Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы




Понятие и проблемы формирования выборки

Выборка: определение выборочной совокупности

Лекция 3.

Выборочный подход возник в качестве альтернативы сплошному опросу, наиболее типичными примерами которого являются перепись населения и референдум.

В практике эмпирических социологических исследований сплошные опросы проводятся крайне редко: в основном в локальных исследованиях, когда объект исследования представлен небольшой группой людей (одно предприятие и т.п.).

Основной особенностью опросов общественного мнения является то, что обычно опрашивается небольшая часть какой-то группы населения, а выводы делаются обо всей группе. Какое соотношение должно быть между этой группой в целом и той частью группы, от которой фактически и была получена информация, — основная проблема выборки.

Когда специалист и неподготовленный читатель смотрят на одни и те же цифры, отражающие результаты опроса населения, они «видят» их во многом по-разному.

Если человек, не обладающий достаточными социологическими знаниями, знакомясь с результатами опроса общественного мнения, видит, что, допустим, на вопрос «Одобряете ли Вы политику президента в области проведения экономических реформ?» 31% ответили «Да», 43% «Нет», а 26% — «Затрудняюсь ответить», то он каждую цифру переносит на все население буквально. Специалист эти данные «читает» примерно следующим образом: «Да» ответили 31% (плюс-минус 3% или плюс-минус 5%, или плюс-минус 10% и т.д.). Под этим подразумевается, что если бы на данный вопрос отвечала не часть населения, которая была опрошена, а все население, то полученный результат с определенной вероятностью находился бы в указанных пределах.

Величина, которая определяет в данном случае разброс возможного значения данных, полученных в результате опроса, называется допустимой ошибкой выборки, которую всегда необходимо учитывать, когда данные опроса части населения переносятся на население в целом.

Величина ошибки выборки зависит от ряда условий, и при строгом соблюдении процедуры формирования выборки эту величину можно вычислить. Без учета ошибки выборки полученные результаты можно относить только к тем людям, которые непосредственно были опрошены. Понятно, что проектируя выборку, исследователь стремится снизить величину ошибки. Для этого ему необходимо ясно представлять себе те проблемы, которые возникают на пути отбора респондентов, и знать различные способы, позволяющие снизить величину ошибки, а также избежать погрешностей, которые приводят к возникновению неучтенных ошибок.

Неучтенные ошибки и погрешности в ее решении обычно приводят к искажению информации в целом. Ярким примером влияния особенностей выборки на полученную в результате опроса информацию может служить публикация в газете «Советская Россия» (3 октября, 1992) — «Мы тоже провели опрос».

 

«Мы тоже провели опрос»

«В последнее время все чаще появляются в полторанинской прессе и на яковлевском телевидении результаты «социологических опросов» населения в различных регионах России. Если им верить, люди прямо-таки в восторге от нынешней власти. Мы с сыном тоже решили сделать опрос.

Выбрали два места:

1) На кольце автобусной остановки (опросили 58 человек, кроме детей в возрасте до 15-17 лет)

2) В очереди в магазине за молоком и вареной колбасой (опросили 44 человека).

Опрос вели по форме «Известий» (N210 за 22 сентября 1992 г.)

1. «Как Вы живете?»

  Пассажиры автобуса Очередь в гос. магазин Известия № 210 от 22.09.
очень хорошо 1%
хорошо 2% 10%
средне 6% 11% 51%
плохо 38% 61% 28%
очень плохо 54% 28% 9%

 

2.«Экономические реформы сейчас нужно продолжать или их следует прекратить?»

  Пассажиры автобуса Очередь в гос. магазин Известия № 210 от 22.09.
нужно продолжать 8% 6% 53%
следует прекратить 64% 59% 20%
затрудняюсь ответить 28% 35% 27%

 

Л.В.Ковалев, ветеран труда, 61 г.,

С.Л.Ковалев, студент, 20 лет

Калининград.

 

Следует обратить внимание на то, что социологи-любители привели достаточно подробную характеристику контингента людей, которых они опросили (что, к сожалению, далеко не всегда делают даже профессиональные социологи). Уже одно это позволяет установить источники искажения полученной таким способом информации.

Эта публикация самодеятельных «социологов», несмотря на очевидную наивность и выраженную политическую тенденциозность авторов, представляет собой удобный пример, иллюстрирующий влияние выборки на содержательное значение результатов проведенных опросов. Сравнение данных двух «исследований» (газеты «Известия» и читателей Ковалевых) позволяет убедиться, что в результате опросов, проведенных по одной и той же анкете, можно получить принципиально различающиеся цифры, приводящие к прямо противоположным выводам. Наверное, ни у кого не вызывает сомнение, что основной причиной расхождения результатов в данном случае является принцип и способы отбора респондентов — конкретных людей, которые отвечали на анкету.

Так, кого же надо опрашивать, чтобы получить реальную картину общественного мнения, как их отобрать? Эти вопросы являются ключевыми при построении выборки. Квалификация социолога в значительной мере определяется его способностью сформировать и обосновать выборку.

Надеемся, что изложенные ниже основные требования к формированию выборки позволят читателю не только определить, какие именно ошибки и погрешности допустили дилетанты в приведенном выше примере, но и научиться самому избегать подобных ошибок в организации выборочных исследований.

 

Понятие «выборка»

В настоящее время в эмпирической социологии массовых опросов термин «выборка» имеет два основных достаточно устоявшихся значения.

1. В одних случаях понятие «выборка» используется в качестве синонима понятия «выборочная совокупность» — часть населения (популяции), которая, собственно, и подвергается опросу, с тем чтобы полученные результаты могли быть распространены на изучаемую популяцию в целом.

2. В других случаях под «выборкой» подразумевают процесс отбора единиц наблюдения (технология, способы и методы такого отбора определяют тип выборки) — в данных случаях слово «выборка» является синонимом процедурной категории — «отбор единиц наблюдения».

Построение выборки при подготовке проекта конкретного социологического исследования сводится к решению трех основных проблем:

1) определение объема выборки — количества человек, которых следует опросить для получения качественной информации;

2) определение типа выборки — построение конкретной схемы процедуры отбора;

3) оценка качества выборки — определение, с какой вероятностью и степенью точности результаты опроса выборочной совокупности можно будет переносить на ту или иную часть населения.

Проблемы перечислены в том порядке, в котором они чаще всего возникают перед разработчиками проекта. Но решаться они должны в обратной последовательности. Проблема качества выборки является ключевой — с нее начинается разработка выборки (так как именно она определяет подходы к решению вопроса об объеме и типе выборки), и ответ на этот вопрос после окончания сбора данных ложится в основу анализа полученной информации и интерпретации результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.