КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подведем итог. Человеческий организм и сознание существуют как проводник-трансформатор энергии-информации. С одной стороны они превращают грубые энергии физического мира в
Человеческий организм и сознание существуют как проводник-трансформатор энергии-информации. С одной стороны они превращают грубые энергии физического мира в высокие психические вибрации. С другой стороны – позволяют воплотится творческим информационным процессам в плотном мире физических явлений. Мы творим реальность, актуализируя те вероятности, которые можем насытить достаточным количеством энергии.
Глава 12. Немного психологии. Эволюция сознания в информационном обществе. Все достижения современной науки и техники есть следствие определенной философской концепции. Технический прогресс и протекающая параллельно эволюция общества – результат воздействия материалистического мировоззрения. Как взаимодействуют эта доктрина и энергоинформационная реальность? А если между ними возникает противоречие, то в чем оно заключается и можно ли его разрешить? Для этого коснемся психологии, как науки описывающей психические процессы, и проследим перетекание материальной реальности в энергоинформационную. Согласно официальной научной доктрине, мир материален. Именно материя, изменяясь и трансформируясь, породила все нематериальное – мысль, чувство, сознание. Объективная реальность дана человеку в ощущениях и существует независимо от него, по сути, являясь причиной и источником эмоций, мыслей, действий, мировоззрения. Но с другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что источником ощущений может быть не только объективная реальность. Ощущения, возникшие в глубине внутреннего мира, могут стать причиной ярких эмоций, мыслей и даже действий. Вспомните известное выражение «над вымыслом слезами обольюсь», которое достаточно ярко демонстрирует склонность определенных людей создавать иллюзорную реальность, переживать, думать и даже действовать так, как если бы все происходило наяву. Так каково же взаимоотношение идеального и материального в природе человека? Давайте рассмотрим эту тему с иной точки зрения. Зададим себе простой вопрос: можно ли поставить знак равенства между понятием «сознание» и «мозг»? С одной стороны – да. Нет мозга – нет сознания. С другой стороны, наличие мозга не всегда гарантирует присутствие сознания. Обморок, например… Кроме того, в научной медицинской литературе описаны случаи, когда потеря значительной части головного мозга не только не приводила к гибели человека или потере каких-то функций, но сопровождалась полным сохранением памяти и всех психических возможностей! Получается, что сознание имеет отношение к мозгу, но не тождественно ему. А теперь подумаем, что произойдет с человеческим сознанием, если его лишить контакта с внешним миром. Не стоит напрягать фантазию, подобные эксперименты проводились психологами на добровольцах. Этот эксперимент называется сложным термином «сенсорная депривация». Выглядит это мероприятие примерно так. Человеку надевают темные очки и погружают в ванну с раствором идентичным плотности и температуре тела. Соответственно, человек лишается зрительных, слуховых, тактильных (прикосновение) ощущений и, в добавок ко всему, не чувствует давления, позволяющего определить положение тела в пространстве. Пока вы читали этот отрывок, скорее всего ощущение появилось само собой – неприятное чувство тревожности – нормальная реакция, в том случае, если вы обладаете развитым воображением и уже успели поставить себя на место героя нашего рассказа. Да, действительно, обычно неподготовленный человек уже через десяток минут начинает терять душевное равновесие, счет времени, потом возникает приступ страха и потеря сознания. Значит, мы можем говорить, что в возникновении того, что мы привыкли называть сознанием, участвует не только мозг, но и факторы внешнего мира. Психологический экскурс. Смысл этого эксперимента заключается в продолжительном, более или менее полном, лишении человека сенсорных импульсов. Следует перед этим заметить, что человек – такая сложноорганизованная структура, которой требуется постоянный поток импульсов, сигналов. Эта информация может поступать в центральную нервную систему как от органов чувств (внешние раздражители), так и от внутренних органов. Это энергия, благодаря которой сознание работает и которую использует в дальнейших действиях. Так вот, воздействие сенсорной депривации на человека изучается путем его погружения в раствор в специальном оборудовании (например, сурдокамере). В таких условиях изоляции от внешних раздражителей человек лишается всех привычных ощущений: аудиальных, визуальных, тактильных. Поэтому, как ответ на недостаток такой информации, у человека актуализируется потребность в ощущениях и переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность внешнего потока информации активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память. Возникают яркие представления. По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется пониженное настроение (заторможенность, депрессия, апатия), которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний. Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Однако выявлено, что тренировка и привыкание к условиям изоляции, решение в условиях изоляции разнообразных задач, повышают сопротивляемость испытуемых. Более того, жесткая зависимость от сугубо внешнего потока информации дает «свободу» функционирования в изолированных условиях, а соответственно и повышает эффективность человека. Физиологически процесс выглядит как компенсаторное активное стимулирование центральной нервной системы внутренними сигналами. Так что же есть наше сознание? Давайте ответим так: Сознание – форма отражения объективной действительности в психике человека. Кроме того, сознание – это тот феномен, который ярко демонстрирует многомерность бытия, взаимосвязь и взаимоперетекание нематериального в материальное. Объективная реальность, как известно, дана нам в ощущениях. То есть все, что мы знаем о мире, в котором живем – получено посредством органов чувств или приборов, которые расширяют их возможности. Как видно из вышеприведенного примера, отсутствие внешней стимуляции приводит к печальным последствиям. Однако хочется подчеркнуть, что такие результаты имеют отношение лишь к людям, находящимся на определенном уровне развития. Это уровень обыденного, потребительского сознания, когда все происходящее в жизни связывается в первую очередь с внешними обстоятельствами и ситуациями. Сознание такого человека ориентировано в первую очередь на внешние события, а внутренний мир пребывает во мраке. Этим людям свойственно незрелое поведение и отношение к жизни. Как у маленьких детей, у них есть постоянное ожидание чудесных событий, когда все «само собой» решится, когда правительство станет лучше, а экономика стабильнее. В общем, как в детской песенке: ожидание, когда «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино». И если кино, как в нашем примере, не показывают, и соответственно прерван поток сигналов из внешнего мира, то сознание погружается во внутренний мир. В том случае, если во внутреннем мире отсутствует активность, возникает серьезная проблема. Слава Богу, в жизни мы как правило избавлены от таких экстремальных экспериментов, но любые кризисные ситуации, которые порой случаются с каждым, могут иметь не менее печальные последствия, чем в приведенном выше примере. Неспособность осознавать внутренние процессы делает человека беспомощным, как маленький ребенок. Источником ощущений могут быть сигналы или, другими словами, стимулы. Давайте рассмотрим вопрос подробнее на примере возникновения слухового ощущения. 1. Для того, чтобы мы что-то услышали, во внешнем мире должен быть источник звука, например, ваш собеседник. 2. Голосовые связки собеседника, пропуская сквозь себя воздух, создают механические колебания молекул – звуковую волну. 3. Как только она достигает слухового аппарата, механическая энергия превращается в биологический процесс передачи (генерация и передача нервного импульса, в котором участвуют биохимические и биофизические реакции) полученного извне стимула. Причем, заметьте, что форма (содержание) сигнала внутри тела сохраняется, а сила отражается адекватно. В этот момент происходит удивительное событие – превращение энергии внешнего мира (звуковая волна) в энергию совершенно другого порядка – энергию человека (подробнее с этим физиологическим механизмом можно ознакомиться в любом учебнике по физиологии нервной системы). Этот удивительный процесс – хорошая иллюстрация точки зрения древних философов на предназначение человека. Они утверждали, что наша роль в существовании мироздания – преобразование сигналов или энергий внешнего мира. С одной стороны, мы превращаем грубые материальные энергии мира в тонкие психические энергии, с другой стороны нам дана способность материализовывать тонкие энергии психики в физические материальные объекты. Иллюстрацией обратного процесса может быть любая деятельность человека. Несомненно, перед совершением любого действия в нашем сознании проходит масса мыслительных, эмоциональных и других процессов. рисунок Такому же превращению подвергаются все воспринятые сигналы. Другими словами – объективная реальность, данная нам в ощущениях – это набор принятых и трансформированных телом энергетических импульсов, идущих из внешнего мира. На каждого из нас ежесекундно влияет огромное количество стимулов, вызывающих те или иные ощущения. Для того, чтобы не утонуть в этом море энергии, существует естественный механизм, который вносит порядок, упаковывая ощущения в соответствии с их особенностями и собственными возможностями организма человека. То же самое происходит и в животном мире. Многообразная палитра ощущений и впечатлений человека создает основу для более сложных процессов. Другими словами, ощущения – это топливо, энергия, позволяющая проявиться всем, более сложным процессам внутреннего мира. Ощущения появляются в ответ на энергию, поступающую из внешнего мира. Как показал вышеприведенный эксперимент, при отсутствии такой энергетической поддержки сознание обычного человека не способно работать в нормальном режиме. Однако это касается только неподготовленных людей. Что же это значит? Давайте подумаем, только ли внешние воздействия могут вызвать ощущения? Ответ на поверхности: нет, источником ощущений и переживаний вполне может быть Внутренний Мир. Достаточно вспомнить о чем-то значимом, впечатлившем, или, например, ярко представить себе лимон – и ощущения изменятся. Для каждого из нас внутренний мир является источником ощущений, соответственно и энергии. В вышеприведенном эксперименте участвовали разные люди. Представители обыденного сознания, то есть неподготовленные. А также те, кто проводил определенную работу по развитию возможностей внутреннего мира. Результаты опыта для тех и других дали диаметрально противоположные результаты. Подготовленным не был присущ страх, чувство одиночества и беспомощности, вместо этого появлялось ощущение бесконечности пространства и радость единения с ним, творческой свободы и близости со всем живым. Те, кто развивал способности и возможности сознания, были в состоянии почувствовать другую силу, которая поддерживает жизнь – силу Творческого начала. Она есть в каждом из нас, она поддерживает жизнь, обеспечивает стремление к познанию, интерес, любопытство, смысл бытия. Угасание интереса, нежелание двигаться к новым достижениям, впечатлениям и ощущениям в конечном итоге ведет к закату физического существования. Известны факты, когда глубоко пожилые люди, занятые интересным делом, сохраняли душевную молодость, физическое здоровье и активность до последнего вздоха. Однако нередко случается, что люди молодые, полные жизненного потенциала, потеряв интерес и внутренний стимул, преждевременно покидали этот мир, разрушив себя болезнями и пагубными привычками. Именно эта Творческая энергия, Божественная частичка в нашем человеческом воплощении движет нами, обеспечивая возможность развития и эволюции. Это тот моторчик, который не позволяет останавливаться и заставляет искать новое. Причем речь идет не только и не столько о достижениях материального порядка, хотя человеческое существо весьма ненасытно и изощренно в удовлетворении витальных потребностей. Попробуйте представить себе животное, которое способно принимать пищу из дружеских побуждений, а не по велению голодного желудка. И для продолжения рода нам нужен не просто партнер противоположного пола, но человек, соответствующий нашим представлением о физической и душевной привлекательности. Хочется, чтобы с ним было интересно в течение долгих лет жизни. Удовлетворение даже самых примитивных биологических потребностей становится для нас местом приложения творческих усилий. Не останавливаться на достигнутом и продвигаться вперед – естественная потребность человека. Что мы можем считать «достижением», кроме привычных материальных вещей и положения в обществе? Несомненно, пережитые ощущения и впечатления, эмоции и чувства, все знания и события жизни можно назвать «достижениями». Можем ли мы однажды удовлетвориться тем, что есть, и перестать накапливать впечатления, изменять отношения, осмысливать события? Ответ очевиден: мы не можем остановиться на месте, «застыть». Человек либо развивается и идет дальше, либо опускается ниже – регрессирует. Объясним. Скатываться вниз по спирали собственной истории начинает тот, кто перестал подниматься вверх. Можно получить миллион, например, в наследство. Для того, чтобы