольно захватывали свободные земли, становились независимыми собственниками земли. Американская революция устранила слабые ростки феодализма в колониях,открыла путь для быстрого наращивания потенциала модернизации. Подумайте, в чём разница между Россией 18 века и будущими США? В североамериканских колониях феодальные отношения не имели глубоких корней. Кроме того, колонисты принесли с собой не только демократические традиции, которые веками вырабатывала английская парламентская система, но и передовые методы хозяйственной деятельности.

4 июля 1776г. американский конгресс принял Декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозгласили себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Автором Декларации был самый молодой конгрессмен 33-летний Томас Джефферсон, ученик и последователь французских просветителей. Прочитайте этот документ. Обратите внимание на те положения, где обосновываются права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».

Провозглашение прав людей на свободу было беспрецедентным для того времени, когда почти во всем мире господствовал феодальный строй с его сословным неравенством, политическим бесправием и средневековой косностью.

В 1787 г. была принята федеральная Конституция США, в которой впервые было сформулировано «Народ Соединенных штатов».

Конституция признавала: 1. Независимость 13 штатов. Одновременно признавалась сильная федеральная власть. 2. Конгресс становился законодательным органом. Исполнительная власть осуществлялась президентом. 3. Верховный суд состоял из несменяемых, пожизненно избираемых судей.

В ноябре 1791г. начал действовать принятый Конгрессом знаменитый билль о правах, содержащий 10 поправок к Конституции, провозгласивший свободу слова, собраний, печати, неприкосновенность личности.

Таким образом, возникло государство с разделением властей в частном и в союзном устройстве штатов, гарантирующее политическое равенство граждан, верховенство личной свободы, веротерпимость, ответственность власти перед обществом.

Результат Великой Французской революции был иным. В ходе ее революционные силы радикализируются и усиливаются настолько, что монархия сначала преобразуется в конституционную монархию, затем был казнен король Людовик ХУI и провозглашена республика, сменившаяся в свою очередь якобинской диктатурой. Цель последней - насильственными методами утвердить принципы свободы, равенства, братства. Путь к счастью через революционное насилие привел к террору, личной диктатуре, самоизоляции страны и наконец, к антиякобинскому перевороту. В конечном итоге - к утрате иллюзий века Просвещения. Его главная тема - мир познаваем и может быть управляем разумом - оказалась величайшим достижением и величайшим заблуждением эпохи. В 1804 г. Франция была провозглашена империей, и вскоре Наполеон упразднил последние остатки республиканского строя.

И, тем не менее, традиционное общество рухнуло - исчезли и абсолютизм, и неравенство сословий, и засилие католицизма. Империя усвоила достижения революции. Аристократия утратила власть. ’’Гражданский кодекс’’ Наполеона 1804 года закрепил принцип частной собственности и свободы частного предпринимательства. Наполеон на ’’штыках’’ принес Европе этот кодекс, изменив ее совершенно. Выбор варианта перехода к новому индустриальному обществу в ХIХ столетии зависел от успешного или неудовлетворительного усвоения уроков Великой Французской революции.

В процессе самостоятельной работы по этой теме Вы должны уяснить ее общеевропейское и всемирно-историческое значение. Она не только уничтожила феодально-абсолютистский порядок во Франции, но и потрясла его основы в других странах, ускорив развитие капитализма. Обратите внимание на следующие итоги Великой Французской революции:

 

1. Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Прочитайте в этой связи в Хрестоматии Декларацию прав человека и гражданина, принятую Национальным собранием Франции 26 августа 1789 г. Обратите внимание и дайте свое толкование следующих положений Декларации:

- Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

- Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом.

- Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.

- Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании.

- Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом.

- Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

- Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.

- Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Подумайте, какие из названных положений относятся к числу политических, экономических, гражданских свобод. Приведите факты, доказывающие, что принятие такого документа способствовало расширению гражданских прав во многих европейских странах.

2. Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791г.г.), Законодательное собрание (1791-1792г.г.), Конвент (1792-1794г.г.). Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.

3. Революция породила новое государственное устройство - парламентскую республику.

4. Гарантом равных прав для всех граждан теперь выступало государство.

Идеи рационализма и Просвещения в определенной мере воздействовали на умонастроения правящей элиты России.

Новый период в русской истории открыло правление Петра Великого. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Но успехи этого периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами.

Подумайте, какие экономические и социально - политические условия определили необходимость Петровских преобразований (корпоративная общественная система; малоподвижное деспотическое государство; слабая экономика - в стране действовало немного больше 3 десятков мануфактур; отсутствие по существу армии; вялый, преимущественно сезонный характер торговли; отсутствие светского образования, медицины; утрата стратегически важных территорий и др.).

Каким образом Петр преодолел экономическую отсталость страны? Из прошлого материала Вы знаете, что Россия была земледельческой страной, бедной капиталами с ограниченными внутренними возможностями их концентрации, с малыми людскими ресурсами и с высокой долей непроизводительных расходов. Петровская промышленная система вывела её на тот уровень, который западноевропейские морские державы достигали в ходе,,революции цен’’, открывшей дорогу частной инициативе и первоначальному накоплению капитала.

Многие историки полагают, что создание системы государственного попечительства промышленности - великое дело Петра и его главная заслуга (см. статью Н. И. Цимбаева,,До горизонта - земля!’’). Суть системы - жесткий протекционизм, правительственная опека над отдельными отраслями промышленности и отдельными регионами, ускоренное развитие мануфактур, где технические новшества сочетались с принудительным трудом, государственная монополия и гарантии, предоставляемые частным лицам.

Действительно, созданные органы управления торговлей и промышленностью - Берг -, Мануфактур -, Коммерц - коллегии и Главный Магистрат являлись институтами - государственного регулирования экономики, бюрократическими органами торгово- промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма. Отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Это прежде всего - необыкновенная жесткость регламентаций, разветвленная система ограничений, опека и надзор за торгово-промышленной деятельностью подданных. До 1717 года государство воздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин, налогов, т.е. через открытые формы принуждения. Когда чрезвычайная военная ситуация миновала, была создана административно - контрольная бюрократическая система, которая с помощью уставов, регламентов, привилегий, отчетов, проверок, стремилась направить экономическую жизнь страны в нужном государству направлении.

Благодаря петровской системе, тяготы которой всецело легли на податные сословия, Россия к екатерининскому времени достигла высокого, по европейским меркам, уровня промышленного развития, в рамках традиционного общества её отсталость была преодолена.

Целям модернизации страны служила социальная и сословная политика. Обратите внимание на следующие факты:

- введение новой системы учета населения и налогообложения, нового принципа обложения - подушной подати. В этих целях - перепись населения. В результате произошло закрепление существующих социальных структур, усиление власти помещиков над крестьянами, распространение налогового бремени на новые группы населения;

- попытка экономической и политической стабилизации правящего класса.В соответствии с Указом о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г. все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии - одному из членов семьи. Дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Различий между ними не стало - поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Следовательно этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс;

- особенности использования рабочей силы - разрешение Указом 18 января 1721 г. частным мануфактурам покупать крестьян для использования их на заводских работах. Тем самым промышленные предприятия, где зарождался капиталистический уклад, превращались в крепостническую вотчинную мануфактуру.

Крепостничество деформировало и процесс образования буржуазии. Мануфактуристы - владельцы крепостных - не ощущали своего социального своеобразия. Они стремились повысить свой социальный статус путем получения дворянства.

Таким образом, активное государственное промышленное строительство создавало экономическую базу развивающейся нации. Одновременно сдерживало тенденции капиталистического развития. Естественен вопрос, на который Вы должны ответить - была ли альтернатива избранному пути?

Если принять завоевание Россией берегов Балтийского моря как обязательное условие для полноценного развития государства и признать, что мирная уступка Швецией выхода к Балтике была исключена, то создание промышленности в предельно сжатые сроки было, действительно, необходимостью. Разделяете ли Вы эту точку зрения?

Несмотря на то, что общество находилось под контролем государства и лишалось возможности проявлять инициативу, самостоятельность, результаты реформ, проведенных Петром I, были очень значительны.

Уже при Петре I: 1) промышленность выросла в 7-10 раз (было 20-30 мануфактур, стало более 200); по металлу страна вскоре оказалась на первом месте в мире; 2) созданы крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, современный флот; 3) «пробито окно в Европу’’, завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи, из-за рубежа приглашены сотни специалистов; 4) построена новая столица - Санкт-Петербург; заложены новые города, прорыты каналы.

Особо следует сказать об образовании и культуре. Почти через 600 лет после Европы Россия активно вводила светское образование. Появились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленные школы, школы начального обучения. Это был колоссальный прорыв. Была образована Академия наук.

Развернуто издание светских книг, прежде всего учебных: ’’Арифметика’’, “ Букварь ’’, ’’ Грамматика Славянская’’ и даже славяно-греко-латинский ’’ Лексикон ’’ (Cловарь). Печатались книги по военным, морским делам, по юриспруденции и истории, художественные произведения. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт. Создавалась светская культура, свободная от церковной регламентации. Светская живопись, театр, библиотеки - все это входит в жизнь российского общества. Выдавалось разрешение на выезд за границу для получения образования.

Познакомьтесь с содержанием Указа Петра I об образовании Российской Академии наук (см. документальные материалы).

К концу первой четверти XVIII века сложилась государственная система органов власти и управления.

Документы петровской эпохи помогут Вам получить зримое представление о системе государственного управления, становлении абсолютной монархии. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности, наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной армии, ликвидация всех сословно - представительных органов и учреждений.

Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат. Члены Сената назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имеющую силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции ’’ока государева’’. Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интереc».

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Коммерц-, Мануфактур- и Берг- коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер - коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722) - закон о порядке государственной службы. Принятие его означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам, табель о рангах способствовала консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.