Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Открытые вопросы




Вопросы-фильтры

Дополнительные вопросы

Дополнительные вопросы выполняют в исследовании различные вспомогательные функции: помогают жесткую стандартизированную форму опроса приблизить к диалогу, отфильтровать компетентных респондентов, собрать дополнительную информацию, которая поможет правильно интерпретировать полученные результаты, проверить репрезентативность данных и т.п.

Наиболее распространенными среди дополнительных вопросов являются вопросы-фильтры и открытые вопросы.

 

Под вопросом-фильтром подразумевается вопрос, отсеивающий тех респондентов, к которым не относится последующий вопрос. Например, вопросу «Посещают ли Ваши дети музыкальную школу?» должен предшествовать вопрос-фильтр «Есть ли у Вас дети школьного возраста?» Вопросу «Какая национальность у Вашей жены (мужа)?» должен предшествовать вопрос-фильтр «Есть ли у Вас жена (муж)?»

Поскольку любой вопрос занимает определенное физическое место, и перед автором анкеты всегда стоит проблема — какие вопросы можно отсеять без существенного ущерба для содержания и качества информации, то следует учитывать, что во многих случаях нет необходимости ставить прямой вопрос-фильтр. Достаточно, задавая основной вопрос, включить в веер ответов вариант типа «у меня нет детей школьного возраста» или «у меня нет жены (мужа)» и т.п. Такая форма отсеивания позволяет сокращать общий объем анкеты; это удобнее и при анализе полученных данных, так как позволяет без дополнительных сопоставлений сравнивать разные группы респондентов. Кроме того, позволяет дополнительно проконтролировать качество заполнения анкет и ввода данных.

 

Открытым называется вопрос, в котором автор не предлагает респонденту набор подготовленных ответов, а оставляет место для свободного ответа в произвольной форме.

Пример 1. «Что такое демократия?» _____________ ________________________________________________________________________________

Пример 2. «Если Ваше здоровье ухудшилось, то в чем Вы видите главные причины его ухудшения?»

________________________________________________________________________________________________________________________

Обычно социолог ставит открытые вопросы по двум причинам. Во-первых, и чаще всего, потому что не имеет достаточно полного представления о предмете исследования. Он предполагает, что, получив ответы респондентов, изучит их, на основе изучения составит классификатор и кодификатор, открытые вопросы будут закодированы и таким образом преобразованы в стандартизованный веер ответов для дальнейшего анализа.

Во втором случае социолог заранее имеет кодификатор (перечень ответов), но он хочет скрыть его от респондента для того, чтобы установить, какая доля респондентов напишет определенный ответ, если он не подсказывается анкетой (в этом случае открытый вопрос относится не к вспомогательным, а к содержательным).

И в том, и в другом случае социолог допускает ошибку. Опыт показывает, что на открытые вопросы отвечает обычно не более трети респондентов. Формулировки их ответов носят либо слишком стереотипный и общий характер, либо очень конкретный. Анализировать ответы общего характера нецелесообразно, так как многие респонденты не дали его просто потому, что им было лень писать. Классификация же конкретных формулировок, да еще и без определенного основания (критерия) классификации, настолько трудоемкий и длительный процесс (каждый новый вариант формулировки ставит перед автором анализа проблему — вводить ли новый класс ответов или возможно соотнести данный ответ с предыдущими вариантами), что чаще всего не доводится автором добросовестно до конца, и докодировка оставшихся вариантов ответов перекладывается на технических исполнителей, каждый из которых классифицирует ответы по своему усмотрению.

Но из сказанного не следует, что от открытых вопросов надо отказываться. Открытые вопросы целесообразно использовать в анкетах по следующим причинам.

1. У респондента, отвечающего на закрытые вопросы анкеты, может возникнуть желание более подробно высказаться по поводу предмета опроса, особенно если у него есть определенная позиция или были в жизни конкретные эпизоды, имеющие отношение к предмету исследования (например, причины ухода с работы или обращения в инстанции и т.п.). Он испытывает чувство неудовлетворенности от слишком стандартных ответов, предусмотренных анкетой. Открытый вопрос является своего рода отдушиной, позволяющей человеку высказаться, если у него возникла такая потребность в связи с предметом опроса. (Часто в анкетах, в которых отсутствуют открытые вопросы, люди пишут свои дополнения и комментарии на полях анкеты или в просветах между текстом).

2. Ответы на открытые вопросы не обязательно анализировать по стандартной программе. Можно использовать методы контент-анализа при их обработке. Часто автору анкеты достаточно просто все их внимательно прочитать. Ознакомление с ответами людей на открытые вопросы часто помогает исследователю «почувствовать» живых людей, которые стоят за цифрами, полученными в результате статистического анализа.

Отдельные наиболее типичные или наиболее яркие комментарии могут быть включены в текст отчета (или другого научного документа). Это позволяет не только исследователю, но и читателю «увидеть» живого человека за сухими статистическими выкладками.

3. Ознакомление с ответами на открытые вопросы поможет исследователю в углублении разработки данной проблемы, если он предполагает продолжать ею заниматься.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.