сохранить и приумножить капитал, придется потрудиться над собой и научиться им управлять. То есть измениться. Может случиться великое чудо – любовь, но для того, чтобы она не погибла под обломками жизненных неурядиц, чтобы она жила в нашей душе и радовала сердце, стоит приложить усилия для ее сохранения. Надо развить чуткость, чтобы понимать близкого, надо иметь силу, чтобы сказать правду, надо приобрести мудрость, чтобы слышать любимого. Что все это значит? Это развитие и изменение. Как только нам кажется, что мы стали обладателями силы или богатства, мудрости или любви и перестаем развиваться, останавливаемся, застываем – возможности и чувства естественным образом уходят из нашей жизни. Причина проста: движение и трансформация – аксиома нашей реальности, физического мира, в котором мы живем. В приведенных примерах речь не идет о потере каких-то способностей, знаний или положения. Мы говорили только об остановке на достигнутом, о статике. Однако мир не застывает в своем движении. Законы Вселенной непреложны. И если вчера каждый из нас в своем качестве соответствовал определенному «своему» месту в мире, то сегодня, в изменившихся условиях, но со старым наполнением, не развиваясь, мы теряем актуальность и уже не можем так же адекватно вписаться в картину мира. Это основная причина жизненных потерь и регрессии. Жизнь человеческая, ее качество и результаты обусловлены взаимодействием двух сил: Витальной силы биологической природы и Творческой силы внутреннего мира. С первого и до последнего вдоха они направляют движение человека. Стремление поддержать жизнь и познать новое, обеспечить безопасность и удовлетворить любопытство, продлить свой род и реализовать идеи создает события и обстоятельства. Находясь в динамическом равновесии, эти силы позволяют обеспечить комфортную и успешную жизнь, полную впечатлений и достижений. Однако - «бытие определяет сознание», возразит кто-то. Не раз слышали мы, что обстоятельства кого-то сломили, а кому-то крупно повезло. Что же важнее: сила духа или обстоятельства? Возвращаясь к вопросу о судьбе и свободной воле, поднятому во вступлении, рассмотрим его с точки зрения динамического и созидательного равновесия. Несомненно, каждый из нас приходит в этот Мир с определенными задатками, другими словами, мы все имеем некую стартовую площадку. Это все то, что в жизни не приходится, на первый взгляд, выбирать – время и место рождения, родителей, состояние здоровья, темперамент и половую принадлежность. Однако стоит заметить, что стартовая площадка лишь только начало, результаты зависят от самого человека. Каждый из нас видел и таких, кто из самых сложных условий выходил на достойный уровень, и таких, кто разбазаривал данный от природы потенциал. Бытие определяет сознание в том случае, если человек не слышит голос Творческого, созидающего начала, если его развитие еще не началось. Все, кто смог осознать и научился применять внутренние возможности, тем самым сделали очередной шаг эволюционного развития и уже никогда не будут зависеть от формы бытия, но смогут создавать реальность, строить здание своего мира. С течением времени уровень развития сознания все больше определяет качество жизни. Все, что мы имеем – следствие совершенных действий или пассивного согласия с ситуацией. Выбор, поступки всегда предваряются осознанной или бессознательной активностью Внутреннего Мира. Соответственно, если хочешь узнать себя, посмотри на свою жизнь. И если что-то тебя не устраивает, если хочется все изменить или получить больше, то это уже шаг вперед. Неудовлетворенность обстоятельствами собственной жизни – это шанс сдвинуться с мертвой точки и потенциальная возможность развития. ВСЕ в наших руках. Мы не в состоянии кардинально изменить мир, но можем, изменив себя, сделать его совершеннее, параллельно достигнув желанных результатов. Реализация жизненных задач и творческих возможностей происходит в определенной среде. И если в начале времен главной причиной успешности была в первую очередь Витальная сила и боевые умения, то сегодня ситуация изменилась, как изменился и сам мир. Чтобы стать вождем, мало одной физической выносливости и ловкости на охоте, современный мир выдвигает другие требования и стимулирует развитие новых способностей. Более того, чисто физическая сила, ее показатели не являются определяющими качествами, не являются теми преимуществами, которые могут гарантировать человеку победу, социальные достижения. Своеобразными исключениями могут показаться некоторые области спорта, военные действия там, где борьба идет чуть ли не на инстинктивном уровне. Но даже здесь существует немало таких «но»… Кто знаком хоть отдаленно со спецификой спортивной подготовки и соответствующих достижений, понимает, что на данном этапе развития общества и науки физические данные человека не гарантируют его успешности в том или ином виде спорта. Да, предпосылки от природы играют серьезную роль, но гораздо большее значение для достижения результатов имеет правильно, структурно построенный процесс подготовки, «ведение» человека от ступени к ступени. Не говоря уже о влиянии на эту область фармакологии. Яркой иллюстрацией этому стал обязательный тест на определение пола спортсмена, введенный несколько лет назад. Причем на Азийских играх индийская атлетка была лишена серебряной медали за то, что не прошла соответствующих тестов. Тренера признают и открыто заявляют о том, что сейчас судьбу спортивной карьеры решает психологическая работа, настройка спортсмена. Победу простраивают, просчитывают и видят. Это – технологии современного спорта. Сегодня Витальная сила лишь двигатель, источник энергии для материализации Творческих идей, примененения знаний, логики, интуиции. Каждый из нас строит свой мир в окружении людей, в общении с людьми, при помощи людей. То есть, в обществе с определенными правилами, принципами, моралью, этикой и законами. Личные интересы могут совпадать, противоречить или частично совпадать с интересами других. Если я хочу купить дом, и у меня есть на это деньги, а продавец желает его продать – мы совпали и получили результат без сопротивления. Возможен и другой вариан: моя позиция такая же, продавец не против, но сообщество коттеджного городка не принимает в свои ряды «чужаков». Налицо противоречие, обусловленное конфликтом личности и группы. Ну и, наконец, все есть, а материальная предпосылка отсутствует. Хочу дом, да ресурсов недостаточно. В зависимости от уровня развития сознания эти вопросы могут решаться по-разному.
Можно обвинять внешний мир в несправедливости, а себя в недостойности, а можно пойти по другому пути: вместо противостояния найти способ развить диалог, вместо самобичевания потратить силы на раскрытие собственного потенциала. Уровень развития личности определяет степень ее влияния на среду обитания. Если раньше это была сила, потом: сила, хитрость и ум, теперь – это динамическое равновесие и развитость всех сфер сознания, а также переход на новый тип взаимодействия и коммуникации.
Рисунок с пирамидками: социальное влияние, исходя из уровня развития сознания.
Мы видим, что уровень сознания определяет возможности и степень влияния на материальные и социальные процессы. Кроме этого, важен тип коммуникации. Человек – открытая система. Это говорит о том, что он получает, а в дальнейшем транслирует энергию и информацию. Внутренние способности и возможности должны быть проявлены во внешнем мире без искажений, с достаточной силой и вовремя. Они должны быть не только проявлены, но и донесены до конкретного объекта. Донесение возможно с позиции силы или с позиции диалога, компромисса. Что лучше? Янский, мужской подход силы или Иньский, женский путь компромисса? Ответ можно найти, понаблюдав за успешными людьми. В их арсенале найдутся совершенно разные модели, которые применяются гибко в зависимости от ситуации. Присутствуют обе формы, но общей является способность влиять на общественное мнение, то есть создавать, управлять и распространять информацию. Сегодняшний день, как известно, день информационных технологий. Это касается не только цифровой аппаратуры и компьютерного мира. В первую очередь это имеет отношение к качеству коммуникации и форме сознания. За последние 50 лет информационный поток, доступный человеку, увеличился на порядки. С первого мгновения жизни на ребенка обрушивается шквал разнородных сигналов, который не снился нашим бабушкам и дедушкам. Мы привыкли к этому информационному морю, адаптировались и уже практически не замечаем перегрузки. Выехав на природу, отключив телефон, оторвавшись от ПК и телевизора (вспомните, как давно это случалось J), через некоторое время чувствуем даже дискомфорт: жизнь проходит мимо! Не хватает привычного ритма и потока информации. То, что предков ввело бы в тяжелейший стресс, стало естественным даже для детей. Это говорит о том, что способность восприятия информационных потоков развивается естественным способом. Информационный и технологический прогресс подготовил наше сознание для перехода на новый этап развития.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |