КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные мотивы лирики поэта
Единственное, что в нашей власти, это не исказить голоса жизни, звучащего в нас. Б.Л.Пастернак. Увлечение поэзией стало делом всей его жизни. Убеждён, что: - поэзия всегда остаётся «высотой, которая валяется в траве под ногами»; - искусство всегда реально; - искусство не копирует жизнь, чтобы выявить её смысл, а вбирает в себя лежащие в её основании ИСТИНУ и ДОБРО.
Одна из важнейших тем в творчестве, ему посвящены такие произведения, как: 1923г. – цикл «Темпы и вариации» - поиск источника силы, способной противостоять стихии разрушения; 1926г. – поэма «905год» - принимая величие революции, поэт ощущает нравственное неприятие тех её проявлений, которые названы им «обличительными крайностями»; конфликт: художник – эпоха. 1927г. – поэма «Лейтенант Шмидт» - герой века – одновременно его жертва.
Поэт убеждён в независимости искусства, а также в его спасительной для жизни мощи. Творчество для поэта – свидетель и равноправный участник того, что происходит: Поэзия, не поступайся ширью, Храни живую точность: точность тайн. Однако поэт не собирается вступать в конфликт со своей эпохой, но хотел лишь найти место в ней художнику, причём у поэта должна быть внутренняя свобода. (Об этом стих-ие «Стансы»)
Все стихи проникнуты верой в жизнь, радостным удивлением перед её красотой. В одном из ранних стихов: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною чёрною горит… Природа для Пастернака – высшее проявление жизни – носительница её смысла – на равных с человеком. В стихотворении «Душная ночь»: … У плетня Меж мокрых веток с ветром бледным Шёл спор. Я замер. Про меня! 1922г. – книга стихов «Сестра моя - жизнь». Основа сюжета – любовный роман; автор проводит героев через все времена года: весна – начало любви, лето – её бурное развитие, осень – пора расставания. Всё это – приметы мира, в котором живёт, любит, испытывает счастье, страдает человек. Мир и человек – единое целое. Природа – субъект действия: не человек видит деревья, а они видят его. Здесь Пастернак предпочитает, чтобы сам мир говорил за него и вместо него, например, о зиме: Она шептала мне: «Спеши!» Губами, белыми от стужи…
«в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» «тоска пассажиркой скользнёт по томам» «предгрозье играет бровями кустарника» Его поэзия как бы приобщает «мелочи жизни» к «времени и пространству» бесконечного и вечного мира. Мир Пастернака – это не окружающий нас мир и не наш внутренний, а единство того и другого.
В стихотворении «Зимняя ночь» свеча – точка притяжения человеческой души в вечный источник света: уже не в комнате, но в мире, где мерцает и не гаснет её одинокий свет. Пастернак способен увидеть в капельках воды безграничный океан, именуемый жизнью. Приобщение к природе, к миру даёт человеку возможность преодолеть ощущение одиночества и осознание кратковременности собственного бытия – открывает возможность увидеть то, что далеко впереди: За поворотом, в глубине Лесного лога, Готово будущее мне Верней залога. В состав будущего входит и бессмертие, причём у Пастернака оно отождествляется с вечностью.
Много лет зрел замысел романа, центром которого должна была быть революционная эпоха: «исторический образ России за последнее 45-летие». Художник и время. (Роман «Доктор Живаго»).
Я – один, всё тонет в фарисействе, Жизнь прожить – не поле перейти.
Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
Зачем же плачет даль в тумане И горько пахнет перегной? Чтобы за городской гранью Земле не тосковать одной.
Не художник знаменит, знаменито творчество. А жить надо … без самозванства; Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. При этом важно сохранить себя как личность, чтобы те, «кто пройдёт твой путь за пядью пядь», поняли, что ты не оступился и остался …живым и только, Живым и только до конца. Глава ХIV.Александр Трифонович Твардовский (1910-1971гг.)
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |