КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные проблемыПонятие и проблемы формирования выборки Выборка: определение выборочной совокупности Лекция 3. Выборочный подход возник в качестве альтернативы сплошному опросу, наиболее типичными примерами которого являются перепись населения и референдум. В практике эмпирических социологических исследований сплошные опросы проводятся крайне редко: в основном в локальных исследованиях, когда объект исследования представлен небольшой группой людей (одно предприятие и т.п.). Основной особенностью опросов общественного мнения является то, что обычно опрашивается небольшая часть какой-то группы населения, а выводы делаются обо всей группе. Какое соотношение должно быть между этой группой в целом и той частью группы, от которой фактически и была получена информация, — основная проблема выборки. Когда специалист и неподготовленный читатель смотрят на одни и те же цифры, отражающие результаты опроса населения, они «видят» их во многом по-разному. Если человек, не обладающий достаточными социологическими знаниями, знакомясь с результатами опроса общественного мнения, видит, что, допустим, на вопрос «Одобряете ли Вы политику президента в области проведения экономических реформ?» 31% ответили «Да», 43% «Нет», а 26% — «Затрудняюсь ответить», то он каждую цифру переносит на все население буквально. Специалист эти данные «читает» примерно следующим образом: «Да» ответили 31% (плюс-минус 3% или плюс-минус 5%, или плюс-минус 10% и т.д.). Под этим подразумевается, что если бы на данный вопрос отвечала не часть населения, которая была опрошена, а все население, то полученный результат с определенной вероятностью находился бы в указанных пределах. Величина, которая определяет в данном случае разброс возможного значения данных, полученных в результате опроса, называется допустимой ошибкой выборки, которую всегда необходимо учитывать, когда данные опроса части населения переносятся на население в целом. Величина ошибки выборки зависит от ряда условий, и при строгом соблюдении процедуры формирования выборки эту величину можно вычислить. Без учета ошибки выборки полученные результаты можно относить только к тем людям, которые непосредственно были опрошены. Понятно, что проектируя выборку, исследователь стремится снизить величину ошибки. Для этого ему необходимо ясно представлять себе те проблемы, которые возникают на пути отбора респондентов, и знать различные способы, позволяющие снизить величину ошибки, а также избежать погрешностей, которые приводят к возникновению неучтенных ошибок. Неучтенные ошибки и погрешности в ее решении обычно приводят к искажению информации в целом. Ярким примером влияния особенностей выборки на полученную в результате опроса информацию может служить публикация в газете «Советская Россия» (3 октября, 1992) — «Мы тоже провели опрос».
«Мы тоже провели опрос» «В последнее время все чаще появляются в полторанинской прессе и на яковлевском телевидении результаты «социологических опросов» населения в различных регионах России. Если им верить, люди прямо-таки в восторге от нынешней власти. Мы с сыном тоже решили сделать опрос. Выбрали два места: 1) На кольце автобусной остановки (опросили 58 человек, кроме детей в возрасте до 15-17 лет) 2) В очереди в магазине за молоком и вареной колбасой (опросили 44 человека). Опрос вели по форме «Известий» (N210 за 22 сентября 1992 г.) 1. «Как Вы живете?»
2.«Экономические реформы сейчас нужно продолжать или их следует прекратить?»
Л.В.Ковалев, ветеран труда, 61 г., С.Л.Ковалев, студент, 20 лет Калининград.
Следует обратить внимание на то, что социологи-любители привели достаточно подробную характеристику контингента людей, которых они опросили (что, к сожалению, далеко не всегда делают даже профессиональные социологи). Уже одно это позволяет установить источники искажения полученной таким способом информации. Эта публикация самодеятельных «социологов», несмотря на очевидную наивность и выраженную политическую тенденциозность авторов, представляет собой удобный пример, иллюстрирующий влияние выборки на содержательное значение результатов проведенных опросов. Сравнение данных двух «исследований» (газеты «Известия» и читателей Ковалевых) позволяет убедиться, что в результате опросов, проведенных по одной и той же анкете, можно получить принципиально различающиеся цифры, приводящие к прямо противоположным выводам. Наверное, ни у кого не вызывает сомнение, что основной причиной расхождения результатов в данном случае является принцип и способы отбора респондентов — конкретных людей, которые отвечали на анкету. Так, кого же надо опрашивать, чтобы получить реальную картину общественного мнения, как их отобрать? Эти вопросы являются ключевыми при построении выборки. Квалификация социолога в значительной мере определяется его способностью сформировать и обосновать выборку. Надеемся, что изложенные ниже основные требования к формированию выборки позволят читателю не только определить, какие именно ошибки и погрешности допустили дилетанты в приведенном выше примере, но и научиться самому избегать подобных ошибок в организации выборочных исследований.
Понятие «выборка» В настоящее время в эмпирической социологии массовых опросов термин «выборка» имеет два основных достаточно устоявшихся значения. 1. В одних случаях понятие «выборка» используется в качестве синонима понятия «выборочная совокупность» — часть населения (популяции), которая, собственно, и подвергается опросу, с тем чтобы полученные результаты могли быть распространены на изучаемую популяцию в целом. 2. В других случаях под «выборкой» подразумевают процесс отбора единиц наблюдения (технология, способы и методы такого отбора определяют тип выборки) — в данных случаях слово «выборка» является синонимом процедурной категории — «отбор единиц наблюдения». Построение выборки при подготовке проекта конкретного социологического исследования сводится к решению трех основных проблем: 1) определение объема выборки — количества человек, которых следует опросить для получения качественной информации; 2) определение типа выборки — построение конкретной схемы процедуры отбора; 3) оценка качества выборки — определение, с какой вероятностью и степенью точности результаты опроса выборочной совокупности можно будет переносить на ту или иную часть населения. Проблемы перечислены в том порядке, в котором они чаще всего возникают перед разработчиками проекта. Но решаться они должны в обратной последовательности. Проблема качества выборки является ключевой — с нее начинается разработка выборки (так как именно она определяет подходы к решению вопроса об объеме и типе выборки), и ответ на этот вопрос после окончания сбора данных ложится в основу анализа полученной информации и интерпретации результатов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |