Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление анкеты




Нет особой необходимости подробно останавливаться на проблеме оформления анкеты. Следует только заметить, что многолетний опыт проведения опросов позволяет отметить, что качество полиграфического, технического и эстетического дизайна бланка анкеты, безусловно, повышает интерес, ответственность и качество работы в целом как интервьюеров, так и респондентов.

Несомненно, это обстоятельство понимает каждый исследователь. Однако он нередко бывает лимитирован техническими и финансовыми возможностями. Здесь только хотелось бы напомнить, что не следует экономить средства и стремиться сделать из бланка анкеты «полиграфический шедевр». В конечном итоге, это окупится снижением количества отказов от участия в опросе и, главное, общим повышением качества заполнения.

На наш взгляд, «научить» оформлять анкету невозможно. Здесь самое широкое поле для проявления вкуса, интуиции и изобретательности автора инструментария. Однако можно предложить наиболее общие рекомендации, которые могут быть полезны на заключительном этапе работы по созданию основного инструментария.

1. Желательно, чтобы бланк опросника имел обложку с названием анкеты. Это название не обязательно должно отражать название темы (или цели) исследования. Важно, чтобы оно согласовывалось с содержанием вопросов «в глазах респондентов». На обложке обычно вверху указывается полное название организации, проводящей опрос, внизу — год проведения опроса.

2. Вопросы анкеты лучше разбить на «тематические» блоки (вопросы, связанные одной проблемой); каждый из блоков следует предварять либо названием, либо небольшим вступлением, либо общеустановочным вопросом.

3. Порядок следования как блоков, так и вопросов внутри каждого блока должен устанавливаться не логикой исследователя (зависящей от логики последующего анализа), а логикой респондента — человека, отвечающего на вопросы. Другими словами, ему должно быть «как бы понятно» — почему и для чего ему задают «именно эти вопросы». Поэтому часто в анкете приходится ставить вопросы, которые продиктованы не потребностями анализа (как правило, в последующем анализе они и не используются), а для связки отдельных вопросов или для перехода от одной проблемы к другой. Например, переход к блоку вопросов, направленных на установление политической ориентации людей, может предваряться вопросом: «Интересуетесь ли Вы политикой?» или «В какой степени Вас интересует политика?» и т.п.

Существуют определенные различия в оформлении анкет, предназначенных для самозаполнения и для интервью. В первую очередь это касается общей инструкции по заполнению анкеты. При интервью инструкция по требованиям к заполнению анкеты готовится на отдельном бланке; при самозаполнении — перед вопросами (лучше на отдельной странице) печатается общая инструкция респондентам по требованиям к заполнению опросника. Эта инструкция должна быть короткой. Здесь достаточно сосредоточить внимание респондентов на том, что необходимо дать ответ на все вопросы, а также на том — как именно следует отмечать подходящие ответы (обводить кружком кодовый номер или подчеркивать ответ и т.п.), как производить исправления, если респондент хочет изменить свой ответ.

Каждый из вопросов (пунктов) в большинстве случаев целесообразно сопровождать дополнительной конкретной инструкцией: например, «Отметьте один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие, с Вашей точки зрения, варианты ответов», или «Отметьте не более 3-х, наиболее подходящих, с Вашей точки зрения, вариантов ответов» и т.п. Такие конкретные инструкции-напоминания полезны даже интервьюеру, который должен быть хорошо знаком с анкетой до начала интервью, но в процессе беседы с респондентом может упускать из виду некоторые требования. Тем более необходимы такие инструкции-напоминания респонденту, который даже при внимательном ознакомлении с общей инструкцией, конечно же, не сохраняет в памяти все требования, изложенные в начале бланка опросника.

Кроме вопросов и инструкций к ним, бланк анкеты нередко требуется снабжать и другими дополнительными текстами: вступлениями-комментариями к блокам анкеты или отдельным вопросам; после вопросов-фильтров следует указывать, каким группам респондентов следует пропустить несколько вопросов, не имеющих к ним отношение и т.п.

При подготовке сопроводительных текстов к вопросам надо учитывать, что в случаях самозаполнения все комментарии, обращения и инструкции адресуются непосредственно респонденту; в задачу интервьюера входит лишь контроль за тем, чтобы респондент обратил на них внимание и правильно понял. В случаях, когда сбор информации осуществляется способом интервью, все соответствующие ремарки, комментарии и инструкции в тексте бланка анкеты адресуются интервьюеру; кроме того, обычно в интервью используются карточки с текстом вариантов ответов к тем вопросам, перечень ответов к которым слишком длинный и громоздкий для его адекватного восприятия «на слух».

Размещая содержание подготовленной анкеты на страницах бланка, социолог обычно сталкивается с проблемой расположения вопросов. Вопрос с прилагаемым к нему перечнем ответов должен быть размещен на одной странице; нельзя переносить на другую страницу часть вариантов ответов, оставляя вопрос вне поля зрения респондента. Часто в результате размещения вопросов на страницах бланка анкеты социолог не удовлетворен полученной «картинкой» — на одних страницах «густо», на других — «пусто». В данном случае следует учитывать, что респонденту легче воспринимать отдельный вопрос — его основной смысл и содержание — тогда, когда он четко выделен на странице из общего текста. Чем больше интервалы между отдельными пунктами анкеты, тем лучше. Однако, учитывая, что увеличение количества страниц одного бланка анкеты приводит к многократному увеличению общего расхода бумаги, можно руководствоваться следующим правилом: в тех случаях, когда возникают проблемы с компактным размещением вопросов, лучше уменьшать интервалы между строчками одного вопроса, но увеличивать интервалы между пунктами анкеты. В целом все же хотелось бы напомнить, что при оформлении анкеты в большей степени следует руководствоваться качеством анкеты, чем соображениями, связанными с возможностью экономии бумаги. «Спрессованная» в результате экономии бумаги анкета может настолько снизить качество информации, что значительно дешевле было бы вообще не проводить опрос.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.