Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неоднозначность




К сожалению, слишком часто в анкетах встречаются вопросы, формулировки которых подразумевают два, а то и больше собственно вопросов. Ниже приводятся примеры довольно типичных формулировок сочетания двух вопросов, на которые обычно предлагается только одна шкала ответов. Ниже приводятся примеры формулировок вопросов, задуманных и оформленных авторами как один вопрос, а на самом деле заключающих в себе несколько вопросов, на которые респондент не имеет возможности дать ответы.

Пример 1. «Часто ли Вы испытываете потребность послушать музыку, сходить в кино, театр, почитать художественную литературу?»

Пример 2. «Каковы Ваши прогнозы относительно последствий аварии на Чернобыльской АЭС для Украины и для Вас лично?»

Пример 3. «Являетесь ли Вы сторонником или противником эксплуатации и дальнейшего строительства АЭС в Вашей области?»

Обычно подобная ошибка вызвана тем обстоятельством, что для автора исследования не имеет значения, на какую из перечисленных им альтернатив он хочет получить положительный (или отрицательный) ответ. В предусмотренной им классификации не имеет значения, испытывает ли человек потребность пойти в театр, кино, почитать книгу или послушать музыку. Каждое из этих действий он оценивает как, допустим, потребность в духовной деятельности. Однако он не учитывает, что конкретный человек, заполняющий анкету, может часто испытывать потребность почитать художественную литературу и при этом терпеть не может ходить в кино. Он может иметь разные прогнозы, касающиеся последствий аварии по отношению к себе лично и по отношению к Украине: допустим, по отношению к себе считает, что «все обойдется», а относительно Украины, что «самое худшее еще впереди». Он может быть сторонником эксплуатации уже действующей АЭС и при этом противником дальнейшего строительства. Подобные вопросы очень раздражают респондентов, и, естественно, ответы на них не предоставляют достоверную информацию.

Реже, но все же встречаются случаи, когда автор буквально задает два вопроса в одной формулировке. Например, «Хотите ли Вы уехать из Вашего населенного пункта и собираетесь ли это сделать?». В принципе это допустимо, если из каких-либо методических соображений автор делает такое совмещение сознательно. В таком случае необходимо только проконтролировать, чтобы веер ответов включал все возможные комбинации ответов на первый и на второй вопросы: «хочу и собираюсь», «хочу, но не собираюсь», «не хочу, но собираюсь» и т.д. Чаще всего такое совмещение нецелесообразно — лучше поставить два вопроса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.