КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
K1] 8. Философская мысль России 7 страница
Часть и целое – философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы – в качестве его частей. Причиной этого является связь, объединяющая предметы и сложные комплексы, взаимовлияние частей. Единство частей в многообразии их взаимосвязей есть целостность. Идея целостности выступает в качестве общефилософского принципа, отражающего важную сторону существования, развития и познания мира. Практически в любой сфере действительности люди имеют дело не с отдельными изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами. Все существующие в мире комплексы можно разделить на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации, а связи их частей носят внешний, случайный, нестабильный характер, и такие, в которых явственно выражены системные связи. Объекты первого типа условно называют неорганизованными совокупностями. Объекты второго типа, обладающие целостной устойчивой структурой, представляют собой системы. Для них характерно появление новых свойств, в результате взаимодействия элементов в рамках целого. Для системных объектов типична иерархичность строения – последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня. Таким образом, системой называют упорядоченную определенным образом целостную структуру, единый сложный объект. Так в структуре живых организмов легко обнаружить различные органы, способные функционировать только во взаимодействии друг с другом и только в составе данных организмов. Понятие системы предполагает такие понятия как элемент и структура. Элемент – неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого называется структурой. Система может быть понята как нечто целое лишь в сопоставлении со средой. В понятии среды отражается совокупность внешних характеристик возникновения и развития системы. В зависимости от характера отношений со средой различают типы поведения систем: реактивное, адаптивное и активное. Последнее направлено на преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы.
В ХХ столетии проблема развития мира вышла за рамки философии, с одной стороны, и за пределы отдельных областей научного знания, с другой стороны. В настоящее время эта проблема получила статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы. Бурное развитие физики элементарных частиц и астрофизики выдвинуло на первый план вопрос о применимости диалектической концепции развития в глобальном масштабе. Элементарные частицы, ядра атомов, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д. рассматриваются в рамках неклассической науки как звенья «глобальной эволюции». Время перестает рассматриваться как просто «геометрический параметр». Корни такого понимания тесно связаны с новыми методами исследования физико-химических структур, разрабатываемых в рамках теории самоорганизации. Самоорганизация – это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Она является источником и основой эволюции систем, так как служит началом процесса возникновения качественно новых и более сложных структур в развитии системы. Первым условием самоорганизации является открытость системы, ее способность обмениваться веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Второе условие – неравновесность системы. Развитие такой системы носит нелинейный характер. А это значит, что для нее существует несколько возможных путей эволюции. Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких возможностей дальнейшей эволюции в точках бифуркации. Примером бифуркации является состояние борьбы двух фронтов в атмосфере с возможными вариантами изменений погодных условий. Некоторое множество траекторий, по которым возможно развитие системы после точки бифуркации и которые отличаются от других относительной устойчивостью, то есть являются наиболее реальными, называются аттракторами. Примером аттракторов являются популяции морозоустойчивых особей в случае наступления глобального похолодания; погода, соответствующая времени года. Благодаря тому, что процессы самоорганизации разворачиваются во времени и пространстве, богатство их форм и проявлений чрезвычайно велико. Поэтому идея самоорганизации приобретает все более многообразные формы, реализуясь в различных контекстах исследовательских задач. Так, школа И.Р. Пригожина (Бельгия) исследовала в частности, возникновение структур из беспорядка в химических растворах и других средах (диссипативные структуры). Г. Хакен (Германия) шел от теории лазерного излучения, обосновав принцип «кооперативности», указал, что неотъемлемым признаком самоорганизации в физических системах является самосогласованное поведение их элементов. Б.П. Белоусов, А.М. Жаботинский исследовали автоволновые процессы в активных средах, идущие с превращением беспорядка в порядок. Эти исследования показывают, что процессы самоорганизации не связаны с какой-то определенной формой движения материи, а относятся ко всем. В результате экстраполяции принципов самоорганизации на все формы движения материи, возник методологический подход, названный Г. Хакеном синергетическим. Он вобрал в себя представления Платона об эйдосах (формах) и Аристотеля о внутренней цели развития (энтелехии); Р. Декарта о космических вихрях, Г. Лейбница о монадах, Ф. Шеллинга о самоорганизации в природе как аналоге творчества человеческого духа, А. Бергсона о необратимости эволюции, жизненном прорыве. И. Пригожин назвал эти идеи «философским откликом на ключевые проблемы времени и сложности». Широкое распространение синергетического подхода и тенденция к его универсализации не означает редукции социокультурных и биологических процессов к химическим и физическим. Применимость его в различных сферах действительности вытекает из наличия фундаментальной связи между всеми существующими видами самоорганизации, из протекания процесса глобальной эволюции, охватывающего разные уровни структурной организации материи. Таким образом, в современной неклассической науке наряду с диалектикой успешно «работает» синергетический подход. C его появлением современная научная картина мира получила возможность отразить материальное единство мира в явлениях природы не только со стороны их причин или функций, он и в плане выявления общих закономерностей согласованного (когерентного) взаимодействия частей изучаемой системы безотносительно к их субстанциональной основе. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. 2. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994. 3. Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. – 1993. – №2. 4. Кохановский В.П. Нужна ли диалектика современной науке // Научная мысль Кавказа. – 1998. - №2. 5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999. 6. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, – М., 1985. 7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. – 1991. – №3. 8. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. – 2000. – №1. 9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986. 10. Поппер К.Р. Что такое диалектика // Вопросы философии. – 1995. – №1. 11. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. – 1995. 12. Спор о диалектике // Вопросы философии. – 1995. – №1. 13. Философия природы: Коэволюционная стратегия. – М., 1995. 14. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3 Глава I Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества………..5 Глава II История философии…………………………………………………………17 1.Развитие философии в странах Древнего Востока………………………...17 2. Античная философия………………………………………………………..31 3. Философия средних веков и Возрождения……………………………..40 4. Европейская философия Нового времени и Просвещения……………….55 5. Немецкая классическая философия………………………………………..70 6. Марксистская философия…………………………………………………..80 7. Зарубежная философия ХХ века…………………………………………...86 8. Философская мысль России………………………………………………...100 Глава III. Проблема бытия……………………………………………………………117 Глава IV. Сознание……………………………………………………………………138 Глава V. Познание, его возможности и границы……………………………………152 Глава VI. Научное познание человеком мира……………………………………….165 Глава VII. Диалектика как учение о развитии и способ философствования……...176
[1] Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. – с.272 [k1]
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |